Быль и легенда
Лесные люди
Кто ж тогда эти лесные люди и Яг-морты, с кем сталкивались и русские люди, и северные народы – коми, чухонь, ижора? Вот, например, один из рассказов. В Козловке (Республика Коми) жила Пилип Онь гетыр, бабушка, которой было далеко за 90 лет в 1960-х годах (когда мы были маленькими). В своей книжке «Шатун» я рассказал об этой бабуле в миниатюре «Отражение», о том, как ругала она нас за то, что мы корчим рожи отражению в окне. « Ночь может унести твое лицо, и потом ночь и сама жизнь будет корчить тебе рожи. Ведь ты не знаешь где та граница, где отразится твое лицо», - так рассуждала Пилип Онь гетыр.
И вот, что она рассказывала о Яг-мортах:
- Когда я была ещё девицей. Наверно, мне было лет шестнадцать… - (прим.авт. – это значит, что событие происходило где-то в 1885-87 годах) – Мы с девками и парнями пошли за ягодой. Далеко ходили, но болото все равно не перейдешь. Его нельзя перейти. Никто не перешел – дураков нет по болоту ходить. Это мертвая сторона ( и в самом деле – кто ходил и кому надо идти на восток от Онежья? -(речь идет о селе Онежье на Выми - Коми край) Смерть да и только!). Даже зимой там охотники попадают на воду. Мочат лыжи, ноги и насилу выбираются обратно. Там нет птицы никакой. Зачем туда ходить? Но ведь чудное дело – если белка уходит, то она уходит куда-то туда… А там-то и дерева нет. Но там ходит большой лось, Царь-лось. Мой отец рассказывал, что этот лось однажды вынес раненного охотника. Тот охотник, как ребенок в люльке, сидел в одном ковше рога – вот такой лось большой. Может, сказки нам батя рассказывал? Но мы ему верили, он нас не обманывал. И про семгу, что больше лодки была и про щуку, что от злости на берег за детьми, как собака, выскочила… Однако вот тоя вам сказываю, то что мы с девками увидели – чистая правда. Это я сама видела.
Мы тогда далеко зашли. Лето сухое было. Морошка есть, но идти за ней надо было в глубь болота. Тяжело ходили. А там сухостой есть и небольшой лесок. И вот видим мы, как из этого лесочка люди уходят. Мы к лесочку идем – думаем, что это кто-то, может, из катыдпомских или гортшерских, а ближе подошли и видим…Ох, черные люди с длинными волосами идут от нас в лес. И один, и два, и десять… Мы испугались. Даже парни испугались. Но потом видим – и дети среди них есть. В шкурах все, лохматые. Мужчины ихние зачем-то длинные жерди несли. Парни потом спорили, что это копья. Но старики наши объясняли нам, когда мы перепуганные в деревню пришли, что жерди эти люди носят с собой, чтобы по болотам ходить. Но копья у них и правда есть. Луки-стрелы тоже. Взрослые люди на нас не смотрели, будто нас и нет вовсе. Можно было подумать, что все это нам причудилось, ведь они ещё и тихо шли. Совсем тихо. Звуков вообще не помню. Но вот их детишки («Кагаяс-тай, кагаяс, - Пилип Онь гетыр, вспоминая, умильно хлопала себя по бедрам, будто говорила о милых медвежатах, - Дзёля пи…») на нас уставились, и взрослые их тащили прямо волоком. Помню у одного ребенка красную-красную ленту в волосах. Как чиган-тай!
Х х Х
Всего сто двадцать лет назад происходит то, что рассказала Пилип Онь гетыр. И об этих лесных людях знали старики того времени. Ведь Пилип Онь гетыр говорит, что старики объясняли им про лесных людей, про жерди, а не копья – значит, для стариков «лесные люди» были не новостью.
Кто они, эти лесные люди? Параллельная цепь человеческой цивилизации? Или странным образом забредавшие в наши края лесные ненцы? Может быть, и манси из-за Урала? В восемнадцатом веке даже по переписи тех времен встречаются ссылки на то, что на Мезени есть поселение вогулов (манси). Но то всё-таки поселение. (Можно сравнить с оседлыми цыганами). А люди, о которых рассказывают старики, скрываются в лесах, будто не хотят видеть этот мир и идут по своим лесным тропам, ведомым только им, перпендикулярно всем известным дорогам и вопреки понятиям «по воде или по суху», «легко – тяжело», «твердь или болото».
Наверное, не всегда мирными были встречи с лесными людьми. Наверное, и девушку могли похитить, как в легенде о Яг-морте, и ребенка.
Избушки на курьих ножках
Охотничьи лесные баньки не всегда были такими, какими мы их представляем сейчас. Ещё в 1930-40 годах у вымских охотников в некоторых лесных избушках продовольствия хранилось столько, что можно было прожить зиму без голода. Тут тебе и вяленая рыба, и копченная лосятина с медвежатиной, и крупа, и соль, и запас снастей для охоты и рыбалки. Более того, в лесных избах зимний сезон могли коротать некоторые члены семьи, меняться через месяц-два. Но избы-то без дымохода. Закопченые и замороженные даже молодые тетки могли показаться Бабами Ягами. Не случайно в русских народных сказках говорится о том, что волшебные русские бани омолаживали. Из пара – да студеную прорубь. Конечно, омолаживали. Морду вымой – вот и молодой. Это вам любой подтвердит (особенно, кто в армии служил).
Были охотничьи избушки, которые ставили не на землю, а на большие пни. Были избушки, которые возводили на 3-4 столбах (особенно на заболоченных местах или местах пойменных, где весной вода могла подтопить избушку). Чтоб столбы не гнили, их перед закапыванием либо обжигали, либо немного окуривали. Кстати, для окуривания использовали тлеющую метлу можжевельника (вот тебе и бабка на метле). Окуривали не только «ножки», но и пространство вокруг избы – от муравьёв, мошек всяких. Внутри изба окуривалась, как бы сама собой, потому что топилась по-черному. Замечательное средство дезинфекции – других-то не было. Может быть, именно потому, что на Руси были курные избы, чума, которая покосила в 16 веке пол Европы, Русь почти не тронула. Закопченные мы были – защищенные.
Бывало, что такие охотничьи избушки разоряли росомахи или медведи. Поэтому охотники старались делать избушки «без окон, без дверей». Только через лаз (иногда потаенный) можно было попасть в такую избушку).
С приходом в Коми лагерей ГУЛАГа, с увеличением численности людей, бродящих по лесу и ухудшением их нравов (впрочем, как судить голодного беглого зэка), охотники перестали оставлять в избушках продовольствие. В 1940 году было даже издано распоряжение Совнаркома Коми АССР, согласно которого все избушки были взяты на учет, в них запрещилось оставлять и хранить спирт, керосин, бензин, соль, йод и т.п. (будучи студентом, в свое время с любопытством читал это документ, но сейчас не помню всего. При желании его можно запросить в государственном архиве РК).
К поимке беглых заключенных, особо опасных, привлекались и охотники. «К поимке» - это мягко сказано… Охотник приносил правый палец руки убитого зэка, за что получал полпуда сахара, пуд крупы, порох. Много или мало было таких случаев, история не расскажет никогда, кто ж такими делами хвастает, но известно как минимум, два случая и у нас – на Вымской земле. Случаи эти , наверное, не зафиксированы в документах, но людская молва приписывала «охоту на людей» вполне реальным охотникам.
Оба уже ушли в мир иной, а «охота» такая была в 1931-33 годах.
Очень болезненно и ревниво защищали охотники свои угодья в 20-40-х годах. Широко известны были ловушки и самострелы для непрошенных гостей. Открыл дверь – стрела в горло. Стал снимать чужую ловушку – загнутая ветвь, как копье выстрелит, или бревно с подвески прилетит.. И ямы, и порошки мухомора в оставленной крупе – всё бывало, всё шло в ход. Отсюда и загадочные истории, когда, например, находили сбежавших и замерзших зэков с выражением ужаса на лицах. Мухоморчика попили, и вот в сознании уже другая реальность. И нет избушки, а есть погоня, злые чудовища и снег цвета крови…
Лайка
История говорит о том, что собака – это прирученный волк, который живет с человеком с незапамятных времен. Весь вопрос – какой волк? При всей внешней схожести современной лайки с серым хищником, на самом деле есть основания серьёзно сомневаться, что наша лайка – это «местные волки»….
За конницей гуннов на запад перегонялись и табуны коней, отары овец – «обоз» был длинным и многоликим ( и многомордым). Вместе с бронзоволикими людьми шли бронзовые собаки, потомки прирученного индийского волка. Они прошли вместе с людьми весь континент и, смешиваясь с пастушьими собаками прикаспийских племен и Кавказа, стали основой многих пород (например, овчарки, пуделя, сеттера, пойтнера и многих других, появившихся уже в средние века, когда селекционная работа стала забавой монастырей и обслуги замков). Для справки – догообразные породы, в отличие от волкообразных, - это все бульдоги, доги, таксы и шотландская овчарка. Впрочем, строго говоря, средневековье сильно перемешало и их. Но доги – это псы Европы античных времен. До нашей эры волкообразных собак имели только германские племена. В Древнем Риме собаки не догового типа считались либо дикарями, либо полудикими бродяжками. Во дворе какого-нибудь патриция легче было увидеть ласку, горностая или барса, чем собаку с волчьей мордой.
Лайка как порода сформировалась стихийно. Не известно ни одного места на земле, которое бы прославилось тем, что вело селекционную работу с этой породой. Эту работу вели миллионы охотников и приметливых крестьян, отбирающих крепких, бесстрашных и верных помощников. Без лайки наша история точно была бы совсем другой. А историю освоения Севера без неё представить и вовсе невозможно.
В IV- VIII веках нашей эры, когда нижняя Вымь входила в зону влияния Хазарского каганата и, судя по археологическим находкам ( на Веслянском городище найдены персидские монеты) вела торговлю через Прикамье и Волгу с южными землями, с Прикаспия везли и живой товар - собак и овец.
В селе Ананьино Пермского края были сделаны обширные археологические находки VIII нашей эры, по которым потом стали сверять и сходство культур других северных земель, что бы определить родство племен и географию перемещения. Так появился сам термин Ананьинская культура. Через четыреста лет – в ХII веке – многое что изменилось и в быте и в торговых путях, сильнее стало проявляться влияние западных торговых путей, в том числе и Великого Новгорода ( на раскопе того же Веслянского городища найдены германские монеты раннего средневековья, украшения, которые уже скорее прибалтийского, скандинавского стиля). Но самая крупная и ранняя археологическая находка ХI-ХII века была обнаружена в селе Вандвиздино, по которой сразу стало понятно, что здесь и другой рисунок на черепках битой посуды, другой тип даже самих захоронений. Эта культура получила название Вандвиздинской. Абсолютное большинство находок на Выми относится к Ананьинскому и Вандвиздинскому типам культур, что подтверждает движение людей на Вымь со стороны Перми и Прикамья вообще.
Уже в пласте раскопок Ананьинской культуры найдены кости собак, овец и коров, а на уровне Вандвиздинской - само собой.
Лаек в семьях не держали в привычном смысле, как держат, например, собак сейчас. Лайка была довольно самостоятельным существом, со стороны хозяина лишь прикармливалась во время охоты. Каждый охотник или семья имели стаю из 3-5 лаек. И это было в порядке вещей вплоть до ХХ века.
Кстати, выражение: «На охоту идти – собак кормить», как ирония к охоте с лайкой не подходит. Эта охотничья поговорка относится скорее к гончим собакам, к сеттерам (охота на водоплавающую дичь) и норным – т.е. к тем, которые использовались на юге и в центре России. А ирония заключалась в том, что вышеперечисленных собак перед охотой до двух суток не кормят. Иначе такие собаки не работают или работают плохо. Лайка же – почти прямо наоборот. Охотники перед выходом в тайгу лаек кормили, потому что сам поход на угодья (до Тобыся, например, или от Ляль на Вишеру) занимал двое-трое суток. Когда поешь в следующий раз? Разве лишь на месте постоянной стоянки, в избушке.
Любопытно, что на Выми рыжую лайку не любили, а на Ижме наоборот считали счастливой.
Замечательные сторожевые, пастушьи качества и поисковые делали лайку незаменимым помощником в лесу и в поле. Сколько охотников в схватках с медведем спасены лайкой? Сколько найдено пропавших в лесу детей и взрослых? Сколько верст прошла она с первопроходцами, геологами, переселенцами… А ещё поговаривают, что только в наших краях, на Выми, на Печоре и Мезени, настоящая лайка не боялась волка. Потому, что за столетия и в ней накопилось много волчьей крови…
В Европе лайку перевели, о чем Европа горько сожалеет. Знаменитый французский актер Ален Делон, когда гостил в Красноярске, получил в подарок от губернатора генерала А.И.Лебедя двух щенков лайки. Француз был без ума от радости. В официальных собаководческих клубах Франции и Германии лайка стоит от 2 до 10 тысяч евро – лабрадоры и колли стоят поменьше. В Канаде настолько «заселекционировали» породу, что потеряли высоту в холке, рыжий и пятнистый окрас; получили образец серый, близкий к алеутским ездовым собакам.
Берегите лайку. Это нетрудно. И это просто будет порядочно. Это наш знак благодарности ей за всё, чем она помогла роду человеческому.
секвестировали геном собаки и волка
отличаются только генами усвоения углеводов
собаки углеводы в десятки раз лучше усваивают чем волки
от сюдова вывод, волков приручили земледельцы
а про чуму это да
известна история как папа римский просидел пол года или год в центре костра и не выходил из этого круга и еду ему передавали через этот огонь
вот блохи до него и не добрались
Ну вот я и дождался, когда Спичак начал говорить о том, что зыряне жили в лесных избушках на деревьях.
В лесу охотники жили, и иногда весь зимний сезон. Но это небыло основное жильё охотника. Но объясняет большое количество припасов в лабазах. Например после зимнено сезона охоты, когда лабазы забивались поймаными тушками.
Лесные люди, сповязкой как у циган. Может это и были цы-гане, кочевой народ пришедший из индии.
Или староверы, бежавшие от преследований православнутых. Отшельничество, я так понимаю было не такой уж редкостью. Один пример Сергия Радонежского чего стоит.
Омолаживающие баньки, ты прав, что не стоит искать особой мистики в легендах, всё иногда оказывается просто очень рационально и продумано с учетом знаний об организме. Баньку финоугры придумали вначале как место помывки, потом заметили, что пар удобнее гонять веником, а потом заметили что берёзовый веник успокаивает и придает позитивное настроение. окунувшись в холодную прорубь заметили, что организм включает какие-то внутрение функции, придавая силы и очищение всему организму. И так наблюдая и познавая он совершенствовал своё проживание и связь с законами природы.
Например, тот описаный случай с биармийцами, которые во время обороны своей земли от нашествия, во время встречи с врагом начали издавать крики и песнии, после чего грянул ливень.
Естественно это произвело впечатление на врага. Тут Щиголев заметил, что они просто знали о связи атм.давления на появление ливня, а определяли они это по полёту птиц. Совсем не исключаю этого, этрусскам тоже приписывают предсказания по полёту птиц, а что они предсказывали? может дождь?
Но тогда стоит обратить внимание на искуство пользоваться свои знаниями биармийцами, они зная о приближении дождя, устроили спекталь для надающим врагов, чем ввергли их в страх и заставили отказаться от нападения.
То что описывается здесь:
«Жители Биармии искусны в чаровании людей. Взглядом, словами или какими-нибудь другими действиями они умеют так связывать людей, что те лишаются здравого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают непонятные поступки».
Ничто иное, как гипноз известный нам.
_____
"Охотник приносил правый палец руки убитого зэка, за что получал полпуда сахара, пуд крупы, порох."
А почему не голову убитого зэка или скальп, тебе не приходило в голову? Хитрые коми-евреи, договаривались с Зэками- отпускать, в замен на палец правой руки. Который сдавали глупым комунякам в кожаных куртках.))))))
Человеко-убийство большой грех для финоугров,и как минимум будет наказание от богов в отсутствии добычи на охоте. Они даже у убитых зверей просили прощение.
______________________________
Лайка, обитание север сибири и север европы. У народов финоугорского мира. Скорее всего она пришла вместе с финоуграми с сибири.
Выносливая, бестрашная, сообразительная, и никогда не нападает на человека, может только облаивать, как медведя. На севере просто не заменима. Согласен.
Григорий Иванович, ваша бабушка запрещала смотреть ночью в отражение в окне. Значит ваша бабушка была язычницей: верила в орт и лов.
Замечательный экскурс в мифологию и кинологию... Можно многое добавить, а с чем-то поспорить. Только... к чему добавлять и с кем спорить. В тексте никак не отделено авторское от источников... Рассказ Пилип Онь гетыр достоин включения в сборник Лимерова "Сотворение мира" - есть источник, время и место записи. А остальное? Об охотничьих избушках и лайках достаточно много серьезных исследований. Их можно обобщить в каком-то сюжете повести или рассказа (даже нужно и интересно=), но подавать их в таков необработанном виде, как авторский пост... Странно. Где тут авторское? Где источники и где - фантазии? Очень многое взято, мягко говоря, из носа. Это не возбраняется в лит-ре, но странно для такого текста.
Дело в том, что мой дед конкретно получил предложение, от которого невозможно было отказаться : охота на людей. Это зафиксировали его сыновья в паре сюжетов, это я сам лично от него слышал. Его подставили, обставили, обложили, посадили и имитировали побег. Матерый охотник четыре месяца (зима 1944-45) выслеживал в одиночку группу беглых "врагов народа". Не нашел. На самом деле - нашел, видел и мог взять беспомощных в тайге оборванцев, но рука не поднялась. Этот факт можно обыгрывать по разному... Распутин вот написал: "Живи и помни" по достаточно спорному поводу. Но ведь он написал не просто "быль". Он наполнил сюжет живыми героями, сделавшими его рассказ именно художественным произведением. И никому в голову не придет спорить: было... не было. А тут... что-то не то.
Никто беглых не ловил. Они бежали сотнями и тысячами. По весне на лугах почти у каждого куста можно было найти замерших, скорчившихся у кустиков беглых.... Многие уже разлагались. Вот про них сообщали. А живых беглых не сдавали, делали вид, что не видели. Беглых было очень много, и трупов было очень много. Если бы можно было сдавать пальцы и получать деньги, то зыряне бы купались в роскоши. Это байки про местных охотников распускали, чтобы напугать зека.
Никогда ни один коми охотник и ни один коми рыбак не примешивал яд или отраву в припасы в своих охотничьих избушках. И всегда , во все времена оставляли и соль и спички и немного крупы, а также дрова и растопку. Никакие запреты не могли этому помешать. Это были языческие обычаи предков, которые свято чтут все местные охотники.
Это ближе к правде... Но в верховьях Вычегды под кустами трупы все же не валялись, а история с дедом - натуральная. Только один прошлый век чисто материально внес в традиции охотников много разного, но соль, спички и дрова в избушке были, конечно, всегда - это святое.
Коми язычники не охотились на людей, не травили пищу в лесных избушках и оставляли соль, спички и крупу. То есть исполняли обычаи языческих предков. Но ведь не все оставались язычниками. Не исключено, что сменившие веру и принявшие православное христианство, охотились на людей, травили пищу? Может Спичак написал о православных охотниках?
И не только крупа, соль и спички в избушке. Около избушки оставляли поленья, чтоб они могли высохнуть. Возле ручьёв охотники оставляли черпаки, сделанные наскоро из бересты, чтобы заплутавший мог культурно испить воды. Береста и сил придавала.
Ближе к правде:
У деда банька стояла на опушке леса, метрах в 100 от избы. Чтобы беглые (бабка их странниками называла) лишний раз не беспокоили и детей не пугали, там всегда оставляли каравай хлеба, соль и спички.
Баню топили по субботам, прибирали в воскресенье и оставляли недельный припас.
Кроме оставленной странникам провизии из хозяйства ничего не пропадало, беспорядка не было.
Охота коми-зырян за беглыми - выдумка.
Потрав продуктов мухоморами тем более.
Чайники и котелки тоже оставались в каждом домике.
Виталий, потому это и не книга, а всего лишь пост...без претензий на жанровую завершенность. А история его появления проста: с Александром Гавриловичем Люосевым - тогда редактором "Княжпогостских весте" мы в 2008 году выпустили два 8-страничных вкладыша в районную газету с краеведческими заметками. Именно - заметками. Но был там и рассказ "Последняя из племени куницы" (с попыткой реставрировать гибель нескольких семей от набегов иноплеменников в условиях местного ландшафта и условий природы. А так же рассказы-реставрации (об исходе вымичей на Ижму)..... Цель проста - разбудить интерес к краеведению.
---------------
Среди прочих вещей были там и истории фамилий, и реальные цифры , найденные в разных источниках(в т.ч. "История для школьников" - кажется так называется П.Столповский и И.Жеребцов). Источники материала указывались... Однако часть источников уже не восстановить. Когда-то в 90-х я сидел в архиве много, записи делал, а вот источники либо не везде тщательно указал, либо утерял.
Я к тому - что тут только фрагмент тех текстов.
Я вот подумал: что тут "не то?" И вспомнил странный дискурс в связи со Стефаном Пермским. Удивительно, с каким азартом взрослые люди доказывают друг другу недоказуемое: "Как это было НА САМОМ ДЕЛЕ?!" Приводят источники, ссылки, которые на 99% - мифы и легенды. Здравый смысл подсказывает, что в одиночку, без какой-то вооруженной поддержки миссионер просто погиб бы или попал в полную зависимость от тунов. С другой стороны - нет ни одного мифа или легенды (записанной хотя бы со слов и зафиксированной должным образом) о реальной войне с пришельцами. Не о борьбе с тунами (ее не могло не быть), а именно - с населением. О каких-то битвах не между Стефаном и Памом, а вооруженными противниками. Если такие события были бы сколько нибудь значительными, то как они могли не остаться в памяти, передаваемой из поколения в поколение? Ведь стычки с ушкуйниками вполне запомнились и отражены вы в преданиях. Казалось бы, вопрос исчерпан... Нет! спорят до оскорблений, как будто с твоим посохом сами там были и все видели!
Думаю, все дело в "жанровой незавершенности", о которой ты сказал сам. Именно она провоцирует на странные и бесплодные споры о том, что было "на самом деле".
С другой стороны - нет ни одного мифа или легенды (записанной хотя бы со слов и зафиксированной должным образом) о реальной войне с пришельцами.
_________________________________
А кем были татаро-манголы? что это за народ?
И что это за битва дмитрия донского на реке ВОЖЕ где на гравюре изображены одинаковые воины, река где можно утонуть и ГОРЫ. А на месте реки ВОЖА куда нас отсылают изТорики, нее точто утонуть искупаться негде и гор нет, и следов боёв не найдено.
А вот БОЖА - по-коми приток.
А вычегда приток ДВИНЫ.
А ТОХТАМЫШ имеет коми корень в слове ТАМЫШ-косоглазый.
Да и воины татаро-манголов на изображениях битв не отличаются от москвичей, да и стяги у них одинакове "Спас не рукотворный"
А может потому и кажется, что нет описаний сопротивления, что они замаскированы и уведены в сторону, как с липой про НОВГОРОД под Псковом, кой больше похожь на деревню, чем столицу государства.
А вот в Ярославле даже захоронения найдены на 900 человек.
Кем был Пугачев ,что в его войске были в большом количестве финоугры?
Про злодеяния стефана остались вопоминания и даже то, что он плыл с дружиной. Это рассказ про АЙКУ -которым мирно варил пиво на берегу, а ему стефановская дружина впорола пояс (живот).
Стычки укушников запомнились только потому, что они не противоречили придуманой истории романовых, а то бы тоже оказались битвой с какими нубудь беглыми цыганами.
Любой историк спокойно подтвердит, что народа "татаро-монголы" никогда не было... Это условное обозначение придумали для упрощения в учебниках для школы: трудно перечислять все народности, входившие в состав Орды в разное время.
Существует несколько версий про Айку и его смерть. Все они тоже зафиксированы. И еще больше преданий о том, как тунов убивали сами местные жители.
И что из этого следует?
Любой историк спокойно подтвердит, что народа "татаро-монголы" никогда не было... Это условное обозначение придумали для упрощения в учебниках для школы: трудно перечислять все народности, входившие в состав Орды в разное время.
Существует несколько версий про Айку и его смерть. Все они тоже зафиксированы. И еще больше преданий о том, как тунов убивали сами местные жители.
И что из этого следует?
_________________________________________
Наименование Татаро-монгольское ИГО появилось в 18 веке, как раз при романовых и расцвете появления всякого рода уничижительных для русского народа, писаний.
Ещё со времен Ломоносова внушалась история что народ Руси был дикий и бЕЗГРАМОТНЫЙ.
Но находки берестяных грамот последних говорят об обратном, даже простые крестьяне владели грамотой. И опровергает версию, что Кирилл и мифодил принесли письменность на русь. Русь уже владела этой писменостью.
Не тунов убивали, а просветителей - с них снимали кожу.
Приведите пример убийства тунов и версии про АЙКУ, слово АЙКА -обозначает сильного ТУНА, старца (ай -отец) или хозяина, потому это не совсем имя, а потому и АЙК было много.
ВОР-айка (леший), гӧбӧч-айка (домовой), пывсян-айка (банник), кӧрт-айка...
Что это означает? Что история которую мы изучали -лживая.
Антизырянин-псевдоязычник до того заврался, что опустился до уровня небезысвестного буханцева, берет слово (конечно) со словаря и изгаляется над ними. Такого рода "изыскания" шарлатанство. Лучше бы заткнулись.
Есть много легенд о том, как Стефан Храп и его банда грабили и убивали. Просто не все знают о них. При Петре Первом ввели насильственную христианизацию. Поэтому люди скрывали предания предков и передавали их только по своему роду. Не все роды сохранили эти предания. Сакральные знания не передавались, если их могли записать.
Профессор Налимов начинал записывать их и был репрессирован. Василию Петрович вменили контреволюционную деятельность, в том числе за то, что он в 1918 г опубликовал записанную им в 1908 г историю о Паме Шипиче. Так что желающих искать и записывать легенды о христианской колонизации не было. Недаром труды В. П. Налимова до сих пор находятся под запретом и их практически невозможно найти. Это политика государственных органов. Как поступят ученые фольклористы, если они знают о том, что эта тема до сих пор табуирована? Они идут по пути меньшего сопротивления. Поэтому в народе передаются легенды о злобных ушкуйниках Стефана Храпа, а письменных легенд очень мало.
О сакральных знаниях и собственно коми мировоззрении очень хорошо сказано в фундаментальной работе Лимерова "Сотворение мира". Там же приведены и примеры непростых взаимоотношений населения с тунами. Мне, собственно, добавить тут нечего... В версию о сознательном масштабном искажении истории в пользу дома Романовых лично я не верю. То есть, она имеет право на существование, как, например, теория Гумилева о пассионарности. Знать их полезно, читать - интересно. Но ведь масса профессиональных историков, которую всю в целом невозможно обвинить в какой-то заведомой недобросовестности, этих гипотез в качестве базовых не признают. Поэтому обычному человеку опираться на них в своем мировоззрении можно, но очень рискованно.
Что касается убийства тунов... Не буду брать других примеров, кроме приведенной тут легенды о Кыске и Ульяне. В ней туна убивают. Но - кто убивает? Ведь Ульяна (а ее образ можно достаточно уверенно соотнести не неким душевным состоянием коми народа) пришла к Стефану добровольно. После чего и развернулось трагическое противостояние. И помогали Стефану люди, знающие, как справиться с заговорами туна, то есть - местная "оппозиция"=))) Можно говорить о своеобразной гражданской войне, но не о насильственной колонизации извне. Призыв Пама не был услышан местным населением и колонизация началась. Но происходила медленно, постепенно строились монастыри, за ними уже шли и дружинники и всякого рода государевы люди. Можно ли этот процесс считать завоеванием "огнем и мечом"? Ну... это дело вкуса, о которых, как известно не спорят.
Но ведь масса профессиональных историков, которую всю в целом невозможно обвинить в какой-то заведомой недобросовестности, этих гипотез в качестве базовых не признают.
_________________________________________
Вот здесь и кроется, главное.
Все изТорики опираются на летописи православнутых, не опираясь даже на логику. А ведь даже Ломоносов при романовых сомневался в правдивости этих самых поповских летописей.
Вот и получается, что вся история строится на писаниях француза Скалигера и уличеных в подлогах врага Ломоносова немца Милера и придворного изТорика Романовых Карамзина , который кстати и Епифания предъявил свету.
Нас научили как бы не сомневаться в их правдивости и глубоком знаниии, но давайте посмотрим с другой стороны.
Не поповские летописи, а записи путешествеников и географов почему описывают соверншенно противоположную картину.
Легенды и сказания самих народов, опять же говорят о противоположных вещах, чем изТория.
По скалигеру выходит, что колизеи стоят уже тысячи лет, но разрушаться начали только сейчас. Греки обладали технологиями, да и владением красноречивости письма 18 века. А пирамиды строили 2000 лет назад строили из супер бетона, который не разрушается и не известен даже сейчас, при этом в захоронениях египетских царей найдены ножи которые научились делать только в средневековье.
Я когда изучал теорию Фоменко, сразу же обратился к текстам его критиков изТориков. Сплошная вода, надувание щёк и притягивание мистики для оправдания. Только попробуйте поинтересовать и сами всё увидите.
Взять того же Христа, в храмах и пирамидах все гороскопы указывают на дату 1152 год его рождения, распятие 1185 год.
Анализ плащеницы проведёный в трёх разный иследовательских центрах, указывает тот же период, и ни о каких 2000 лет назад и речи не идёт. ИзТорики тут же начали заявлять о подделке. Но простите, а по какой технологии тогда её подделали, если анализ показал об изменении структуры ткани на рисунке, а не окрас.
И почему у русских воинов были стяги с изображением той самой плащеницы сложенной в четверо? "Спас не рукотворный" называлась.
По поводу местных легенд, возможно и были не простые взаимоотношения с тунами, возможно и туны были не совсем Тунами, а лишь желающие власти проходимцы. Это жизнь с её плюсами и минусами.
С тунами справлялись просто мечом и огнем. Были ли это местные или дружина из московии, можно вспомнить историю со староверами в ижме, для подавления которых была вызвана дружина из вологды, и услышав об этом староверы решились на самосожжение, ведь приход дружины так или иначе означал смерть.
А стефан как минимум пять раз ездил в москву, а не за дружиной ли? К тому же стефана называли "чужим", то-есть не местным. А имя Стефан более распространено в карпатском регионе. Здесь бы его назвали стеПан.
О том, что Стефан был из усть-выми, нам дает только один источник поповская летопись "Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись о Стефане Пермском".
То что Епифаний был придуманным автором и писал лжеисторическое повествование о Сергии Радонежском и Стефане Храпе, на семёрке уже разобрали подробно и уже не вызывает сомнения.
Так что привычка вложеная в сознание русских о своей дикой и дремучей истории за 400 лет правления Романовых и не дает многим критически взглянуть на историю своего народа. Это насаждалось пласт за пластом, в церковно приходских школах и пропагандиских храмах. Потому и не легко изгоняется. Но если всё же взгянуть критически на это и даже слегка углубиться не опираясь на поповские летописи, а на логику, находки ...предстает совершенно иная картина, и видны не огромные бреши, не логичности в изТории.
А ровно и логично вырисовывается пазл, того что Русь была центром культуры и развития, и из руси пошли языки и культура в европу , а не наоборот. И небыло никакого ИГА татаро- Маголов, а была развитая, богатая и цветущая ТАРТАРИЯ, вызывающая восхищение и зависть у других народов.
Просто сами попробуйте всмотреться и сами поразитесь насколько велик обман изТориков.
"Спас нерукотворный" - это вообще другая история... Это Христос обтерся полотном.
"Спас нерукотворный" - это вообще другая история... Это Христос обтерся полотном.
___________________________________
А почему четверник, его еще называли? полотенце сложенное в четверо? ))))
Взгляни на плащеницу и то как она была сложена и как обгорела по углам.
Вряд ли тут найдется квалифицированный оппонент теории Фоменко (это, точно, не я=)). Пока с меня достаточно альтернативной теории Гумилева и мистической версии метаистории Даниила Андреева. Возможно, придет черед и для Фоменко. История любой науки проходит через кризисы и возникновение новых теорий ЧАСТИЧНО отвергающих предыдущие... В данном случае меня лично смущает политический подтекст, подразумевающий радикальный слом такого института, как РПЦ (например). Я от него не в восторге (мягко говоря), но крушить церкви не готов.
Вряд ли тут найдется квалифицированный оппонент теории Фоменко (это, точно, не я=)). Пока с меня достаточно альтернативной теории Гумилева и мистической версии метаистории Даниила Андреева. Возможно, придет черед и для Фоменко. История любой науки проходит через кризисы и возникновение новых теорий ЧАСТИЧНО отвергающих предыдущие... В данном случае меня лично смущает политический подтекст, подразумевающий радикальный слом такого института, как РПЦ (например). Я от него не в восторге (мягко говоря), но крушить церкви не готов.
_________________________________________
Царь от бога или сатаны?
Жизнь это вечные страдания?
В том то и дело что многие зазомбированы, что церковь несёт добро, но так ли на самом деле.
Как тут показывают обсуждения на семёрке атеисты без всякой религи высоконравственны, а религиозные, как раз таки агресивны и не нравственны абсолютно.
Не находите здесь связи в том, что православные таки уводят от бога , а не ведут к высокому уровню нравственности ?
Не ручаюсь за точность, но Петру, вроде, было сказано, что церковь УСТОИТ перед вратами ада... Отсюда вывод: она туда движется... как любой институт человеческой власти, который, от князя мира сего. Но ведь УСТОИТ все же. Я, вообще, сторонник "Розы Мира" и искренне не понимаю почему Даниил Андреев так незаслуженно "задвинут". Вернее... не хочется в это верить. Согласен, что сегодня в том виде, как есть, РПЦ больше уводит от бога... Но и католики с мусульманами - не лучше в этом смысле. Есть проблемы... Только никакой кавалерийской атакой их не решить. Проходили уже.
Только никакой кавалерийской атакой их не решить. Проходили уже.
_________________________________________
Тут абсолютно согласен, как говорит учение христа, зло можно победить только умножение добра. Которое как в сосуде множась будет уменьшать объем зла.
Ровно также происходит и в языческих учениях , где человек состоит из черного и белого, и только развивая и увеличивая в себе свет и добро можно уменьшить долю зла. Закон гармонии можно сказать.
В ситуации с РПЦ только светом знаний и философии правды, можно изжить сатанизм, комуняцкие варианты с взрывами церквей, это одно зло порождает другое зло.
Провоцирует? Но провокация - это совсем не плохо во многих случаях. Если она к бессмысленным спорам ведет - да, это разрушительно. Если ведет к напоминанию пласта времени, который забыт или к напоминанию ракурса, с которого обычно не рассматривают событие - то это хорошо. Литература вообще - провокация. Это одна из её функций, Виталий Петрович.
--------------------------------------------------------
В начале ХХ века Скандинавия и Латинская Америка вдруг массово полюбили такой "жанр" как новелла... А, кстати, что это за жанр?:))) Чем он от рассказа отличается? Незавершенностью... Свободная мысль (или претензия на свободную мысль) в кругах творческих часто вообще требуют:" НЕ ГРУЗИ!!! Дай только тему и вектор!!" Примерно этот мотив стал поводом "любить новеллу"... А сейчас ещё и орал-хистори входит в моду.Наверное, как результат развития "блоГГовой культуры". Орал-хистори - это устные необработаннные рассказы. Как говорил, так и записали.
---------------
Видишь, как интересно получилось - выставил в блог незавершенный обзор-эссе по истории , а родилась тема литературная - "Жанр. Завершенность и незавершенность..."
Я и не говорю ( и не думаю), что это "плохо"... Меня, к примеру, с детства смущала завершенность истории про Ромэо и Джульетту. Вот не верю я в такой финал!=))) Такое впечатление, что автор просто не знал, что делать с этой мОлодежью, и тупо их прикончил. Но, в данном случае, речь немного не об этом. Не определен сам жанр повествования. Есть, например, "Роза Мира"... Не смотря на всю ее "странность", читатель с самого начала четко позиционируется: кто, как, при каких обстоятельствах и с какой целью изложил видения своего измененного сознания. При этом Андреев ведь предлагает СОБСТВЕННУЮ концепцию мироздания. Это - понятно. Можно принимать или не принимать, или тут принимать, тут - не соглашаться. Или - Пелевин. Он совершенно откровенно берет концепции из разных религий, перемешивает их в сюжетах и характерах современных героев и выдает занимательное чтиво. Тоже спорно, но понятно. В твоих эссе и, особенно, в романе ты смешиваешь собственные видения из состояния измененного сознания с неким реалистичным по форме сюжетом, не отделяя одно от другого... Получается провокация с результатом, который вряд ли тебя устраивает. Мало кто имеет достаточно мужества, что бы пробиться через эту путаницу. Впрочем, может, этого ты и добиваешься=)))
Некая утяжеленность получилась, конечно, из-за того, что решился я опубликовать часть в надежде быстро опубликовать продолжение... Вот эта уверенность - в ОБЪЯСНЯЮЩЕМ продолжении несколько подвела...Но это не главное и ДАЛЕКО НЕ ГЛАВНОЕ. Все-таки(если о романе) - там главным стартово было -ориентировать на загадку - на необъяснимость многих вещей в принципе, на то, что МОЖНО ЭТО ОТРИЦАТЬ, НО КАК С ЭТИМ ЖИТЬ? И как это используют те, кто научился...
--------------------------------
Второе. В 2009 году - информация об этом была лишь в спецлитературе... а осенью именно 2009-го КАК ПРОРВАЛО!!!! И РЕН-ТВ, и несколько книг подобного типа, и "Битва экстрасенсов"... Угадав прорыв я не доучел, что уже через год потребуется ДРУГАЯ ТЩАТЕЛЬНОСТЬ в СИСТЕМАТИЗАЦИИ. Впрочем, её до сих пор НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Но попытку надо было сделать...
------------------
Только вчера на твканале Культура говорили о "безумии квантового мира".... Резюме: "Здесь систематизировать что-либо невозможно вообще... " И что - теперь не говорить об этом? Не пытаться создать хотя бы субъективные миры в литературе?:)))
Да. Законченность Пелевина, Вербера или ещё кого-либо - тут ПРИЯТСТВЕННО ДЛЯ ЧТИВА. Но если по-честному, по-православному - это неправда, это бардак в архитектуре миров. У меня - правда. Она, как минимум, субъективная правда, но странным образом подтверждающая древние понимания об АРХИТЕКТУРЕ невидимых миров... Вот только сейчас вдруг понял, что Сведенборга ровно в том же можно упрекнуть, в чем ты упрекаешь меня. И у него тоже "ниасилил" - читателей мало... Но имею наглость утверждать - зато это реальные проекции, реальная география не этого мира.... Мореплаватели, возвращаясь из далеких странствий (как мы знаем) привозили с собой ОЧЕНЬ приблизительные карты других земель... ОНИ не врали, но привезли "где-то, как-то, приблизительно"... Мои карты тоже - лоскутные... Весь фокус в том, что в современной литературе ДРУГИХ НЕТ. Или они ВЫДУМАНЫ в целом...
Попытка не пытка, как говорил товарищ Берия... Ну, а про ТЩАТЕЛЬНОСТЬ ты сам сказал. Я с вами полностью согласен=)))
kiska - герой преданий коми-зырян, печорский колдун.(тун)
Согласно преданию, когда Стефан крестил верхневычегодских к.-з., он обрел среди новокрещенных ревностную помощницу в лице девушки по имени Ульяна. Проповеди Ульяны в пользу нового вероучения вызвали сильное недовольство могучего печорского туна К., который решил ее наказать. Прибыв на Вычегду, К. подплыл на лодке к селению, где жила Ульяна, сжег там часовню, схватил девушку и, пленившись ее красотой, решил увезти ее с собой на Печору в качестве наложницы. Но связанная и брошенная в лодку Ульяна сумела выброситься за борт и утонула в Вычегде. На месте, где тело Ульяны прибило к берегу, её погребли, а Стефан соорудил там монастырь, названный им Ульяновским. Это же наименование получило возникшее там селение .
После сооружения монастыря Стефан отправился на Печору, чтобы наказать К. за его преступление. Подъезжая на лодке к жилищу К., Стефан увидел, что река перегорожена железными цепями (точно так же перегораживал цепями реку другой верхневычегодский тун Кöрт Айка). Стефан произнес заговор и ударил по цепи крестом, цепь лопнула и затонула. Тогда К. собрал на пути лодки великое множество рыб, которые ее остановили, но Стефан опять же с помощью креста разогнал рыб и высадился на берег. К. заперся в своем доме, который Стефан велел своим спутникам поджечь, но огонь был бессилен против заговоров туна. Наконец, с помощью использованного банного веника К. дом удалось поджечь, тун выскочил в окно и бросился к реке. Помощники Стефана преградили ему путь и зарубили К. ударами топоров наотмашь. На месте гибели К. Стефан выстроил церковь и Троицко-Печорский монастырь.
Сам К. в отличие от большинства других легендарных тунов - соперников Стефана Пермского, увековечивания в топонимике не получил.
Лит.: Доронин 1947.Н.Д. Конаков
мифология коми:
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/mifolog/myth/245.htm
Красивая история. Знаем. Читали... И где тут "дружина"? И, главное, где защитники туна? Это легенда о любви, преданности... о чем угодно, но не о войне.
Мелейка - мезенский тун.
Имя Мелейка, как и имена большинства тунов-соперников Стефана пермского в коми-зырянских легендах, по всей видимости, имеет топонимистическую подоплеку, объясняя происхождение названия мезенской деревни Мелентье-во (к.-з. Мелей): Мелей айка "старик" = М. (Меляйка).
Состязание Стефана с М. предстает в фольклоре как состязание в силе двух колдунов, по канонам "колдовского эпоса" к.-з. Вначале следует сюжет "Сусло, стой! - Коли сусло, стой, то и лодка стой!": Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу М. гонит сусло для пива. Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор М.. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и М. произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, в "колдовском эпосе" фразы: "Сусло, беги! - Сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!" После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. М. нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым. Догадываясь, что М., как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить ему путь к реке. Тогда М. произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности. В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный М. выскочил из чана и бросился к реке. Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить М. топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого М. разрезали ему нательный пояс.
Лит.: Доронин 1947.
И тут речь идет практически о соревновании тунов по принятым до Стефана правилам. Так у нас боролись за власть... Есть ведь в коми эпосе и истории о довольно жестком утоплении туна местным населением без всякого вмешательства Стефана. А единственная история о реальном восстании против колдуна с настоящим героическим самопожертвованием - это Яг-морт. Но она никакого отношения к колонизации ведь не имеет?
И тут речь идет практически о соревновании тунов по принятым до Стефана правилам.
______________________________________________
правилам каким? Дружина стефана вспорола живот туну?
Это не насильственная колонизация?
Давайте спокойно, без предвзятости... Оставим в стороне закон неизбежных искажений при передаче информации "из уст в уста". Получается, что некий Стефан бился с мезеньским авторитетом по его правилам (наговоры, заговоры) и побеждает. Убивают туна некие помощники с подачи САМОГО Мелейки. Сакральный смысл этого тоже не будем обсуждать сейчас (хотя у всех этих мифов главный смысл - именно сакральный, а не исторический). Чего нет в легенде, но должно было остаться, если бы имело место? Нет помощников (защитников) туна. Он - один! Вы можете предположить, что реальная дружина могла проникнуть в край охотников незаметно? Если бы эти охотники реально хотели защитить туна, то на чьей стороне было бы преимущество? Ведь местных больше и все на их стороне: родная природа, тылы, да и оружие тоже (тогда охотничье снаряжение мало чем отличалось от боевого). Значит, защитники, как минимум, были равнодушны к "смене власти"... Для этого может быть масса причин. Для утверждения о насильственной колонизации миф не дает никаких оснований. Можно. конечно, предположить, что предки забыли о героической обороне, как о малозначимом факте. Хотя в истории с Яг-Мортом о героизме простых охотников никто не забыл. Особо подчеркивается то, как они шли на верную смерть и победили. Что угодно можно предположить, если заранее быть уверенным в жестоком подавлении варварами-христианами мирных язычников.
Меляйка славился своей добротой, гостеприимством и веселым нравом. Мели айка- так звучит его имя. Он варил пиво и пригласил угоститься. Как того требуют законы гостеприимства. Вместо этого богатыря убивают толпой. Вспоров ему живот. И вся эта информация заложена в предании. Церковники не знали значения слов Мели Айка. Вам то надеюсь оно понятно? Мели- это добрый, ласковый.
Все было просто. Приплывали разбойники на ушкуях вместе с Храпом и убивали мирных людей. Судьба многих вероломно убитых богатырей зырян отражена в мифах. Но отражена в мифах и гибель новгородца Корт-Айки от рук разбойников Стефанарапа. Или эту легенду тоже не слышали? Легенд множество. Только не каждый хочет разбираться в том, какую информацию они несут.
Ну вот... Я, все таки, не специалист. Этой версии не слышал. Мели Айка - очень может быть. Вы бы ссылочки сделали, если нетрудно.
Источники ведь самые разные бывают. Есть такой специалист, как Сергей Буханцев (боле 20-то рукописных томов). Он выдвигал теорию о коми языке, как праязыке всех народов. "Перевел" на коми больше трех тысяч всяких слов. В 1992-м я сам его печатал в "Вечернем Сыктывкаре" под собственным заголовком: "Кыдзи олан? - Олан райт!" Чем горжусь=), поскольку он вошел в обиход. Потом в газете "Слово и Дело" с историком Рогачевым и художником Наместниковым мы печатали шутливую историю (в том числе по мифам) в картинках (ее потом воспитатели в детских садах использовали, а попы сильно возмущались "криактурами" на Стефана). Я к том, что это - тоже источники, но не следует их воспринимать слишком серьезно.
Есть такой специалист, как Сергей Буханцев (боле 20-то рукописных томов). Он выдвигал теорию о коми языке, как праязыке всех народов. "Перевел" на коми больше трех тысяч всяких слов. В 1992-м я сам его печатал в "Вечернем Сыктывкаре" под собственным заголовком: "Кыдзи олан? - Олан райт!" Чем горжусь=), поскольку он вошел в обиход. Потом в газете "Слово и Дело" с историком Рогачевым и художником Наместниковым мы печатали шутливую историю (в том числе по мифам) в картинках (ее потом воспитатели в детских садах использовали, а попы сильно возмущались "криактурами" на Стефана). Я к том, что это - тоже источники, но не следует их воспринимать слишком серьезно.
________________________________________
Спасибо поищу.
А воспринимать как раз и стоило серьезно только рассматривает это надо намного шире и сопоставляя разные данные.
буханцев не далек от истины ибо тоже прихожу к выводу, что русския язык был составлен на основе славянского и финоугорского, а финоугорсский вышел из китая и распространялся по всей сибири уралу и северу россии.
А европейские языки выщли из русского, но с применением ИСКУСТВЕННОГО языка Латынь и потому выглядят такими бедными по сравнению более древними, как русский и тем более коми.
Это коррелируется и с движением генов и с движением культуры - с востока на запад.
О том, что русский язык в основе своей сформирован из финно- угорских языков и в значительной степени из коми языка писал профессор Д. Лихачев.
Если бы эти охотники реально хотели защитить туна, то на чьей стороне было бы преимущество? Ведь местных больше и все на их стороне: родная природа, тылы, да и оружие тоже (тогда охотничье снаряжение мало чем отличалось от боевого). Значит, защитники, как минимум, были равнодушны к "смене власти"... Для этого может быть масса причин. Для утверждения о насильственной колонизации миф не дает никаких оснований.
____________________________________
ок давайте ка без предвзятостей.
Я вам уже упомянул о мамае, тахтамыше, пугачеве...кто они были? Вы привыкли что это были разбойники и колонизаторы (а откуда вы это знаете, правильно из летописей и ИзТОРии). А попробуйте представить, что это и были защитники, своего народа от колонизации московиями. картинка начинает несколько меняться.
Но они проиграли.
Чтоб понять почему вы думаете, что народ не сопротивляся, возмите более близкое время, например колонизацию стран СЭВ, и то что вам говорила об этом комунистическая пропаганда. Мы же реально думали, что эти страны сами захотели быть колонизированы.
Ну или даже СССР захваченную красными большевиками и порабощенный.
Теперь понятнее по чему вам кажется, что это не была насильственная колонизация и какими методами добились этого православнутые. Комунисты лишь слизали их методы, для сокрытия своих преступления.
Да и ещё, не берите узко только РК, насильственная колонизация шла и в сибири и по всей ТАРТАРИИ, а коми это всего лишь узкая часть этого огромного государства.
Насильственная - это что? Что вы вкладываете в понятие "насилие"? Если предложен нож, который лучше... если предложена соха, которая лучше, если при Иване 3-м налог только "соболь с лука", а при новгородцах - ВСЁ, что найду; тогда за кем народ пойдет?
-----------------------------------------------------
Пугачов...Емелька... "Это не человек. Это зверь. Я такую сволочь ещё не видел..." -А.В.Суворов. Следствие вели князья Суздальские и Верейские (родственники наших князей - Вымских). Вооружение Пугачова частью было оплачено турками и поляками, частью награблено. Преступления античеловечны даже по тем временам... казнили детей и взрослых без суда и следствия.
Насильственная - это что? Что вы вкладываете в понятие "насилие"? Если предложен нож, который лучше... если предложена соха, которая лучше, если при Иване 3-м налог только "соболь с лука", а при новгородцах - ВСЁ, что найду; тогда за кем народ пойдет?
__________________________________________
Насилие это завоевание оружием.
Про новгородцев опять же откуда вы вычитали?
Почитайте, летописи, указы и жалобы новгорода. Очень интересно, в основном там жалобы коммерческого характера, типа -"Этот князь... налог поднял, не пущает без оплаты к торговым ярмаркам, заворачивает через другие земли ехать, а это ещё день-два пути"..и многое в таком духе. все на торговле завязано, а не на войнах.
*************************
Пугачов...Емелька... "Это не человек. Это зверь. Я такую сволочь ещё не видел..." -А.В.Суворов. Следствие вели князья Суздальские и Верейские (родственники наших князей - Вымских). Вооружение Пугачова частью было оплачено турками и поляками, частью награблено. Преступления античеловечны даже по тем временам... казнили детей и взрослых без суда и следствия.
__________________
По Пугачеву интересен взгляд Пушкина, какие там дети, какие банды?
У Пушкина вообще сильно просматривается свой взгляд под влиянием финоугорки няни на Русь.
Суворов говоришь....)))))А кто был Суворов?
Следствие вели князья Суздальские и Верейские (родственники наших князей - Вымских). Вооружение Пугачова частью было оплачено турками и поляками, частью награблено. Преступления античеловечны даже по тем временам... казнили детей и взрослых без суда и следствия.
___________________________________
Не находишь параллель с ГОСДЕПОМ оплачивающего белоленточников.))))
История помнит о том, как дворянин А. Суворов катался по земле и рвал на себе жиденькие остатки волос в связи с тем, что не му удалось изловить Пугачева.
История помнит о том, как дворянин А. Суворов катался по земле и рвал на себе жиденькие остатки волос в связи с тем, что не му удалось изловить Пугачева.
______________________________
Это я и имел ввиду.
Любой историк спокойно подтвердит, что народа "татаро-монголы" никогда не было...
__________________________________________
А их и небыло. Были тартаро-МАголы (МАгоги) это не маленький народ зырян, а большой фино-угорский мир, включающий и велико-новгородских русских (смешаный народ финоугров и славен) с ними и боролась романовская московия, а после обозвала их правление ИГОМ, хотя опять же много фактов, что это было не ИГО, а мирный рассвет РУСИ.
Даже сейчас слово ОРД - в коми досих пор обозначает РОД.
В истории осталось упоминании о сражении. Дружины Московского князя с новгородцами у Чухломы. Есть две Чухломы. Одна в на территории коми, а другая тогда была на территории подконтрольной венграм. Значит сражались в коми. Новгородцы помогали зарянам сражаться с московскими колонизаторами, выбивавшими дань для Орды с территории проживания зырян. Это было и в конце 14 века и в 15 веке.
Есть еще история о гуманитарной помощи Перы московскому князю... И при чем тут Стефан? Можно предположить, конечно, что Пера был агентом Кремля (ведь местных колдунов он тоже мочил=)... Я ведь только "за", что бы все эти истории были как можно лучше изучены и известны как можно большему количеству граждан. Особенно - живущим здесь, на нашей земле. Только с выводами, ярлыками и уж, тем более, оскорблениями имеет смысл воздерживаться.
Есть еще история о гуманитарной помощи Перы московскому князю... И при чем тут Стефан? Можно предположить, конечно, что Пера был агентом Кремля (ведь местных колдунов он тоже мочил=)... Я ведь только "за", что бы все эти истории были как можно лучше изучены и известны как можно большему количеству граждан. Особенно - живущим здесь, на нашей земле. Только с выводами, ярлыками и уж, тем более, оскорблениями имеет смысл воздерживаться.
________________________________________
А вы поробуйте выяснить когда и кем были написаны предания о пере-богатыре.
Вы опять упрётесь в попов.
Вообще-то ПЕРА - это божество язычников (пи -сын Ра-бог солнце) он же Перун.
"По Лимерову" (для меня единственный авторитетный источник) есть Пера - демиург (муж Зарань и прародитель всех людей) и Пера-богатырь из "времени героев". Записаны предания самыми разными людьми в коми и, главным образом, в коми-пермяцких деревнях со слов местных жителей (есть даты, фамилии и все что положено). Не исключено, конечно, что и попы приложили руку к историям с московским князем, строгановыми и т.д. Но это были уже коми попы, смешавшие в неделимое целое христианские и языческие ценности (иначе в нашем языческом краю они никакого влияния бы не имели, да и сами, наверняка, по сути своего мировоззрения были больше язычниками, а Евангелие больше использовалось для гармонизации отношений между людьми, а не с духами и самим Еном).
Во многих деревнях слово отец звучит- Ай. Обращаются к отцу - Айко.
Самые интересные прежания были записаны Василием Петровичем Налимовым. Известным профессором нескольких вузов, имевшим многочисленные награды за свою выдающуюся научную деятельность.
Согласен... На Лимерова я ссылаюсь поскольку он собрал максимум в один том (со ссылками, естественно, и на Налимова, в том числе)
"По Лимерову" (для меня единственный авторитетный источник) есть Пера - демиург (муж Зарань и прародитель всех людей) и Пера-богатырь из "времени героев".
________________________________________
С названиями богов , именами героев, надо тоже наводить порядок. Потому что один и тот же герой может быть назван разными народами под разными именами. тоже самое и с царями и битвами.
Точно также и под одни именем могут иметься ввиду разные события.
Ясно одно у владимира в языческой вере, было 4-е божества, два женских, два мужских, это видно по Збручскому идолу. Это были боги зимних и холодных стран, о чем говорит теплая шапка на идоле. Ещё итересно что и людей в хороводе, тоже 4 -рассы на земле? а может славены, угры, фины и тюрки? тоже есть вопросы.
По битвам например битва на КУЛИКовом поле и битва на КАЛКе, писали одинаково КЛК.
************************************
Но это были уже коми попы, смешавшие в неделимое целое христианские и языческие ценности (иначе в нашем языческом краю они никакого влияния бы не имели, да и сами, наверняка, по сути своего мировоззрения были больше язычниками, а Евангелие больше использовалось для гармонизации отношений между людьми, а не с духами и самим Еном).
____
Заимствований у язычества в православии масса. Особено в праздниках и ритуалах, только попы реально не понимали зачем устраивались те или иные праздники или ритуальные действия, им в общем-то было и всё равно, лишь бы паству привлечь, и это было не только в коми, а по всей Руси и сибири, я бы даже сказал что это вводилось централизованно.
Так и есть учения христа это узкая часть язычества, касающаяся только правил общежития человеков.
ОРД - ОРДЫМАСЬНЫ - ГРАНИЦА,ГРАНИЧИТЬ
ОРД - ОРДЫМАСЬНЫ - ГРАНИЦА,ГРАНИЧИТЬ
_______________________________________
А если дословно РОДовое деление.
Какие венгры? Они ушли уже 800-900 лет до этого...
До сих пор способных прогнозировать, предвидеть будущее называют тунами. А процесс прогнозирования называют туналем,
ТУН - Т:ОДЫСЬ - ЗНАТОК,ВЕДУН,КЛИКУН
Костромская Чухлома не была под новгородцами. Поэтому войско московского князя не могло сражаться в там с новгородцами. А вот коми Чухлома была сферой интересов новгородских торговцев. И пушнина
Собираемая Москвой в виде дани для хана Орды у зырян могла служить основой военного конфликта.
В 1327 г московский князь Иван первый Калита. А награду за то, что полностью разорил и почти поголовно истребил тверчан во время своего набега, получил от хана Узбека ярлык на великое княжение. Орда отказалась от баскачества и потребовала от московского князя увеличить дань в виде пушнины.
Выполняя требование великого хана Орды, князь Иван первый Калита в 1332 г начал войну с Новгородом, который отказывался платить дань- черный бор и закамское серебро Орде. Вместе с войском ордынцев московский князь в 1340 г разорил и уничтожил множество поселений на Смоленской земле. Беспощадно, уничтожив мирное население.
А лета 6841( 1333 г) князь великий Иван ( Данилович) возверже свой гнев на на устюжцев и на новгородцев, почто устюжцы и новгородцы от Вычегды до Печоры не дают черный вод Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печору. С тех московский князь получил право сбора дани для Орды с этих территорий. Но Новгорд воева с Москвой и в 1385г, 1386г, 1425 г.
Но были и другие походы и сражения. " лета 6872 ( 1364) князь великий Дмитрий ( Иванович) возверже свой гнев на князя Ростовского Константина и взял от тово Устюг и пермские места устюжские. ".
" Лета 6875( 1367) г князь великий Дмитрий заоатился на Новгород, а новгородцы смирилися. Взял князь по тому розмирию к себе Печору, Мезень, Кергальске".
В 1379 г Стефан Храп прибыл на земли зырян. Но народ не покорился ему. Уже будучи епископом в 1384 г Стефан встречал физический отпор. Так например остались сведения , что в 1384 г в селе Ыб его закидали камнями и не позволили его отряду пристать к берегу. За это он назвал это место худой деревней. В нем до с пор живут Худоевы , а место называется Худой- грезд.
В 1385 г новгородский архиепископ Алексий направил на Вычегду отряд дружинников, чтобы помочь зырянам изгнать Стефана Храпа и его войско. На помощь отрядам Стефана прибыло войско из Устюга. После ряда сражений новгородцы и зыряне были разбиты.
Весьма любопытно известие о том , что в 1385 Новгородский епископ направлял воевать войска против Московского князя с целью изгнать Стефана Пермского. Это свидетельствует о том, что основная задача Сьефана хаключалась в обеспечении бесперебойных поставок дани в виде пушнины хану орды, и никакой миссионерской деятельностью Сьефан не занимался. Вряд ли епископ Алексий, прошедший официальную хиротнонию пошел бы на изгнание Стефана, если бы тот был рукоположен по настоящему. Скорее всего Стефан не прошел надлежащую хиротонию во епископы, а купил сеюе сан и со своим отрядом выколачивал из зырян черный бор для орды.
В таких ссылках никогда не помешает указание на ИСТОЧНИК!
Какие еще источники нужны? Где книги, которые якобы храп перевел на коми? Где азбука? Нет ни книг ни азбук.
Все подается голословно, на дурачка. Даже названий книг нет. Хотя могли бы придумать, высосать с пальца. Когда и с пальца не могут высосать, что уж говорить?
Есть мнение, что чудь - это тоже коми. Обычно места захоронений или места жительства чуди для коми являются сакральными местами поклонений.
А здесь и есть сплошные МНЕНИЯ... и чем ЧУДнее, тем больше трепа...
Кстати костромская Чухлома тоже заселена чудью. И местные жители до сих пор называют себя чудью. В Сысольском районе тоже есть Члом, в котором часть жителей говорит , что они чудь.
Наверно не Члом, а Чухлом?
Чудному
Что вы дурью маетесь? Нет такого села Члом, а есть Чухлом, это моя родина. Никто там себя так не называет. Не надо фантазировать.
Чудному
Что вы дурью маетесь? Нет такого села Члом, а есть Чухлом, это моя родина. Никто там себя так не называет. Не надо фантазировать.
_______________________________________
Ну опечатался человек, сами догнать чтоли не можете.
И не ерунда и не фантазии.
В Костромской области есть и г.Чухлома и Чухломское озеро.
Так же как и в коми есть Чухлом.
Это финоугорские названия. А Чудь, Пермяне, Биармийцы, Коми, Зыряне,... это названия одного народа ФИНОУГРЫ, но в разные времена и на разных территориях.
Кстати, все же думаю КОМИ - это от слова медведь "КОМ" "КОМоедица", уж больно часто встречается, что коми себя называют ОШПИ- сын медведя.
И символ Руси - медведь, тоже говорит, что предки медведей почитали на Руси.
Лечиться вам срочно надо
Лечиться вам срочно надо
__________________________________________
Вообще-то проявление безосновательной агрессии это и есть душевная болезнь, как следствие отсутствия гармонии внутри человека и преобладание черных, разрушительных энергий.
Задумайтесь и поберегите себя. Все болезни от головы и не правильных, разрушительных мыслей.
Этнографы во все времена указывали, что все финно- угры чтут все связанное с чудью, как самое священное. Эта загадка пока не отгадана. Возле с Вотча Сысольского района откапывали Чудь- гу, но не смогли ничего найти. Хотя население упорно называет эти места Чудь.
слово чудь происхождения из коми языка.
чудь переводится с коми..............)
слово чудь происхождения из коми языка.
чудь переводится с коми..............)
_________________________________________
Оно не переводится с коми, оно в русском появилось из финоугорского языка.
Славены уральскую чудь называли ДИВЬИ ЛЮДИ.
"Этнограф А. Онучков кратко описал, как выглядели Дивьи люди, упомянув один интересный факт: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры, в заводе Каслях, они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные, они предвещают людям разные события. Рассказывают, что в селах Белослуцком, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон; слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью, такие люди слышат звон и идут на площадь к церкви. Приходит старик из дивьих людей и предсказывает, что будет. Если приходит на площадь недостойный человек, он ничего не видит и не слышит…» "
Этнографы во все времена указывали, что все финно- угры чтут все связанное с чудью, как самое священное. Эта загадка пока не отгадана. Возле с Вотча Сысольского района откапывали Чудь- гу, но не смогли ничего найти. Хотя население упорно называет эти места Чудь.
____________________________________________
Склоняюсь к тому, что "ЧУДЬ" это название предков финоугров ушедших куда-то. А может это предки уходили дальше для освоения земель?
На Алтае есть много легенд об этом. Причем каменные круги простираются от алтая до стоунхенжа и имеют много общего. И заметно их совершенствование при продвижении на запад.
А в казахстане например есть город Зыряновка от селения Зыряновка, расположный на берегу реки БухтАРМА. (как-то созвучно с биАРМА).
Легенды о Чуди, как волшебниках с белыми глазами встречается только у народов финоугорского мира.
Где-то это великаны, где то наоборот гномы. Но везде со сверхспособностями и сверхзнаниями, которые направляют на помощь человеку. (например выводят из лесу или вытаскивают из болота.) Отношение как к положительным.
Возможно именно по этому поводу на посохе Стефана Пермского вырезана запись:" Собрались князи неверные и пошли на епископа с оружием."
Если на первом колене посоха язычники оброняются от влйска Стефана Храпа на стенах своей крепости, то на втором колене они с оружием в руках плывут на ладьях в коольчугах и шлемах. У них в руках три четырехугольных сьяга и один изогнутый рог. Носы ладей изображены в форме звериных морд.
Антизырянин-псевдоязычник до того заврался, что опустился до уровня небезысвестного буханцева, берет слово (конечно) со словаря и изгаляется над ними. Такого рода "изыскания" шарлатанство. Лучше бы заткнулись.
____________________________________
Я вроде про слово "конечно" не писал, но если вам интересно давай те посмотрим.
КОНЕЧНО- закончено, естественно.
В коми КОН-клин" ГОРОДА- ПУПЫ РОДА ограждали клиньями и "КОН" действовал на территории этого города. ЗАКОН - это правила за клиньями города, новое правило.
Корень КОН- предельный свод правил, в КОН-у.
КОНечно- это окончательные и в тоже время естественные правила в ГОРОДЕ или КОНе.
Тоесть, к законам предки относились естественно, а точнее наверно законы были естественными и в гармонии с природой, а не как сейчас во времена православнутой бесовщины - на ЗЛО гражданам.
Писатель Мамин-Сибиряк в 1889 году заметил: "Чудь существовала задолго до русской истории, и можно только удивляться высокой металлической культуре составлявших ее племен. Достаточно сказать одно то, что все наши уральские горные заводы выстроены на местах бывшей чудской работы - руду искали именно по этим чудским местам".
Писатель Мамин-Сибиряк в 1889 году заметил: "Чудь существовала задолго до русской истории, и можно только удивляться высокой металлической культуре составлявших ее племен. Достаточно сказать одно то, что все наши уральские горные заводы выстроены на местах бывшей чудской работы - руду искали именно по этим чудским местам".
____________________________________________
Этруски тоже славились металургией, носили головные уборы похожие не шапки Велико-новгородцев и строили себе деревяные дома, как финоугры, были искусными колдунами и врачевателями. И посторили по просьбе римлян город РИМ.
К тому же их боги тоже улыбались, как и у пермян-язычников.
Знаки Триединства шабалы в бронзовых амулетах пермян.
Это символ триединства в шабале.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3310/lakshmi5.2/0_230c6_d47f9f16_XS.jpg
А это бронзовые амулет финоугров.
http://www.dopotopa.com/images/chud2.jpg
http://www.dopotopa.com/images/chud6.jpg
Связь тибетской шабалы и языческой веры пермян наглядно.
Потому и естественна схожесть верований финоугорских язычников и будизма.
Да и приход финоугров откуда-то с тибета тоже, как и схожесть китайского языка с финоугорским.
Случайно наткнулся на этот пост. Интересные комментарии по поводу деяний Стефана Храпа ( Пермского) . Про сражения 1385 г и про содержание записей и изображений на посохе Стефана Пермского. Да и про убийства коми героев- богатырей тоже познавательно.
"Разводкам" зырянина-язычника сильно-то не доверяй))) человек искренне не понимает, что до 4 века, например, нашей эры в прикамье и на месте пермян жили вообще другие народы..Он искренне не владеет хронологией и хронографией... втюхивая артефакты ранней бронзы в копилку почему-то финно-угров....о финно-уграх мало мальски серьезно можно говорить лишь с 8 века, сэр...