Скромный деятель театра и телевидения. К юбилею ГТРК Вятка
Кублановский Михаил Наумович, родился 13 апреля 1910 года в городе Мариуполе.
Учился в школе в городе Харькове, куда семья переехала в 1921 году.
Отец его работал закройщиком, а позднее заведовал секцией готового платья в Харьковском торге. Умер в 1932 году.
Мать его была домохозяйкой и умерла в 1956 году.
С апреля 1927 года по сентябрь 1928 года Михаил Наумович работал обойщиком мебельной мастерской в городе Харькове. Одновременно, с сентября 1927 года по сентябрь 1929 года учился в вечерней театральной мастерской ХОСПС «У станка».
С октября 1929 года по январь 1931 года работал актером и ассистентом режиссера Ивановского театра «Пролеткульт» в городе Иваново-Вознесенске.
В первые же годы после Октябрьской революции начались попытки создания в городе постоянно действующего театра (активное участие в этом принимал Д. А. Фурманов, бывший тогда секретарём Иваново-Вознесенского губернского комитета РКП(б)). С июля 1918 в бывшем Купеческом клубе начались выступления профессиональной труппы под руководством М. Е. Залесова. Крупным событием стали регулярные гастроли И. Н. Певцова, периодически (в 1919-1923 годах) принимавшего участие в спектаклях. Одновременно (в 1918 году) в Иванове был организован ПРОЛЕТКУЛЬТ, театральная студия которого в сентябре 1919 года показала свой первый спектакль (инсценировки, сцены из пьес). Из этой студии в 1924 году возник 1-й рабочий театр Пролеткульта, переданный в 1932 году профсоюзу и переименованный в Театр ОСПС.
С сентября 1931 года по август 1935 года работал актером и ассистентом режиссера в Рыбинском театре «РАТАП».
С сентября 1935 года по август 1938 года работал актером и ассистентом режиссера в Государственном театре юного зрителя им. А.М. Горького в городе Харькове.
Харьковский театр юного зрителя (нынешнее название Театр для детей и юношества) — один из старейших театров для детей. В 1920 году, в помещении «для зрелищ», построенном в 1835 году, был открыт «Первый Государственный театр для детей» на Украине. В 1933 году театр сменил название на «Театр юного зрителя». В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Сибирь. Возрождён на родной земле в 1960 году.
С декабря 1938 года по ноябрь 1950 года Михаил Наумович работал актером и режиссером городского театра Рыбинска. В годы войны возглавлял театральную бригаду по обслуживанию частей действующей армии Северо-Западного, Калининского и Карельского фронтов. Это сотрудничество с армейскими частями продолжал до конца жизни.
В городе Рыбинске помнят Михаила Наумовича.
Вот что написал сотрудник Рыбинского музея-заповедника А.Б. Козлов в газете «Рыбинская неделя», 2012, №19 (16 мая):
«Театр-студию в Рыбинске организовали на основании Декрета Совета народных комиссаров от 26 августа 1919 года «Об объединении театрального дела». Власти города выделили новому театральному коллективу дом номер 17а на проспекте Ленина (ныне улица Крестовая). В этом здании театр-студия, преобразованный впоследствии в Рыбинский драматический театр, работал до 1960 года.
Ветеран актерского цеха Рыбинска В.А. Прокофьева вспоминает:
- Там, где теперь широкий парадный вход, стоял каменный дом старинной кладки с метровой толщиной стен. На проспект Ленина он смотрел тремя окнами. Сам театр помещался внутри двора, куда вела узкая калитка. Пройдя дальше в глубь двора, вы входили в вестибюль – справа окошечко кассы, а рядом большая дверь, ведущая в фойе.
Фойе было большим, просторным, но очень холодным. Слева раздевалка, справа буфет, а прямо – большой проем. Это вход на широкую деревянную лестницу, которая вела в зрительный зал, расположенный на втором этаже.
Зрительный зал был решен в старых театральных традициях – бархатный занавес с глубокими складками и суфлерская будка (это непременный атрибут старого театра).
В первые годы театра-студии в нем занимались не профессиональные актеры, а рабочие и служащие. Днем работали, а вечером выходили на сцену.
Осваивать мастерство перевоплощения студийцам помогали профессиональные актеры из труппы сгоревшего театра. Особенно много успел дать новичкам Виктор Родионович Ольховский (1895-1935 г.), которого в 1921 году пригласили на работу в Малый театр. В Москве В.Р. Ольховский быстро стал ведущим актером прославленного коллектива. Ему присвоили звание Заслуженного артиста республики.
К началу 1930-х годов в Рыбинском театре выросли свои блистательные мастера сцены. Александра Никитична Ленивенко, Давид Яковлевич Меримсон, Михаил Наумович Кублановский, Анатолий Кузьмич Петров, Николай Павлович Демидов и многие другие.
В 1935 году Рыбинский РАТАП (рабочий театр) имени А.М. Горького (так он тогда назывался) гастролировал в Москве. На сцене театра Мейерхольда рыбинцы показали спектакль «Женитьба Фигаро».
В рецензии на спектакль газета «Советское искусство» написала: «Женитьба Фигаро показала, что театру свойственно чувство театральной формы, что он овладел искусством пластичности».
Журнал «Советский театр»: «Итог спектакля в пользу театра. В нем много интересного, театрально-яркого, сценически живого».
Но были на театральном небе Рыбинска и грозовые тучи. В 1934 году сняли с работы и репрессировали художественного руководителя театра, ученика В.Э. Мейерхольда Г.В. Хависа.
В 1940-1950 годах в театре работала бутафором гражданская жена адмирала А.В. Колчака Анна Васильевна Тимирева. Рыбинск был для нее местом ссылки.
В годы Великой Отечественной войны театр внес свою лепту в победу над врагом. Фронтовая бригада театра за пять месяцев пребывания на фронте дала 553 спектакля и концерта. Участник бригады, актер М.Н. Кублановский вспоминал:
- В день давали по семь спектаклей. Оказывали помощь фронтовой художественной самодеятельности, обслуживали полевые госпитали.
Рыбинцы любили свой театр. Обратимся вновь к воспоминаниям В.А. Прокофьевой:
- Посещение театра было для каждого праздником, к нему готовились заранее. Ни одна женщина не позволяла себе войти в театр в уличной обуви. Было принято непременно брать с собой праздничные туфли, и около раздевалки можно было видеть стайку женщин, которые торопились сменить обувь. С каким нетерпением и предчувствием чуда ждали зрители открытия занавеса! И чудо совершалось – часто сразу же после открытия занавеса в зале раздавались горячие аплодисменты…
В 1960 году небольшое театральное здание разобрали и строительный трест № 16 начал возводить на освобожденном месте значительно больший театр по проекту архитектора Тильша. В апреле 1963 года писатель М.А. Рапов написал в газете «Рыбинская правда»:
- В Рыбинске построено новое здание театра. Надо отдать должное, строителям удалось мастерски использовать этот тесный и узкий участок, который был в их распоряжении. Все здание уместилось в середине квартала… Огромный проем сцены, прекрасные мягкие кресла светлого дуба, такая же дубовая полоса, идущая внизу по стенам, нарядная хрустальная люстра. Зал высок и вместителен, в нем 650 мест.
В этом же номере газеты напечатана статья главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств Коми АССР, Ю.Г. Лаппа-Старженецкого:
- В новом театральном здании не может, не должно быть слабых спектаклей. А пока – подготовка двух новых спектаклей. Драма «Мы вместе» (литературная редакция Константина Симонова) очень интересна по содержанию. Разоблачая последствия культа личности Сталина, она выгодно отличается от ряда аналогичных по теме пьес. Комедия драматурга и поэта В.В. Винникова «Когда цветет акация» имеет богатую сценическую историю.
Если в «Мы вместе» было занято старшее поколение актеров, то в «Когда цветет акация» играла в основном молодежь: Калина, Санковская, Серова, Козлова, Молодцов, Семенов, Юров, Шустерман, Эльнатанов. Начинался новый этап в развитии Рыбинского театра».
С декабря 1950 года по сентябрь 1953 года Михаил Наумович работал актером и режиссером областного театра им. Т.Г. Шевченко в Измаиле на Украине.
С сентября 1953 года по август 1958 года работал актером Кировского областного драматического театра.
Моя мама была председателем родительского комитета в классе брата, который учился в школе №14 у Марии Дмитриевны Свечниковой.
Все оформление новогодних вечеров и спектаклей готовили ребята сами из разных материалов в нашей квартире в доме по улице К. Маркса, 30 (тогда он носил номер – 22). За дружной работой проходило немало вечеров. Вместе выдумывали все нюансы оформления. Самым активным и умелым был Валерка Рылов, которого все звали Рыльчик. У него все в руках горело. Вместе со всеми участвовал в этой работе и Саша Серебров, который жил в доме №22а (во дворе нашего дома). Сегодня он известен всей стране как космонавт и ученый, а тогда был румяным и симпатичным пионером.
Сценарий составляла видимо мама. Возможно, что ей в этом помогала Ольга Михайловна Шуравина, преподаватель музыки, о которой писал в своей книге Р.М. Преснецов. Шуравина жила в маленьком домике на улице Р. Люксембург рядом с нашим домом. Она происходила из купеческой семьи и хорошо помнила, как организовывались новогодние праздники для ребят в дореволюционное время.
А роль Деда Мороза в этих новогодних спектаклях всегда исполнял Михаил Наумович Кублановский.
Уже гораздо позднее, когда я уже начал интересоваться краеведением, спросил мамы об истории ее знакомства с Михаилом Наумовичем. Мама сказала, что она всегда была твердо убеждена, что Деда Мороза в спектаклях должен играть профессиональный актер. Поэтому пошла в драмтеатр, искать такого актера. Ее проводили к заместителю директора театра, который пригласил к себе в кабинет Михаила Наумовича и познакомил их. Так началось это сотрудничество.
