Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Опыт пророчества

Опыт пророчества

Дмитрий Сахаров
Дмитрий Сахаров
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Несколько месяцев назад обсуждали мы с друзьями ситуацию, складывающуюся с участием масс-медиа во взаимоотношениях Церкви и общества, и впал я в грех уныния. Пребывая в тоске, наткнулся на давно не виденного друга, который за полтора дня до этого превратился из Коли в диакона Николая. Свежерукоположенные, как известно, в первые дни ходят в сугубой благодати, и не ходят даже, а летают на крыльях. И вот я на крылатого дьякона Колю начинаю выплескивать свою медийно-навеянную тоску, а он, весь такой благодатный, возвещает: «Отец Димитрий! Слушай попсу!!! Она расслабляет мозг, как доширак – кишечник!».

Аж легче стало. На некоторое время. Видимо, отец Николай поделился со мной своей крылатой благодатью. Однако выполнить его благословение для меня, к сожалению, нереально: не умею я слушать попсу. Пришлось искать другой вариант борьбы с тоской… например, сублимировать ее в некий аналитический текст, и чтобы была эта аналитика с обязательной попыткой заглянуть в светлое будущее. Почти что опыт пророчества. Оптимистического, разумеется – надо же тоску победить.

Вот, собственно.

Видится мне, что главная проблема – в расхождении нашего представления о «православном народе» с реальным процентом членов Церкви в этом самом народе. А эта проблема порождена тем, что мы всех крестим и всех отпеваем. Всех – вне зависимости от их реального отношения к духовной жизни. Ни древней Церкви, ни большинству современных протестантских общин, ни тем православным епархиям, которые находятся в странах с инорелигиозным абсолютным большинством, никогда не были нужны гоголевские мёртвые души. Вася участвует в еженедельных молитвенных собраниях баптистов, постоянно читает Писание, старается по мере сил жить в соответствии с тем, что он там читает – Вася баптист. Нету Васи на собраниях невесть сколько, либо он в пьянке беспросветной – Вася не баптист, даже если баптисты его и крестили когда-то. А у нас вера в «80% православных» разве что еще только в догмат не возведена официально.

Посчитаем тех, кто хотя бы не реже раза в месяц бывает в храме, и сколько-то раз в год причащается. Выкидываем из этого числа тех, кто заодно верит в переселение душ, чистит карму, «отливает испуг» у бабок. Потом тех, кто напрочь игнорирует Великий пост, пост в среду и пятницу (см. 69 апостольское правило). Потом тех, кто сожительствует с кем попало и не переживает по этому поводу. И напоследок можно еще и тех, кто Новый Завет не открывал ни разу в жизни – не по причине неграмотности, а типа незачем. Не ставим задачу их заклеймить: они, может быть, все хорошие люди, и несомненно, что Бог их любит. Он всех любит. Но речь не о том.

У Церкви есть неизменные критерии, определяющие, кто является земным ее членом, кто нет. Основа этих критериев – определение Церкви как Тела Христова, и это не метафорический образ, а указание на Евхаристию как на главную составляющую смысла существования Церкви. Соответственно, членами Церкви являются только участники Евхаристии – за исключением тех, кто допущен к ней по недосмотру. (Отшельников вроде Марии Египетской, живших годами без причастия, но в непрестанной молитве, мы сейчас обсуждать не будем, это совершенно отдельная тема, поскольку речь идет о тех, кто ни разу не отшельники. Еще бесспорно, что среди тех, кто по внешним критериям может считаться членом Церкви, многие, причащаясь в осуждение, не принадлежат к Церкви Небесной, и наоборот – кого-то, наверное, Господь соединяет с Собой иначе, нежели через таинства земной церкви, но я сейчас пытаюсь говорить не в русле неведомого нам Божиего суда, а в русле социологии).

