Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Архангельская область
  2. Если бы не "Сталинград"

Если бы не "Сталинград"

Леонид Черток
Леонид Черток
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Рецензия на фильм Б. Хлебникова "Долгая счастливая жизнь"

У каждой эпохи своё представление о счастье. В «оттепельном» фильме Геннадия Шпаликова с таким же названием (единственная режиссёрская работа гениального сценариста, настоятельно рекомендую к просмотру) счастьем было бродить по ночному городу, встретить девушку, утром расстаться с ней и не бояться быть арестованным по её же доносу. Сними такой фильм в горбачевский период, счастьем было бы найти вино-водочный отдел, где никогда не бывает очереди, или американскую въездную визу и это была правда тогдашней жизни. В XXI веке у Бориса Хлебникова, впервые отступившего от любимого арт-хауса в пользу жанрового кино, счастье – это переть напролом к поставленной целее, точно по завету Данилы Багрова-«брата» - «сила в правде». Но стоило ли так напрягаться?..

Во время всего просмотра «Долгой счастливой жизни» в голову мне навязчиво лезли ассоциации с первыми кооперативными фильмами. «Мордашка», «Бабник», «За прекрасных дам!», «Моя моряка» - брался незамысловатый сценарий, желательно фривольного содержания, снимался за три копейки, в рекордные по советским меркам сроки и малыми силами (актёры появлялись в кадре в личном гардеробе), зато отбой по кассе получался колоссальный. На этом милом, но ущербном фоне жуткий с художественной точки зрения «На Дерибасовской хорошая погода…» Гайдая смотрелся как «Война и мир» Бондарчука.

Только не подумайте, что история, рассказанная Хлебниковым, легковесная. Скорее, она чернушная. Но снята за три копейки (сегодняшние). Специально внимательно прочёл финальные титры – на картине работало два осветителя. Потому что светить особо нечего было, сплошная натура и естественные интерьеры. При этом снято колоссально, оператор Павел Костомаров всерьёз решил стать главным специалистом по «северной картинке», заявку он сделал ещё на «Как я провёл этим летом» (http://rusnord.ru/2011/2/29977).

Но это для киноэстетов, а фильм жанровый, значит для всех. Рассказанная история такова – в северной деревеньке появляется пришелец из мира города. Молодому человеку шлея в то самое место попала – продал он свой успешный магазин и подался в фермерство. Наверное, гены… к корням потянуло, я с таким сталкивался. О сразу стал центром деревенского мирка – всё неспившееся население работает у него и на него… потому что больше негде. И спит он с самой роскошной девахой в окрестностях, с секретаршей районной управы, кого ещё в их медвежьем углу по телевизору показывали? Только трудно дело даётся, все вырученные за магазин деньги успел спалить да раздать, а отдачи не видно. Сам было хотел бросить всё да вернуться в цивилизованный мир, но тут кто-то позарился на его угодья и стали этого народника системно выживать. А он взбунтовался и помножил на ноль троих: двух штатских чиновников и одного мента немаленького звания. Тут и сказочке конец.

Чувствуете, как вестерном пахнуло? Всё бы ничего, да только экшн начался за 15 минут до конца экранного времени. А до этого шла типичная социальная драма. С неё и начнём…

Даже завзятому домоседу будет ясно, действие фильма происходит на русском севере, по пейзажу и обмолвкам персонажей где-то недалеко от Мурманска. А этот, как известно, зона «рискованного земледелия». В том смысле рискованного, что посаженная картоха может и не взойти, год на год не приходится. Безумная (в смысле, без ума) советская власть заставляла в этих широтах даже пшеницу с кукурузой сеять, борясь за всеобщую трудовую занятость населения, зато капиталисты давно всё просчитали и поделили свои страны на промышленный север и сельскохозяйственный юг. Если, конечно, география позволяет (у нас как раз позволяет). Да и вообще, в цивилизованных развитых странах землёй занимается процентов 8-10 трудоспособного населения, остальные 90 вкалывают в промышленности и сфере услуг. Такова диалектика научно-технического прогресса.

Нашего героя ввело в шок то обстоятельство, что на его землю позарился его товарищ и почти коллега, держатель розничной торговли и скупатель даров леса у населения. И что он будет делать с этими гектарами? В фильме об этом ни полслова, но подозреваю, что не гольф-клуб строить. А если даже и клуб, то дорогой, для избранных, с гостиницей, рестораном и прочими атрибутами красивой и вкусной жизни. Следовательно, там работы хватит всем, кто не спился и не уехал, и без всякого риска. Вот кто, оказывается, подвижник-народник, надежда умирающей русской глубинки, а не худосочный городской мечтатель.

