Хочу познакомить читателей со своим переводом ещё одного стихотворения украинского поэта – классика Александра Олеся (Кандыбы). О нём и его стихотворении «Чары ночи», ставшим украинским популярным романсом, я рассказывал на «7х7 коми» http://7x7-journal.ru/post/27432?r=komi.
Об Александре Олесе, его "Чарах ночи" и этом стихотворении, название которого она не помнила, рассказала мне в 2006 году Евдокия Лисовая, которая ввела меня в мир поэзии украинских политзаключённых и благодаря которой я начал переводить стихи с украинского языка. Если отыскать "Чары ночи" не представляло труда, то стихотворение "Над трупами" (это название, повторюсь, было не известно) пришлось поискать. Искали в Украине, России и Израиле, а нашла Анжела Борщ в Молдове, за что я признателен всем, кто принимал участие в поиске.
Александр Олесь (05.12.1878 - 22.07.1944)
132 года назад (05.12.1878) в городке Белополье на Сумщине в крестьянско-рабочей семье (отец, Кандыба Иван Федорович, работал на рыбных промыслах в Астрахани) родился первенец Саша. С четырех лет он стал читать. Позже увлекся поэзией Т.Шевченко, знал наизусть почти всего «Кобзаря».
Когда Саше исполнилось 11 лет, семью постигло большое горе - в Волге утонул их отец. Мать осталась с тремя детьми, которых помогал воспитывать дед - Федор Кандыба. Саша с большим удовольствием ездил к деду, который приучал его к деревенской жизни, народным обрядам, обычаям, учил украинским песням.
После окончания начальной школы и двухклассного училища 15-летний Александр поступает на учебу в Дергачевскую земледельческую школу (близ Харькова). Здесь впервые в 17-летнем возрасте юноша начинает писать свои стихи на украинском и русском языках в рукописном журнале «Комета». Годы учебы в школе были трудными для Александра. Он занимался репетиторством: учил грамоте сельских детей. Дружил с сельскими ребятами, прислушивался к их речи, записывал народные песни.
После окончания земледельческой школы Александр поступает в Киевский политехнический институт вольнослушателем, но из-за невозможности оплатить курс лекций, оставляет институт и идет практикантом в имение Харитоненко. В 1903 г. сдал экзамен по латыни и стал студентом Харьковского ветеринарного института. Этот год был знаменательным для Александра еще и тем, что он принял участие в открытии памятника И. Котляревскому в Полтаве, где познакомился с Н.Липою и другими украинскими писателями. Александр окончательно становится украинским писателем.
В 1906 г. Александр Олесь заключает свою первую книгу «С печалью радость обнялась», которая была издана в 1907 Поэта заметили критики, читатели. Этот лирический сборник молодого талантливого поэта стал неисчерпаемым источником для многих композиторов как украинских (Н. Лысенко, К. Стеценко, С. Людкевич, А. Кос-Анатольский), так и российских, белорусских, французских, черкесских.
Одна за другой выходят книги поэта. До 1917 г. вышло пять книг стихов, шестой сборник поэта, который должен был выйти в 1919 г., света не увидел. Гражданская братоубийственная война в Украине тяжело повлияла на Александра. Под влиянием тех событий он пишет поэтическую аллегорию «Лебедь», драматический этюд «По дороге в сказку», в которых с болью показывает горькую судьбу борца за счастье родного народа, который этот неподготовленный народ не понял.
В период 1917-1920 гг поэт себя проявил как певец национального возрождения Украины. Вместе с тем он клеймил и осуждал проявления национальной нетерпимости черносотенцев России, которые провоцировали население на погромы «инородцев» («Над трупами»).
Александр Олесь осуждал большевистскую политику России в Украине, что и заставило его эмигрировать на Запад. С 1919 г. по 1944 длился второй период творчества Олеся - эмиграционный. Олесь пишет стихотворную историю Киевской Руси «Княжеская Украина» (1920 г.). Последней его книгой был небольшой сборник «Цветет розами ...» (1939 г.).
Умер Олесь 22 июля 1944 в Праге после продолжительной болезни и известия о смерти сына Олега Ольжича (Олега Кандыбы), которого убили в фашистском концлагере Заксенхаузене 9 июня 1944
Александр Олесь был неутомимым певцом украинского народа, свято верил в его победу.
http://slovokalinove.blogspot.ru/2010/12/05121878-22071944.html
|
|||
|
НАД ТРУПАМИ |
|
|
|
|
||
|
Ви мужа убили... лежить він в крові... |
|
|
|
|
||
|
1906 |
|
|
Александр Олесь
НАД ТРУПАМИ
Вы мужа убили… в крови лежит весь…
Я тайны не знаю, за что вы убили…
За что чёрный гвоздь у него в голове…
… Он врач был хороший… его вы любили.
Я тайны не знаю, за что вы убили…
О, Хаим! Ты… зло причинил им, скажи?
За что же убили тебя они, милый?
Боролся за волю рабов ты всю жизнь,
За них не боялся ни мук, ни могилы…
О, Хаим, мой милый! за что же убили?
… Молчит … на лице у него
Про грех не прочесть ничего…
Вы сына убили… в крови лежит весь…
Я тайны не знаю, за что вы убили…
За что чёрный гвоздь у него в голове…
Он славный был мальчик… его вы любили…
Я тайны не знаю, за что вы убили…
О, Нухим! Ты, может… им зло причинил?
Ты ж мамочку любишь, что ж не отвечаешь?
Ведь так её крепко всегда ты любил…
Скажи мне, мой птенчик!.. Ах, слов ты не знаешь,
Одно только «мама» лепечешь всегда лишь …
… Малыш, кто ж ответ мне найдёт?..
Твой папа холодный, как лёд …
1906
Перевод с украинского Марка Каганцова.
