Вот чтоб ни у кого не было никаких иллюзий… Это ровно про то, про что вы, друзья, подумали. А кто принял на свой счет, тоже не ошибся. В минувшее воскресенье в Сахаровском центре собралась группа граждан – Борис Немцов, Виктор Шендерович, Дмитрий Быков, Ольга Романова, Евгения Альбац, еще несколько человек (в том числе ваш покорный слуга). Так вот, посидели мы пару часиков, потрепались, посмеялись, обменялись впечатлениями и ощущениями и решили послать куда подальше другую группу граждан. «На каком основании?» — спросите вы. А на том основании, что они нам осточертели. Мы больше не хотим их видеть, слышать, читать о них в газетах… Мы считаем то время, что они тут перед нами ходили гоголем, диктовали свои правила, заставляли о себе думать, писать и говорить, упущенным, губительным для страны. Которую они, кстати, еще и обобрали до нитки, до самой последней захудалой нефтяной вышки. Поэтому, кстати, для многих из них вариант просто пойти по указанному нами адресу — самый безболезненный, самый вегетарианский сценарий. Не у всех получится так легко отделаться.
У меня есть гипотеза, что это наше непреодолимое желание — послать куда подальше весьма многочисленную группу граждан — разделяют в России несколько миллионов человек. Именно поэтому мы наши чувства, наши порывы души в себе не держим, а выплескиваем наружу. На ваш, друзья, суд. Так что присоединяйтесь. По сути (по крайней мере, я так себе это представляю) мы открываем кампанию гражданского презрения. Пора начать в лицо уродам говорить, что они уроды! Это такое, поверьте, духоподъемное занятие…
Теперь про выборы. Вернее, про это постыдное, фарсовое мероприятие, которое люди, которых мы так далеко посылаем, называют «выборами». Можно, конечно, вообще игнорировать этот мерзкий балаган. Но мне представляется, что лучше все же придти. Да, сдерживая рвотные позывы (кстати, на самом избирательном участке можно уже не сдерживаться), да, очетливо осознавая, что «Единая Россия» (ПЖиВ) — это такая партия, что голосовать за нее, или против нее, одинаково противно и омерзительно. Что остальные организации, перечисленные в бюллетене, тоже не заслуживают нашего с вами сочувствия или даже внимания. Просто потому, что все они ничтожны, их активисты давно и щедро прикормлены Кремлем, их лидеры — хоть правые, хоть левые — привыкли жить, заглядывая в глаза хозяину, с высунутым языком ловя каждое его указание… Ровно поэтому мы предлагаем бумажку эту перечеркнуть большой буквой «Х». И тем самым послать их всех… куда подальше…
Услышав про движение «НаХ-НаХ», кремлевские политологи разразились уморительными комментариями. Оценивая перспективы нашей инициативы, они принялись убеждать общественность, что в Кремле ее только поддержат, поскольку она, эта инициатива, на руку партии власти. Дескать, чем выше будет процент испортивших бюллетени, тем больше голосов достанется ПЖиВ.
Так вот, господа хорошие, лично мне глубоко наплевать, сколько процентов получит партия «Единая России». Потому что она получит столько голосов, сколько ей нарисует ваш Чуров. В независимости ни от чего. А Чуров мне совершенно неинтересен. И результат этих ваших якобы «выборов» мне неинтересен. И я сделаю все от меня зависящее, чтобы он стал неинтересен как можно большему числу граждан России, которым оппозиция должна предложить повестку дня, не пересекающуюся с вашей. А вы делайте пока что хотите — выбирайте себе парламенты, президентов, преемников, решайте «проблему 2012 года», снимайте Суркова, назначайте Володина, сгоняйте несчастный народ в разные фронты… Нормальным людям все это давно обрыдло.
Поэтому наш приход на это ваше мероприятие, эти ваши потешные выборы, вовсе не означает, что мы признаем их легитимность. Мы просто избрали такую форму послать вас подальше. Ну, то есть «НаХ-НаХ»… А куда еще дальше в русской традиции?
Александр Рыклин
Источник: "Ежедневный журнал"
Правильно-правильно, лейте воду на мельницу едросов. Они уж точно не расстроятся.
и не спросит, убожество
Что делать человеку в абсурдных обстоятельствах? Что, например, делать политику или даже просто гражданину, когда ему предлагается участвовать в фарсе? Когда проводятся как бы выборы для замещения как бы вакантной как бы должности, на которой как бы избранный человек будет как бы принимать как бы решения, которые касаются всех в этой как бы стране. Причем правила игры таковы, что участникам позволено практически все, кроме одного: возомнить себя настоящим. Изредка это происходит — как произошло, например, с бывшим спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, когда-то как бы назначенным на как бы должность, а впоследствии зачем-то решившим, что он и вправду политик, — и тогда человек выходит из игры.
Так что же делать человеку, гражданину, политику в ситуации фарса? Политик Борис Немцов, писатель Дмитрий Быков, критик Артемий Троицкий, сатирик Виктор Шендерович и многие другие вчера решили ответить фарсом на фарс. Они объединяются в движение «Нах-Нах», призывающее граждан участвовать в воображаемых выборах 4 декабря этого года и отдать свой голос за воображаемую (давно отмененную) графу «против всех». И, на мой взгляд, глубоко ошибаются: от такого призыва становится только еще более тошно. Хотя, казалось бы, куда еще более тошно-то?
Абсурдистские действия эффективны, когда они противопоставлены звериной серьезности. Прекрасны «Синие ведерки», потому что противопоставляют пластмассовую детскую игрушку пузатой напыщенности чинуш в блестящих черных автомобилях. Им кажется, что у них есть святое право ехать по встречке? Куличики вам, а не право. Постоянно унижаемый московский автомобилист берет власть в свои руки, а самовлюбленный член в членовозе, надо полагать, чувствует себя дураком. Это смешно.
Примерно так же работает «Гражданин поэт» писателя Быкова и актера Ефремова. Они довольно точно выбирают болевые точки — то, к чему мы (их целевая аудитория) относимся серьезно, — и указывают на абсурдность происходящего. «Нам выдана свобода / Совок не воскресят / Через четыре года / Здесь будет город-сад». Мы грустно смеемся над тем, какими наивными мы были 20 лет назад. Пародируемое стихотворение, как и описываемое явление, для участников (авторов) серьезны. То же и с другими темами: когда Владимир Путин доставал со дна моря амфоры, он демонстрировал понты, к которым относится серьезно. К переименованию милиции в полицию тоже предлагается относиться серьезно, поэтому высмеивать это — смешно.
Другое дело, когда высмеиваемые успели посмеяться первыми. Когда, например, Медведев сообщает, что уже рассказал кому надо, кто будет президентом, когда придет время. Или когда премьер Путин называет суд над Михаилом Ходорковским самым гуманным в мире. Или когда назначаются псевдовыборы псевдолюдей в псевдопарламент. В этих случаях институты государственной власти, суд, справедливость, конституция и российский народ уже осмеяны. После этих их шуточек писать на их издевательских бюллетенях «Нах-Нах» — все равно что кричать «сам дурак!»: не смешно.
Так что же делать человеку, гражданину, политику в навязанных ему абсурдных обстоятельствах? Полагаю, что не смеяться, ибо это не смешно. Полагаю, что делать надо что-то серьезное. Что-то, во что можно было бы поверить. Что-то, что хотелось бы отстаивать. Что-то, о чем можно было бы написать совсем не пародийные, а самые настоящие стихи.
Это очень сложно. Не исключено, что это невозможно.
http://www.snob.ru/selected/entry/39817
.