В ООН, конечно!
Вчера направили обращение Специальному докладчику по вопросам пыток ООН по правам человека. Такое обращение готовилось впервые.
Причиной послужил случай, произошедший с 17-летним Максимом Христолюбовым. 22 октября 2012 года он был задержан сотрудниками патрульно-постовой службы отдела внутренних дел г.Йошкар-Олы у магазина «Огонёк» на ул. Советская г.Йошкар-Ола.
К нам ворганизацию обратилась его мама и рассказала, что оперативные сотрудники Отдела полиции №1 г. Йошкар-Олы применяли по отношению к ее сыну пытки. По ее словам, выбивали признание в совершении преступления, били очень грамотно, оставляя минимум следов: кулаками по почкам, по голове, угрожали...
Имен и фамилий мальчик, естественно, назвать не может, но уверен, что сможет опознать всех, кто в этом участвовал. Все полученные телесные повреждения были зафиксированы: ушиб мягких тканей лица и волосистой части головы, лёгкие диффузные общемозговые изменения.
Следователь СК принял версию оперуполномоченного полиции, в соответствии с которой телесные повреждения Максим мог получить в результате падения с лестницы: «покрытие ступенек очень скользкое и гладкое"... Тут удивляться не чему, бывали случаи посерьезнее, когда люди сами ударялись о дубинку, которая просто висела на руке...
Наши юристы сообщили о преступлении в Следственный отдел по городу Йошкар-Ола, но в установленные сроки решение по сообщению о преступлении не было принято. Следующий шаг - жалоба на бездействие должностных лиц вышеуказанного Следственного отдела в части не принятия решения по сообщению о преступлении в установленный срок. Жалоба осталась без удовлетворения. Уголовное дело в отношении полицейских не возбуждено.
Интересно также, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела было вынесено 26 ноября 2012 года, а копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (в нарушение ч. 4 ст. 148 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации) направлена заявителю только 6 декабря 2012 года.
Органы предварительного следствия в течение длительного времени противодействовали осуществлению права на защиту жертве пыток, с помощью не извещения о процессуально принятом решении. Йошкар-Олинский городской суд, в свою очередь, не рассмотрел должным образом вопрос бездействия органов предварительного следствия.
Власти Российской федерации, таким образом, воспрепятствовали праву на защиту жертве пыток, нарушив нормы УПК РФ, а также нормы международного права. Теперь во всем этом будут разбираться в ООН. Ждем ответной реакции.
А почему именно в ООН? Почему не в ЕСПЧ?
Потому что в ЕСПЧ мы можем отправить сообщение и позже, а сейчас нам важно, чтобы государство получило сигнал от международных органов по защите прав человека о том, что были применены пытки. В ЕСПЧ такой процедуры нет. Это обращение для принятия мер быстрого реагирования.
Просто до этого не разу не слышал, чтобы жалобу посылали в ООН.
Часто наверное можно от полиции услышать: хоть в ООН жалуйтесь. Вот мы и решили пожаловаться:-). Механизмы ООН просто для большинства юристов чуть сложнее, потому что они огромные для понимания. С другой стороны, жалобу в ЕСПЧ, также как и в Комитет по Правам Человека ООН нужно отправлять лишь после того, как исчерпаны средства правовой защиты на национальном уровне (как правило это может занять несколько лет в России). А возможности с обращением к спецдокладчику по пыткам, дает возможность не ждать этого времени и поставить в известность еще до того момента когда ты отправил жалобу по существу. Спецдокладчик отправит ноту Правительству и Правительство должно объяснить что на самом деле произошло в Марий Эл.
Очень интересно, будем ждать результатов.
К сожалению, мы наверное не сможем увидеть реакции. Сама процедура является конфиденциальной, нам не сообщат, что сказало Правительство. Единственное, мы иногда можем увидеть результат - уголовное дело возбудят в отношении полицейских. Тем самым государство может отчитаться, что все сделало необходимое для защиты жертвы пыток.
Причина задержания не озвучена. Что просто так подошли и задержали без объяснения, доставили в участок и начали пытать? Хотелось бы уточнить эти немаловажные подробности.
Для работы по делам о пытках, не важно за что задержали человека. Пытать нельзя!
Задерживали парня по подозрению в краже телефона, а привезли в отдел и начали допрашивать по поводу грабежа произошедшего летом этого года в отношении сотрудника ФСБ.