Старая армейская поговорка гласит – «кто служил, тот в цирке не смеётся». В сегодняшнем варианте это вполне применимо к Южной Осетии, такой клоунады с выборами, что произошла в Цхинвале на минувшей неделе, даже я не припомню. Вот только смех этот нервный, ведь в мало кем признанной республике живёт много наших друзей, а ситуация там может кардинально измениться в любой момент, причём отнюдь не в лучшую сторону. Потому буду писать о том, что имеем на первый день зимы… Второй тур президентские выборы в Южной Осетии завершились сенсацией. Вечером понедельника ЦИК республики огласил предварительные итоги, согласно которым победу одержала оппозиционный кандидат Алла Джиоева. Оппозиционность её заключается в том, что Москва поддерживала другого кандидата, однако и это было воспринято не иначе, как крупное поражение Кремля на постсоветском пространстве - ведь президент РФ Дмитрий Медведев замолвил слово за главу МЧС ЮО Анатолия Бибилова. Впрочем, Верховный суд Южной Осетии запретил оглашение итогов до рассмотрения всех жалоб. В результате республика оказалась на грани серьезного противостояния.
Сразу после окончания голосования в штабах обоих кандидатов стали демонстративно праздновать победу. Штаб Анатолия Бибилова апеллировал к результатам exit poll, которые были обнародованы после 20 часов воскресенья и предрекали ему уверенную победу, а соратники Аллы Джиоевой просто утверждали, что она «существенно выигрывает». Наблюдатели из РФ и некоторых других стран заявили, что нарушений практически не было, и отметили «прозрачность» голосования. Запомним эти слова, они ещё пригодятся…
Около полуночи глава ЦИКа Белла Плиева огласила первые итоги - лидировала Алла Джиоева с отрывом в 3 тыс. голосов. Учитывая, что всего в республике проголосовало 26 тыс. избирателей, а в первом туре разница между кандидатами измерялась парой десятков голосов, разрыв был внушительным. К утру он еще более увеличился.
Пока считали голоса, на главной площади Цхинвала проводили митинг сторонники Анатолия Бибилова - размахивая флагами, они поздравляли друг друга с победой. В течение всей предвыборной кампании представители власти пугали народ тем, что если площадь займут сторонники Аллы Джиоевой, то в Южной Осетии может повториться «египетский вариант».
Оглашение итогов было объявлено на девять утра, но к этому часу глава ЦИКа в пресс-центр не пришла. В штабе Аллы Джиоевой заявили, что на госпожу Плиеву оказывается «беспрецедентное давление на восьмом этаже» - там находится администрация президента. Вместо госпожи Плиевой появился глава Верховного суда Ацамаз Биченов — он сообщил о жалобе, поступившей от партии «Единство» по факту «подкупа и агитации избирателей на участках». «До окончания расследования я запрещаю оглашать какие-либо результаты», - объявил судья. Сторонники госпожи Джиоевой прокричали в ответ: «Началось!», «Позор!» и т.д.
Тут стоит вспомнить, что за несколько дней до второго тура из ЦИК республики поступили жалобы на то, что на них оказывается давление от сторонников одного из кандидатов – мол, на это раз посчитайте «правильно», чтобы без вопросов. По моим данным, об этом беспокоились, как раз, в штабе Бибилова, Джиоева чувствовала себя более уверенно.
Вскоре в пресс-центре ЦИКа появилась сама Алла Джиоева, назвавшая судью Биченова «символом беззакония», а результат выборов – «приговором общества эпохе, которая должна кануть в Лету». Кандидат заявила, что выиграла выборы, набрав 16 454 голоса, а ее оппонент - только 10 972, и обратилась к господину Бибилову с просьбой «достойно признать свое поражение». Что примечательно, в первые часы сам главный республиканский спасатель был не против это сделать, лишь бы не дестабилизировать обстановку. Потом, видимо, накачали, как свои, так и московские.
Единственным выходом из взрывоопасной ситуации победивший кандидат назвала объявление итогов выборов. «В противном случае я не могу гарантировать, что события не будут развиваться по совершенно нежелательным ни для нас, ни для РФ сценариям», - предупредила Алла Джиоева.
