Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Роман, которого нет (на смерть писателя)

Роман, которого нет (на смерть писателя)

Марк Каганцов
Марк Каганцов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
Евгения Кравчик, Тель-Авив


«Куда девать грусть? Кто-то пьет, кто-то занимается спортом, кто-то постоянно скандалит.
Я пишу.
У меня, в отличие от большинства писателей, есть выбор. Я могу не писать».


Читаю и перечитываю строки «Романа, которого нет» Ксении Раз, и не могу – просто не в силах поверить, что нет - Ксюши. Она ушла ночью в Шошан-Пурим. Умерла во сне вскоре после выхода своей первой книги.

…Я помню Ксюшу 12-летней девочкой. 1990-й год. Команда Эдуарда Кузнецова готовится к выпуску первого номера израильской русскоязычной газеты «Время» («Это будет издание сугубо западного образца», - повторял Кузнецов, терпеливо доводя до идеала каждую рубрику, каждый раздел, каждую статью). Штатных работников в редакции относительно немного: Лев Меламид, Игорь Губерман, Антоша Носик, Аркан Карив, Анна Исакова… В деске, специально отведенном для русских «инопланетян» в здании «Маарива», мерцают экраны «Койот» - допотопных компьютеров-«динозавров».

В один из дней в помещение впорхнула светловолосая девочка-подросток.

«Моя младшая дочь – Ксюша», - представила ее Лариса Казакевич. К тому моменту мы твердо усвоили: Казакевич – богиня корректуры, ей и только ей подвластны все чудеса и таинства великого и могучего. Летом 1990 года Лариса, дочь известного советского писателя, лауреата Сталинской премии Эммануила Казакевича, совершила неслыханно дерзкий поступок: тайно бежала из Москвы в Париж с двумя детьми. Несовершеннолетними! То был самый натуральный побег: от мужа – преуспевающего, но спившегося вконец столичного журналиста; из опостылевшего «совка» с его двойными стандартами и ханжеской моралью. От себя. «Сюда мы никогда не вернемся, - предупредила Лариса детей. – Наше место в Израиле: там с 1973 года живет моя сестра».



Ксюша с мамой в Подмосковье, на даче, 1979 год

Доктору Ольге Раз предстояло провернуть самую настоящую «военную операцию»: «репатриировать» старшую сестру с детьми, не получившими от отца разрешения выехать в Израиль на ПМЖ. Чтобы реализовать дерзкий – по стандартам 1990 года – план, Ольга обратилась за помощью в Кнессет. Одна из депутатов (ее, к сожалению, уже нет в живых) рискнула помочь. В августе 1990 года Лариса с детьми сошла в аэропорту имени Бен-Гуриона с трапа самолета, прибывшего из Парижа, обняла сестру, с которой не виделась 17 лет, и с облегчением прошептала: «Вот мы и дома»…



Ксюша в 1983-м и в 1996-м...

Из «Романа, которого нет»:
«Писать я начала в девять лет. Я писала детектив. Придумала запутанный сюжет, написала шесть глав. Собрала свою семью – маму, бабушку брата – вокруг стола и начала читать. Я прочитала:
- Швеция. Ночь. Тишина.

Раздался дикий хохот. Смеялись мама, бабушка, брат. Я была в полном недоумении. Вроде хорошее начало. Поэтичное…

После этого я пять лет не писала. Начала опять случайно. Мама работала в газете и предложила мне написать что-нибудь в молодежное приложение. Я написала статью про лесбиянок и гомосексуалистов. Меня приняли в молодежную редакцию. И я начала писать. Через год я остыла к этому занятию. Надоело. Писала редко, без охоты.

Мама корила. Я отмахивалась.

