9 апреля днем позвонили мне из прокуратуры Октябрьского района города Кирова, попросили подойти для проверки возглавляемой мной организации на предмет исполнения законодательства о противодействии экстремизму.
Собственного офиса как такового у нас долгое время не было, мыкались по разным углам, а с людьми встречались в кафе, в офисах дружественных организаций, или работали дистанционно, через интернет. Документы разложены ровным слоем по разным адресам коллег и рабочим местам сотрудников организации по всему городу. Так что нагрянуть в офис с внезапной проверкой видимо оказалось немного затруднительно.
Звонок был уже не первый, на прошлой неделе сотрудник прокуратуры уже сообщала о радостном известии включения нашей организации в число проверяемых и обещала пригласить на проведение проверки в помещение прокуратуры.
Обговаривая детали визита, в очередной раз услышал просьбу принести учредительные документы и в очередной раз произнес дежурную сентенцию о том, что с учредительными документами зарегистрированной НКО один государственный орган легко может ознакомиться запросив другой государственный орган, в частности минюст, где наши учредительные документы скурпулезно прошиты, разложены по папочкам вместе с другими нашими документами, подаваемыми в минюст.
Ну да ладно, мне для родной прокуратуры не жалко принести и показать Устав организации, тем более, сотрудник прокуратуры выдвинула неожиданный аргумент, который окончательно убедил меня в необходимости такого действия. Оказывается, "мы (прокуратура видимо) должны быть уверены, что у вас тоже есть копия ваших учредительных документов на руках...." Ну не зверь же я, если люди убедиться хотят, могу конечно продемонстрировать факт наличия, мне не жалко, от меня не убудет.
Ну вобщем пришел я. Сел на стульчик, здраствуйте, говорю. Женщина душевная, отзывчивая, спокойно и без нервов попросила паспорт, дабы удостовериться в моей личности, стала с него данные вписывать в компьютер. Далее процедура знакомства несколько затянулась, потому что смутили меня вопросы о семейном положении, имею ли на иждивении малолетних детей и каков мой среднемесячный доход. На мое недоумение содержанием проверямых сведений, мне было объяснено, что эти данные могут потребоваться, если вдруг найдутся нарушения при проверке, ну вобщем для выбора способа наказания, чтобы учитывать все факторы... Ну вобщем нормально, я сразу почувствовал, что работники прокуратуры заботятся о проверяемых, не хотят наказывать всех под одну гребенку, ну не звери вобщем.
Далее последовали уточняющие вопросы, что за адрес такой был у моей организации, по которому когда-то велась то-ли переписка, то-ли что-то. Ну да, был такой адрес, жил я на квартире, адрес указывал в качестве адреса для почтовой связи, чтобы письма от государственных органов вовремя получать на дом. Да, сведения об этом адресе для внесения в ЕГРЮЛ не подавал в установленной форме, возможно в каких-то отчетах в минюст адрес этот был вписан.
Ну вобщем поговорили об адресах, о периодах с какого по какой где мы находились и с каких адресов переписывались. Вот тут мне стало стыдно. Блин, мы оказывается столько адресов сменили, за 12 лет жизни организации побывали в стольких офисах и без офисов, что я уже не могу выручить бедную женщину из прокуратуры и припомнить все адреса и все подробности. Ну и ладно, написали примерно.
А вот собственно и все. Небольшая пауза на ксерокопирование Устава, а пока Устав копировался, мне было предложено ознакомиться и расписаться "с моих слов записано верно". Ну и там еще в одном месте, где говорится, что мне разъяснены мои конституционные права не свидетельствовать против себя, против своих родственников.
Из природной НКОшной вредности я спросил зачем-то, правда ли мне были разъяснены права, на что получил внятный и исчерпавающий ответ, который меня полностью удовлетворил - "ну вот, я вам разъясняю, вы имеете право. Вот тут же все написано..."