Анатолий Бибилов, до того не появлявшийся на публике, в середине дня скупо сообщил штурмовавшим его штаб репортерам, что «в день голосования практически на всех участках на избирателей оказывалось давление, их подкупали, открыто агитировали», и что подкупили даже членов ЦИКа.
К вечеру у штаба Аллы Джиоевой собралось, по разным данным, от нескольких сотен до 2 тыс. человек. Кандидат обратилась в телеэфире к согражданам как «без пяти минут президент» и призвала силовые структуры не идти против народа.
Местные чиновники так объясняют, почему победа Аллы Джиоевой пугает власть: «Это может осложнить обстановку в республике. И дело не в ней лично, а в людях, которые стоят за ней. Дзамболат Тедеев ненавидит нашего президента (Дзамболат и Ибрагим Тедеевы в 2001 году привели Эдуарда Кокойты к власти, а потом были выдавлены из республики; в 2008 году Ибрагим Тедеев был убит во Владикавказе), и если этот человек получит власть, мы будем свидетелями сведения счетов групп и кланов. А нам это не нужно. Нам надо дома строить, а не пускать кровь». Сам же Дзамболат Тедеев за месяц до выборов заверял российских журналистов, что не испытывает личной неприязни к президенту Кокойты и не намерен выяснять с ним отношения.
Местные чиновники так объясняют, почему победа Аллы Джиоевой пугает власть: «Это может осложнить обстановку в республике. И дело не в ней лично, а в людях, которые стоят за ней. Дзамболат Тедеев ненавидит нашего президента (Дзамболат и Ибрагим Тедеевы в 2001 году привели Эдуарда Кокойты к власти, а потом были выдавлены из республики; в 2008 году Ибрагим Тедеев был убит во Владикавказе), и если этот человек получит власть, мы будем свидетелями сведения счетов групп и кланов. А нам это не нужно. Нам надо дома строить, а не пускать кровь». Сам же Дзамболат Тедеев за месяц до выборов заверял российских журналистов, что не испытывает личной неприязни к президенту Кокойты и не намерен выяснять с ним отношения.
А вот ещё один аргумент, который приводят югоосетинские чиновники тому, что делает победу Джиоевой «неприемлемой для Южной Осетии»: «Если эта дама победит, мы покажем Москве и лично Дмитрию Анатольевичу Медведеву, что его мнение ничего для нас не значит. РФ это примет, пусть и скрепя зубами, но выводы сделает. Мы почти два года жили в условиях, когда Москва и руководство Южной Осетии не доверяли друг другу, нам не поступали деньги, республика не восстанавливалась. Неужто мы снова этого хотим?». Тут лично у меня сразу возникают ассоциации с нашими выборами, когда руководители администраций грозят российским избирателям – не проголосуете за тех, за кого надо, не видать вам денег на дороги и капремонты. А я и не заметил, что Южная Осетия вошла в состав РФ, когда только успела?..
В итоге действующая в республике власть поступила жёстко. Результаты второго тура президентских выборов были признаны недействительными в связи «с многочисленными нарушениями избирательного законодательства, допущенными со стороны штаба одного из кандидатов» (будете отгадывать с трёх раз, какого из двух?). Далее Верховный суд запретил Алле Джиоевой участвовать в повторных выборах, которые состоятся аж 25 марта, вместо допустимых по закону двух месяцев (видимо, с расчётом на то, что президенту Путину побоятся свой норов показывать).
В это же время сторонники Джиоевой танцуют победную лезгинку на главной площади Цхинвала и требуют Аллу на царство. Сама экс-министр образования уже объявила состав своего правительства, куда, кстати, вошёл российский генерал Анатолий Баранкевич. Так что непросто всё, ох, как непросто…
Так в чём же заключалась фатальная ошибка «кремлёвского кандидата» и его ближайших сторонников? Но мой взгляд, в твёрдой уверенности в том, что против мнения Москвы не попрут. Ведь независимые опросы общественного мнения перед вторым туром ясно показывали – ситуация у Бибилова не так хороша, как её кто-то хотел видеть. Надо было совершать какие-то телодвижения, а от них в республике, живущей (скажем честно) за счёт российской милости, элементарно отвыкли.
А ведь многое лежало на поверхности. Местные жители, особенно северной части республики, настаивали в непопулярности не только Бибилова, но и всего того, что обещала им ранее команда Кокойты и его преемника Бибилова. Примечательно, что в последние два дня всю Южную Осетию занесло снегом, но расчищать заносы никто не собирался и даже в день голосования на втором туре выборов президента Южной Осетии, несмотря на то, что кандидат от партии власти является главой МЧС республики, продемонстрировавшей свою беспомощность в борьбе со стихией. Уж если в такой важный день власть ленилась и бездействовала, но нет ничего удивительного в том, что осетины не усмотрели в общениях промосковского кандидата реальных программных заявлений, которые действительно смогли бы вывести большую часть республики из нищеты. Которая, скажем честно, по большей части показная, с расчётом на всё ту же российскую милость. Тем не менее, никому не хочется и следующей зимой ночевать в фанерных домиках с «буржуйками», а не в коттеджах, на которые деньги давно выделены, но «куда делись по дороге»…
В этом-то и заключается главная проблема преемственности власти. Народ, голосующий за нового президента, не отрицает своих пророссийских настроений, но устал ждать манны небесной и желает перемен не на словах, а на деле. Плюс к этому там все знают, какие объёмы средств закачивает в республику Москва, но кто и как распределяет эти потоки, по сей день является почти государственной тайной.
Мне отвратительны потуги российских пиарщиков (своих в Южной Осетии не может быть по определению, ибо такие технологии не работают там, где все родственники и соседи), пытающихся выставить Аллу Джиоеву «агентом грузинского влияния». Между тем официальный Тбилиси признаёт, что ему гораздо легче было бы иметь дело с вполне понятным и предсказуемым мчсовцем, чем с неизвестной и непонятной дамой, которую многие подозревают в животном антигрузинстве. Между прочим, в руках у Саакашвили появляется отличный козырь – именно сейчас признать независимость Южной Осетии, чей народ на деле доказал свою полную самостоятельность в принятии решений. Такая оплеуха Кремлю будет – никаких шпионов не надо. Но ведь не дотумкает…
Да и нашему руководству есть, над чем задуматься. Вдруг да в российских регионах захотят опробовать осетинский опыт голосовать не по указке и без боязни за последствия. И Путин, я уверен, это прекрасно понимает. Потому и переживаю, как Южную Осетию оставшиеся четыре месяца до новых выборов будут приводить к «общему знаменателю» - кнутом или пряником?
Хотя, опять же по уму, правильно было признать эти выборы состоявшимися и выстраивать отношения с Аллой. Тогда и мир уважительно посмотрит в нашу сторону, а заодно задумается, было бы осетинам так же хорошо и свободно под грузинским протекторатом. В Москве, в отличии от Тбилиси, это хорошо понимают. Но не сделают. Не их стиль, слишком изящно и демократично. А жаль.
А в конце честно о том, в чём заключается югоосетинское противостояние. Да проще не придумаешь – за Бибилова голосовали те, кто каким-то боком, пусть через самых дальних родственников и соседей, имеет отношение к распределению (дележу, распилу…) финансов, поступающих из Москвы. Те, кто за Джиоеву, таких возможностей не имеют, но очень хотят получить. Это Кавказ, господа!
Ну, а нашу редакцию волнует одно – лишь бы цхинвальским друзьям было тепло и здорово. В последнем слове ударение можно ставить на любой слог…
Республика Коми
...тот в цирке не смеется. За что голосовала Южная Осетия?
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Это все равно, что 3а и з-й микрорайоны Эжвинского района города Сыктывкара избрали себе Президента.
Россия - последовательный противник любых честных выборов. Если где-то кого-то уже на дух не переносят - он имеет хорошие шансы на российскую поддержку. (Мгабе, Асад, далее везде)
Это - лузерство, свойственное людям, понимающим, что сами залезли свиным рылом в калашный ряд. В таких условиях у нас не может быть качественной внешней политики, не будет и внутренней. Так что мелочь, типа Южной Осетии - симптом куда более серьезной болезни.