Так вот, если исходить из критериев самой Церкви, из населения, скажем, Средней полосы России членами Церкви реально является, по самым наивно-оптимистичным оценкам, процента три-четыре, а по скептическим ­– не больше процента. Попробуем выбрать золотую середину между оптимистами и скептиками – и согласимся на двух процентах.

Все мы помним слова Илариона Троицкого о том, что христианства нет без Церкви, но надо ж еще насочинять обтекаемых формулировок типа «те, кто ассоциирует свой духовный путь с православием», чтобы оправдать этот чудовищный разрыв между реальным количеством членов Церкви и процентом так называемых «православных».

Рождественские чтения, всякие там народные соборы, церковно-общественные конференции – Торжество Православия в отдельно взятом зале. Ощущения потрясающие, сам не раз испытывал. Особенно когда это Кремлевский дворец съездов. Послание от Президента, в президиуме министры и полпреды вперемешку с архиереями; радостно-взволнованная благочестивая интеллигенция, съехавшись со всех концов страны, заполнила зал. И все мы вместе, Церковь, народ и власть. Особенно восхитительно, что власть. Столько прекрасных слов о традиционных ценностях и их непреходящем значении, о взаимодействии ради всеобщего блага, о всемерной поддержке разумного, доброго, вечного. Вот она, Святая Русь в полноте своего бытия.

В этом зале даже в голову не придет, что реальное количество прихожан храмов – два процента населения. Какая разница, сколько там процентов, когда мы собрались в Кремле, и нам сам Президент хорошие слова велел передать. И уезжаем оттуда в уверенности, что живем мы в православной стране, что если и остались в ней те, кто не с нами – то еще чуть-чуть, и с помощью всеобщего преподавания ОПК и прочих ожидаемых нами бонусов от власти это недоразумение будет преодолено.

Хорошо бы только уяснить для себя – с чем связан режим благоприятствования для Церкви в государстве, созданный еще в то время, когда легенда о «православном большинстве» не успела сложиться. С личным обращением к вере представителей власти всех уровней? Может быть, и так, но хорошо бы уточнить одну важную деталь: какая именно эта вера.

Из среднестатистических высказываний политиков и чиновников про традиции и устои, и про «надо, чтобы народ во что-то верил, а иначе будет хаос», очевидно: вера эта ближе всего, пожалуй, к конфуцианству. Кун Цзы не говорил о Творце или бессмертии души, религиозные чувства населения имели в его глазах единственный смысл: соблюдение религиозных традиций является одной из составляющих порядка в государстве. А существуют ли какие-то силы, являющиеся объектом этих религиозных чувств – это вопрос праздный.

Поэтому конфликт между фундаменталистами и антиклерикалами основан на одинаковом с двух сторон непонимании ситуации. Те и другие приписывают Церкви господствующую роль в формировании государственной идеологии, только одни считают, что это хорошо, другие – что это плохо. Власть, на самом-то деле конфуцианствующая, не хочет разочаровывать первых, поэтому всё больше нервничают вторые.

Нам очень больно было бы признать, что в результате двадцати пяти лет отсутствия гонений на веру в нашей стране прихожане храмов составляют только лишь 2% населения – при том, что интерес к православию в первые посткоммунистические годы был колоссальный.

Придется думать о причинах этого провала. От этих неприятных мыслей проще спрятаться в ощущение Торжества Православия, вынесенное из Кремлевского дворца. Такая самоуспокоенность вредна вот чем. Каждый может у себя дома, где все свои, расслабиться и вести себя, как ему хочется. Если среди «всех своих» случайно оказался кто-то не свой и ему что-то не нравится – его проблемы. Вот и ведем себя, православные, в православной стране – где все свои – не напрягаясь. Даже если что-то не так – все ж свои, простят. Да, наши родные 2% вздохнут и простят. Проблема в том, что мы два перепутали с восьмьюдесятью.

Остальные 78 из 80 – разные. Среди них есть и те, кто стоит на церковном пороге, и до воцерковления им остается шаг. Есть атеисты либо агностики, сознающие некую собственную причастность к культурной традиции, объединяющей Андрея Рублева, Достоевского и Ахматову. Есть люди религиозно индифферентные, но нуждающиеся в бюро культовых услуг для определенных случаев жизни. Всех их в свете нашей постановки вопроса объединяет одно: отсутствие гарантированно устойчивого отношения к православной Церкви. Потому что они – это они, а Церковь – это Церковь, и это разделение правильно как с позиции самоопределения каждого человека, так и с точки зрения церковных канонов. И на их отношение к Церкви могут влиять те или иные факторы. Что, собственно, сейчас активно и происходит.

Не хочу здесь гадать, были ли кем-то инспирированы волны эмоций в теме взаимоотношений Церкви и общества в текущем году. По большому счету, не так уж это и важно. Однако не вызывает сомнений, что так называемые политтехнологи внимательно присматриваются к этим волнам. Власть мира сего по определению не должна быть озабочена проблемой посмертной участи населения, святые благоверные цари – исключение, на которое в наше время уповать не стоит.

Поэтому заботой политтехнологов не может быть борьба за христианское спасение душ. Их задача – выработать оптимальный вариант использования православия в рамках конфуцианских принципов. Сделан ли вывод уже, или он пока формируется – вывод, что слишком большую ставку на православие в наше время делать не стоит… в любом случае, события текущего года именно в этом направлении и подталкивают.

Православная карта перестает быть козырной в политических играх. Исходя из этого, наиболее вероятное изменение роли православия в государстве и обществе на грядущее время можно определить одним словом: маргинализация.

Грядущее, но вряд ли буквально ближайшее время. И не будет резких изменений, все будет происходить мирно и постепенно. Все чаще звучащие высказывания про 17-й год далеки от реальности. Революция в нынешних условиях невозможна, а от власти не будет откровенных гонений. Если власть начнет недвусмысленно давить Церковь, симпатии общества отплеснутся к Церкви, но это было бы слишком хорошо.

Когда-нибудь дойдет, скорее всего, до снисходительно-ироничного закручивания гаек в стиле императора Юлиана, которого христиане назвали Отступником. Активная часть общества, к тому времени окончательно раздраженная в адрес Церкви, будет облегченно выдыхать; равнодушным будет, как всегда, поровну. Изменения будут происходить настолько постепенно, что мы даже не будем этого замечать (на официальном уровне), и будем продолжать благодарить власть за поддержку и поддакивать ее рассуждениям о традиционных ценностях.

А теперь главное: я не считаю, что маргинализация православия – это плохо. Со мной не согласятся те, кто предпочитает расслаблять мозг православной попсой про третий Рим. Но Господь посылал апостолов как агнцев посреди волков, и предупреждал, что в мире мы будем иметь скорбь. Он сказал, что Евангелие должно быть проповедано всем народам, но не сказал, что оно должно быть инструментом в руках власти мира сего. И, может быть, при более стесненном положении Церкви в государстве и в обществе «земная составляющая» Церкви, не так вольно ощущая себя у себя дома, сможет качественно измениться в лучшую сторону. И если это произойдет, легче будет сделать шаг тем, кто стоит на пороге воцерковления. В особенности легче станет тем, кого сейчас отталкивают от Церкви связанные с ней явления политического характера. И, может быть, мы поймем, что надо больше заниматься проповедью, а не почивать в «православной стране» на всём готовом. И тогда – вот она, оптимистическая мечта – может быть, количество членов Церкви в России вырастет еще на процент от населения. Или даже на два. Ведь это была бы огромная победа – если бы наше число умножилось в полтора-два раза.

Может, ради этого Господь и попустил бурлить всем этим волнам…

Протоиерей Димитрий Струев

http://www.pravmir.ru/opyt-prorochestva/

Материалы по теме
Мнение
24 июля
Михаил Красулин
Михаил Красулин
Каков сейчас реальный скелет государства
Мнение
26 августа
Кирилл Успенский
Кирилл Успенский
Путешествие на Колыму
Комментарии (19)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
у Сыктывкарской епархии
6 сен 2012 09:59

свои цифры:
К Государственному Совету Республики Коми:
1. Рассмотреть возможность принятия Закона РК «О социальной рекламе».
к Министерству образования РК :
1. Обратить внимание на неоднозначное отношение жителей региона к преподаванию курса ОРКСЭ, при введении которого не учтены интересы большинства граждан, проживающих на территории Республики Коми. Исключить административное давление при выборе модуля курса ОРКСЭ (согласно проведенному мониторингу 97, 5 % населения составляют православные народы).
- заявлено в марте 2012г на конференции.

"согласно проведенному мониторингу" - интересно,а когда епархия провела мониторинг?
Скорее всего - это дутые цифры,им так захотелось - выдать число "православных" НА ГОРА.

Бывший Земляк "Б.З"
6 сен 2012 10:04

" И, может быть, мы поймем, что надо больше заниматься проповедью, а не почивать в «православной стране» на всём готовом."

проповедью - своим примером христианства,жизнью по заповедям Христа.
"Вы - соль земли...Вы - свет миру..."- говорит Господь.
и добавляет: "чтобы люди видя свет ваш,прославляли Имя Отца вашего Небесного"

Тролль - БЗ
6 сен 2012 10:36

Как ловко у тебя получается посты строчить.)))))))

завидуешь?
6 сен 2012 10:40

.

Тролль -БЗ
6 сен 2012 10:45

Что ты, какая зависть! Тут момент один, показать что ты за птица! Птица - БЗговорун, стоит целого зоопарка! ))))

уже с утра
6 сен 2012 10:47

уйня из тебя прет. Налей ка лучше себе коктейля из чудо очка своего и получай удовольствие.

Тролль - БЗ
6 сен 2012 10:49

Не злись падла! Грех это! )))))))

дык ты без подсказки
6 сен 2012 10:51

уже сглотнул коктельчика.

вот как надо проповедовать
6 сен 2012 10:57

http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2012/09/05/1738692

только тетки "не православные" оказались,пришлось попу для убедительности применить силу - до травмпункта.

проповедь
6 сен 2012 11:02

http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2012/08/15/1737067

этот поп
6 сен 2012 23:38

заявил что он не виноват в дтп. Это просто болезнь у некоторых попов - не признавать себя виноватым,и врать в глаза. Горе вам фарисеи лицемеры:
"Змии,порождения ехидны! как убежите вы от осуждения в геенну?" (Мф.23:33)

лукавый поп
6 сен 2012 23:47

http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=www.rbcdaily.ru/2012/09/06/society/562949984664823

неплохие доходы у монаха
6 сен 2012 11:03

http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2012/08/17/1737245

если у монаха такой доход
6 сен 2012 11:10

то архиерей - олигарх.
Но проповеди у них об аскезе. Аскезе для всех,но не для себя.

из Евангелия :
6 сен 2012 12:44

"не можете служит Богу и маммоне" - Иисус Христос,фарисеи смеялись над Ним,потому что были сребролюбивы.

этот буйный поп:
7 сен 2012 10:51

http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2012/09/05/1738692

заявил в епархии,что в него вселился бес,видимо считая что это отмажет его от светского суда(он же сказал: "мне ничего не будет"). Епархия объявит попа психически нездоровым и отправит его в монастырь не на долго.

нарукополагают бесов
7 сен 2012 14:13

а они потом,напялив рясы,бьют женщин.

уважуха
16 сен 2012 22:06

Протоиерей Струев написал очень жестко, но очень объективно. Честный человек и анализ объективный. Мало верующих людей, мыслящих здраво. Струев один из них.

БА
29 янв 2013 18:05

Дмитрий Сахаров. Род занятий мудист.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме