Нынче ночью в возрасте 58 лет от рака скончался Уго Чавес. Новостные ленты в социальных сетях забиты комментариями на эту тему. Кто-то выражает сожаление, кто-то бросает камни в сторону диктаторских замашек этого видного политического деятеля, кто-то находит повод для сожаления или ехидства... в разных направлениях.
Как обычно, забыли главное.
Дожил человек худо-бедно до 58 лет. Многого достиг, власть имел, популярность, авторитет, всенародную любовь.
Только ни власть, ни авторитет, ни всенародное признание от болезни не спасло. И молитвы соотечественников о здоровье своего лидера тоже. 58 лет - это для человека все-таки очень мало.
И 73 года тоже мало. И 85, и 92. Когда уходят дорогие и близкие (хоть по родству, хоть по духу) люди, фраза "достаточно пожил" кажется кощунственной.
Немногие в связи с уходом видного политика вспомнили о необходимости поиска новых методов борьбы с онкологическими заболеваниями и научной работы по поиску причин этих недугов. Сколько там теорий онкогенеза, то бишь возникновения раковых опухолей существует? Кажется, больше десятка? Да хоть сотня, но однозначно на вопрос "Почему?" они не отвечают: одни предположения да догадки.
Вот говорят, раковые опухоли преследуют тех, кто пожелал другим зла и кто не умеет прощать. На моей памяти минимум три не безразличных мне человека эту теорию опровергли. Двух уже нет в живых. Третий борется и уже несет заметные потери.
Говорят, состояние окружающей среды влияет. А законодательство изменяют таким образом, что гадить прямо по месту жительства становится "всё более и более можно" (намеренно применяю эту абсурдную словесную конструкцию - по-другому не скажешь). Особенно если у тебя есть связи, позволяющие как-нибудь подтвердить, что - да, я гажу, но гажу законно! Чтобы что-нибудь нарушить? Ни-ни!
Ранняя диагностика, говорят, способствует предотвращению, успешному лечению и прочее-прочее-прочее...
Только не тогда, когда на весь район ОДИН врач по совместительству занимается такой диагностикой, не тогда, когда большинство заболевших в столицах и провинции "замечают" уже на поздних стадиях, а сначала лечат от чего угодно, но не от онкологии: лейкозы принимают за бронхиты и пневмонии, рак простаты у пожилых мужчин - за проявление радикулита, выписывая широко разрекламированные гели и растирания. Еще одна милая схема поведения лекарей: "для перестраховки" отказываются помогать больному вообще: мол, пока не пройдешь всестороннее обследование, не будет тебе лечения. А это неделя, две, месяц - поскольку где-то очередь, где-то выходные или профосмотры, там потеряли анализ, там сломалась аппаратура. В итоге, когда человеку поставлен диагноз, его лечить уже поздно, потому что он изможден и истощен: даже снять симптомы коновалы не потрудились.
О помощи нетранспортабельным больным, которых не перевезешь по нашим, мягко говоря, несовершенным дорогам до ближайшей клиники даже для обследования, не говоря о лечении - ой, лучше не буду... В российской глубинке диагноз "рак" равносилен приговору, потому что либо ты не доедешь туда, где тебя МОГУТ обследовать и попытаться вылечить, либо финансово не потянешь это лечение. То, что ты "имеешь право" на бесплатные или льготные лекарства при ряде заболеваний, еще не факт, что ты их получишь. И эта ситуация - не редкость даже в Подмосковье. Очень мило: знать, что у тебя есть право на лекарственную поддержку, и за двое суток до начала курса узнать, что 3 упаковки препарата по 40 тысяч каждая тебе недоступны, потому что или кому-то другому отдали, или "у муниципалитета нет денег", или ты что-то неверно оформил - короче, давайдосвидания.
Начинаются лихорадочные поиски. Желательно - с возможностью экономии. Это или контрабанда, если где-то в соседней стране продают такой препарат дешевле и есть кому привезти, или риск нарваться на подделку, если повелся на предложение мошенников. О том, что ты заплатил бешеные бабки, а пьешь "пустышку", ты узнаешь потом... Или не узнаешь вовсе, поскольку гарантии в таких процессах не дает никто.
