В Йошкар-Оле построено немало сооружений на месте исчезнувших или сильно трансформированных исторических памятников. Часто это очень вольная реконструкция: новое здание напоминает прежнее, но существенно отличается от него. И в этой связи встает вопрос: культура – это сохранение аутентичных образцов или навыков такие сооружении возводить? Мне кажется, что последнее гораздо важнее. Культура – это не мертвые памятники, а умение делать то, что умели делать предки. И в постсоветское время было возрождено искусство проектирования и строительства культовых сооружений.
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Перефразируя Ганса Йоста, "когда я слышу, что они говорят про культуру, я снимаю с предохранителя свой травматик". Представляется вполне отчетливо, что вопросы собственно культуры при "реконструкции" памятников в Йошкар-Оле служат лишь для прикрытия и их номер двадцать пятый. В "исторической части" города возведены сооружения, которых там никогда не было; в других случаях восстановлены только названия, сами же сооружения - чистый новострой. Очевидно, что во главу угла ставятся вопросы материальной выгоды, извлекаемые при строительстве, при этом не важно, что именно строить (башни с часами, мосты, кремли, памятники итальянцам) - важен процесс. Отсюда и всевозможные вопросы к стилистике и культурной ценности вообще.
С материальной культурой все довольно сложно. Но есть мировая практика, когда пытаются восстановить именно какой-то древный памятник. В ход идут даже подвалы и склады...
Весь этот новодел вряд ли можно оценивать как культурные памятники... это объекты культуры (конечно), но свою хначимость(тм) они должны доказать со временем. Про это нужно лет через 20 поговорить.