С 19 августа 1958 года по 14 августа 1972 года Михаил Наумович работал главным режиссером Кировской студии телевидения.
Надо отметить, что, став главным режиссером, Михаил Наумович сразу открыл на телевидении театральную студию для подготовки молодежи к театральной деятельности. В то время ни один театр города не имел такой театральной студии.
Конечно, занятия в этой театральной студии были бесплатные.
Одновременно, Михаил Наумович руководил юношеским театром им. Ф. Кастро при Доме культуры «Авангард» города Кирова. Народная артистка России Татьяна Каратаева, работающая в Новгородском театре драмы, вспоминает: «Актёрский талант во мне заметил режиссёр театральной студии кировского ДК Промкооперации (ДК «Авангард» - А.Р.) Михаил Наумович Кублановский, где я занималась в свободное от школы время. Голос у меня был звонкий, артистизма хоть отбавляй, так что играла много и с удовольствием. Постигать азы актёрского мастерства Татьяна вместе с ещё несколькими своими коллегами по сцене ДК Промкооперации после 8 класса отправилась в театральное училище в Ростов-на-Дону. Но закончить его не удалось: по семейным обстоятельствам после 2 курса она была вынуждена вернуться в Киров. Устроилась лаборанткой в лесной институт (КирНИИЛП – А.Р.), и, казалось, о театральной карьере можно было забыть. Но тут руку помощи талантливой ученице вновь протянул учитель. Михаил Наумович в буквальном смысле за руку привел Таню в Кировский ТЮЗ. «Хорошая девочка, возьмите» — так рекомендовал он её руководству. Хорошую девочку Таню взяли в реквизиторский цех, но обещали, что она будет активно задействована в массовке. Неизвестно, как долго девушка говорила бы: «Кушать подано!» и вытирала пыль с реквизита, если бы в театре не появился начинающий режиссёр Тенгиз Махарадзе. В Кировском театре юного зрителя он ставил дипломный спектакль «Белоснежка и семь гномов». Наша героиня волей случая сыграла в нём Ромашку. — Режиссёр заметил меня совершенно случайно: я разносила по цехам реквизит, и в руку мне вонзилась игла, — вспоминает Татьяна Каратаева. — Как я кричала! Ещё чуть-чуть — и я умру, казалось мне тогда. Так что Тенгиз Александрович меня спас — зубами вытащил иглу. Но, видимо, эмоциональность произвела на режиссёра впечатление, и он не только избавил девушку от страданий, но и дал пусть и небольшую, но роль в своём первом спектакле. Комиссия, принимавшая спектакль, тоже отметила Ромашку и предложила ей и ещё одному актёру продолжить образование в Белорусском театральном институте. Но на этот раз мама уже никуда не отпустила нашу героиню. — Так что высшего актёрского образования у меня нет, — признаётся народная артистка РФ Татьяна Каратаева. — Театральную школу мне дал Махарадзе. Став моим мужем, он меня в буквальном смысле вырастил, воспитал, дал профессию».
Владимир Коробейников, звукорежиссер ГТРК «Вятка» вспоминает: «Он учил нас быть ответственными и дисциплинированными. И показывал это на личном примере. Постановки театрального кружка выросли до профессионального уровня. Ребята гастролировали и с удовольствиями брались за работу над новыми спектаклями. Один из них дал кружку имя. Стали ставить спектакль «Мальчишки из Гаваны» (пьеса драматурга Василия Чичкова – А.Р.), и как раз в это время в Советский Союз с официальным визитом приехал Фидель Кастро. Мы послали телеграмму Фиделю Кастро с просьбой разрешить присвоить нашему кружку его имя, и он нам ответил, что он не возражает».
В жизни Михаил Наумович был очень скромным человеком, но всегда много работал, был настоящим деятелем театра и телевидения и успел сделать немало.
В театрах, как драматический актер, Михаил Наумович сыграл более 200 ролей.
Как театральный режиссер поставил свыше 50 спектаклей.
Как телевизионный режиссер подготовил и провел свыше 500 передач.
На Кировской студии телевидения снял около 20 телефильмов, в том числе фильм «Герцен в Вятке».
Умер Михаил Наумович в городе Кирове 27 января 1975 года.
Его сын, известный российский поэт и писатель Юрий Михайлович Кублановский, сегодня член редакционной коллегии журнала «Новый мир».
Автор выражает сердечную признательность Татьяне Геннадьевне Филимоновой за предоставленные архивные материалы.
Полная версия статьи:
http://www.topos.ru/article/zhizn-kak-est/skromnyy-deyatel-teatra-i-televideniya
Александр Рашковский, краевед, 17 октября 2013 года.
Н-да... У Бориса Павловича были предтечи. И какие...!