Еврейские погромы в России — массовые насильственные акции по отношению к евреям как национальному и религиозному меньшинству. Погромы являются одним из типичных проявлений антисемитизма[1][2].
Еврейские погромы в различное время прокатились по многим странам, в которых жили евреи. Как пишет Краткая еврейская энциклопедия, объясняя происхождение слова «погром», в новой истории особенное распространение погромы получили в России в XIX—начале XX веков. Именно в связи с массовыми погромами в России русское слово «погром» вошло в большинство европейских языков[3].
До XIX века
Хотя евреи жили в Древней Руси издавна и в 1113 году в Киеве произошёл крупный еврейский погром, тем не менее, до второй половины XVIII века число евреев в России было невелико[4]. Семён Дубнов указывает, что «в Польше в средние века число евреев все увеличивалось притоком переселенцев с запада, соседняя Русь была почти закрыта для них»[5]. После раздела Речи Посполитой сотни тысяч польских евреев оказались под российской юрисдикцией[6][7][8] В областях компактного проживания еврейского населения была создана черта оседлости, за пределами которой евреям селиться запрещалось. Профессор Шмуэль Эттингер из Иерусалимского университета пишет, что «раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией повлек за собой тяжелые потрясения в жизни еврейского населения».[9]
Погромы 1821—1904 годов
Кишинёв (1903)
Первый известный погром евреев в Российской империи произошёл в 1821 году в Одессе. Поводом к нему послужили слухи о причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория[3]. В 1859 и 1871 годах произошли погромы в Одессе, где в 1871 году были разгромлены сотни еврейских шинков, лавок и домов (без человеческих жертв), а в 1862 году произошёл погром в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский, Украина). Их основными участниками были местные греки. Враждебность между греками и евреями возникала на почве торговой конкуренции. Так, погром 1871 года в Одессе был организован греческими купцами в ответ на то, что евреи отняли у них контроль над большинством банков и внешнеторговых операций[10].
Царствование Александра III с самого начала ознаменовалось погромами в 1881—1882 год[11][12]. Погромы на юге Российской империи в 1881—82 годах произошли на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881 года).
В 1890-х годах погромы возобновились. По заявлению губернатора Нижнего Новгорода, «… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев»[3]. В Стародубе (Черниговская губерния) 29 сентября 1891 года произошёл погром, основными участниками которого были местные торговцы-старообрядцы, недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев[13]. В 1895 году произошёл жестокий погром в Кутаиси. В 1897 году в местечке Шпола Киевской губернии (18—19 февраля) и местечке Кантакузенка Херсонской губернии (16—17 апреля) погромщики из числа местного населения разгромили магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, однако отряды солдат появлялись слишком поздно. 19—21 апреля 1899 года, во время празднования православной Пасхи, произошёл трёхдневный погром в Николаеве.
В то же время следует отметить, что попытка поляков организовать погром в Ченстохове в 1902 году была решительно подавлена русскими войсками; погромщики понесли суровое наказание.
6—7 апреля 1903 года, в дни православной Пасхи, произошёл крупный погром в Кишинёве, спровоцированный кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П. Крушеваном. Было убито 49 и ранено 586 человек. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погрома значительную материальную помощь. Хаим Бялик, посетивший Кишинёв для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму «Сказание о погроме». Многие представители русской интеллигенции (Л. Толстой, В. Короленко и др.) осудили кишинёвский погром.
После Кишинёвского погрома в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 августа — 1 сентября 1903 года. В августе—сентябре 1904 года в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии новобранцы, призванные на русско-японскую войну, учинили ряд погромов. Особенно жестоким был погром в городе Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Йом-Киппур и избила молящихся (около 20 евреев погибли).
Погромы 1905—1907 годов
Жертвы погрома в Екатеринославе 1905 года (ныне Днепропетровск) — еврейские дети
Наконец-то дома. Открытка с картины Моисея Маймона «Опять на родине» (1906)
В период революции 1905—1907 годов первый погром произошёл в Мелитополе 18—19 апреля 1905 года. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодёжи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апреля 1905 года в Симферополе послужил слух об осквернении еврейским мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен еврейской самообороной и войсками. Трёхдневный погром в Житомире по своим размерам (около 20 евреев убито в самом Житомире, десять — в Троянове, несколько — в окрестностях города) и по характеру (беспорядки начались после провокационного сообщения о том, что евреи за городом стреляли в царский портрет; солдаты защищали погромщиков и мешали самообороне оказать помощь евреям) явился как бы репетицией волны погромов октября 1905 года[3]. 26 мая в Минске и 29 мая в Брест-Литовске солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах.
30 июня в Белостоке еврейский боевик-анархист бросил бомбу в военный патруль на оживлённой улице. Разорвавшийся снаряд ранил офицера, четырёх солдат, самого бомбометателя и убил пропагандистку из Бунда[14]. В ответ солдаты расстреливали евреев на улицах Белостока, около 10 человек было убито, десятки ранено.
Во время погрома, начавшегося вечером 20 июля в Екатеринославе, активно действовал еврейский вооружённый отряд самообороны — евреями было убито и ранено больше погромщиков, чем погромщиками — евреев[15].
В конце июля произошёл погром за пределами черты оседлости, в городе Макарьеве Нижегородской губернии. В Керчи 31 июля патриотическая демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в еврейский погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них — русский гимназист П. Кирилленко). В погроме, наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями, активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа еврейского имущества. Вслед за Керчью произошёл погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать.
После опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года крупнейшие в истории царской России еврейские погромы охватили южные и юго-западные губернии черты оседлости. По данным доктора исторических наук С. А. Степанова, приводимым Диной Аманжоловой, в октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи.[16] 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против революционеров, а не евреев. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии.
Во время октябрьских погромов 1905 года было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в том числе, в Ростове-на-Дону — свыше 150[17], в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30; по другим данным — около 4 тыс., ранено — 10 тыс.[18]
В 1906 году в России произошло ещё несколько погромов: в январе — в Гомеле, в июне — в Белостоке (около 80 убитых), в августе — в Седльце (около 30 убитых). Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К 1907 году погромы прекратились.
Историки о погромах до революции
Характеризуя погромы с 1880 года и до революции, историки указывают, что они сопровождались поддержкой властей и полиции, либо игнорировались ими[19][20][11][21]. Попустительская политика властей сочеталась с массовыми слухами о том, что существует правительственное указание бить евреев[22][3][21]. По этому поводу доктор исторических наук Геннадий Костырченко отмечает, что правительство не организовывало погромов, но «принятие антиеврейских законов, спонсирование крайне правых организаций, либеральное отношение к погромщикам» — всё это «создавало атмосферу, в которой погромы смогли принять массовый характер»[23]. Аналогичное мнение изложено в энциклопедии «Британника»[24].
Однако были и прямые обвинения со стороны думских депутатов в вовлечённости российских властей в организацию погромов. Историк А. Миндлин в этой связи упоминает о ставшем известным общественности случае, когда жандармский ротмистр М. С. Комиссаров устроил типографию для печати антисемитских погромных листовок прямо в здании Департамента полиции. Другой жандармский офицер А. И. Будогоский такие прокламации распространял и побуждал черносотенцев к выпуску аналогичных воззваний с молчаливого одобрения Департамента полиции. Это позволило обвинять «в возбуждении одной части населения против другой, последствием чего было массовое убийство мирных граждан» целый Депортамент полиции. Правительство, в свою очередь, такие обвинения отрицало, сведя всё к неправильным действиям отдельных лиц[25].
Профессор Джон Клиер (англ.) писал о причинах, стимулировавших политизацию в среде российских евреев:[26]
Юдофобские установки имперского правительства создали условия, стимулировавшие переход евреев в оппозицию — революционную или «буржуазную»… Антиеврейские погромы, омрачившие эпоху, рассматривались царём как проявление народной поддержки режима, что сподвигло правительство на выражение, пусть символического, но одобрения действий правых элементов, использовавших антисемитизм в качестве идеологической платформы.
Историк и политолог Вальтер Лакер писал, что «особая жестокость погромов, бездействие центрального правительства и явно подстрекательства многих его местных представителей» вызвали бурные протесты в Западной Европе и США[21].
Источники отмечают не только антисемитскую политику властей, но и застарелый глубоко укоренённый в обществе антисемитизм как условие, способствовавшее погромам[3][27][21]. Характерными чертами погромов 1905—1906 годов стали разнородный состав участников, политическая мотивация и охват всей зоны компактного проживания евреев. Доктор исторических наук Дина Аманжолова в монографии «Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.)» пишет:[16]
Длительная идеологически целенаправленная политика антисемитизма реализовалась во время погромов. Этнический фактор в результате для погромщиков выступал как основной признак участников революционного движения: еврей — значит, революционер, и наоборот, революционер — значит, еврей.
Погромы во время Первой мировой войны и Гражданской войны в России
Основная статья: Еврейские погромы во время Гражданской войны в России
7 мая 1916 года произошёл погром в Красноярске[28][29][30]. В сентябре 1917 года уходившие с фронта солдаты грабили еврейское имущество, однако эти погромы (наибольшее число их произошло в Киевской, Волынской и Подольской губерниях), как правило, не сопровождались убийствами[3][31].
По данным историка Геннадия Костырченко, за время Гражданской войны в России имело место 1236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40 %) совершили петлюровцы, 307 (25 %) — зелёные, 213 (17 %) — белогвардейцы и 106 (8,5 %) — части красных[32].
Историк Олег Будницкий считает эти данные заниженными[33]. По его мнению, в 1918—1920 годах только на Украине приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами[34]. По данным И. Б. Шехтмана, только Добровольческая армия совершила почти 300 погромов, а это 17 % от общего их числа.[35].
Историк Норман Кон оценивает общее число евреев убитых в погромах с 1918 по 1920 годы в 100 тысяч человек[36]. Аналогичную цифру называет демограф Сергей Максудов.[37]
По данным Леонида Смиловицкого, в одном лишь 1921 году в Белоруссии погромы прошли в 177 населенных пунктах, где проживало 7316 семей (29270 человек). Их жертвами стали 1748 семей, в том числе 1700 убитых, 150 раненых, 1250 изнасилованных[38].
Некоторые авторы отмечают, что хотя погромы производились всеми участниками вооружённого противостояния, но в Красной армии эти действия беспощадно пресекались, включая расстрелы погромщиков, в то время как среди белых таких попыток практически не было[39][31]. Илья Чериковер приводит цитаты генералов Мамонтова, Шифнера-Маркевича, Ирманова, Драгомирова и других, которые он полагал погромными и антисемитскими, и прямо связывал бесчинства Добровольческой армии с попустительством и поощрением со стороны начальства[40].
С другой стороны, историк Пученков утверждал, что на Украине погромы были в первую очередь порождены анархией, царившей в этом крае в результате гражданской войны, и проходили чаще всего при молчаливом одобрении, а иногда и при активном участии местного не-еврейского населения[41], а биограф Деникина Дмитрий Лехович писал, что командование Белого движения — генералы Мамонтов, Шкуро, Деникин, Кутепов никогда не призывали к еврейским погромам и по мере сил боролись с погромными настроениями, наказывая погромщиков и защищая ни в чём не повинных еврейских обывателей[42][41].
