С момента интервью, данного премьер-министром Медведевым пяти телеканалов, прошло уже больше недели, а страсти вокруг него не утихают. В основном они касаются слов, произнесённые Дмитрием Анатольевичем уже после команды «Стоп». Но кто-то продолжал записывать, кто-то передал кассету на другую телекомпанию, кто-то поставил её в эфир «Russia Today». Посредством чего весь мир узнал, что второе лицо в государстве относится к ментам, как и положено правильному питерскому пацану – «да козлы они все позорные». Тут уже глашатай СКП по фамилии Маркин взъярился и дал в интернете премьеру страны такую отповедь, будто имел дело с зарвавшимся начальником ЖКХ. И до сих пор на службе и при погонах. Невелика же ценность медведевского реноме, невелика…
А из-за чего, собственно, разгорелся сыр-бор? Я вам напомню - ранним утром 7 декабря, пока один из авторов документального фильма «Срок» Алексей Пивоваров готовился к своему главному интервью года, к его соавтору Павлу Костомарову пришли с обыском. Третий их «подельник» Александр Расторгуев в этот момент находился в Германии, с постели его поднял тревожный звонок Пивоварова. Он первым и поднял шухер на весь мир – «в России документалистов органы прессуют!».
Герой того дня Костомаров отмечает, что следователи, нагрянувшие к нему с утра пораньше, вели себя предельно корректно и даже сняли в прихожей обувь, дабы не разбудить спящих детей. О других деталях столь раннего визита он хранит молчание как законопослушный гражданин, давший подписку о неразглашении, не делится информацией вообще ни с кем, включая близких друзей. Тем временем руководители Киносоюза и гильдии режиссёров-документалистов разослали по СМИ заявление, в котором выразили свое возмущение и потребовали от СК извинений перед Костомаровым. В тот же день вечером на открытии международного фестиваля документального кино «Артдокфест» это заявление подписывали собравшиеся: кинематографисты, журналисты, писатели, общественные деятели, равно как и зрители, не принадлежащие ни к одной из этих категорий. Из-за утренних событий поменялась вся церемония открытия «Артдокфеста».
Глава фестиваля, известный российский документалист Виталий Манский, и до этого особо не жаловавший действующую власть, являясь в этом вопросе постоянным оппонентом Никите Михалкову, переписал своё видеообращение, посвятив его целиком ситуации с обысками у Костомарова. Который, как подчеркнул Манский, ведёт настоящую документальную летопись нашего времени - в отличие от хроники «не существующей на самом деле страны», которую нам бесконечно показывают по телевизору.
«Срок» не был участником «Артдокфеста»: этот проект пока вообще не собран в единый фильм и существует в виде набора множества мини-сюжетов - роликов, которые выкладываются в Сеть с почти телевизионной скоростью, их всегда можно увидеть на сайте «Эха Москвы». В октябре «Срок» был представлен на кинорынке Red Square Screenings, где продюсеры искали партнёров для создания полнометражной версии. Дело в том, что авторы категорически отказываются использовать для этого «политически окрашенные» деньги, то есть принять средства на фильм от какой-либо из противоборствующих сторон. Не исключено, что финансирование через посредников мог предложить и Кремль, ведь именно так ведётся финансирование уже упомянутого мною «Эха» - одновременно из ГАЗПРОМа и Вашингтона.
К слову, Костомаров на проекте выступает больше в роли оператора. Это абсолютно не публичная профессия, носитель её адекватно себя чувствует за камерой, но не перед объективом в качестве объекта съёмки, по себе знаю. Вдобавок ко всему, 37-летний Павел, как его характеризуют знакомые и коллеги по цеху, ещё и не публичный человек по своей натуре. Именно поэтому широкой публике его имя стало известно в связи со «Сроком». Между тем он один из самых известных и титулованных российских кинематографистов своего поколения, который выступает как в роли оператора-постановщика на игровых фильмах (в его творческой копилке «Серебряный медведь Берлиналле-2010 за «Как я провёл этим летом»), так и режиссёром на собственных документальных проектах. Похоже, что последним он занимается больше для души, чем для заработка. По кинематографической тусовке ходят восторженные рассказы об его творческой самоотверженности. Например, как на Павла бежал белый медведь, а он продолжал снимать, даже не шелохнувшись (кому интересно, моя рецензия на этот фильм http://rusnord.ru/2011/2/29977).
В девяносто случаях из ста за таким международным успехом последовала бы работа сначала на европейских, затем на американских проектах, дом с видом на Тихий океан (вариант - на Голливудские холмы), а там, глядишь, и «Оскар». Костомаров стал тем единственным «процентом», который ничего в своей жизни менять не захотел. По-прежнему работает в России, в основном на малобюджетных, артхаусных проектах, каждый раз открывая для зрителей что-то новое в нашей стране. Я на подобные жертвы во имя чистого искусства не способен, но преклоняюсь перед такими людьми.
Возможно, если бы в Следственном комитете внятно представляли себе, к кому они собираются нагрянуть ранним утром с обыском, следователи проявили больший такт и пришли после 9-ти. И не произошла бы почти анекдотичная история обмена комментариями между премьером и руководством комитета. Впрочем, к самому Костомарову разворачивающаяся вокруг обыска скандальная история имеет мало отношения. И к проекту «Срок», который наверняка будет доведён до конца, тоже. После такого громкого скандала фильм просто обречён на счастливую прокатную и фестивальную судьбу. Как минимум, зарубежную, не удивлюсь, что мы сейчас говорим о будущем лауреате Каннского фестиваля в какой-нибудь специальной номинации, а то и в основной…
И всё равно, происходящее так и пахнет то ли спланированной интригой, то ли подставой, то ли идиотизмом, которым наша жизнь и так полна под завязку. Уж больно странные совпадения происходят. Я допускаю, что рядовые следователи СКП, получая оперативное задание на утро, плохо представляли, к кому идут с обыском – оператор и оператор, у которого надо изъять документальные свидетельства антигосударственной деятельности отдельных лиц числом в несколько десятков тысяч. Но тот, кто выписывал ордер, обязан был знать, что посылает оперативников за материалами, к которым приложил руку тот, кто завтра будет сидеть за одним столом с вторым человеком в государстве. Ну, а если заранее не поинтересовался, дело пахнет неполным служебным соответствием со всеми вытекающими – налицо подстава всего ведомства.
Далее, мне непонятно, как Медведев рискнул называть государевых слуг «козлами» даже при выключенных камерах. Ведь он на таком уже раз попадался, когда Обама передавал через него свои месседжи Путину, а весь мир потом это обсуждал. Что-то тут неспроста. Гейдар Джемаль, например, подозревает, что таким затейливым образом Медведев начинает свою антипутинскую партию, окончательно уходя на праволиберальный фланг, где исторически презирают стражей порядка. Известно, что у Путина две точки опоры – либералы в экономике и силовики. Последних публично оскорбили на радость первым, низведя до участковых милиционеров. Чью сторону примет президент? Пока наблюдаем…
Ещё один спорный момент. Главред «Russia Today» Маргарита Симонян ушла в глухую несознанку по поводу выставления ролика на Ютубе, хотя там стоял копирайт именно её телекомпании. Насколько я знаю, дисциплине внутри «Раши» может позавидовать и ФСБ (впрочем, многие сотрудники работают в двух организациях по совместительству, пусть и внештатно). По всему получается, кто-то санкционировал скандал в интернете и пресёк его ровно настолько быстро, чтобы медведевские «козлы» услышал весь мир. Кто и зачем – главные вопросы минувшей недели.