Идею этого поста подсказали мне комментарии к посту "Осенние листья"
http://kkre-51.narod.ru/bagd/bagd.htm
Итак, авторы слов и музыки достоверно до сих пор не известны.
Первую музыкальную обработку сделал М.О. ШТЕЙНБЕРГ.
Максимилиа́н Осе́евич (О́сипович) Ште́йнберг (22 июня (4 июля) 1883 год, Вильно, Российская империя — 6 декабря 1946 год, Ленинград,СССР) — российский композитор, дирижёр, педагог, музыкальный деятель
Автор 5 симфоний, балетов «Метаморфозы» (по Овидию, 1913) и «Тиль Уленшпигель» (по Ш. Де Костеру, 1936), симфонических и вокально-симфонических произведений..
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934), доктор искусствоведения. Зять Н. А. Римского-Корсакова.
|
Родился в семье известного виленского гебраиста, автора нескольких словарей древнееврейского языка, казённого раввина Осея Наумовича Штейнберга (1836—1909). Сестра — востоковед-индолог Надежда Осеевна Щупак-Штейнберг (1886—1941).
Первую музыкальную известность Максимилиан Штейнберг приобрёл благодаря своим «жестоким» романсам (в цыганском стиле), широко издававшимся и исполнявшимся в первое десятилетие XX века. В частности, нотное издательство «Давингоф» только за 1903-1905 год в серии «цыганские романсы» выпустило более десятка жестоких песен сочинения или аранжировки Штейнберга. Самыми известными из них были такие романсы как: «Гай-да тройка, снег пушистый», «Вот что наделали песни твои!», «Ты чаруешь меня», «Не полюбить никогда тебе вновь», «Скачет тройка по дороге», названия которых говорят сами за себя. Особенно знаменитыми были «Гай-да тройка, снег пушистый» и «Вот что наделали песни твои!», последний вошёл в репертуар практически всех исполнителей романсов и цыганских песен, а его надрывный стиль, жестокие слова и, особенно, рефрен (ставший названием песни) — сделался предметом для множества перепевов и пародий (самая популярная из которых принадлежала Михаилу Савоярову).
В 1907 году Штейнберг окончил Петербургский университет, в 1908 — Петербургскую консерваторию по классу композиции у Николая Римского-Корсакова, в тот же год ставшего его тестем. С 1908 года — Штейнберг стал преподавателем, а с 1915 — профессором Петроградской консерватории.
Сын — Дмитрий Штейнберг (1909—1962) — советский энтомолог, доктор биологических наук, профессор.
Дочь — Надежда Штейнберг (1914—1987), филолог, автор грамматики французского языка.
Награды
Орден Трудового Красного Знамени
Медали.
Память
Имя Максимилиана Штейнберга присвоено классу консерватории.
О М. Штейнберге и его сестре упоминает А. Я. Бруштейн в свой автобиографической книге «Весна».
http://www.historyonesong.com/2010/05/belaya_acacia_3/
И еще о тандеме В.Е. Баснер - М.Л. Матусовский:
Вениами́н Ефи́мович Ба́снер (1925—1996) — советский и российский композитор. Народный артист РСФСР (1982).
|
В. Е. Баснер родился 1 января 1925 года в Ярославле.
Обучался игре на скрипке в детской музыкальной школе № 1 в Ярославле. Одним из первых крупных музыкальных впечатлений в жизни юного Баснера стало исполнение в Ярославле в 1938 году Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича. По окончании Ярославского музыкального училища в 1942 году Баснер был приглашён в Ярославскую филармонию в качестве солиста, но уже через год был призван в армию, где служил в военном оркестре аранжировщиком, а также ремонтировал музыкальные инструменты.
В 1944 году Баснера демобилизовали, и он поступил в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу скрипки и композиции. Окончив консерваторию в 1949 году, он начал выступать как солист и оркестровый музыкант. В 1955 году Баснер стал членом ЛО СК СССР и возглавил в нём комиссию по работе с молодёжью. В последующие годы композитор много сочинял, наибольшую известность ему принесли его оперетты, военные песни и киномузыка (в том числе «С чего начинается Родина» (из к/ф «Щит и меч»), «На безымянной высоте», «От разлуки до разлуки» (из к/ф «Тишина»), «Березовый сок» (из к/ф «Мировой парень»), «Белой акации гроздья душистые» (из к/ф «Дни Турбиных»), «Песня о рыжем щенке» (из к/ф «Учитель пения»), «Это было недавно, это было давно» (из к/ф «Друзья и годы»), «На всю оставшуюся жизнь» (из одноименного к/ф). Баснер также является автором ряда статей в музыкальных журналах СССР.
Большое влияние на творчество Баснера оказала его многолетняя дружба с Дмитрием Шостаковичем. Шостакович хорошо отзывался о сочинениях Баснера, помогал продвигать их на сцену. Как и Шостакович, Баснер высоко ценил музыку Густава Малера (чьё влияние также заметно в музыке композитора) и еврейский музыкальный фольклор.
В 1994 году Баснер смог осуществить свою давнюю мечту — открыть в Петербурге еврейский театр «Симха» («Радость»), и на первом представлении мюзикла «Еврейское счастье» сам исполнил партию скрипки.
В. Е. Баснер умер 3 сентября 1996 года в посёлке Репино под Санкт-Петербургом. Похоронен на Комаровском кладбище.
Основные сочинения
- Оперы
- «Вешние воды» (по роману И. Тургенева, 1975)
- «Отель „Танатос“» (по роману А. Моруа, 1991; не окончена)
- Балет
- «Три мушкетёра» (1964)
- Оперетты и мюзиклы
- «Полярная звезда» (1966)
- «Требуется героиня» (1968)
- «Южный крест» (1971)
- «Год голубого зайца» («Белый танец»; 1978)
- «Между небом и землёй» (1980)
- «Блистающие облака» (1982)
- «Моя хата с краю» (1985)
- «Мы из Одессы, здрасьте!» (1988, не окончена)
- «Ты — великая актриса» (1990)
- «Еврейское счастье» (1994)
- Вокально-симфонические сочинения
- «Весна, песни, волнения» (текст Л. Мартынова) для голосов соло, хора и оркестра (1963)
- «Вечный огонь» (текст М. Матусовского) для баритона, хора мальчиков и оркестра (1971)
- Пять стихотворений М. Лермонтова для баритона и оркестра (1979)
- Симфония № 2 «Блокада» (текст М. Матусовского) для баритона, хора и оркестра (1983)
- Симфония № 3 «Любовь» (текст Э. Верхарна) для тенора и оркестра (1988)
- Сочинения для оркестра, концерты
- «Поэма об осаждённом Ленинграде» (1957)
- Симфония № 1 (1958)
- Концерт для скрипки с оркестром (1966)
- Концерт для виолончели с оркестром «Царь Давид» (1967—1980)
- Симфониетта для флейты и струнных (1972)
- Симфония «Катерина Измайлова» (по опере Шостаковича, 1993)
- Камерные сочинения
- Пять струнных квартетов (1948, 1953, 1960, 1969, 1975)
- Соната для скрипки и фортепиано (1982)
- Камерно-вокальные сочинения
- «Парабола» (текст А. Вознесенского) для баритона и фортепиано (1962)
- «Гойя» (текст А. Вознесенского) для баритона, английского рожка, фагота и фортепиано (1965)
- Восемь стихотворений А. Ахматовой для меццо-сопрано и гитары (1977)
- «Памяти Владимира Высоцкого», шесть баллад для голоса и инструментального ансамбля (1981)
- Сюита на стихи О. Мандельштама и других авторов для баритона, гобоя, английского рожка, двух фаготов и фортепиано (1983)
- Романсы и песни для голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных авторов
- Музыка более чем к 100 кинофильмам
- Прочие сочинения
Музыка кино
- 1956 — Человек родился
- 1971 — Мировой парень
- 1972 — Опасный поворот
- 1973 — Учитель пения
- 1977 — Блокада
- 1979 — Задача с тремя неизвестными
- 1983 — Водитель автобуса
- 1985 — Тайная прогулка
- 1990 — Мышеловка
Дискография
- 2001 — «Вениамин Баснер. На всю оставшуюся жизнь… Песни о войне»
- 2001 — «Вениамин Баснер. Белой акации гроздья душистые… Песни из кинофильмов»
- 2004 — «Вениамин Баснер. Струнные квартеты» — исполняет Квартет имени Танеева
- 2006 — «Вениамин Баснер. „Ты и я“» — исполняет Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии
Награды и премии
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1974).
- народный артист РСФСР (1982).
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980) — за музыку к фильму «Блокада» (1973, 1977).
Память
В честь Вениамина Баснера названа одна из малых планет.
НА ЮБИЛЕЙНОМ ВЕЧЕРЕ В. БАСНЕРА
Михаи́л Льво́вич Матусо́вский (23 июля 1915, Луганск — 16 июля 1990, Москва) — советский поэт-песенник. Лауреат Государственной премии СССР (1977).
|
Родился в Луганске в семье фотографа, владельца фотоателье, а впоследствии лишенца Льва Моисеевича Матусовского и его жены Эсфири Михайловны. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1939).
Кандидат филологических наук (диссертация по древнерусской литературе) (1941). Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Октябрьской Революции, дважды награждён орденом Трудового Красного Знамени, награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды. Член Союза писателей СССР (1939).
Памятник Матусовскому установлен в Луганске на Красной площади возле ЛГИКИ.
Сочинения
Поэзия
- Луганчане: Книга стихов и прозы. М., 1939
- Моя родословная. М., 1940
- Фронт: Книга стихов. М., 1942
- Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине. Ашхабад, 1943
- Когда шумит Ильмень-озеро: Стихи. М., 1944
- Стихи. М., 1946
- Слушая Москву: Стихи. М., 1948
- Улица мира: Стихи. М., 1951
- Всё, что мне дорого: Стихи и песни. М., 1957
- Стихи остаются в строю. М.. 1958
- Подмосковные вечера: Стихи и песни. М., 1960
- Как поживаешь, Земля: Книга стиха и песен. М., 1963
- Не забывай: Песни. М., 1964
- Тень человека: Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях. М., 1968
- Это было недавно, это было давно: Стихи. М., 1970
- Суть: Стихи и поэмы. М., 1979
- Избранные произведения: В 2 томах М., 1982
- Семейный альбом. М., 1983
Популярные песни на стихи М. Матусовского
- «А туман на луга ложится» (муз. В. Баснера) — исп. Эдуард Хиль
- «Ах, какие сегодня зарницы» (муз. В. Баснера) — исп. Эдуард Хиль
- «Баллада о солдате» (Муз. В. Соловьёва-Седого) — исп. Сергей Захаров, Эдуард Хиль
- «Баллада о фронтовом кинооператоре» (муз. В. Баснера) — исп. Герман Орлов
- «Белой акации гроздья душистые» (муз. В. Баснера) из к/ф «Дни Турбиных» — исп. Людмила Сенчина
- «Берёзовый сок» (муз. В. Баснера) — исп. Леонид Борткевич (ВИА «Песняры»)
- «Была судьба» (муз. В. Баснера) — исп. Галина Ковалёва, Эдуард Хиль, Любовь Исаева
- «В дни войны» (муз. А. Петрова) из к/ф «Батальоны просят огня» — исп. Николай Караченцов
- «В этот праздничный час» (муз. И. Дунаевского) — исп. Любовь Казарновская
- «Вернулся я на Родину» (муз. М. Фрадкина) — исп. Юрий Богатиков
- «Вечер вальса» (муз. И. Дунаевского) — исп. Георгий Виноградов
- «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского) — исп. Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова
- «Вологда» (муз. Б. Мокроусова) — исп. Анатолий Кашепаров (ВИА «Песняры»), Владимир Нечаев
- «Грузовичок — фронтовичок» (муз. В. Баснера) — исп. Лев Барашков
- «Дорожная песенка» (муз. В. Баснера) — исп. Эдуард Хиль
- «И только потому мы победим» (муз. В. Баснера) — исп. Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль
- «Идёт влюблённый человек» (муз. О. Фельцмана) — исп. Георг Отс
- «Идёт рабочий класс» (муз. В. Баснера) — исп. Академический Большой хор Гостелерадио
- Из к/ф Испытание верности (Муз. И. Дунаевского)
- «Как, скажи, тебя зовут» (муз. В. Баснера) — исп. Эдуард Хиль
- «Крейсер „Аврора“» (Муз. В. Шаинского) из м/ф «Аврора»(реж. Р.Качанов) — исп. Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова
- «Крестики — нолики» (муз. В. Баснера) — исп. Таисия Калинченко и Эдуард Хиль
- «Летите, голуби, летите…» (Муз. И. Дунаевского) — исп. Большой Детский хор Гостелерадио
