Посмотрел в воскресение по «Культуре» старую экранизацию «Ревизора» с участием великих актеров – Толубеева, Грибова, Горбачева, Яншина… Сказать, что Гоголь и в наши дни актуален, значит ничего не сказать. Все тоже мздоимство, и унтер-офицерские вдовы сами себя секут, как утверждают некоторые нынешние полицаи…
Про эту бессмертную комедию сказано и написано столько, что вроде добавить уже нечего. Но как всякое гениальное произведение оно, как мне кажется, не разгадано до конца. И появляются новые вопросы. Например, такие.
1. Еще в школе мы проходили, что героями движет страх. Именно поэтому они приняли какого-то прощелыгу за ревизора. Но так ли это на самом деле? Чего бояться помещикам Бобчинскому и Добчинскому? Они просто лезут не в свое дело. Анна Андреевна и Марья Антоновна тоже никакого страха не испытывают. Им Хлестаков интересен как столичная штучка. Да и сам Хлестаков испытывает страх только один раз, когда к нему в номер заваливается городничий со всей компанией. Все остальное время ему море по колено. Я уж молчу про голодного и жадного слугу Осипа.
2. Известно, что комедия очень понравилась императору Николаю I. Посмотрев ее в Александринском театре, он заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» Но где же там государь-император, которому «более всех досталось»? Между прочим, Жуковский убеждал царя, что это всего лишь «веселая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».
Думаю, героями движет не страх, а мечта о красивой жизни. Ни городничего, ни чиновников не удовлетворяет их унылое провинциальное существование. Все семейство городничего мечтает о Петербурге. Но и петербуржец Хлестаков недоволен своим положением. Ему хочется руководить департаментом, быть «с Пушкиным на дружеской ноге». Даже Осип мечтает о более сытой и красивой жизни. А Бобчинскому и Добчинскому не хватает славы. Им так хочется, чтобы про них знал государь-император.
Чтобы хоть как-то приблизиться к осуществлению своей мечты, они берут взятки, творят безобразия, пытаются выдать Марью Антоновну за Хлестакова или вообще ничего не делают. Только мечтают, как Осип, или болтают об этом по пьяной лавочке, как Хлестаков. А почтмейстер так просто письма вскрывает, чтобы почитать о балах.
Ну а что им еще остается делать? Ни у городничего, ни у чиновников нет ни единого шанса пробиться наверх. У выходца из далекой провинции Хлестакова тоже невелики шансы сделать карьеру в столице. В николаевской России, где действовала жесткая вертикаль власти, говоря современным языком, практически не работали социальные лифты. Николай I выстроил страну по принципу казармы, где всякий должен знать свое место. Это, конечно, чиновников никак не оправдывает. Но именно в такой стране и процветает коррупция.
И в тоже время Николай I был умным человеком, он нутром почувствовал, что «Ревизор» – это приговор его вертикали. Почувствовал, но ничего не сделал. И эта вертикаль дала трещину во время Крымской войны и окончательно рухнула в 1917 году. Новую вертикаль построил Сталин, закрепив ее прочным фундаментом в виде КПСС и органов госбезопасности. Но и она рухнула в 1991 году, когда фундамент прогнил.
И вот новая вертикаль – путинская. Чиновники ездят по разбитым российским дорогам не на тройках, а на кроссоверах, берут взятки не борзыми щенками, а откатами. И очень хотят задушить всех «бумагомарак», что пишут про их делишки. Но по-прежнему живут мечтой о красивой жизни. А социальные лифты в наше мобильное время работают плохо, со скрипом, постоянно останавливаются между этажами, а то и просто падают вниз.
Поэтому «Ревизор» по-прежнему очень и очень современен. Только вряд ли Путин, посмотрев очередную постановку, воскликнет: «Всем досталось, а мне более всех!»
Вы совершенно правы! В гоголевской комедии было огромное множество и других деталей, которые усиливали ее актуальность и смешили современников. А вот нам многое уже недоступно. Но самое главное - бессмертно! И если поставит комедию в современных костюмах и антураже - то это будет полная картина о русских обывателях (чиновных) вообще - во все времена!
Грустно то, что Иван Александрович не остался реликтом времен Николая Первого, а великолепно смотрится и в России временщика Путина!
Не дай, конечно Бог, чтобы наш драмтеатр "замахнулся" на "Ревизора". Тут же и рояль выволокут (а как без клубнички в новом прочтении) Гоголя. Найдутся и заступники рояля, без этого никак. Потому что сами исполнители с режиссером тоже мечтают о лучшей жизни не имея таланта, а лишь амбиции и претензии. То же можно сказать и о современных Тряпичкиных-шелкоперах.
Не возбуждайте щигла
Это сукин сын Пушкин подставил Гоголя, отдав ему сюжет "Ревизора".)))
Кстати, идея "Мёртвых душ" так же принадлежит Пушкину. И тоже актуальна. Тот же Подъельк с виртуальным домом престарелых под сюжет подходит, только уже трагедии.
У Пушкина самого много чего есть актуального на сегодняшний день....
Реальные события, послужившие основой для этого произведения происходили в Усть-Сысольске. Но поскольку идея была не Гоголя, то он привлек в качестве персонажей двух помещиков, которых в Коми отродясь не водилось.
Кстати, по тексту 1 тома "Мертвых душ" можно очень точно вычислить город, где происходило действие поэмы. Это город ВОЛОГДА.
Матвеев прав в том, что Гоголя можно и нужно ставить в современных костюмах.С определенными соврменными жаргонизмами. Комедия бессмертна, потому что сейчас те же самые проходимцы -чиновники. Ничего не поменялось. Современная постановка этого произведения, словно действие происходит в наши дни, пошла бы на ура. Только кто возьмется за такую постановку?
А Ревизор в Москве.
Вы правы, действительно, скорее всего, Вологда. Это легко определить по колесу, которое до Ярославля доедет, а до Москвы нет. И, кстати, там упоминаются и усть-сысольские купцы, которые подрались с сольвычегодскими купцами. Увы, наших побили.
А я думаю Кострома или Вятка. Слишком близко от Вологды Ярославль и Москва. Чего там ехать то? И купцы Сольвычегодские и Усть-Сысольские поближе к Вятке и Костроме..
Не согласен с тем, что Гоголя нужно ставить в современных костюмах. Это сейчас модно, но смотрится вульгарно. Особенно Гоголь, где его время очень четко прослеживается. "Ревизор" и в антураже николаевской эпохи смотрится очень современно.
Тут я с тобой полностью согласен. Изюминка не в красном рояле, а в ощущении аналогии с днём сегодняшним.
А в суд не подашь, если все-таки так поставят? Впрочем, подавай, будет еще один информационный повод.
Ощущаешь АНАЛогии, щенок?
Дырка не болит?