Сначала мы думали, что это новогодняя шутка, проявление, так сказать, посталкогольного синдрома. Ведь пару недель до этого президент в общении с журналистами мило постебался над желанием знаменитого французского гедониста Депардье отыскать налоговый рай на просторах России. «Нет, если хочет, то пусть заезжает, рассмотрим заявление в общем порядке, и не таких проглотов прокормить можем», - сказал тогда в камеру Владимир Владимирович… ну, или что-то в этом роде, дословно не помню. Помню точно, что он признательно посмотрел на журналиста, задавшего «отвлекающий» вопрос. Отвечать за жадного до денег Депардье было намного проще, чем за российских сирот…
А дальше… дальше началась какая-то фантасмагория. Депардье действительно приезжает в Россию в самый разгар рождественских каникул. Его принимают на самом высоком уровне, вручают российский паспорт. Забыв сей момент о сотнях тысяч бывших соотечественников из ближнего зарубежья, чьи недалёкие предки гибли на фронтах Великой Отечественной, годами ждущих той же заветной книжицы. Но Жерар-то здесь при чём? Ни при чём. Вот его и отправляют присмотреть себе жильё. Да ни в Москву в Рублёво-Успенское, ни на Николину гору поближе к Михалкову и даже не на Тверскую. В Мордовию едет Жерар, в Саранск. Городок ещё с меньшим населением, чем Архангельск, и без особой тенденции к росту (разве что за счёт таких же налоговых эмигрантов). Там ему вручают «паспорт мордвина», такого, говорят, ни у де Ниро нет, ни у Аль-Пачино, будет, чем на кинофестивалях хвастаться. Тем более что звание «мордвин» ни к чему особому не обязывает, насколько я помню, коренное население этой республики этнически делится на мордву, мокшу и эрзю. А собирательное «мордвин» – почти то же самое, что и «русак», некий литературно-былинный образ.
Чем славна Мордовия? Говорю навскидку – там живут лучшие в России ходоки. Не в Кремль, а на Олимпиадах, вид спорта такой. Ещё там есть крупный электроламповый завод, чуть ли не градообразующее предприятие Саранска (на него в конце 80-х у населения была одна надежда). В Явасе (что неподалёку от республиканской столицы) традиционно отбывают срок политические заключённые. А ещё в республике очень любят «Единую Россию» и Путина, получающих там на выборах под 90 %, за что Саранск наградили правом принять Чемпионат по футболу 2018 года (других поводов лично я не вижу).
Тут фантасмагория достигает своего пика. Пресса на голубом глазу сообщает российскому народу, которого окончательно испортил квартирный вопрос, что губернатор Мордовии вручил жадному миллионеру ключи от квартиры. Не символические, вполне реальные, мол, знай, французик, широту мордовской души! Типа, у самых с этим вопросом всё тип-топ, в индивидуальных коттеджах проживаем, которые доброе правительство дарит каждому россиянину в день достижения совершеннолетия. Объясняют же это тем, что Депардье давно примеривается к роли Емельки Пугачёва. Это после-то красавца Машкова! Не дожил грозный атаман до такого пузатого испитого позора и слава богу…
Что тут началось в интернете, каких только эпитетов не получили и актёр Депардье, и губернатор Волков, и президент Путин! Никто не обратил внимания на уточнение – глава Мордовии лишь предложил французскому актёру выбрать объект, который ему подготовят к продаже – особняк или пентхаус. Впрочем, многие западные миллионеры предпочитают годами жить в гостиничных номерах, не обременяя себя проблемами с недвижимостью. Вопрос – знают ли об этом в Саранске?..
Но это так, затравка для масс. Творческая интеллигенция России, несмотря на традиционный новогодний запой, тоже оживилась. Да как, Станислав Говорухин, недавно сыгравший роль начальника предвыборного штаба Путина, пожурил бывшего подопечного за то, что он раскидывается российским гражданством, как нечто бросовым, несерьёзным, раздаёт его «всяким французским пьяницам». О предложении к Депардье стать министром культуры Мордовии создатель «Место встречи…» культурно промолчал. И я его понимаю, цензурные слова здесь подобрать сложно…
Тут мне пришло в голову позвонить старым своим мосфильмовским дружбанам, работавшим на «Зависти богов», где пару дней снимался Депардье. Если перевести их эпитеты в печатный формат, получится примерно так – «понтярщик и забулдыга». Да, друзья мои - механики и осветители, но им с «лесов» лучше видно.
