В последнее время выборы мэров крупных городов, а особенно областных центров, вызывают ажиотаж не меньше, чем будущие губернаторские. Надеюсь, никто не забыл, что право самим выбирать глав регионов возвращается к нам этой осенью?
Вот свеженький пример. На досрочных выборах мэра Омска победил кандидат от «Единой России» Вячеслав Двораковский - почти 50% проголосовавших. Губернатор Виктор Назаров подчеркнул, что «с сегодняшнего дня, я уверен, начнётся новый этап в развитии Омска» (как будто до этого городом правил какой-нибудь либерал или коммунист – удивление автора Итогов). Эксперты отмечают выверенную линию поведения Назарова во время предвыборной кампании. По мнению политолога Сергея Старовойтова, новый губернатор сумел не допустить протестных проявлений и «правильно выстроил коммуникацию со всеми кандидатами». Политолог Инна Ветренко считает, что Назаров и Двораковский смогут работать совместно в интересах региона и города. Правда, не ангажированные властью политологи больше склонны рассуждать о навязанной сверху вертикали власти, да кто их слушает…
В голосовании принимал участие глава региона Виктор Назаров. Вместе с женой и пятилетним сыном он посетил избирательный участок по месту жительства, расположенный в здании гимназии. Вот как видит губернатор будущее областной столицы: «Жители Омска должны понимать, что областью называются не только сельские районы, это и сам город. Я голосовал за единство, за объединение города и области, чтобы мы могли гордиться тем, что мы – омичи».
Политолог Сергей Старовойтов отметил в интервью «Клубу Регионов»: «Прошедшие выборы мэра - это первая проверка нового губернатора на прочность, потому что инаугурация губернатора состоялась 30 мая, а выборы мэра - буквально через две недели. Понятно, что задача была удержать политическую ситуацию, не допустить каких-то социальных протестных проявлений, правильно выстроить коммуникацию со всеми кандидатами и, естественно, с фаворитом избирательной кампании. Потому что в такой переломный момент, когда происходит смена власти, теоретически возможны любые ситуации. В данной ситуации проверку на политическую состоятельность Назаров прошел. Теперь вопрос в том, как он выстроит коммуникацию с победившим кандидатом Двораковским. Второй момент - удастся ли Назарову и Двораковскому уйти от традиционного противостояния мэра города и главы региона, и подать пример политическим элитам, как можно конструктивно взаимодействовать на уровне «глава региона и мэр областного центра».
По мнению доцента кафедры политологии Омского госуниверситета, доктора политических наук Инны Ветренко, нет никаких предпосылок для повторения конфликта, который был перманентным между бывшим руководством региона и областного центра. Для тех, кто не в курсе - информационная война бывшего губернатора Леонида Полежаева с экс-мэром Омска Виктором Шрейдером закончилась уходом градоначальника в Госдуму (архангелогородцы помнят, что в аналогичной ситуации, сложившейся в их городе без малого пять лет назад, беспартийный мэр Архангельска Александр Донской ушёл не на Охотный ряд, а прямиком на нары местного СИЗО) . «Я думаю, что Двораковский найдет общий язык с Назаровым. Во время предвыборной кампании он искал его поддержки и добился ее (подозреваю, сделать это было не очень сложно – опять автор). Когда был процесс противостояния между областной и городской администрацией, я считала, что это процесс субъективный. Полежаев персонально конфликтовал со всеми нашими мэрами, поэтому здесь не было какой-то системности. Между Назаровым и Двораковским такого, надеюсь, не будет, и город и регион будут развиваться нормально», - сказала Ветренко в интервью «Клубу Регионов». Также эксперт отметила слабую организацию избирательных кампаний конкурентов Двораковского.
На втором месте по итогам голосования кандидат от КПРФ Виктор Жарков (28,97%). Третий результат у Ирины Овериной, представителя «Справедливой России» (6,4%). Остальные кандидаты набрали менее 3%. Всего на пост мэра претендовало семь человек. Явка избирателей составила чуть менее 17%.
Именно эта цифра чаще всего фигурировала в новостных выпусках, став своеобразным антирекордом по Сибирскому региону. Горожане откровенно пренебрегли своим избирательным правом, отдав предпочтение шашлыкам, футболу и «отдыху» на грядках, что стало своеобразным ответом на предсказуемость результатов выборов. Впрочем, здесь кроется своя системная ошибка – чем ниже явка, тем выше шансы кандидата от власти. Ну, а сама ЕР давно привыкла к обвинениям в нелегитимности…
Действительно, главной интригой омских выборов стала не личность победившего кандидата, (чего в ней, собственно, такого неожиданного?), а явка. Данные выборы претендуют на рекорд по самой низкой активности избирателей. Она оказалась на 26% ниже по сравнению с прошлыми выборами мэра этого города.
Расклад был такой. Бывший мэр города Виктор Шрейдер ушёл в отставку досрочно – 4 декабря 2011 года он был избран депутатом Госдумы, градоначальника донельзя достали разборки с областным руководством, на что отнюдь неблагосклонно посматривали из ЦК их общей партии. Изначально бороться за пост мэра собирались 17 человек, однако допущено к выборам оказалось только 7 кандидатов: от «Единой России» – Вячеслав Двораковский, от КПРФ – Виктор Жарков, от ЛДПР – Ян Зелинский, от «Справедливой России» – Ирина Оверина, а также бывший вице-губернатор Омской области Александр Коротков из «Яблока» и два самовыдвиженца – директор компании «Микроклиматсервис» Игорь Антропов и безработный Сергей Масленников. Ещё в предвыборной гонке за пост градоначальника фигурировал известный на местном уровне блогер Илья Варламов, однако его избирательная кампания завершилась на этапе сбора подписей. Несостоявшийся кандидат резонно посчитал, что собрать необходимые 10 тыс. подписей горожан у него никак не получится.
Начало дня голосования уже не предвещало ничего хорошего. На 14:00 проголосовать за мэра пришло около 10% жителей Омска, Горизбирком же прогнозировал, что из 900 тыс. избирателей проголосуют порядка 30%. «Самый большой парадокс и самая главная и единственная интрига – это итоговая явка избирателей, – комментировал происходящее наблюдатель от «Демократического выбора» . – Побывав на многочисленных избирательных участках, могу сказать, что голосовали очень вяло, к пяти часам вечера явка все ещё была на уровне 10%. На избирательных участках ожидали, конечно, наплыва людей к вечеру, но, на мой взгляд, ситуация кардинальным образом уже не могла измениться».
По свидетельству очевидцев, нарушений было довольно мало, но это не говорит о том, что их не было вовсе. Например, на некоторых участках забыли снять агитационные плакаты, время от времени поступали сообщения о «каруселях» с автобусами, на определенных участках видели, как люди голосовали по два раза, но зафиксировать подобные нарушения наблюдателям не удалось. Самым резонансным нарушением стала смс-рассылка от имени кандидата Масленникова. «Самовыдвиженец Сергей Масленников якобы отправил смс-ки всем жителям Омска с текстом о том, чтобы они шли на участки и голосовали за него, – рассказывает представитель «Демвыбора». – На эту агитацию написали жалобу, и теперь следственным органам придётся разбираться, кто это организовал, была ли это провокация или же кандидат сам организовал эту рассылку. Ещё на многих избирательных участках в списках избирателей были отмечены граждане до 30 лет, напротив их фамилий стояли галочки. Как объяснили представители УИКов, это делалось для некоего отчета, какой-то статистики перед ТИКом, что довольно странно».
Омские выборы во многом показательны. Несмотря на недавнюю волну маршей недовольных нечестными выборами, прокатившуюся по многим регионам, похоже, на этот раз наметилась новая тенденция – низкая явка избирателей. Например, в миллионнике- Красноярске, где выборы мэра состоялись 10 июня, проголосовало всего 153,3 тыс. человек, что составляет 21,3% от общего числа избирателей. В итоге победил единоросс Эдхам Акбулатов, до этого исполнявший обязанности мэра города и получивший 69,4% голосов избирателей.
Сегодня в регионах происходит сильное разочарование российской политикой вообще. Даже рейтинг оппозиции упал с марта на 9%, то есть, нагнетание активности сменилось апатией, депрессией. Такое развитие событий в принципе выгодно верхам: чем ниже явка, тем больше приходит пенсионеров, которые настроены более лояльно по отношению к нынешней власти. Но в целом это социально-опасная ситуация, потому что никто не знает, с каким настроем эти люди когда-нибудь вернутся в политику, снова почувствуют себя гражданами страны. Возможно, что не с самым мирным…
Ещё один показатель, отнюдь не радостный для правящей партии: в декабре 2011 года на выборах в Госдуму «Единая Россия» не смогла дотянуть по Омску до 30% голосов и проиграла коммунистам. При этом на декабрьских выборах в областной парламент коммунисты показали один из лучших результатов по стране - 26,1% - и всего несколько процентов уступили партии власти на мартовских выборах в горсовет Омска. Именно низкий результат на парламентских выборах стал одним из главных мотивов для отставки губернатора Леонида Полежаева, до этого управлявшего областью более 20 лет. Омский же мэр Шрейдер решил для себя не ждать от родной партии «оргвыводов», тем более что он шёл на выборах 4 декабря по городу «паровозом». Настало время смены элит…
Действительно, налицо смена приевшихся трендов. Единоросс Двораковский, до этого руководивший городом из кабинета председателя Горсовета, для победы не пожалел ни средств (по некоторым данным – около 20 млн. рублей), ни политтехнологических ухищрений. Самой неожиданной стала замена медведя - вечного символа «Единой России» на солнце, а также непривычные для партии власти оранжево-желтые цвета, к тому же вызывающие ненужные ассоциации с «померанчивыми революциями». Но господин Двораковский ничего необычного в этом не видит. Мало того, делает почти шокирующее заявление: «Я дистанцировался от партии, потому что обнаружил непоследовательность в ее действиях. Мы заявляем об успехах, прогрессе, но никто не анализировал, так ли это на самом деле. С другой стороны, бюджетное обеспечение на душу населения в миллионном городе - 12 тыс. руб. И по трезвому, прагматичному расчету только через «Единую Россию», как правящую партию, возможно эту ситуацию изменить». И добавляет, что для благополучия омичей готов на многое: «Давала бы партия дьявола возможность наполнить бюджет, я бы в неё вступил».
Короче, к власти в Омске пришёл в меру циничный прагматик, что само по себе и неплохо – меньше слов, больше дело. Однако народ или не услышал сенсационные заявления кандидата в градоначальники, или ему, народу, стало всё глубоко по… вам по пояс будет. Последнее печаль, ибо после глубокой апатии, как правило, следует социальный взрыв большой разрушительной силы.
Впрочем, может статься, что Россию опять пронесёт. Будем надеяться…
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.