Россия хочет «Оскар». Главная американская кинопремия была бы для нас сродни первому месту на чемпионате мира (не суть важно, в каком виде спорта) или на Евровидении.
«Оскар» не хочет Россию. Вернее, хочет, но очень редко. Когда видит в этом смысл.
Вспомним историю наших с «Оскаром» отношений.
Премия за «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (1942) вне сомнений – это святое. Здесь не качество главное, а историческая сопричастность к событию, почти что ленд-лиз.
«Война и мир». Тут тоже без вопросов. Толстой в тройке русских писателей, о которых хоть что-то знают по ту сторону океана. Плюс неизвестная Америке война 1812 года. Плюс масштаб. Плюс костюмы. Возможно, и аванс новому советскому руководству в лице Леонида Ильича. Не прогадали, целовался взасос.
«Дерсу Узала». Ну, тут я точно знаю – давали «Оскара» всеми уважаемому Акире Курасаве. И только потом въехали, что фильм-то советский, но не отбирать же…
«Москва слезам не верит». Политкорректное извинение за бойкот Московской Олимпиады, типа – «кино тут не при чём». Ещё читал записки одного американского члена киноакадемии, который признаётся, что несколько раз смотрел «Москву…» и никак не мог понять, в чём там фишка. Например, в сцене знакомства главных героев в электричке (что случилось с личным автопарком директора завода?!) и смущении работяги Гоши за нечищеную обувь. Их американский пролетариат так не комплексует (лично видел, как занашивают обувь, не знающую щётки, а потом просто выбрасывают).
«Утомлённые солнцем-1». Ну, тут всё предельно просто – перестройка, Сталин, Михалков. Думаю, ещё и сэкономили на очередном транше.
Каждый год фильмы на «Оскар» посылаем, и каждый год нас обламывают. Ну, во-первых, никто давно не сомневается, что эта премия крайне политизирована, чаще дают не тем, кто заслужил, а тому, кому надо по «высшим соображениям». Особенно это касается номинации «Лучший иностранный фильм года», заокеанские киноведы, пишущие обзоры в популярные журналы, и, соответственно, мыслящие на уровне среднего американского кинозрителя (и у нас полно таких же, считающих фильмы Тарковского заумной мутью), просто не в состоянии понять, чему рукоплещут Канны и Венеция.
И всё же, у меня были надежды, что «Вор» Чухрая возьмёт «Оскара». Не срослось, видать, тогда мало времени прошло с триумфа «УС-1». Я скептически относился к шансам «Края» Учителя, но в глубине себя уповал на то, что американцы прибалдеют от гонок на раритетных паровозах в условиях культа личности и на фоне псевдосибирской натуры. Поздно, за то же самое уже давали Михалкову.
Но мы не сдаёмся, мы хотим «Оскара»! Тогда причём здесь Карен Шахназаров?
Спору нет, он хороший парень, если такое определение подходит к гендиректору крупнейшего европейского киноконцерна. Карену многие благодарны за спасение «Мосфильма» в 90-е, что студия тогда не превратилась в одно большое казино или бизнес-центр. К тому же Шах – человек неконфликтный даже в кругу своей съёмочной группы, увольняет людей без злорадства, если и идёт на компромиссы с совестью, то вынужденно, даже виновато. Да и как режиссёр для отечественного кино он сделал немало. Особенно для советского – «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» и «Курьер» сделали отличные сборы в прокате.
А ещё Шах не снял ни одного откровенного дерьма, за которое до сих пор стыдно. Правда, не снял он и ни одного шедевра, вошедшего в золотой фонд кинокритики. Так, крепкий середнячок российского масштаба. Но причём тут «Оскар»?
Его «Палата номер 6» (по Чехову, не сомневайтесь), вышла откровенной нудятиной. И так-то первоисточник не из весёлых, а тут ещё действие перенесено в наше стрёмное время, усугубленное провинциальной российское убогостью. Вроде бы, собрался маститый художник публично резануть правду-матку, на всю страну поведать о наболевшем, как майор по кличке Глухарь в одноимённом сериале. А потом посмотреть, что с ним за это сделают, неужели тоже отовсюду выпрут? Но где-то в процессе не хватило у Шаха духа, завуалировал всё так, что и самому не разобраться - где Николай Второй имеется в виду, а где Владимир Первый.
И камера в том фильме какая-то противная, не снимающая, а как бы подглядывающая, не серьёзный полный метр, но телепередача «ПРО ЭТО». Впрочем, все мои мысли о том кино вы можете при желании прочитать здесь: http://www.rusnord.ru/2010/2/28907.
Ну а в этом году было так. На заседание российского оскаровского комитета вечером 20 сентября пришло 11 человек: Владимир Меньшов (председатель), Александр Роднянский, Андрей Сигле, Павел Чухрай, Алексей Учитель, Дмитрий Месхиев, Николай Досталь, Владимир Наумов, Евгений Гиндилис, Владимир Котт, Федор Попов. Еще несколько человек передали Владимиру Меньшову свои доверенности. От итогового голосования по претендентам отказались Роднянский и Сигле, как лица заинтересованные (они принимали участие в создании фильмов-номинантов). «Белый тигр» получил 6 голосов, причём многие сходятся во мнении, что за него живьём голосовали двое – Меньшов и Наумов, остальные голоса – по доверенности.
Надо отдать должное Карену, он не так часто снимает, как мог бы себе позволить. Но каждый фильм отправлять на «Оскар», при том, что «Палата…», не попала даже в итоговой шорт-лист, через чур даже для гендиректора «Мосфильма», вам не кажется?
Что, так уж плох этот «Белый тигр»? Отнюдь, видели и похуже. Он, скорее, не ровен. Но в данном случае надо разобраться, чего мы добиваемся…
Если провести опрос среди тех, кому за 40-50-60, какие фильмы о войне вы любите, то наверняка услышите «Судьба человека», «Летят журавли», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «На войне, как на войне»…, но вряд ли «Освобождение» или «Они сражались за Родину». Нас волновали именно человеческие истории, как детей и внуков фронтовиков, а не масштабные полотна с их широкими мазками кистью. Американцы же воспринимают Вторую мировую через высадку в Нормандии из «Спасая рядового Райна». Сколько их полегло в ту войну, считая вместе с Перл-Харбором, тысяч сто, не больше? Фигня по сравнению с нашими 20 миллионами…
Шахназаров выбрал хороший ход – рассказать про настоящую войну при помощи популярного жанра фэнтэзи. Этим можно оправдать некоторые экранные нелепости. Например, с какого перепуга в конце фильма у полковника Найдёнова горит на груди орден «Солдатской славы», которого у него в бытность простым танкистом не было вовсе? Да ещё Первой степени, типа, перемахнул через Вторую и Третью, такого даже не войне не бывало. И это отнюдь не поиск «блошек», мы с Кареном – оба сыновья фронтовиков, к таким нюансам должны относиться трепетно. Иначе внуки не поймут…
В целом мне фильм не понравился, пусть и фантастика насчёт схватки вечно живого советского танкиста с немецким танком-фантомом, но переживания и реакции главного героя мне тоже показались надуманными. О неудачной концовке с затянутым подписанием акта о безоговорочной капитуляции и «не пришей кобыле хвост» монологе Гитлера о будущем реванше, рассказанном кому-то в сумраке (будто Лукьяненко новый «Ретро Дозор» издал), отписались все, повторяться не буду.
Хотя, соглашусь, та война была долгой и разной, в ней всему находилось место. Например, меня когда-то поразил рассказ военного консультанта, прошедшего фронтовыми дорогами от Ельни до Праги, что он за всю войну не только не видел ни одного партизана, но и не слышал о том, что их кто-то видел воочию. Ну, а то, что читал о них в прессе, втихомолку считал пропагандой и всерьёз не воспринимал. Такая была война…
Американцы же представляют совсем другую войну, о чём и снимают кино. Крови у них в кадре до фига и больше, но… когда в США прошла премьера «Иванова детства» Тарковского, многие тамошние кинокритики и просто люди с громким именем в искусстве обвинили Андрея Арсентьевича в пропаганде детского садизма, хотя в этой гениальной ленте всё построено на умозрительных ассоциациях. О чём ещё тут можно говорить? Спорить могу, пролетит наш «Тигр» мимо шорт-листа, как и «Палата…» пролетела.
А ведь могли бы, могли претендовать, особенно в том случае, если президентские выборы выиграет Обама. Этим «Оскаром» он запросто мог начать новый этап «перезагрузки», благо стоило бы это совсем недорого. Всего-то надо было послать на конкурс «Елену» Звягинцева, фильм на понятную общечеловеческую тему относительности понятий добра и зла, собравший отличный набор международных призов и, вдобавок, неплохую кассу в американском прокате.
Но кому-то, видимо, более важно гендиректора ублажить, хотя тому вполне по средствам на свои кровные в январе в Америку сгонять, если уж так приспичит. Нам же, как обычно –good bye, America, o-o-o…