К тому же их слова косвенно подтверждает режиссёр той картины, сказавший в одном из интервью: «Я понимаю, что это связано с его налоговыми хитростями. Чему радоваться, тому, что он платит теперь налог в российскую казну? Это не значит, что он патриот России». К Владимиру Меньшову можно по-разному относиться, небезгрешен он, в том числе и в человеческом плане. Но в чём ему точно нельзя отказать, так это в бережном отношении к актёрам. Ибо сам больше снимается у кого-то, чем снимает, нормальная корпоративная солидарность. И если резко о ком-то отозвался, значит, тот заслужил.
Но есть и другое мнение. Некоторые считают, что дать российское гражданство «великому французскому актёру» Депардье – это круто, прекрасный пиар для России. Во-первых, я скептически отношусь к такой оценке талантов Жерара (или «Жёпы», как его сокращённо-ласкательно теперь принято у нас называть). Известный – да, популярный – соглашусь, но действительно великими у французского кинематографа были только двое – Жан Габен и Лино Вентура. Даже из современников – талант Жана Рено признан во всём мире, он постоянно задействован в Голливуде, когда Депардье там известен лишь по довольно среднему «Виду на жительство». Но это, конечно, субъективное мнение автора статьи, который за эти годы разглядел в Депардье лишь постоянно расплывающуюся вширь фактуру. Заодно вспомнил, за что власти социалистической ГДР дали своё гражданство (и, соответственно, защиту) актёру и певцу Дину Риду. За то, что тот публично выстирал флаг США, протестуя, тем самым, против войны во Вьетнаме, и в наказание был лишён американского гражданства (бомж в кубе). То есть, приветили как политического беженца, а не беглеца от налогов и нарушителя французских ПДД.
Во-вторых, этим жестом первое лицо нашего государства приоткрыло калитку (пока калитку) для недовольных законами и порядками в своих странах. Вон, уже Бриджит Бардо к нам намыливается, как будто здесь её кто-то помнит. То есть, Россия становится центром «эпатажной эмиграции». Круче было, конечно, в КНДР отвалить, но уж больно стрёмно. У нас, как ни крути, капитализм, да и географически почти Европа.
Оппозиция, особенно внесистемная, углядела в жесте Путина по отношению к французскому скандалисту и пьянице незамысловатое желание переключить народный гнев за сирот-инвалидов, лишённых счастливого американского будущего, на что-то более скандальное. Не надо всё усложнять (или упрощать). Моё мнение – Путин и Депардье нашли друг друга…
Это в России известные и популярные актёры частенько являются продолжателями дела целых творческих династий. На Западе такое явление не носит столь массовый характер (по крайней мере, не носило раньше). Тот же Депардье в юности был отвязной шпаной, состоящим на учёте в полиции, сыном выпивохи-жестянщика из глухой французской провинции. Всё, что с ним случилось позже на ниве искусства, он воспринимает, как божью отметину, посланную ему не столько за труды и заслуги, сколько по случайности. Отсюда и эпатаж, фанфаронство, неумение вести себя в приличном обществе, отсутствие чувства меры.
А теперь вспомним путь, который проходили лидеры Государства Российского. О царях-императорах можно умолчать, с ними и так всё понятно. Готовили к трону с детства, случавшиеся с некоторыми перегибы можно смело отнести к врождённым дефектам личности. Но уже Ленин со Сталиным совершили колоссальный скачок, став самыми кровавыми правителями в отечественной истории. Идущий за ними Хрущёв получил, пусть начальное, но, как ни крути, номенклатурное образование. Дальше пропустим, и так всё известно. Остановимся на Путине. Получив пост главы ФСБ, он, несомненно, знал, к чему готовят. Возможно, что к позору и к бесславному концу. История, а, точнее, цена на нефть, распорядилась по-другому. Всё привело к тому, что у Владимира Владимировича появился комплекс самодержца российского, способного единолично карать, миловать, даровать…
Наш президент, будучи студентом юрфака, так же ходил в кино, смеялся вместе с нами над похождениями «Невезучих». Мог он тогда представить, что один из этих комиков придёт к нему жаловаться на своё правительство? И он, простой ленинградский пацан из подъезда с крысами сможет показать всей Франции «козью морду»! А остальная «Номенклатурная Россия» на полном серьёзе подхватит этот спектакль и будет делать французскому бухарику предложения, одно смешнее другого.
Самое печальное заключается в том, что в сегодняшнем Кремле нет ни одного шута, имеющего смелость сказать царю – «хватит, остановись»…