И вправду, чего это я? Тут же и вправду все написано, только расписаться надо, а я туплю как школьник малограмотный.
Расписавшись в одной бумажке, получил взамен другую, правда пришлось еще пообещать придти завтра и принести копию договора аренды офиса, который кстати не далее как вчера заключил (можете меня поздравить с новым офисом :))
Читаю вобщем бумажку, понимаю, что у нас не город Воронеж, и не Ростов-на-Дону, у нас добрые. У нас всего лишь административка по ст. 19.7 КоАП. Ну там еще кстати с начальником поговорить обещали, может просто предупреждением ограничатся. За что? Да какая разница. Ну предположим за адрес месторасположения организации, о смене которого надо информировать в установленном законом порядке, т.е. с письменным подтверждением собственника и заполнением формы РН0004, заверяемой нотариально (разумеется с уплатой госпошлины за заверение)
Напоследок опять мое вредное нутро взыграло. Нет бы как все нормальные люди, спасибо сказать, да дверь за собой закрыть. Читаю вот бумажку, а в первых строках чего-то про экстремизм написано. Блин, опять ведь мимо главного чуть не прошли.
Странная говорю у вас проверка. Вы про адрес местонахождения спросили, ладно, понятно все с ним. А про деятельность то не спрашивали. Ну там услуги какие-то, или вобще источники финансирования. Вдруг меня не к ночи будь помянут, Госдеп финансирует. Неужели не интересно? "Ну вот, сейчас вот и спрашиваю вас, и какие услуги вы оказываете?"
Ну наконец-то и у меня повод появился поговорить о миссии НКО и вобще о том да сем. Как говорится, "Остапа понесло". Используя бесплатную возможность продвижения идей, стал приводить примеры позитивной деятельности НКО и резоны, по которым им надо помогать и соответственно какие-то практикуемые формы поддержки.
На рассказе о всероссийской акции "Весенняя неделя добра" другая сотрудница, сидевшашая за соседним столом встрепенулась и стала с интересом расспрашивать, как и куда можно вещи, игрушки отнести в помощь обездоленым. Ну ВОТ ОНО, значит не зря был поход в прокуратуру, значит все в этой жизни не зря. И штрафы по ст.19.7 КоАП, и грозный президент в телевизоре изобличающий НКО, и минюст, побрезговавший самостоятельно бегать организовывать проверки "исполнения законодательства о противодействии экстремизму". Еще двумя более информированными жительницами областного центра стало больше. Они хоть что-то узнали о деятельности проверяемых ими организаций.
А могли бы проверить, и так и не узнать, куда надо книжки и игрушки относить. Это ведь не связано никак - экстремизм, проверки, разумность законных требований, и собственно сама деятельность НКО. И все понимают что это разные вещи, только я один как дурак читаю бумажку, и пытаюсь как-то в единую логику государственной политики уложить, да при этом из всех сил поверить что все это правильно, все это хорошо.
P.S. Позвонил мне через пару десятков минут коллега Элунур. Говорит, вчера Ленинская районная прокуратура побывала везде, где возглавляемые им некоммерческие организации располагаются. В том числе и дома. Ну об этом сам расскажет.
А я видел, как Олег ткачев на МАЙБАХЕ по городу разъезжает и имею неопровежимые доказательства того, что у него в одном из постоянно меняемых подполий спрятан станок, переданный госдепом лично в его волосатые руки. На его пятой точке имеется отпечаток после того, как он случайно сел на него во время набора картошки.
Вот, Олег, если серьезно - ты теперь грамоту должен написать сотрудникам прокуратуры за неуличение тебя в экстремизме.
:) Обязательно поблагодарю прокуратуру. Поблагодарю за то, что на деньги налогоплательщиков занимаются вот этой веселой деятельностью, ищут экстремизм там, где его точно не может быть, за то что переводят бумагу на написание административок по 19.7.
Октябрьская прокуратура экономная, они к себе зовут, а вот Ленинская, они бригадой в 7 человек примерно по адресам катаются, еще и бензин казенный жгут.
Вот государственная политика по поводу экстремизма, глядя на такие вот проверки, сводится к старой проверенной формуле: когда коту делать нечего, он чего-то там у себя лижет.
Комментируй всегда именно так :))) Это интереснее, чем пространственно - временные комментарии :)))
Это ж я по смеялся, прочитав твой комментарий!!! Блин, Олег - респект!
Госдума в первом чтении единогласно (436 "за") приняла проект закона, расширяющего права граждан на ознакомление с материалами прокурорских проверок. По новой норме прокурор все же может отказать в ознакомлении, если сведения затрагивают государственную или коммерческую тайну, но теперь это решение может быть обжаловано в суде.
Подробнее на сайте http://pravo.ru/news/view/84244/
К списку проверяемых прокуратурой организаций в Кировской области добавляются:
Духовное управление мусульман Кировской области
АНО Центр гражданских инициатив (директор Шадрин Д.П.)
Внятных оснований для проведения проверок в виде документов, регламентирующих проведение подобных проверок пока никому из проверяемых выпросить у проверяющих не удалось.
Видимо, в ближайшие дни, нам предстоит узнать много нового о ходе проводимых проверок, и самое главное о результатах этих проверок.
Мне например очень интересно, сколько и каких признаков экстремизма удастся найти в проверяемых организациях.
Ну вот и дали мне мою административку, пожелали удачи в суде :)
Разве будет суд? Разве ты просто и покорно не заплатишь штраф государству, с которым "не хочешь иметь никаких дел"?
Олег, ты выполнил всё, что тебе БЫЛО ВЕЛЕНО. Ты не сопротивлялся. не защищался. И бравада твоя "оконченая" была не бравадой вовсе, а восстанием мужского начала: да что же я, под Мамедовым хожу-лежу - а тут две бабы - дай-ка я им расскажу всё!!!!
К женщинам нет вопросов, с ними общаться было забавно, не более. То, что они сами не понимают каким дурдомом вынуждены заниматься, так это уже даже и не к ним вопрос. Ну не в курсе они кто составлял список организаций на проверку, не понимают они в принципе, кто такие и зачем такие НКО существуют и почему их приказывают проверять с пристрастием. Это просто маленькие обыватели на мелких государственных должностях, которые после работы спешат домой суп из курицы или чего там в Глобусе продается варить.
А вот кто конфигурировал эти проверки, в частности прокурор Кировской области, к нему есть ряд вопросов. И даже прекрасно понимаю, что не он сам придумал вдруг проверять эти несчастные НКО, однако то, как он организовал и сформулировал поручения районным прокуратурам, как прокурорские структуры взаимодействовали с другими государственными органами, это намного интереснее.
Сейчас собираю информацию о проверках в других НКО, формулирую запрос в областную прокуратуру по тем странностям и непонятностям, которые были замечены. Отличный повод для мониторинга деятельности прокуратуры. Они нас проверяют, мы их.
Шадрину в понедельник тоже административку нарисуют, Плюснина пока не могут найти в офисе :) Элунуру завтра обещали хоть какие-то бумажки дать с обоснованием "А что это было?.." Ну там и у других информацию соберем, как, что и кого проверяли. Говорят в Нововятском районе много адресов, а оттуда тишина пока, посмотрим кого и как там проверяют.
Пока, на данный момент, самой грамотной выглядит Первомайская районная прокуратура, они хотя бы уведомления о проведении проверки удосужились выписать со списком желаемых документов на проверку.
В общем и целом, уровень подготовки работников прокуратуры разочаровал. Они откровенно не понимают что, зачем и почему проверяют, путаются в процедурах. Это вам не минюст, который имея наиболее полную информацию и опыт проверок НКО, похоже решил дистанцироваться в этом вопросе от прокуратуры и не подсказывать им явные косяки.
Покорным общественникам посвящается...