Деникиным, Драгомировым, Май-Маевским, Бредовым и другими командующими белыми частями, опасавшихся погромов из-за снижения дисциплины в войсках и реакции в зарубежных странах, откуда им поступала помощь, было издано немало приказов, реагирующих на отдельные сообщения о произошедших погромах и требующих применения самых суровых мер наказания к погромщикам, вплоть до смертной казни. Многие из этих приказов в реальности не исполнялось из-за укрывательства погромщиков на более низком уровне и общем падении дисциплины в войсках. Общее проведение противопогромной политики было непоследовательным[41]. Так, в частности, общий приказ осуждающий погромы был издан лишь 23 января 1920 года, когда Белое дело было уже фактически проиграно[43]. Как писал доктор Арон Шнеер, сама жизнь заставила евреев «искать защиту у той власти и поддерживать ту власть и ту партию, которые официально объявили антисемитизм и погромщиков вне закона»[44]. Историк Пученков отметил, что многие современники и последующие исследователи объясняли особую ненависть к евреям во время Гражданской войны тем, что сложилось мнение, что евреи являлись активными участниками красного террора[41].
В СССР
См. также: Антисемитизм в СССР
После окончания гражданской войны погромы практически прекратились. Историк Яков Басин упоминает погромы еврейских частных магазинов в Могилёве в 1928 году, вызванных якобы уклонением евреев от службы в Красной армии[45].
В период Великой Отечественной войны погромы совершались нацистами и их пособниками на оккупированных территориях СССР.
В 1944—1945 годах на освобождённой от немцев территории Украины прокатился ряд погромов. Высшей точкой этой волны стал погром в Киеве 7 сентября 1945 года, когда около 100 евреев были зверски избиты, 37 из них госпитализированы; пятеро скончались[46].
В дальнейшем ни в СССР, ни в Российской Федерации после его распада еврейских погромов не зафиксировано.
Примечания
- ↑ Энциклопедия Холокоста. Статья «Антисемитизм»
- ↑ Энциклопедия Холокоста. Статья «Погромы»
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Погромы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ «Правда о русских евреях»
- ↑ Дубнов С. М. Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 6. Евреи в Польше и Руси (XII—XV вв.)
- ↑ Евреи России // Национальная политика в императорской России / Составитель и редактор Семёнов Ю. И.. — М.: Центр по изучению межнациональных отношений РАН, Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, 1997.
- ↑ Дубнов С. М. Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 10. Переходное время (1750—1795 гг.)
- ↑ Будницкий, Олег Витальевич. От редактора. Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства. Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
- ↑ Эттингер Ш. Часть 5. Новое время // История евреев. — Еврейский университет в Иерусалиме, 1972.
- ↑ Ирина Дружкова. Еврейские банкиры в Одессе XIX века.
- ↑ 1 2 Александр III // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Антисемитизм в России как одна из причин возникновения национального еврейского движения. Методические материалы по истории сионизма. Сохнут. Проверено 9 октября 2009. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011.
- ↑ Dubnow S. M. History Of The Jews = История евреев. — Plain Label Books. — P. 479. — ISBN 9781603030977
- ↑ Альманах. Сборник по истории анархического движения в России. Т 1. Париж, 1909.
- ↑ (англ.) American Jewish Committee Special Articles (1906-1907) // American Jewish Year Book (1906-1907) = American Jewish Year Book (1906-1907). — Jewish Publication Society. — Т. 8. — P. 47.
- ↑ 1 2 Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.
- ↑ Еврейские погромы в Ростове-на-Дону
- ↑ Первый эксперимент по народовластию
- ↑ Погромы
- ↑ Aнтисемитизм
- ↑ 1 2 3 4 Лакер В. История сионизма = A History of Zionism / Пер. с англ.: А. Блейз, О. Блейз. — М.: Крон-пресс, 2000. — С. 89-90. — 848 с. — (Экспресс). — 5000 экз. — ISBN 5-232-01104-9
- ↑ Погром в Балте
- ↑ Костырченко Г. В. Выбор. О книге Олега Будницкого «Российские евреи между белыми и красными (1917– 1920)». М.: РОССПЭН, 2005. – 552 с. // Лехаим : журнал. — август 2006. — № 8 (172).
- ↑ Pogrom
- ↑ Миндлин А. «Еврейская политика» Столыпина. Общество «Еврейское Наследие». Серия препринтов. Вып. 19. М. 1996.
- ↑ Почему российские евреи не были верноподдаными, стр. 561—562
- ↑ Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии
- ↑ Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917—1920), стр. 304
- ↑ История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: материалы II региональной научно-практической конференции (25-27 августа 2001), 2001, ISBN 978-5-94491-010-3, стр. 52
- ↑ Революционное движение в армии и на флоте в годы Первой Мировой войны, 1914- февраль 1917: сборник документов, «Наука», 1966, стр. 426
- ↑ 1 2 Будницкий О. В. Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии
- ↑ Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. — М.: Международные отношения, 2001. — С. 56.
- ↑ Карающий штык добровольца
- ↑ Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). — М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. — С. 7, прим. 2. — 1000 экз. — ISBN 5-8243-0666-4
- ↑ Шехтман И. Б. История погромного движения на Украине. Том 2. Погромы Добровольческой армии на Украине. — 1932. — 394 с.
- ↑ Норман Кон. «Благословение на геноцид». Москва. Прогресс. 1990
- ↑ Похищенное слово
- ↑ Смиловицкий Л. Л. Погромы в Турове // Заметки по еврейской истории : интернет-журнал. — 7 июля 2002. — В. 16.
- ↑ Задрапировать конформизмом. «Книга погромов, 1918—1922»
- ↑ Погромы Добровольческой армии, Берлин 1932, стр 16-17
- ↑ 1 2 3 4 Пученков, А. С. Национальный вопрос в идеологии и политике южнорусского Белого движения в годы Гражданской войны. 1917—1919 гг. // Из фондов Российской государственной библиотеки : Диссертация канд. ист. наук. Специальность 07.00.02. — Отечественная история. — 2005.
- ↑ Лехович Д. В. Белые против красных. — М.: Воскресенье, 1992.
- ↑ История погромного движения на Украине 1917—1921, стр. 16-19
- ↑ Шнеер А. И. Часть1. Глава 1. Евреи в Красной Армии в годы Гражданской войны 1918–1922 гг. // Плен. — Гешарим — Мосты культуры, 2005. — Т. 2. — 620 с. — ISBN 5-93273-195-8
- ↑ Яков Басин. Большевизм и евреи: Белоруссия, 20-е. Исторические очерки - Нон-фикшн - Еврейские тексты и темы.... booknik.ru. Проверено 1 мая 2011. Архивировано из первоисточника 20 июля 2013.
- ↑ Сотворяя смысл войны
1906 год в еврейской истории
Статья напечатана 21 сентября 2006 года в газете "Новости недели" во вложении "Еврейский камертон"
Александр Вишневецкий
Это - "жидов"
за бунты карая
тешилась пуля и плеть царева.
Как будто бы
у крови стока -
стоишь у столбца
статистических выкладок.
И липнет пух из перин Белостока
к лежащим глазам, которые выколоты.
Владимир Маяковский "Еврей", 1926 г.
Нынешняя ситуация для Израиля и всего еврейского мира представляется крайне тяжелой и чреватой негативными последствиями, особенно в плане неудач во второй ливанской войне. Нам, евреям, вообще трудно позавидовать, рассматривая историю на протяжении последних двух тысячелетий. Но, для этого и существует история, чтобы мы могли периодически возвращаться к прошлому и сопоставлять события нынешние и давно минувшие. С этой точки зрения вернемся на сто лет назад и посмотрим, что происходило в еврейском мире и в первую очередь у евреев России в 1906 году. Этот год был насыщен многими событиями, повлиявшими на дальнейшую судьбу евреев и мирового сообщества в целом. В июле 1906 года Альфред Дрейфус, бывший капитан французского Генштаба, обвиненный в шпионаже в пользу Германии в 1894 году, был признан полностью невиновным. Дело Дрейфуса по причине чудовищной несправедливости и ненависти к евреям в диаспоре побудили понимание Теодора Герцеля и многих других еврейских интеллектуалов о невозможности и бессмысленности ассимиляции, и необходимости создания собственного государства. Процесс, затеянный против Дрейфуса, способствовал, в конечном итоге, созданию Всемирного сионистского конгресса и затем государства Израиль. Летом 1906 году Владимир Жаботинский и ряд других сионистских деятелей в Гельсинфорсе (Хельсинки) разрабатывали подробный план осуществления идей сионизма и создания еврейского государства. В этом же году был учреждён Комитет американских евреев в США с целью оказать давление на царскую Россию, где существование евреев было поставлено под угрозу уничтожения, а также в целях борьбы с антисемитизмом в мире. В настоящее время более ста тысяч евреев по всему миру являются членами Комитета американских евреев, одной из крупнейших еврейских организаций в США. Эта организация и сейчас играет большую роль в содействии Израилю и еврейству мира. Путеводитель по Палестине и Сирии, выпущенный в 1906 году свидетельствует о том, что к 1906 году население Иерусалима составляло 60 тысяч человек, из которых шесть тысяч были мусульманами, 13 тысяч христианами, а сорок тысяч, большинство его населения, были евреями. «Численность еврейского населения заметно выросла за последние десятилетия, несмотря на то, что евреям запрещено иммигрировать и обладать земельными участками" - сообщает путеводитель. В Иерусалиме в 1906 году была открыта под руководством Бориса Шаца академия искусств "Бецалель", где представители еврейской молодежи приступили к занятиям живописью. Поражение в русско-японской войне 1904 года, тяжелая экономическая ситуация в условиях финансового кризиса привели к революции в России в 1905- 1907 годах. Вопрос о зарубежных кредитах приобрел первостепенную важность. С.Ю. Витте, тогдашний председатель Совета министров России, надеялся получить громадный финансовый заем за границей, чтобы преодолеть последствия кризиса и справиться с революцией. Он попытался получить финансовую помощь у западных евреев-банкиров (в США и Франции), но получил отказ, который мотивировался антисемитской политикой России. В частности, еврейские банкиры добивались немедленного решения еврейского вопроса с предоставлением евреям России равных прав с другими народами этой страны. 16 апреля 1906 года, уже после ухода Витте в отставку с поста председателя Совета министров, в Париже был подписан контракт о займе, но с группой христианских банков. Еврейские банкиры так и не приняли в этом контракте никакого участия, демонстрируя свою солидарность с евреями России. Правительство России получило тогда от Франции 850 миллионов рублей, которые были использованы для подавления русской революции. М.Горький по поводу этой сделки напечатал в немецкой газете "Vorwаrts" ("Вперед") обращение, в котором выразил свое негодование Франции за то, что она своими капиталами поддержала в России режим, обреченный на неизбежную смерть, ненавистный всем друзьям свободы, мира и справедливости. Недовольство населения, складывающееся тяжелой экономической ситуацией, реакционные силы России попытались перенаправить против евреев, мотивируя на этот раз тем, что именно они являются вдохновителями, организаторами и основными участниками революции. Погромы были спровоцированы с целью отвлечь внимание народа от истинных виновников сложившейся ситуации. Направляющей силой погромов и провокаций стал »Союз русского народа», более известный под названием "Черная сотня".
Эта антисемитская организация, созданная в конце ноября 1905 года, поддерживалась царем и его окружением и финансировалась со стороны государства. Погромы 1906 года имели ту особенность, что они проводились организованными войсками, полицией, черносотенцами, казаками с привлечением населения. Таким погромам малочисленная еврейская самооборона мало что могла противопоставить. Надежда на демократический исход революции падала, хотя интенсивность выступлений рабочих и крестьян в 1906 году была все еще очень высокой. Эмиграция из страны стала своеобразной формой еврейского протеста. Вот характерная для того времени информация из газеты «Русское слово» (Москва) от 30(17) июня 1906 года: «Газеты переполнены известиями о готовящихся погромах. Со всех концов России несутся одни и те же вести о черносотенной агитации, о панике, охватившей население, и о повальном бегстве евреев из городов и местечек, куда глаза глядят. Никакие увещевания властей, никакие ни циркулярные, ни отдельные телеграммы министра внутренних дел о принятии строгих, строжайших и экстренных мер не действуют. Население верит в погромы, и не верит властям». И эти страхи не были случайными. Всего за 1906 год имели место три крупных еврейских погрома: 28-30 (14-16) января произведен погром в Гомеле, 14-16 (1-3) июня погром в Белостоке, 8-10 сентября (26-28 августа) погром в Седлеце. Последние два погрома произошли на окраине Российской империи - в Польше. Небольшое число погромов 1906 года по сравнению с 1905 годом объясняется желанием царя и властей получить финансовую и моральную поддержку за рубежом. Первый из погромов 1906 года произошел в Гомеле. По сообщениям из газеты "Русское Слово" можно судить о характере и масштабах погрома: «Залпами удалось очистить Румянцевскую улицу от грабившей и поджигавшей толпы. Город был охвачен огнем от поджогов. Пожар прекращен лишь сегодня, в четыре часа дня. По улицам непрерывная пальба. Запрещено выходить позже пяти часов вечера. Жители бегут. Есть убитые и раненые» (сообщение от 14 января). «Пожар продолжается. Вольная и городская команда бездействовали, опасаясь выстрелов. В погроме участвовали казаки и хулиганы. Число убитых и сгоревших пока неизвестно. Нужда вопиющая» (сообщение от 16 января). Беспорядки осуществлялись под руководством местного жандармского ротмистра. Чтобы снизить накал выступлений в конце марта 1906 года впервые проводились выборы в Думу. Миллионы бесправных евреев получили возможность выбирать своих представителей в важнейший государственный орган России. Возникшая на попытке ослабить накал революции, Дума подняла «еврейский вопрос» до уровня важнейших проблем Российской империи. В Думу было избрано 12 евреев (из 450 депутатов), среди них 5 сионистов, которые добивались создания отдельной еврейской фракции. Но сделать это не удалось из-за разногласий еврейских депутатов. Все еврейские депутаты были людьми с высшим образованием, пять из них были выкрестами. Тогда в Думе полагали что, придав евреям равные права с другими народами России, можно решить еврейский вопрос. Однако сионистские депутаты считали, что возможным единственным решением для евреев является создание собственного государства на территории земли Израиля. Они выступали за создание в России демократического государства как хорошей основы для будущей свободной эмиграции евреев в свою страну. Но эта цепь разговоров закончилась новым погромом, а Дума была распущена. 72 дня работы первой государственной Думы в мае-июне 1906 года стали частью не только российской, но и еврейской истории. Погром в Белостоке в июне 1906 года имел ту особенность, что здесь против евреев были брошены регулярные войска и полиция, вооруженные артиллерией и пулеметами. Вот содержание телеграммы депутату Думы – еврею Моисею Острогорскому (он был депутатом от Гродненской губернии, куда входил и Белосток): «Провокацией вызван погром евреев, продолжающийся вторые сутки. Полиция участвует в погроме, войска активно содействуют хулиганам. Пытающиеся уехать убиваются на вокзале. На спасающихся за городом во ржи охотятся драгуны. Надежды на прекращение никакой. Жертв много. Под звуки несмолкаемых залпов взываем о спасении». Телеграммы из газет тех дней отражают страшную реальность событий: «Белосток, 1 июня. Во время крестного хода неизвестными лицами произведено несколько выстрелов, послуживших сигналом к возникновению беспорядков. Несколько магазинов разгромлено, есть убитые и раненые. Центральные улицы заняты войсками. Слышится пальба. Экстренно прибыл сюда гродненский губернатор. Варшава, 2 июня. Прибывающие из Белостока передают ужасающие подробности еврейского погрома. Разбито и разграблено более 200 лавок и частных квартир; разгромлены сплошь целые улицы. Убитых евреев насчитывают десятками. <...>Сюда прибывает много евреев-беглецов из Белостока; вид их ужасен; рассказы о белостокских ужасах потрясают до глубины души. По их словам, цель погрома, организованного полицией при посредстве черной сотни, была кровавая месть всему белостокскому еврейству за политические покушения нескольких революционеров на чинов местной полиции». В Белостокском погроме погибло около ста евреев, и несколько сот были ранены. Применялись ужасающие зверства, людям вспаривали животы, выкалывали глаза. Погром в Белостоке изменил ход работы Думы, вынужденной заняться расследованием. Еще до этого погрома, 8 мая Дума начала обсуждение вопроса о черносотенных погромах. Еврейский депутат Максим Винавер сообщил депутатам Думы, что в Департаменте полиции имеется типография, где печатаются антисемитские листовки. Вот текст одной из них: «Жиды хотят нашу матушку Русь сделать царством еврейским или сионским. Долой красные знамена, долой красную жидовскую свободу! Вставай, русский народ, на врага!». Эти материалы рассылались по всем губерниям, где проживали евреи, разжигая ненависть к евреям. Докладчик из следственной комиссии депутат Владимир Якобсон по результату расследования погрома в Белостоке обвинил правительство России в организации погрома, выступая на заседании Думы. Это выступление прозвучало 20 июня, а уже 8 июля Дума была распущена манифестом царя. Через 10 дней после роспуска Думы ее депутат еврейского происхождения Герценштейн был застрелен черносотенцами. Начиная с середины июля, царские власти усилили меры борьбы с революцией; были созданы полевые суды, усилены гарнизоны, запрещены собрания, проводилась большая пропагандистская работа антисемитского плана в листовках и в ряде газет. Были закрыты профсоюзные организации и прогрессивные газеты, проводились аресты представителей левых партий. Волна реакции прокатилась по всей России. Репрессии начались по распоряжению нового председателя Совета Министров и министра внутренних дел Столыпина. Одновременно с этим имели место крупные провокации против евреев в Одессе и Екатеринославле: «Одесса, 11 июля. Вчера вечером, даже ночью, было несколько неудачных попыток начать еврейский погром на окраинах города с преобладающим населением из бедноты. Из одного трактира двинулась небольшая группа, разбрасывая по пути воззвания с призывом избивать евреев. Толпу удалось разогнать. Разбито четыре лавки. Во время беспорядков громилы, выхватив у воинского патруля винтовку, произвели несколько выстрелов. Еврейская самооборона отстреливалась. Из числа самообороны убито двое, ранено четверо. Во время давки, вызванной паникой среди еврейского населения, в местах, где происходили беспорядки, задавлены женщина и ребенок. Одесса,12 июля. Сегодня сравнительно спокойнее, хотя тревога еврейского населения продолжатся. Местная прогрессивная печать поставлена в невозможность осветить события в истинном свете; в то же время черносотенная "Русская Речь" открыто провоцирует и разжигает низменные страсти черни». И как следствие, еще одно сообщение: «Одесса, 18 июля. Последнее время на пароходах русского общества пароходства и торговли, отправляющихся в заграничные рейсы, ежедневно уезжают из Одессы в Палестину до ста еврейских семейств». По сообщению из Екатеринослава (Днепропетровск) от 18июля: «Местной интеллигенции разосланы прокламации образовавшейся группы "активной борьбы с крамолой". Группа обещает при помощи террора расправляться за каждое политическое убийство. Угрозы главным образом направлены по адресу евреев, редакций газет…. В прокламации объявляется, что за убийство городового будут убиты два "жида", за пристава - пять, за губернатора - двенадцать. Группа обещает в скором времени "сделать опыт". Примерно через месяц в Седлеце, проведен погром, организованный подполковником Тихановским. Драгуны врывались в квартиры, требовали денег, насиловали и убивали и, затем поджигали дома. Командующий войсками Варшавского округа генерал Скалон в особом приказе поблагодарил Тихановского за энергию и распорядительность. Даже нынешний накал антисемитских выступлений в мире несопоставим с тем, что происходило тогда в России. В пик погромов - с середины 1905 до середины 1906 года из России выехало 200 тысяч евреев. Из них 154 тысячи беженцев осели в США, а в Палестину прибыло всего 3,5 тысячи евреев. На этом фоне совершенно иным выглядит прибытие 20 октября 1906 года, впервые, в США знаменитого еврейского писателя Шолом-Алейхема. Материалы о его приезде и встречах публиковала популярная (и ныне функционирующая) газета на идиш «Форвертс». Писателя бурно приветствовали представители сионистских и других еврейских организаций, лучшие представители еврейской интеллигенции. Прошли вечера, банкеты, театральные выступления Шолом-Алейхема с огромным и восторженным количеством почитателей великого писателя. Впрочем, после пережитого писателем и его семьей погрома в Киеве в сентябре 1905 года последовала в дальнейшем эмиграция Шолом-Алейхема в США. Таким был 1906 год. Его итоги и уроки поучительны. Россия так и не попыталась перенять опыт других стран, где пребывание евреев обусловило расцвет экономики и подъем благосостояния этих стран в обмен на предоставление евреям равных прав и возможностей с коренными жителями этих стран. Так было в Испании до инквизиции, в средневековой Польше и Голландии, в довоенной Европе. Попав в США в результате гонений и погромов в Российской империи, евреи превратили эту страну в крупнейший еврейский мировой центр, благодаря предоставленным им возможностям и правам. Уже к 1906 году, спустя примерно 25 лет после начала погромов в Российской империи и исхода евреев из этой страны, еврейские эмигранты добились выдающихся успехов во всех сферах жизни в США. Они способствовали и продолжают способствовать процветанию этой страны. И вовсе не случайными были факты посещения Вите США в 1906 году с целью получения финансовой помощи у еврейских банкиров, как и создания Комитета американских евреев и восторженного приема евреями США Шолом-Алейхема. Они являлись свидетельством того, на что способны евреи в благоприятных условиях. А что же нынешняя Россия, где и сейчас проживает до полмиллиона евреев? 21 ноября 2005 года, через сто лет с момента образования «Союза русского народа» в Москве прошел учредительный съезд того же «союза». Поддержку вновь создаваемому объединению оказало Московское казачество и ряд депутатов (также восстановленной уже после распада СССР) Государственной Думы России (Сергей Бабурин, Сергей Глазьев, Николай Курьянович, представляющие Народно-патриотический союз "Родина" и партию ЛДПР). Лозунги и цели организации не претерпели особых изменений за прошедшие 100 лет. Нынешняя «черная сотня», как и раньше, рассчитывает на поддержку властей и Русской православной церкви. На красочно оформленном сайте этого союза http://www.rusnar.ru/pages.php?p=history в Интернете излагается история этого позорного союза. Вот только одна фраза из нынешнего текста, дающая возможность понять, что собой представляет нынешний союз: » Лучше всего позицию Союза в отношении еврейских погромов выразил его председатель (в 1906 году, примечание автора статьи) Александр Иванович Дубровин, который всегда лично осуждал погромы, но при этом отмечал, что евреи своими преступлениями против русского народа, довели наш народ до преступления, т.е. до погромов». Ну, а нынешняя Дума? Вспомним, что антисемитское обращение «письмо 500-т» подписало 19 депутатов Государственной думы (14 - из фракции «Родина» и 5 из компартии). Изгнания и преследования Березовского, Гусинского и других бизнесменов еврейского происхождения, как и пребывание Ходорковского в тюрьме, вряд ли будут способствовать расцвету нынешней экономики России. На фоне активных поставок оружия и ядерных технологий Ирану, даже не скрывающего свои намерения об уничтожении Израиля, и поддержки - Сирии, экстремистов «Хамаса» и «Хезболлы» Россией становится очевидным фактом истинные отношения ее властей к Израилю и еврейскому народу. Поэтому не стоит удивляться возрождению организаций махровых антисемитов и погромщиков из «Черной сотни». Нынешний погром в Кондопоге - это тревожный сигнал для всех «инородцев» в нынешней России. Нам, русскоязычным евреям, для которых родными и близкими являются русский язык и русская культура, обидно и горько за нашу бывшую Родину. Примечание: Даты по старому стилю указаны в скобках там, где скобок нет даты 1906 года указаны по старому стилю.
http://alvishnev8391.narod.ru/1906_year_in_jewish_history.html
Всё больше и больше людей в современной России понимают огромный вклад товарища Сталина в укреплении государственной мощи страны и его неутомимой борьбе с врагами нашей Родины!
Слава Великому отцу народов, слава мудрому товарищу Сталину! Вечная память дорогой человек! Твоё имя будет жить в веках!
Приведу строки из двух статей украинских СМИ об Александре Олесе (Кандыбе) о его стихотворении "Над трупами".
Первая на русском языке:http://history.vn.ua/book/person/73.html "АЛЕКСАНДР ОЛЕСЬ (КАНДЫБА)"
Муза Олеся отзывалась на явления и события общественной жизни, клеймила зло и ложь, радовалась победе добра и справедливости, пробуждению общественного и национального сознания народа. Поэт-гуманист остро осудил проявления антисемитизма, распространяемого в царской России черносотенцами. В стихотворении «Над трупами», возможно, навеянном каким-то конкретным случаем, звучит глубокое сочувствие вдове-еврейке, мужа которой замучили погромщики.
Вторая статья на украинском языке обращена к школьникам и студентам:http://www.ukrlit.vn.ua/article/471.html "Поет-лірик Олександр Олесь"
З великою викривальною силою затаврував поет криваві чорносотенні погроми царизму у вірші «Над трупами». Перед нами картина надзвичайного трагізму. Вбита невимовним горем мати-єврейка стоїть над тілами закатованих чоловіка і сина-немовляти. Стоїть і звертається з питаннями то до мертвих, то до вбивць. У цих питаннях неймовірний жах і подив: за що вбито мужа-лікаря, що робив людям тільки добро; за що вбито її маленького сина, який вимовляв лише одне слово «мама»?!
Цей вірш, що містить у собі акт обвинувачення царизмові разом з тим говорить про людяність та інтернаціоналізм його автора, про те, що Олеся до глибини душі вражали кривди не тільки рідного народу, а й інших поневолених народів.
Перевод:
С большой обличительной силой заклеймил поэт кровавые черносотенные погромы царизма в стихотворении «Над трупами». Перед нами картина чрезвычайного трагизма. Убитая невыразимым горем мать-еврейка стоит над телами замученных мужа и сына-младенца. Стоит и обращается с вопросами то к мертвым, то к убийцам. В этих вопросах невероятный ужас и недоумение: за что убили мужа-врача, который делал людям только добро, за что убили ее маленького сына, который произносил только одно слово «мама»!
Это стихотворение, содержащее в себе обвинительный акт царизму, вместе с тем говорит о человечности и интернационализме его автора, о том, что Олеся до глубины души поражали несправедливости не только к родному народу, но и к другим порабощенным народам.
зловеще завис, над умершей "семёркой".
"Конец света" отменяется. Никто не умер. "Семёрка"
жива, будет жить и процветать, пока такие люди,
как автор поста, есть.
Какие интересные и разнообразные материалы,
глубокие и шутливые, на разные вкусы и возраст...
Как-то забежал на 7х7 "на огонек", просто так, да
остался - много чудесного, музыки, стихов, очерков.
СПАСИБО! УДАЧИ!
Вот этот Ваш перевод весьма оцениваю. И смысл и настроение передано адекватно. Единственно, я бы приложил в комментариях, что значит "Нухим" и "Хаим". Это два имени? Т.е. речь идет о двух людях?
Равно, как не оцениваю очередную антирусскую копипасту. Неужели без этого грантов не дадут?
Неужели без этого грантов не дадут?
Каганцов не расчитывает на гранты. Просто нужно чем то поубедительнее подкрепить свою литературную дефекацию.
"После окончания гражданской войны погромы практически прекратились. Историк Яков Басин упоминает погромы еврейских частных магазинов в Могилёве в 1928 году, вызванных якобы уклонением евреев от службы в Красной армии[45].
В период Великой Отечественной войны погромы совершались нацистами и их пособниками на оккупированных территориях СССР."
-------------------------------------------------------
МАрк, Вы сами себе противоречите историческими фактами. То Вы клянёте Сталина, то сами выкладываете неопровержимые факты в его пользу...)))
Алксандр Федорович! Вы что, через строчку читаете? Прочите следующее предложение, после процитированного Вами. Я не противоречу сам себе, а привел статью из "Википедии". Источник, как обычно, указал. А о Сталине и сталинщине я поместил немало материалов на других постах, о чём Вам известно.
С большим интересом и волнением прочитала статью о талантливых и мужественных, но еще недостаточно известных широкому русскоязычному читателю в Израиле украинских поэтах, узниках воркутинских лагерей.Глубоко тронула меня драматическая судьба прекрасного украинского поэта Александра Олеся и его стихотворение "Над Трупами", посвященное жертвам одного из еврейских погромов на Украине.Велика заслуга людей, делающих так много для того, чтобы воскресить имена и творчество ушедших от нас героев.