В прошлый раз я писал о редакторах. Теперь поговорим об авторах.
Авторов много. Некоторые известны: Быков, Прилепин, Улицкая. Большинство - нет. О них и разговор. Авторы ходят вместе и порознь, пишут (надеюсь чаще порознь) и надеются стать богатыми и знаменитыми. Да что там "богатыми и знаменитыми"! Надеются потрясти весь мир. Или несколько родственных душ, даже и через сто лет.
Каждый считает себя бесценным талантом. Или: невзрачным человечком, которому довелось увидеть невиданное, услышать неслыханное, изобразить мир так, как никому не удавалось. А если ни то, ни другое - это не автор, о котором я думаю сейчас.
Казалось бы - вывеси свои труды в сети (можно еще и малым тиражом издать и порой устраивать презентации книг). И жди. Но этого мало. Автор хоть и полон сверхчеловеческих амбиций имеет человеческий апеттит. Ему (да что я стыдливо прячусь в тень?), нам надо кушать. Некоторые авторы неосторожно заводят семью. И всякому автору нужны не только любовь и уважение (это всякому человеку нужно, а не только автору), но и внимательный и разговаривающий читатель.
Словом - автор хочет, чтобы его книжка лежала на прилавке в том же магазине, где и лежат другие (как правило презираемые им), признанные, модные авторы. Чтобы о ней говорили. Чтобы появлялись рецензии. Ради этого автор готов на многое. Самое скверное - если он пошел на уступки описанному в прошлой серии редактору. О столь грустном случае я говорить не буду.
Менее грустный вариант. Недавно нашел в сети: автор радуется, что нашел электронную возможность издавать книги с соблюдением всех принятых формальностей. Книга выкладывается в Озоне (ведущий электронный магазин) и по заявкам читателей печатается и высылается. Это - не очень цивилизованное ограбление авторов: если книга продается за 500 р. То магазин получает 240, типография 240, оставшиеся 20 - ДОВОЛЬНЫЙ автор.
Загадочно для меня - зачем автор соглашается? И чем он доволен? Ведь участвуя в этом он сам КОРМИТ ненавистную ему систему.
Самоуважение могло бы подсказать - мимо таких вариантов надо проходить не останавливаясь. А здравый смысл, что ЗАБАСТОВКА единственное решение проблемы. А если еще немного деловых способностей - можно же и наладить собственный электронный магазин. Не столь грабительский. Но это уже у меня маниловщина: чтобы авторы наладили магазин? или чтобы у авторов были друзья, которые это сделали?
Зачем мы позволяем себя обдирать? Зачем авторы работаю литературными неграми? Зачем кормят тех, кого ненавидят и презирают?
ЗАБАСТОВКА! никаких контактов со столь зловонной частью мира. Разве что эта часть мира покается, умоется и выразит свое искреннее уважение.
Да, кстати: побыв некоторое время автором (да и оставшись, это - на всю жизнь и даже дольше, вероятно) я перестал себя таковым видеть. Отсутствие всякой природной литературной жизни в С-Петербурге (пусть недруги рассматривают второй вариант) мне было больно наблюдать. Но это мне помогло - я сделал "эстетическую геометрию", и демонстрируя законы эстетики чувствую себя изобретателем и ученым. Так подтвердила себя банальность, верная впрочем далеко не всегда: все, что не делается - к лучшему.
Итак самоуважение и при необходимости забастовка - вот условия для жизни нашей литературы.
Общество же может помочь авторам многообразно. Улучшая свой литературный вкус, возвышая свой дух и платя авторам за их работу. Даже ту, которую они делают бесплатно.
Угадай, откуда это?
"Дарагой сасед завут меня княсь Сергей Абаленской я штап-ротмистр гусарскаво полка сижу черт один знает за што бутто за картеж и рулетку а главнейшее што побил командира а начальнику дивизии барону будбергу написал афицияльное письмо што он холуй царской, сидел в Свияборги уже год целой, сколько продержат в этой яме бох знает.