- «Лодочка» (муз. Т. Хренникова) — исп. Валентина Толкунова
- «Махнём не глядя» (муз. В. Баснера) — исп. Виталий Копылов
- «Мне вспомнились снова» (муз. В. Баснера) — исп. Павел Кравецкий
- «Московские окна» (муз. Т. Хренникова) — исп. Иосиф Кобзон
- «Моя родимая земля» (муз. В. Баснера) — исп. Павел Кравецкий
- «Мы дети военной поры» (муз. В. Баснера) — исп. Детский хор Ленинградского Радио и ТВ
- «На безымянной высоте» (на музыку Вениамина Баснера) из к/ф «Тишина» (реж. В. Басов) — исп. Юрий Гуляев, Лев Барашков, Юрий Богатиков
- «Не ищите ландышей в месяце апреле» (муз. В. Баснера) — исп. Людмила Сенчина
- «Незабытая песня» (муз. М. Блантера) — исп. Юрий Гуляев, Алибек Днишев
- «Ночь за стеной» (муз. В. Баснера) из к/ф «Возвращение к жизни»
- «Ну почему ко мне ты равнодушна» (муз. В. Шаинского) из к/ф «И снова Анискин» — исп. Андрей Миронов
- «О „Шарике“ родном» (муз. С. Каца) — исп. Виктор Селиванов
- «Один на один» (муз. В. Баснера) из к/ф «3 % риска» — исп. Александр Хочинский
- «Песня о гудке» (муз. Э. Колмановского)
- «Песня о дружбе» или «Верные друзья» Из к/ф «Верные друзья» (реж. М.Калатозов, муз. Т. Хренникова) — исп. Муслим Магомаев
- «Пилот не может не летать» (муз. В. Баснера) — исп. Эдуард Хиль
- «Пишите нам, подружки» (муз. И. Дунаевского) — исп. М. Киселёв
- «Пограничная застава» (муз. В. Баснера) — исп. Эдуард Хиль
- «Подмосковные вечера» (на музыку Василия Соловьёва-Седого) — исп. Владимир Трошин
- «Позывные» (муз. В. Шаинскиз к/ф «И снова Анискин» — исп. Иосиф Кобзон
- «Поле Куликово» (муз. Т. Хренникова) — исп. Иосиф Кобзон
- «Поручение» (муз. И. Дунаевского)
- «Прощайте, голуби» (муз. М. Фрадкина) — исп. В. Толкунова и группа БДХ Гостелерадио
- «Романс Лапина» или «Что так сердце растревожено» (муз. Т. Хренникова) — исп. Муслим Магомаев
- «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера) из к/ф «Щит и меч» (реж. В. Басов) — исп. Марк Бернес
- «Сиреневый туман» (муз. Я. Сашина) — исп. Владимир Маркин
- «Скворцы прилетели» (Муз. И. Дунаевского)
- «Солдат — всегда солдат» (муз. В. Соловьёва-Седого) — исп. Краснознамённый ансамбль им. Александрова
- «Старый клён» (муз. А. Пахмутовой) из к/ф «Девчата» — исп. Алла Абдалова и Лев Лещенко
- «Та река, где ты родился» (муз. В. Баснера) — исп. Людмила Сенчина и Эдуард Хиль
- «Танго» или «Есть у тебя талант» (муз. В. Баснера) — исп. Андрей Миронов
- «Ты и я» (муз. В. Баснера) — исп. Валентина Толкунова и Леонид Серебренников
- «Хорошие девчата» (муз. А. Пахмутовой) из к/ф «Девчата»
- «Чёрное море моё» («…Самое синее в мире, Чёрное море моё…») (муз. О. Фельцмана) — исп. Георг Отс
- «Школьный вальс» («Давно, друзья весёлые, простились мы со школою…») (муз. И. Дунаевского) — исп. В. Бунчиков, М. Пахоменко
- «Это было недавно» (муз. В. Баснер) — исп. Олег Анофриев
Прекрасный дуэт поэта и композитора! Почти все песни знаю. Но самая любимая - "Белой акации гроздья душистые". Пою ее часто и аккомпанирую себе на гитаре. Жаль, что в "современных" песнях порой нет ни красивой мелодии, ни настоящей поэзии, а просто слова, а не стихи!
Не знаю почему, но мне лично дореволюционный романс "Белой акации гроздья душистые" очень напоминает прекрасный романс "Утро туманное, утро седое", слова Ивана Сергеевича Тургенева, музыка Абаза( с именем композитора неясность, пишут то А., то В., то Ю., даже спорят - мужчина это или женщина).
Да, если бы не Россия, не Европа, то эти талантливые евреи так бы и прозябали бездарно в своей Палестине.