Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Архангельская область
  2. Страсти по Пушкинскому

Страсти по Пушкинскому

Леонид Черток
Леонид Черток
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Культурная (небольшая) часть России провожает на заслуженный отдых легенду (не № 17).

Об уходе Ирины Александровны Антоновой с поста директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина сообщил на минувшей неделе министр культуры Владимир Мединский. Уж не знаю, постановка была или натурально, но в этот момент он волновался. Министр также подчеркнул, что Антонова будет работать в музее в специально созданной для неё должности президента. Новым директором Пушкинского музея станет арт-директор Музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак, жена бывшего главного редактора «Московских новостей» Виктора Лошака, и родная тётя известного тележурналиста Андрея.

 Ну, а как не легенда? Ирина Антонова работает в Пушкинском музее больше полувека. В прошлом году столетие музея и девяностолетие (!!) его директора отпраздновали торжественно и практически одновременно. Причём женщина, разменявшая десятый десяток, выглядит бодро, говорит чётко и умно, самостоятельно передвигаясь по бесконечным анфиладам залов своего музея. Что касается разговоров об отставке Антоновой, то они велись последние двадцать лет с учётом возраста знаменитой галеристки, периодически назывались имена её наследников. Была среди них и Марина Лошак, которую многие называют ставленницей экс-министра культуры Михаила Швыдкова.

После празднования юбилеев музея и Антоновой разговоры об её отставке активизировались: в середине июля у нее кончался контракт с министерством культуры. Среди преемников называли двух бывших её заместителей – Михаила Каменского и Андрея Толстого, замдиректора Музеев Кремля Зельфиру Трегулову. Но выбор оставался за Антоновой, которая согласилась только на кандидатуру Марины Лошак, человека творческого и делового, с обширными связями и тут, и там, и за бугром, но по факту не музейного.

Я начал вспоминать своё знакомство с Пушкинским. Третьяковка была почти домашней, мы в ней уроки прогуливали, билет для школьника был в два с половиной раза дешевле, чем в кино на дневной сеанс.  А до ГММИ надо через Большой каменный мост перейти, потом вокруг «всесоюзного сортира» (бассейна «Москва») шкандыбачить…

Но попал в зал импрессионистов и простоял у картин Клода Моне часа три. Всё, влюбился, до сих пор любимый художник (из зарубежных), особенно в его «розовый туман». Позже в 1974-м был приезд «Моны Лизы», очереди к которой обзавидовался не только Ленин, но и будущий «МакДональдс». А «Американцы в Пушкинском», что-то сродни программе «Аполлон-Союз», только более доступное и человечное. И всё это заслуги хрупкой женщины, пережившей пятерых генсеков и трёх президентов (если считать с Медведевым). С одним уточнением, живопись – искусство элитарное, о Пушкинском музее даже в России знают не более двух процентов населения, на эту тему был сюжет ещё в советском «Ералаше».

Конечно, вечных директоров не бывает в природе. Но этот уход подозрительно совпал по времени со скандалом в культурных кругах.  15 лет Ирина Антонова выступала с идеей воссоздания Музея нового западного искусства, для чего предлагала разделить коллекцию Эрмитажа. Дискуссия обострилась, когда она выступила с этой идеей во время уже упомянутой мной прямой линии с президентом. Музей нового западного искусства был создан в 1923 году на основе двух национализированных коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. В коллекцию музея входили произведения Моне, Гогена, Пикассо, Матисса и других мастеров 19-20 веков. По приказу властей после войны музей был расформирован, часть картин была направлена в ГМИИ имени Пушкина, другая в Эрмитаж. Для воссоздания Музея нового западного искусства Ирина Антонова хотела перевести в Москву из Эрмитажа картины из коллекции Щукина и Морозова. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский был категорически против, его поддержали многие деятели культуры.

Кстати, у Пиотровского в свою очередь тоже оказалось немало претензий к ГМИИ, связанных, правда, с дележом другой коллекции: в 1920-1930-х годах, когда цветаевский музей превращался из университетского музея слепков в полноценный музей с живописным фондом, из Эрмитажа в Москву направили сотни шедевров старых мастеров.

В поддержку Эрмитажа в вопросе возможной передачи картин импрессионистов в связи с идеей создания в Москве Государственного музея нового западного искусства выступил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко - он направил Пиотровскому письмо, в котором выразил обеспокоенность судьбой коллекции французской живописи. Главу города поддержали и депутаты, намеревавшиеся обратиться к президенту с просьбой «не расхищать» Эрмитаж. Перед Путиным тогда в очередной раз стал вопрос, кем он себя ощущает – москвичом и петербуржцем. Президент опять предпочёл отмолчаться…

Что могло обидеть Ирину Александровну? Наверное, то, что власть не встала решительно на её позицию. Дело в том, что она не только прогрессивный галерист и возмутитель спокойствия, но и государственница. Например, когда возник скандал с трофейными произведениями искусства, лежащими в музейных запасниках, она долго настаивала, что таковых в Пушкинском не имеется, хотя, как позже выяснилось, всё же были. То есть, выступила на позиции, выгодной власти, и резонно ждала от неё ответного комплимента.

Что же до идеи создания полноценного Музея нового западного искусства, то, мне кажется, она непосильна и для Марии Лошак. Тот, кто бывал в Пушкинском, знает – там время затормозилось на рубеже XIX-XX веков. Чтобы создать значительную экспозицию зарубежного искусства, нужны миллиарды в валюте для участия в солидных аукционах, только там сегодня можно приобрести что-то значимое. Музей же государственный, сообщи, что истратил сотку зелёных миллионов на какие-то там «Подсолнухи», избиратель просто не поймёт и проголосует за кого-нибудь другого. Хотя разнообразить экспозицию стоило бы, хватит художественной Москве вариться в собственном соку из Пурыгиных, Зверевых, Шиловых, Назаренко.

Пока не читал ни одного плохого слова о преемнице. Единственное – говорят, что Мария Лошак большая любительница современного авангарда. Но это для меня скорее плюс, чем минус.

Материалы по теме
Мнение
27 апреля
Диана Рудакова
Диана Рудакова
Зачем молодым принимать эстафету от людей, которые принимали неправильные и вредные решения?
Мнение
22 августа
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Вторжение в Чехословакию ознаменовало отказ от гуманизации политики и консервацию тоталитаризма в СССР
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
местный
7 июл 2013 11:20

Вот какое мне в Архангельске дело до какого-то московского музея, куда даже если приплатят не пойду. Черток этот - агент Москвы и Мосада

Провинциальному искусствов
7 июл 2013 12:13

Отметим: Лёня лишний раз хочет подчеркнуть свой мнимый столичный статус. Это у него комплекс.
И потом:
- вокруг «всесоюзного сортира»... шкандыбачить… (Что за лексика у этого искусствоведа? Одесса-мама!)
- прогрессивный галерист и возмутитель спокойствия, но и государственница. (Лёня, Вы тоже у нас государственник?)
- «она непосильна и для Марии Лошак». (Кто такая эта Мария? То Мария, то Марина...)
- «Пока не читал ни одного плохого слова о преемнице. Единственное – говорят, что Мария Лошак большая любительница современного авангарда». (Здесь всё понятно — Швыдкой, Лошак... Черток - это всё представители одного племени, совсем недавно поселившегося на Руси).

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме