Какие ассоциации у вас возникают с названием «майор»? При условии, что майор этот не армейский, а полицейский. С Евсюковым, я угадал? Тем самым больным на голову уродом, что в минуту душевной невзгоды расстрелял посетителей московского супермаркета. То ли перепил, то ли с женой поссорился, то ли коллеги недооценили, и он всем решил доказать… Психиатрическая экспертиза посчитала его вменяемым. А что же тогда «невменяемость», кто объяснит?..
Евсюкову реально не повезло. Слишком много свидетелей – всех убирать патронов не хватит, слишком громкий резонанс. А если не супермаркет, а ночной ларёк у метро, где продавщица да охранник и нет камер слежения, если бы раньше телевизионщиков примчались свои из ближайшего отделения? Не узнала бы страна фамилию майора Евсюкова, зуб даю!
Сидевшие друзья рассказывали, насколько грустное зрелище представляют собой в зоне, так называемые, дтпешники. Не то, что их как-то по-особому там плющат-унижают, они годами ходят под гнётом того, что им в жизни реально не повезло, когда большинство сидит всё-таки из-за своего же злого умысла. Добро ты нажрался вумат и въехал в автобусную остановку с людьми. А если тормозного пути не хватило, если ребёнок под колёса выпрыгнул, и ты поздно среагировал, думая в тот момент о чём-то великом? С этого момента начинается твоя личная драма. Главное, ненароком её не усугубить.
С этого у майора Соболева, главного героя картины, всё и началось. Позвонили из роддома другого города, Рязани, сказали, что у жены родовые схватки начались. Почему не у себя рожает? Потому что живут в каком-то Задрищенске, а это, как-никак, супруга замначальника РУВД.
Ну и рванул мужик, как любой образцовый муж и отец. Вы с ментом за рулём автомобиля когда-нибудь ездили? А у меня персональный водитель был из этих. По трассе меньше двухсот в час не ходил, под любые знаки въезжал, нигде не платил за парковку – очень удобно, ментовское удостоверение такая же индульгенция. Но расхолаживает. Вот и этот майор задумался о своём нарождающемся счастье, и вовремя не заметил ни остановку, ни пешеходный переход, ни мальчика с саночками. Зато, когда всё случилось, заметил его мать, и мозги стали работать профессионально. Вызвал своих, всё объяснил, те стали его отмазывать – дело житейское.
И тут у меня к моралистам сразу вопрос – а вы бы сразу кинулись сдаваться в руки собственной службе безопасности? При условии, что не чувствуете за собой особой вины, просто это был не ваш день, час, минута. А главное, если ваша жена так же находится в роддоме, и вы, как юрист, способны вычислить, сколько лет теперь не увидите ни её, ни ребёнка. Это притом, что майору хорошо за 30, ребёнок поздний и явно долгожданный. Молчите, не знаете? Вот и я в своей стойкости не уверен…
Другое дело, что у каждого есть та грань малодушия, через которую мы готовы переступить. Приехавшие спасать товарища друзья-менты вливают коньяк в несчастную мать, что автоматически делает её виновной в недогляде за собственным сыном. Потом её вместе с мужем начинают прессовать для подписания протоколов. Прессуют не так, как в татарских ОВД («Дальний») до реформы, но тоже жёстко. С кровью. И майора Соболева это ломает, он уже хочет сдаться, чтобы прекратить кошмар. Все кругом подонки, только он один овца заблудшая? Слишком просто и плоско. А в жизни всегда проще биться за друга, чем за самого себя. Я, например, для других в любой кабинет войду, что угодно выбью, но для себя – ломает, гордость не позволяет, мать её…
Впрочем, и Соболев далеко не ангел. Например, джип, на котором он совершил ДТП, на милицейскую зарплату не купишь. И в ментовских разговорах проскакивает история про какого-то бедолагу, которого так «уговаривали подписать протокол», что он в «овощ» превратился. Параллельно показывают будни местечкового РУВД, где могут работать люди с очень специфическим устройством психики или крайней степенью пофигизма. И вообще, все они на вид потенциальные Евсюковы, от чего становится не по себе. А куда деваться, другой милиции для нас нет – так, кажется, из Кремля объясняли…
В «Майоре» всё переходит в кровавую фантасмагорию. На мой взгляд, несколько излишнюю, хотя жизнь и не такие сюжеты подкидывает. Избитые родители погибшего ребёнка подписывают все бумаги, лишь бы выйти. Потом отец возвращается, уже с ружьём, и неумело берёт заложников. Увы, это в американских боевиках невинно задержанные оказываются вьетнамскими ветеранами, которых усмирить может лишь парашютно-десантный полк. В нашей реальности это простые шоферюги-слесарюги… то есть, мы с вами.
Вот здесь для меня кульминация сюжета. Потому что снято хорошо, достоверно. Так достоверно, что спрашиваешь себя – а если бы сам оказался на месте отца? Фантазируешь, где бы достал автомат, как вошёл, положил дежурных на пол, как поставил бы на колени главных негодяев… и что дальше? Режиссёр Быков очень доступно объясняет один известный постулат, в который так не хочется верить – если ты не в банде, ты ничего не докажешь и ничего не сделаешь. Кажется, Юлия Латынина поставила когда-то диагноз, равносильный приговору – в России все делятся на банды и терпил. Есть банды ментов, банды скинхедов, банды ЖКХ и банды губернаторов, есть кремлёвская банда. А вот слесарь, шофёр или продавец-консультант относятся к терпилам, в одном названии всё сказано. Если бы несчастный отец несчастного ребёнка оказался не простым работягой, а сержантом ППС или шофёром из гаража мэрии, поверьте, всё в сюжете повернулось по-другому. Но это было бы совсем другое кино.
Когда майор Соболев осознал, какой кошмар сотворён его же собственными руками, он пытаются спасти последнюю жертву этой истории – несчастную мать. И не спасает. Потому что, кроме него, в этой системе есть только один принципиальный мент – министр Колокольцев… который наказал бы своего подчинённого по всей строгости (где-то в Питере есть правильный подполковник Шилов, начальник убойного, но он тоже киношный). Остальные коллеги только тем и занимаются, что стараются отмазать майора, как молодого отца. То есть, первоначально не за страх, а за совесть. Очень мне нравятся фильмы, где нет однозначных ответов. Как злодеев, так и ангелов…
Да, не всё в этом кино идеально и гладко. Мне не очень, например, понятна, заторможенная реакция матери, которая, на мой взгляд, слишком быстро отошла от гибели ребёнка… впрочем, это и в жизни очень индивидуальный момент. Так же удивляет, почему главный герой на полкартины забывает о том, что стал счастливым отцом и только в финальных кадрах продолжает свой путь к роддому уже на грузовике (хорошо, что не за рулём). А ещё очень много боли и крови… а в жизни разве их меньше?
Короче, фильм «Майор» - это вам не вечерок скоротать. Ощущение бессилия перед охранительной системой остаётся, как, впрочем, и после просмотра некоторых выпусков новостей. Если же брать начало и конец, то получается прямо-таки народная мудрость – «утром ты можешь мчаться к счастью на джипе, но уже вечером голосовать на обочине».
Ну, а разве не так?
Отличный фильм, режиссер не манежился.
К сож., массовый зритель такие картины игнорирует...
Заумь псевдолиберальная, ничего не понял