А еще есть "нестандартные врачеватели", рекламой которых забито раньше было все "радио России" - да и в прессе такого немало. А народ ведется, потому что образовательный уровень падает (дипломы есть - знаний не хватает, что уж там...), репутация у официальной медицины больше походит на антирепутацию, в итоге заболевший выходит на прямую дорогу до хосписа, а чаще - прямо на кладбище, потому что с хосписами у нас тоже беда, как и с помощью безнадежным больным на дому.
Давайте ради поддержания баланса вспомним здесь об успешно вылечившихся. И о том, что этому способствовало. Да-да, и Донцову вспомним, и Солженицына, и Кобзона, и Вайкуле, и - дальше каждый втихаря своих личных знакомых, не сдавшихся на этом пути и добившихся если не полного выздоровления, так все-таки выживших и живущих плюс-минус полноценной жизнью.
А еще вспомним, что эта беда настигает и новорожденных детей, и животных - здесь идут нафиг все нравоучения об "умении прощать и не злиться" и "не возжелании зла", поскольку одни еще и жить толком не начали, другим чужды человеческие эмоции, выходящие за рамки основных инстинктов.
Жалко вам Чавеса? А мне жаль больше тех, кто не обладает ни такой харизмой, ни такой властью, ни финансовыми возможностями, но проживает в зонах экологического бедствия, в помещениях, отделанных чем попало и потому опасных, в домах, построенных с нарушением технологии - если кто помнит, была такая история, песочек для бетона таскали бог знает откуда и притащили с песочком... невесть кем выброшенные датчики с радиоактивным материалом. А потом квартира, в которой оказалась такая бетонная панель, вымирала массово по совершенно непонятной причине, пока не догадались замерить фон...
А мне жалко тех, кто в судах отстаивает свои права на льготные препараты для лечения рака. Свои или своих детей либо внуков, потому что уходить из жизни самому не так жутко, как видеть медленное умирание близкого человека, особенно ребенка.
Несколько лет назад читала, что российские ученые создали сверхэффективные препараты для лечения рака. Но не дают им ни запатентовать, ни запустить серийное производство этих медикаментов. То ли это миф, то ли следование интересам рынка и производителей, которые хотят продать свои дорогие и сверхдорогие препараты. Может быть, менее эффективные. И вот фиг же разберешь, кто прав.
В медицинских телепрограммах показывают "передовые технологии" по лечению злокачественных опухолей - в том числе до безобразия простые и неразрушающие... А на спасение российских детей и подростков по-прежнему собирают средства в частном порядке. Средства, исчисляемые тысячами долларов и евро.
Да, где-то мне кидали ссылочку о том, что в Венесуэле такую заботу о детях на себя взяло государство, и перед родителями там не стояла хотя бы эта проблема. Интересно, изменится ли у них там это с уходом лидера?..
Здесь стоило бы пожалеть о том, что ушла еще одна часть эпохи.
А мне жаль другого: 21-й век на дворе, на другие планеты аппараты посылаем, овечек и котят, блин, за чертовы тысячи долларов клонируем - спасибо, что не динозавров. Динозавры у нас пока синтетические. На них средства есть.
И на понты вроде Сочи-2014, нового софта для ФМС или разработки по ГЛОНАССу, на которых можно незаметно умыкнуть 3-4 миллиарда, средства есть. На высокотехнологичные авто в 3-4 миллиона долларов. На технику, главное назначение которой - кроме того, чтобы звонить, еще и смотреть мультики и слушать музычку.
Но справиться ни с раком, ни с хотя бы элементарной простудой, от последствий которой мрут ежегодно не сотни, так десятки людей в каждом населенном пункте - слабО. То ли средств не хватает, то ли... еще чего.
Да упокоится с миром душа венесуэльского лидера. Но вновь повторяется ситуация: гибнет один - трагедия, гибнут тысячи и миллионы - статистика. Мне больше жаль тех, кто попал в статистику. Или тех, кто пока не попал и кому еще можно помочь.