5 июля 2013 года Медведевский районный суд Республики Марий Эл вынес постановление о признании незаконным бездействия и.о. заместителя руководителя Медведевского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Республике Марий Эл С.В. Пироговой по факту смерти осужденного и обязал руководителя следственного органа устранить допущенные нарушения. Решение суда в законную силу пока не вступило.
16 мая 2013 года в представительство Комитет против пыток в Республике Марий Эл за юридической помощью обратился Валентин Шадевский, брат которого, Валерий, скончался в республиканской больнице ФКУ ИК-3 УФСИН России по Марий Эл. Как рассказал заявитель, в июне 2012 года Валерий начал жаловаться своей матери по телефону на сильные боли в области живота. УЗИ брюшной полости выявило у осужденного хронический гастрит. В ноябре 2012 года Валерию была сделана операция, однако боли не прекращались.
В конце зимы 2013 года Валентин узнал от матери, что брат начал жаловаться на изменения формы печени (она увеличивалась), на пожелтение цвета кожи, непрекращающиеся боли в животе. Также он жаловался на плохое лечение, оказываемое медперсоналом УФСИН. 1 апреля 2013 года родственники Валерия получили телеграмму, в которой сообщалось, что он умер в республиканской больнице ФКУ ИК-3 УФСИН России по Марий Эл. Причиной смерти было указано следующее: рак желудка с кровоизлиянием.
По заявлению Валентина Шадевского сотрудники Комитета против пыток приступили к общественному расследованию, в ходе которого в Медведевский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по Марий Эл было направлено сообщение о преступлении со стороны должностных лиц регионального УФСИН. Правозащитники усмотрели в их действиях признаки преступлений, предусмотренных ст. 124 УК РФ (неоказание больному помощи) и 293 УК РФ (халатность).
11 июня 2013 года и.о. заместителя руководителя Медведевского следственного отдела С.В. Пирогова, не придумав ничего лучшего и грубо нарушив Уголовно-процессуальный кодекс РФ, переадресовала сообщение о преступлении в тот же УФСИН. Более того, вместо процессуальной проверки должностным лицам УФСИН предлагалось провести проверку служебную.
Правозащитники обжаловали бездействие Пироговой в суде, который в своем постановлении указал, что «принятое исполняющим обязанности заместителя руководителя решение от 11 июня 2013 года не соответствует уголовно-процессуальному закону». Также суд посчитал необходимым обязать руководителя следственного органа устранить нарушения, то есть рассмотреть сообщение о преступлении в порядке, предусмотренном УПК РФ. Отметим, что в ходе судебного заседания помощник прокурора Медведевского района Марий Эл В.В. Поляков поддержал доводы жалобы юристов Комитета против пыток.
«Позиция Следственного комитета, мягко говоря, возмущает. Обладающий широчайшими полномочиями, СК уклонился от законом установленной обязанности и не стал проводить независимую и своевременную проверку сообщения о преступлении. Между тем, согласно практике Европейского суда государство обязано принимать необходимые меры по защите жизни лиц, находящихся под стражей, а в случае смерти человека – всегда проводить надлежащее и эффективное официальное расследование. Мы надеемся, что после решения районного суда следственные органы, наконец, вспомнят о своих обязанностях и проведут тщательную проверку обстоятельств смерти Валерия Шадевского», – комментирует юрист представительства Комитета против пыток в Марий Эл Дмитрий Яликов.