В конце октября т.г. в одной из обнинских газет было опубликовано письмо читателя. Заголовок: «Зачем нам столько мигрантов?» - у меня вызывает протест.
Так нельзя писать о людях!
Разве мы крепостных покупаем?
Автор письма явно преувеличивает мою роль в привлечении мигрантов в наш город. Миграция – естественный процесс, явление природы. Никто не может повлиять на миграционный процесс: ни депутат, ни президент! Это не в человеческих силах. Сколько людей уехало из Обнинска за последние десять лет?
Так сколько же мигрантов нужно России, Обнинску, Калужской области? В Обнинске много мигрантов? Но население Обнинска не изменилось за последние десять лет: около 105 тысяч человек. Дело не только в низкой рождаемости. А рождаемость в России не низкая, а как в Европе: в среднем женщина за свою жизнь рожает полтора ребенка. Как в Германии. Просто за последние 15-20 лет многие жители уехали из Обнинска: в Москву, в Европу, в США, в Новую Зеландию, в Израиль… А население города не уменьшилось. Произошла замещающая миграция из других регионов России и из бывших советских республик. Только миграция поддерживает население Калужской области больше миллиона человек.
Кстати, если население станет меньше ста тысяч в Обнинске, меньше миллиона в области, мы все это почувствуем на себе. Нормативы бюджетной обеспеченности на город с населением меньше ста тысяч – гораздо меньше. Миграционная политика государства опирается на науку демографию. Наука видит не только общее уменьшение населения, но, главное, старение нашего населения. В ближайшие годы численность трудоспособного населения России уменьшится на десять миллионов. Вот сколько рабочих рук дополнительно потребуется в России, а не 300 тысяч, как пишет читатель. Государство это учитывает и проводит соответствующую миграционную политику. При этом государство заинтересовано не столько во временных работниках‑мигрантах, сколько в переселенцах, переезжающих с семьями в Россию на постоянное жительство. В России с 2007 года действует Государственная программа оказания содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа в Россию. В том числе такая программа есть в Калужской области и в Обнинске. Иностранные граждане, уже живущие в России, тоже могут участвовать в программе переселения, стать гражданами России.
Понимаю, что автору письма не нравится политика государства по привлечению в Обнинск и в Россию переселенцев из-за рубежа. Автор ссылается на неудачный опыт интеграции мигрантов Франции и Германии. Но и в этих странах до сих пор никто не предложил альтернативы. Никто не сказал: можно было тогда не пускать мигрантов!
Если не согласны с политикой государства, предложите альтернативу! Скажите: что делать? Закрыть страну, закрыть наш город и никого не пускать в Обнинск? Но население Обнинска тоже стареет.
Кстати, граждане России, приехавшие жить в Обнинск, - тоже мигранты? Я сама была таким мигрантом. В 1977 году наша семья переехала в Обнинск из Свердловска. В Обнинске вообще мало коренных жителей: большинство дети и внуки мигрантов. Многие приехали, например, из Ташкента. У людей, приехавших в город есть проблема: прописка. Приехав в Обнинск, мы семь лет снимали жилье без прописки. И сейчас люди, приехавшие в Обнинск, не имеют своего жилья, снимают жилье. А хозяева жилья их не прописывают. Сдают жилье без регистрации жильцов. Регистрация нужна и гражданам России и иностранным гражданам, и даже участникам государственной программы переселения.
Недавно миграционная служба сама предложила регистрировать иностранцев – участников госпрограммы переселения по адресу местных администраций. А пока этого не делают, я выполняю работу нашей мэрии. Регистрирую в своей квартире людей, живущих в Обнинске: и граждан России, и иностранных граждан, в том числе участников Госпрограммы переселения. Все эти люди уже приехали и живут в нашем городе. Приехали без моей помощи. Они уже живут здесь. Изменить это невозможно. Можно и нужно сделать так, чтобы мигранты соблюдали российские законы, и прежде всего - регистрировались в городе.
Заниматься этим должно государство.
Но пока в городе эту роль государства исполняю я.