В какой-то момент просмотра у меня возникла ассоциация с американским фильмом «С меня хватит!», где главный герой, который (мягко говоря) не в себе, прётся через забитый автомобильными пробками Лос-Анжелес но воскресное свидание с маленькой дочерью, круша и убивая всех и всё, что стоит на его пути. В той ленте чётко прослеживалась мысль – человек борется за своё личное достоинство и способен на многое, когда его доведут. Но с одной важной скидкой – на экране псих, не повторяйте его ошибок.

Потом появилась ассоциация с классикой жанра – «Соломенными псами». Там учёный-«ботаник» (Д. Хоффман) приезжает с красавицей-женой в её родную деревню, где когда-то сексапильную красотку драл каждый, у кого присутствовала эрекция. Ну и захотели повторить, а Хоффман… то есть, его персонаж, напрягся, почувствовал себя мужиком, замочил одного-второго и очень этим увлёкся…

Знаете, чем примечательны вестерны? В них герой, сколько бы он не убил, никогда не попадает за решётку, по крайней мере, в кадре. Ну, мы и относимся к таким фильмам снисходительно, как к вымыслу. Хлебников же с Костомаровым настолько скрупулёзно вырисовывают детали, будто смотришь документальное расследование. Иногда тоска берёт – на экране на фоне величественной северной природы полная разруха и запустение, люди одеты, как в 80-х, автолавка раз в неделю приезжает… но в руках у всех мобильники. Или яркое пятно электрочайника на фоне общей серости деревенского быта. Так и живут… я в Мезени видел.

Короче, у нас быль, режиссёр убедил. И на наших глазах городской хлюпик расправляется не с рэкетирами, не с «лесными братьями», а с представителями власти и закона. Причём в пылу драки убивает только одного (с кем не бывает), двоих кончает хладнокровно. Может, он бывший спецназовец, только малорослый? Тогда покажите наколку на плече «За ВДВ!», я же должен в это поверить.

Кем бы он ни был, герою грозит пожизненка (если мораторий к этому времени не отменят). И за дело, согласитесь, за дело… от нервов надо было валерьяновый корень заваривать…

Да, чуть не забыл, «Долгая счастливая жизнь» имела шансы поехать на «Оскар», да «Сталинград» победил. Так вот, я утверждаю, с ней бы восьмая статуэтка была у России практически в кармане. И вот почему…

В своё время американских киноакадемиков покорила откровенность создателей «Москвы слезам не верят», снявших свою сказку о Золушке из социализма с деталями, совершенно непонятными западному менталитету. Что такого особенного в том, что простая работница доросла до директора предприятия? У них – это основа американской мечты, само собой разумеющееся, у нас – главная социальная линия фильма, всё понимают, что почти фантастика. А слесарь, выпивающей с докторами наук, на чём делается акцент в характеристике персонажа, разве не все профессии почётны? У них – да (хотя бы на словах), у нас – нет (без всяких слов).

В разбираемом сегодня случае режиссёр Хлебников целый час нам рассказывает историю предательства. Героя-фермера предают все: районная власть, раньше присылавшая к нему телевидение, друг-бизнесмен, любовница, ставшая в трудный момент на сторону своего непосредственного руководства. Главное, его предают крестьяне, которым он поверил и из-за этого втянулся в конфликт. Предают чисто по-русски, подробно объясняя, почему так делают – «ты для нас чужак, вор и, кажется, еврей». Всё в одну кучу… за которой и зависть, и стяжательство, и здоровый расчёт, а, главное, историческая лень и неприятие перемен. Ведь если непонятное залетело к вам во двор, рассматривать да пытаться понять и боязно, и лень. Проще, спокойнее сразу сжечь (как вариант – утопить или закопать поглубже).

Пусть извинят меня создатели картины, но ничего более русофобского с пометкой «Made in Russia» я давно на экране не припомню. Впрочем, снято мастерски, на «Оскар» тянет вполне…

Материалы по теме
Мнение
13 июня
Александр Кынев
Александр Кынев
Зачем брать крайний случай, и затем его пиарить как нечто всеобщее?
Мнение
2 ноября
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Нет ничего глупее, чем признавать агента русской культуры «иностранным агентом»
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
зритель
24 сен 2013 12:35

Почитаешь этого Чертка и в кино ходить уже не имеет смысла. Скинулись бы директора кинотеатров, чтобы он больше рецензиев не писал

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме