Откуда само слово «берег»? Конечно, от слова «беречь», «оберегать». С берега далеко видно, на берегу тебя хотя бы с двух-трех сторон защищает вода, на берегу не сожрет тебя мошка и комар, и не всякий зверь, хорошо себя чувствующий в тайге, также будет атаковать, как на берегу. Мы, ещё совсем молодыми студентами-первокурсниками поехали на археологические раскопки. Я не историк, археология была скорее, как хобби, и ещё нравился мне свободный творческий стиль общения в среде археологов. Копали мы на мысу Вычегды у села Лозым, там сейчас есть детский санаторий. Он стоит буквально впритык к месту, на котором до нас обнаружили, а мы уже просто копали жилище 12 века.
Тогда ещё не совсем было понятна датировка находок, но с этим специалисты разобрались очень быстро. Восемьсот-девятьсот лет назад здесь разыгралась таежная трагедия, которая не отражена и никогда не отразиться в летописях, но которая была видна и понятна по самому раскопу… Здесь держали оборону от кого-то муж с женой. Наверно, были у них и дети, а , может, и не было, но представлялась такая картина… Нижние венцы сруба пролежали восемьсот лет только потому, что они обгорели и лежали в полуглинистой- полупесчанной почве, быстро высыхаемой - мыс был на полной розе ветров. По всему периметру сруба, особенно с южной и западной сторон лежали наконечники стрел (сами стрелы сгнили давно). Их было много. Видимо, запершихся в избе, обстреливали долго – поджигали… Сгорела изба и наконечники просто осыпались по периметру.
В самой избе – в рамках её периметра, не просто много черепков – битая посуда могла быть и от времени, от давления самой земли, но и разрубленный кремневый тигель для литья (возможно, хозяин был кузнецом или «продвинутым» охотником с крепким хозяйством). А гнездо горна было просто разворочено и растаскано – глумились, искали, терзали все ,что не досталось или не имело для захватчиков смысла. Вряд ли обороняющиеся спаслись – густой обстрел был с таежной стороны, а с речной по повороту реки убегающие снова оказались бы на линии перехвата… Подобные картинки были не редкостью и на Йимынге – на Емве. В XI веке по Выми начинают разъезжать новгородские ушкуйники – это полуторговцы-полубандиты, которые видели порою, что деревенька мала, защититься мужики не могут (если они дома, а не в тайге),и шел грабеж. Интересовала, конечно, в первую очередь рухлядь. Рухлядью тогда называли пушнину. Она забиралась порою полными лодьями только за один топор , за два клинка… А если можно было и даром взять, то ушкуя могла и зарезать, могла перебить деревню – и старого, и малого. Но особых сведений о грабежах и насилии именно на Выми не встречается. Косвенно известно о грабежах на Мезени и Печоре, на Вычегде и Лузе… Похоже, что Емва была той трассой, на которой гадить было себе дороже – из Печоры ведь только по Ухтинскому волоку и выйдешь на Двину, а по волоку выходили на Вымь. (УХТА – в переводе с коми и есть волок. Вуктыл, Вухтым – однокоренные слова обозначающие волоки того времени. Волоки – это участки суши между реками, по которым лодки волокли из одной реки в другую). Скорее всего именно на Выми ушкуйники или получали отпор, или в случае преследования их, были догоняемы и биты. Рухлядь. Чем же ещё была интересна эта земля? До поры до времени больше ничем. За сто лет до первых ушкуйников, в 921- 922 годах секретарь багдадского халифа Ахмед Ибн-Фадлан (известный голивудский фильм "13-й воин" с Антонио Бандерасом в главной роли - это о нем) побывал с торговой миссией в Волжской Булгарии, которая ему показалась страной холодной и мрачной (Волжская Булгария – это территория современного Татарстана, Удмуртии, Мари-Эл). Но ещё он написал, что по рассказам, которые он слышал в странах полунощных «есть страна Вису, где темно и холодно, где реки скованы льдами, но там несметное число соболей и куниц». Многие историки считают, что речь идет о наших краях – землях Перми Вычегодской, Приуралье и даже Печоре.
Ещё на век раньше, в IX веке, на берегах Вычегды и возможно, в устье Йимвы побывал скандинав Ольмерт, который в докладе королю Альфреду рассказывал о землях Биармии… Правда, ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению – где границы той легендарной Биармии.
Где гарантия, что это не жилище конца 14 века? Может эта семья сражалась с разбойниками Стефана Храпа?
:))) У вас навязчивые прибабахи?:))) Археологам лучше знать... анализ у них все ж не ваш - методом ковыряния в носу...
Письменных источников не нашли. А памятники материальной культуры вполне могут давать разброс в датировках на пару веков в обе стороны. В коми не делали никаких исследований по памятникам железного века.
Только из-за этого читать не хочется дальше
Там не Вычегда, а СЫСОЛА!!!
Не так... на пару веков разброс дают в палеолите (и то - уже нет такого разброса), а не 1 тыс.лет назад....
12 век ?
И почему беспредел приписан новгородцам ?
Ссвлку дайте на источники. Не навязывайте свои апокрифы.
Новгородцы и зыряне были в торговых отношениях.
Когда пришли ушкуйники со Стефаном новгородцы даже сделали попытку прийти к зырянам на помощь .
Новгородцы и зыряне вправду были в торговых отношениях. А бандота-ушкуйники рядом... и часто их было больше, чем серьезных торговцев.
ближе , где родился Стефан.
Так где ваши доказательства, что это была новгородская бандота ?
А может это были ордынцы или вагулы. Или вам так захотелось - чтобы это были новгородцы ?
Селище Лозым было открыто в 1977г Виктором Семеновым. Раскопки проводились под руководством Натальи Чесноковой. Было обнаружено. Две постройки. Керамика позволила отнести постройки к Ванвиздинской культуре на основе которой при участии западнофинской и поволжско- финского населения в течение 10-14 веков складывалась Вымская культура.
Обе постройки селища Лозым относятся к одному времени, западная постройка свидетельствует о наличии плавки металла из местной руды. Селище Лозым можно отнести к периоду 10-14 веков. Периоду складывания Вымской культуры на основе Ванвиздинской. Значит эти раскопки вполне могли свидетельствовать о событиях происходивших во времена экспедиции Стефана Храпа на земли зырян.
Селище Лозым в Сыктывдинском районе Коми вполне могло быть разорено ушкуйниками Стефа Храпа. Так как похоже, что там жил кузнец с подмастерьем. И они дали отпор. Керамика Ванвиздинской культуры дает разброс в датировке на несколько веков.
Что-то не припомню таких разбросов в оценке времени Кичилькосского могильника или Ыджидягского... а тут вдруг(ли?) разброс пошел?
Так где ваши доказательства, что это была новгородская бандота ?
А может это были ордынцы или вагулы. Или вам так захотелось - чтобы это были новгородцы ?
Устюжанчам так вообще - одна монтировка по карте.
Кычыльскоский и Ыджыдъягский могильники находится на Выми. Там раскопаны и украшения , и оружие, и орудия труда и многое другое. Поэтому датировать можно в более сжатый разброс времени
Отчеты по раскопкам в селище Лозым были сделаны НН. Чесноковой. Она же признала , что они керамика относится к Ванвиздинской культуре. А по этой культуре по керамике разброс по времени действительно очень большой. Кроме нее , там больше никто не копал. Разве что Семенов в1977 г когда обнаружил селище.
Да, лавры Задорнова не дают покоя Зильбергу.
НУ, типа бруту супчака
Пошлишь...это все, что у тебя осталось?:)))
Хочу соответствовать вашему уровню. Оказывается за именем спичук ничего нет... Ни ума, ни компетентности. Да почитал сегодня ваши люпсусы на КЗ. Позорище
Говорить не о чем. Безымянное хамло... ну, одним больше, одним меньше. Проблема старая. Даже не убираю, хотя бы смог, модерируя, убрать. пусть люди знают уровень "интеллектуалов" за кадром либеральной оппозиции... Наглядный пример.
что бандота была новгородская ?
А не устюжская - земляки Стефана шалили ?
Ну, чего, дезавуируем это заявление? Договоренности об дуэли в силе? «Спичак 18:17, 31 марта»
Насчет затереть мои комменты. Слабо будет. Калинин и тот умылся на других ветках. Тем более за тобой партия других извращенцев.
Какое заявление? Ты заблудился вобще что ли?
ну, так и знал, описялся...
вопрошали мы:
"Давай, если ты не ссыкун, спросим комментаторов"
«Спичак 18:17, 31 марта» Давай. Не вопрос..
и уснул. Выслал Григоряна и начал вклиниваться в наш с ним спор.
Память-ник не-руки-тварный....
Ну так давай, я ж сказал. Ну и где комментарии тех, кого ты хотел? я что ль тебе организовывать буду?
Всё то же БЗ...а-а-а-а-... Вот почему тебе не доходит, принципиальность обсуждения ВРЕМЕНИ МОГИЛЬНИКА....
На этих могильниках обнаружили немало предметов материальной культуры, в том числе монеты с датами. Поэтому могильники на Выми легче датировать к определенному отрезку времени. А селище Лозым не имеет такого большого количество памятников материальной культуры. Датирование селища произведено лишь на основании керамических памятников.
Есть ещё версия что это было нападение ВИКИнгов.
Кои не раз описывали свои походы в БОГАТУЮ Биармию.
ВИКИНГ-
ВИР - кровь
КИ -рука.
суфикс НГ - возник позже.
Викинги- подобные королям, кинг- это король...
Викинги- подобные королям, кинг- это король...
____________________________________
Я тоже так подумал, но короли (кинги) появились значительно позже, чем викинги, да викинги в основном промышляли разбоем. (руки в крови).
Кстати есть ещё ВАРЯГи. по-коми ВАР-раб, ЯГ- муж бабы яги.))), шучу ЯГ- лес, то-есть ВАР-ЯГи лесные рабы.
:))) У вас навязчивые прибабахи?:))) Археологам лучше знать... анализ у них все ж не ваш - методом ковыряния в носу...
_______________________________________
НУ да, Ну да, методом выковыривания козявок из летописей. )))
Это твой профиль - козявки. Этого слова никто, кроме тебя здесь не повторяет. А у тебя просто маниакально-козявочная тема. нездоровый вы тип. трудно вам...
Это твой профиль - козявки. Этого слова никто, кроме тебя здесь не повторяет. А у тебя просто маниакально-козявочная тема. нездоровый вы тип. трудно вам...
____________________________________________
Ахахаха! опять вы злитесь, Григорий. От того, что вечно в луже со своими летописи сидите.
Я понимаю вам очень хочеться принизить финоугров и показаться ПРОСВЯЩЁННЫМ бердянцем с родословной королей, но черт подери, кроме как в туфтовых поповских летописях ничего не выковыриваеться, а факты, логика, заметки незаинтересованных путешествиков, архиологические находки - говорят что культура и развитие как раз пришло в бердянск из Северной руси, куда более развитой и богатой, чем европа.
Даже збражский идол найденный на украине и пантеон богов владимира оказываются финоугорскими.
Сочуствую, тебе конечно, григорий, но ты сам виноват.
Я же тебе не раз говорил, что приподняться за счет принижения других ещё никому не удавалось.
Скандинавы поддерживали оживлённые торговые отношения с биармийцами, вступали с ними в военные конфликты. В источниках упоминается о торговом месте на р.Вина, где "все те люди, у кого было для этого имущество, приобрели там огромное богатство", пр.всего, беличий, соболиный и бобровый мех. На время проведения торговых операций викинги и местные жители заключали мир. Однако викинги всегда оставались викингами, и как только торги заканчивались, они считали себя свободными от каких бы то ни было обязательств и занимались грабежом. Ярким свидетельством тому является рассказ об ограблении святилища божества биармийцев в сагах об Олаве Святом и о Боси. Предпринимались и специальные военные походы. Приведём одно из свидетельств: "Харальд Серая Шкура отправился однажды летом со своим войском на север в Бъярмаланд и грабил там. И была у него большая битва с бьярмами на берегу Вины. Там конунг Харальд одержал победу и убил много народа, грабил он тогда по всей земле и взял великое множество богатства". Однако не всегда столкновения заканчивались победой викингов: "А у халоголандцев случилось несогласие с конунгом бьярмов, и весной напали на них бьярмы и убили всю команду" (Стурла Тордарссон "Сага о Хаконе, сыне Хакона"). Крайне любопытные сведения о биармийско-норвежских связях приводятся в "Саге о Хаконе, сыне Хакона". Здесь сообщается, что к Хакону пришло много бьярмов, которые бежали "от немирья татар". Он крестил их и передал им фьорд Малангр. Этот факт красноречиво свидетельствует о постоянных и долговременных контактах жителей Скандинавии и Биарми.
Кр.того, скандинавские источники сообщают о хозяйственных занятиях биармийцев (охота, рыболовство, животноводство), их вассальной зависимости от Руси. Чрезвычайно интересны сведения о погребальных обычаях, религиозных представлениях жителей Биармии. Как уже упоминалось, Магнус О. пишет, что биармийцы поклонялись идолам и верили в чёрную магию. В "Саге об Олаве Святом" и в "Саге о Боси" описывается капище биармийского божества Йомали, которому в дар приносили серебряные монеты и драгоценности. Святилище было особо почитаемо жителями Биармии. В "Саге об Олаве Святом" говорится, что его каждую ночь охраняли шесть местных жителей, а "Сага о Боси" сообщает, что в "храме" были бык, птица и жрица. Естественно, капище было разграблено викингами.
Обрати внимание, что кроме охоты было биармийцы занимались животноводством, жили они осёдло, были богаты и были колдунами, то-есть имею развитую языческую культуру и владели тайными знаниями.
Колдовство и владение тайными языческие знания, красной линией проходят по финоугорскому народу.
Потому и трудно было справляться византийским иудо-попам с пермянами.
а Спичак так ответил на вопрос (почему ушли зыряне от доброты мессионера Стефана ?) : зыряне были кочевниками , типа путешествовать любили.
А сам в раскопках участвовал - так зачем кочевникам капитальное строение (изба)?
где вранье у него где правда - он же сам не разберет.
А все потому что боится раскодироваться от много векового вранья. Поэтому и мечется и истерит.
Этимология слова "берег" предполагает несколько вариантов, но происхождение от "беречь, оберегать" даже не обсуждается. Скорее наоборот: слово "оберегать" произошло уже от слов "берег", "берега".
Спичук, дурашка, мы не местные, опыт общения с такими придурками у нас есть... Выход, только забанить.... А тебе это позорно...
Вниманию модераторов. Здесь сегодня в самой острой фазе "размножения какашечного" беснуется БЗ, он же Осколок и прочий тролль... Вы уж оставьте его себя показать.:))) Существо оно такое... известное. Как ОРВИ. Только на вашем сайте...
А я спать. Сегодня что-то вобще в инете странная тишина...
Б.З. извини
этот отстой вас от меня отличитьь не может. Что он может?
А насчет тишины - МЫ же говорим. А он думал, круче.
Несколько необычная просьба. Участвуйте в дуэли понятливости текстов. Пост Спичака «Попробуй поймать себя» и его оппонента «Осколки элит» 7x7-journal.ru/post/26690?r=komi
Для краткости мною сделана вырезка «22:30, 31 марта» и еще два последующих куска.
Раз он слинял с подбора секундантов, пойдет свободное участие всех. Но под уже известными на 7х7 никами, дабы исключить жульничество.
Вопрос, понятен диалог и вопросы, или Спичак тормозит?
Итог спора – кто-то уйдет с сайта. Правда, прикольно?
рамсы попутал Спичак :
"Вниманию модераторов. Здесь сегодня в самой острой фазе "размножения какашечного" беснуется БЗ, он же Осколок и прочий тролль."
думал , что мои это мои комменты зачистил - БУ-ГА-ГА - шеньки !
сдавать стал , празарлиФОсть уже не та.
Разменялся мл-АДА-старче на брызги празарлиВЫЯ - Зарянину : "нездоровый вы тип. трудно вам..."
Ну ты не исправимый дуэлянт - на козявках.
Новгородцы помогали зарянам в борьбе с московскими колонизаторами. И даже вступали в открытые сражения. Возможно потому, что торговля с зарянами была им выгодна. А московские колонизаторы лишь занимались грабежами и разбоями, лишая новгородцев рынка хорошей пушнины. Черный бор при новгородцах Орде не платили. И это была главная претензия, которую выставлял московский князь новгородцам. Стефан Храп обеспечил поставки " Черного бора"- дани пушниной Орде. И после этого она поступала бесперебойно. Все попытки новгородцев помешать этому подавлялись силой дружины московского князя.
Что раскопали в Лозыме? Это могли быть строения как 12 века, так и конца 14 века. От чьих рук погибли добытчики металла, а там обнаружили не просто кухню, а устройство по выплавке металла из ружы, так как кроме черепков обнаружили остатки продуктов плавки. Но в таких условиях железо не могло быть высококачественным, так как получалось с примесями. То есть в заряне сами добывали железо и изготавливали из него орудия труда и , возможно, часть оружия.
Археологические памятники подтверждают, что марийские и пермские( удмурты и коми) племена входили в Болгарский союз племен, а затем в состав Волжской Болгарии и испытывали большое экономическое и культурное влияние со стороны болгар, так как в 8-13 веках у них бытовали аналогичные формы языческих религий.