Прошло еще пять лет. Как-то меня встревожил один эпизод. Я написала рассказ. Он был грустен и неуклюж. Я разозлилась и написала еще один. Потом еще. И поняла, что стала писателем. Ну, пусть не Чеховым. Пусть не Довлатовым. Но все-таки…

И вот мне двадцать пять лет. В шкафу лежит гора газет с моими статьями. В столе – листки с короткими печальными рассказами. Я не знаю, зачем мне это нужно. Вроде не нужно совсем. Я всеми силами отнекиваюсь от близких людей, которые уверяют меня, что мне надо писать. Я говорю: «Я пишу». Но я не пишу. Я отколупываю от себя кусочки души и протягиваю их всем, кому интересно. Кто-то отворачивается, кто-то берет и внимательно разглядывает. Может быть, там, где я забираю у души, появляется что-то новое. Таким образом я себя обновляю. Мне больно, мучительно это делать, но душа просит. Что ж, пожалуйста, душа»…

Рецензия на «Роман, которого нет» была опубликована в газете «Вести».
«Перед вами текст нового русскоязычного прозаика, выросшего в Израиле! Целиком. Не приехавшего готовым автором из России, но ставшего здесь писателем, не ивритским – нет, явление русской прозы, сформировавшейся именно у нас в стране. Если хотите, некий феномен в истории великой литературы», - пишет Михаил Хейфец.

И вот я читаю «Роман…», ткань которого (листки с короткими печальными рассказами, белое и черное, свет и тьма) соткана из беззащитных кусочков души Ксюши. И я не в силах, просто не в состоянии поверить, что Ксюши нет.

Хотя… Раскройте «Роман, которого нет». И начните читать…




Вы пробовали когда-нибудь смеяться сквозь зубы?
Я занимаюсь этим постоянно. Никому не нравится видеть меня грустной. Мне говорят - улыбайся. Я улыбаюсь. Мне говорят: не грусти - я делаю восторженное лицо. Мне говорят - все хорошо. «Да», - говорю…

Куда девать грусть? Кто-то пьет, кто-то занимается спортом, кто-то постоянно скандалит.

Я пишу.

У меня, в отличие от большинства писателей, есть выбор. Я могу не писать. Это мое счастье. Мне не нужно признание, печататься не обязательно. У меня не бывает мук творческого кризиса.

Писать я начала в девять лет. Я писала детектив. Придумала запутанный сюжет, написала шесть глав. Собрала свою семью - маму, бабушку и брата - вокруг стола и начала читать. Я прочитала:
- Швеция. Ночь. Тишина.

Раздался дикий хохот. Смеялись мама, бабушка, брат. Я была в полном недоумении. Вроде хорошее начало. Поэтичное…

После этого я пять лет не писала. Начала опять случайно. Мама работала в газете и предложила мне написать что-нибудь в молодежное приложение. Я написала статью про лесбиянок и гомосексуалистов. Меня приняли в молодежную редакцию. И я начала писать. Через год я остыла к этому занятию. Надоело. Писала редко, без охоты. Мама корила. Я отмахивалась.

Прошло еще пять лет. Как-то меня встревожил один эпизод. Я написала рассказ. Он был грустен и неуклюж. Я разозлилась и написала еще один. Потом еще. И поняла, что стала писателем. Ну, пусть не Чеховым. Пусть не Довлатовым. Но все-таки…

И вот мне двадцать пять лет. В шкафу лежит гора газет с моими статьями. В столе - листки с короткими печальными рассказами. Я не знаю, зачем мне это нужно. Вроде не нужно совсем. Я всеми силами отнекиваюсь от близких людей, которые уверяют меня, что мне надо писать. Я говорю: «Я пишу». Но я не пишу. Я отколупываю от себя кусочки души и протягиваю их всем, кому интересно. Кто-то отворачивается, кто-то берет и внимательно разглядывает. Может быть, там, где я забираю у души, появляется что-то новое. Таким образом я себя обновляю. Мне больно, мучительно это делать, но душа просит. Что же, пожалуйста, душа. Я опять буду смеяться сквозь зубы, буду делать восторженное лицо. Да, да, я знаю: «Все будет хорошо».

Из дневника

Много раз в жизни мне приходилось страдать. Но эти страдания всегда были сопряжены со счастьем. Когда я счастлива, я страдаю, и наоборот. Страдания мне приносит все. Любовь, привязанность, дружба, вражда, ненависть. Когда я люблю, я страдаю из-за отсутствия взаимности, когда привязана, я мучаюсь от того, что этот человек не находится рядом со мной каждую минуту. Дружба меня пугает своей недолговечностью, вражда разбивает иллюзии, ненависть иссушает душу и наполняет меня страхом.

И, тем не менее, я счастлива. Страдания побуждают меня к действию, будят во мне вдохновенные порывы, закаляют волю.

х х х

Ничего не делать очень приятно. Мне так очень. Но тогда появляется вакуум, который надо чем-то заполнить. Я его заполняю мужчинами. Мужчинами красивыми и уродливыми, умными и глупыми, желанными и отвратительными. Я весь день думаю, что мне с ними делать. Пойти погулять? Скучно. В ресторан? Надоело. Интеллектуальные беседы? Где им до меня! Опять вакуум. Тогда я иду спать. И мне снятся вещи, вещи, вещи. Я их примеряю, покупаю, выбрасываю. В конце концов от этого калейдоскопа тряпок у меня начинает болеть голова, и я просыпаюсь. Проснувшись, я осторожно проверяю: что у нас на повестке дня. Опять вакуум. Я недовольно морщусь, потягиваюсь. Вакуум растет. Я поднимаю руки и пересчитываю пальцы. Вакуум разрастается за пределы моего тела и начинает захватывать пространство комнаты.

А, черт с вами, говорю я, скидываю одеяло и трусцой семеню к компьютеру. Включаю и пишу. От долгого безделья руки отвыкли от клавиш и растерянно шарят по клавиатуре. Постепенно они вспоминают, успокаиваются и начинают дробно стучать по клавишам. Вакуум, недовольно урча, сжимается до точки под сердцем. Он ждет.

х х х

Моя мама очень любит руководить. Она говорит: помой посуду. Потом говорит: убери свои вещи. Просто тиранка какая-то. А я весь день занимаюсь очень важным делом: я рассматриваю свой пупок. Мой пупок имеет круглую форму и некоторую глубину. Ему можно найти самое разнообразное применение. Во-первых, из него можно пить холодный кофе. Во-вторых, в него можно пустить рыбку и заклеить его клейкой лентой, получится закрытый аквариум. В-третьих, в него можно дудеть. Много чего можно придумать. Но мама не понимает важности моих изобретений и говорит: постели постель. Глупость какая-то.

х х х

Вино – это прекрасный способ забвения. Я делаю глоток, и все во мне затихает. Уходит скука. Тело становится тяжелым, и надвигается спасительная тоска. Когда я тоскую, нет скуки. Я ЗАНИМАЮСЬ ДЕЛОМ. Я перебираю прошлое, оцениваю настоящее, заглядываю в будущее. И предаюсь угрызениям совести. Вместо прощения я зажимаю обиды в стальные тиски и казню себя болью. Боль разрастается и заполняет мое тело. Тело стонет и просит пощады. Но я ему не даю. Я, слепая от злости, подбираюсь к душе. Душа мне улыбается и говорит: попиши. Тогда я начинаю плакать, устыдившись своей ненависти. В слезах беру тетрадь и пишу про боль и скуку. И у меня получается светло и весело.

х х х

Мне двенадцать лет.
У меня пара длинных худых ног и темные глаза.
В той жизни я постоянно хотела спать и есть.
Я боялась темноты и одиночества. Я любила петь и думать.
Иногда мне не хотелось жить. Тогда я смотрела на свои руки, как они спокойно лежат на коленях, и мне становилось жалко своих рук. Я думала о том, что их не будет, и не могла смириться с этой потерей.
Я сменила дом, город, страну, мир. Там осталась боль, тут - надежды.
Там страх, тут - покой.
И я всем верю, даже когда они молчат.
Я отсюда вижу свой дом, свет падает из окна на темный песок. Внутри сидят мама с братом. Мама сухими глазами смотрит на мою фотографию, а брат читает книгу.
Я каждый день хожу к своему дому и смотрю в окно.
Брат всегда читает, а мама иногда, оторвав глаза от моей фотографии, вглядывается в окно и молчит.
Я тоже молчу.
Когда луна совсем высоко, я иду к морю.
Вхожу в него, и оно поглощает меня целиком.
Мой новый мир не просит ничего от меня.
Он просто уносит меня к ветру.
Мне больше не нужен свет.
Я растворяюсь во тьме.


(Продолжение следует)

http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=6424

Материалы по теме
Мнение
7 июня
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Солидарность с политическими заключенными помогает не только им, но и нам сохранить себя
Мнение
22 октября
Михаил Красулин
Михаил Красулин
Идеологическое подспорье властям для нового повышения пенсионного возраста
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме