Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Гримасы Мельпомены. Ужель та самая "Таганка"?!

Гримасы Мельпомены. Ужель та самая "Таганка"?!

Леонид Черток
Леонид Черток
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«Нас всех тошнит и театр закрывается». Написал Даниил Хармс в начале прошлого века. Оказывается, это он о сегодняшней «Таганке»…

Таганка! При этом слове несколько поколений советских людей не задавали дурацкого вопроса, что именно имеется в виду – шпанистый район Москвы, воспетая в народе тюрьма, где «все ночи полные огня», одноимённый зал пивных автоматов или театр с вечным аншлагом. Конечно, только «дом Любимова и Высоцкого»! Билеты туда были эквивалентны талону на «Жигули», югославской мебельной стенке или финской сантехнике. Один раз видел, как их меняли один к одному на премьерный показ «Земли обетованной» Анджея Вайды в «Иллюзионе». Но на спектакль «На дне», театрал 70-х к Горькому как-то не очень. Тем более что без Высоцкого.

А началось всё с того, что в 1964-ом начинающий театральный режиссёр из актёров Юрий Любимов, при поддержке Ивана Пырьева, получил в качестве эксперимента захудалый театрик, по качеству постановок и репертуару больше похожий на детскую студию при ЖЭКе. Разогнал всё, что там имелось, набрал своих, поставил неожиданного «Доброго человека из Сезуана». Что из этого получилось? Ярчайшее культурно-социальное явление последнего периода советской истории. Предмет споров на тему «до какого предела допускается свобода творчества в стране развитого социализма?». Отмазка от нападок западных демократов – «какой-такой тоталитаризм, а «Таганка»?!». Кладезь актёрской популярности, имена, делавшие кассу любому средненькому фильму. Место встречи знаковых людей того времени: Владимира Высоцкого, Давида Боровского, Аллы Демидовой, Зинаиды Славиной, Валерия Золотухина, Леонида Филатова, Вениамина Смехова – с Николаем Эрдманом, Борисом Слуцким, Юрием Трифоновым, Федором Абрамовым, Булатом Окуджавой, Андреем Вознесенским, Борисом Можаевым. Каждый может продолжить этот список.

А вспомните похороны Владимира Высоцкого. В тот день олимпийского лета 80-го как будто опустели трибуны Лужников, все пришли на Таганскую площадь. Ваганьковское кладбище, Иосиф Кобзон, кладущий на стол директора популярного погоста пачку сторублёвок (двухкомнатный кооператив по тем ценам), а тот возмущённо отверг – «я на всенародных любимцах не наживаюсь» (правда или миф - попробуй, узнай сегодня). Вечером того же дня на «Таганке» давали «Мастера и Маргариту», артисты играли, как в последний раз, зрительный зал урыдался (был свидетелем). В итоге одно из крупнейших культурных событий последней четверти ХХ века, властям наглядно продемонстрировали, кого действительно любит и ценит народ…

А теперь давайте посмотрим на ситуацию непредвзято. В СССР «Таганку» знали исключительно, как «театр, в котором Володя Высоцкий». Фамилию Любимов идентифицировали не все москвичи, конкретные спектакли посещали лишь завзятые театралы. Не раз был свидетелем, как в антракте «храм Мельпомены» покидали недоумевающие провинциалы, для которых посещение «Таганки» было гвоздём московской экскурсионной программы. Они так и не поняли, о чём говорят «Деревянные кони». Но на гастролях аншлаг обеспечен на любом спектакле при любом количестве повторов, ещё и за это власть терпела вольнодумство. Но больше потому, что сцена – не экран, а сам театр – не важнейшее из искусств. До народа просто не доходила любимовская метафора. Так и на концертах Высоцкого, публика с восторгом принимала «Разговор у телевизора», а на «Баньке по белому» начинала позёвывать.

Главный конфликт Любимова-режиссёра с советской властью разгорелся именно после смерти главного премьера театра. Мэтр и продюсер (именно так, а как иначе?) его уровня не мог не понимать, что славы в честь памяти безвременно ушедшего барда театру хватит от силы года на три-четыре. Значит, надо было её подогревать скандалами, чтобы свободный мир говорил только о «Таганке», звал на гастроли, а власть не могла прикрыть дерзкий театр из-за жадности к валюте. В итоге Юрий Петрович создал себе отличную стартовую площадку для полёта на Запад, после лишения гражданства стал самым востребованным режиссёром из эмигрантов. Теперь актёры-невозвращенцы целенаправленно сбегали именно к нему, знаю немало подобных примеров.

Ну, а труппа привыкла к такому обожаемо-диссидентскому существованию. Великого, но покорного властям Эфроса в упор не видели, чем и свели в могилу. Однако почти никто никуда не разбежался, разве что в кино. В других театрах своих звёзд в достатке, да и школа совсем не та. Это случилось позже…

Потом была перестройка и возвращение мэтра. Вот цитата из Николая Губенко: «Есть несколько Любимовых. Первый с 64-го до 83-го года. Бессребреник, которому, кроме творчества, ничего не надо было (что под большим вопросом – от автора). Второй с 83-го до 89-го. Этому ничего не надо было, кроме тщеславия, долларов и скандальной славы».

Коля сам типус ещё тот. Грубиян, ханжа, моралист (в сочетании с бабником без особого вкуса и разбора), подкаблучник, в студенческие годы тырил книги из домашней библиотеки своего мастера Бондарчука. На «Мосфильме» его не любили за плебейскую заносчивость. Потом повезло ненадолго стать министром культуры, «борцом за трезвость и нравственность в кино», «крыша» у мужика поехала окончательно. Ничего удивительного, такой человек уже не мог ходить под кем-то. В итоге учинён раскол, возникло «Содружество актёров Таганки», о котором много лет ничего не слышно.

Но тот ли Любимов вернулся к нам с Запада? Вы можете вспомнить хоть одну постановку последнего периода, сравнимую по эффекту с «Гамлетом» или «Пугачёвым»? А тут свобода! Поставили «Шарашку» Солженицына, никто и не заметил. Оказывается там, где всё можно, гораздо труднее выжить, чем там, где ничего нельзя. Очень похоже на многочисленные жалобы сбежавших за бугор писателей – «раньше нас, хотя бы, КГБ читало…».

Естественно, что режиссёр столкнулся в Европе с другим подходом к актёрской профессии. Там она ничем не отличается от любой другой – врача, юриста, металлурга. Помню интервью Де Ниро – «я работаю актёром, потому что ничего другого не умею делать. Банкиром? Было бы здорово…».

В Советском Союзе не было принято говорить, что ты работаешь из-за хорошей зарплаты. Не в последнюю очередь потому, что жизнь при получке в 300 рэ качественно почти не отличалась от жизни на 150. Другое дело, как ты жил при этом, с кем общался, чем занимался. Когда артисты маминого театра (ЦТСА) возмущались грошовыми ставками, их резко обрубали – «вам мало платят за кайф. Не нравится? Вас ждут заводы…». Думаете, кто-то ушёл на конвейер ЗиЛа, где в хороший месяц выходило под четыреста? Фигушки…

Ну, конечно, халтурка была. Кино, радио, театральные кружки и ёлки. Ещё гастроли с суточными, иногда к морю. Или заграницу, по Западной группе войск. Тогда  месяц год кормил. В общем, жить можно, миллионеров не было, но и откровенных нищих тоже. Плюс поездки, посиделки, выпивка и ******* (да-да, а куда без него).

И вот в советский репертуарный театр возвращается человек, узнавший иные дисциплинарные нормы. Вот его отзыв о том времени: «Знали бы вы, каким грязным и неухоженным я нашел этот зал после возвращения! А труппу – растренированной, потерявшей форму. Они негодны были к употреблению для высоких вещей! Думал, что справлюсь за год, но на реабилитацию понадобились четыре сезона». Напомню, театр Любимов принял назад фактически от Эфроса, чья режиссёрская слава выше. Что-то ревностью попахивает…

А если и так? Юрию Петровичу уже тогда было под 70, в том возрасте многие становятся абстинентами. Пусть вас не смущает бодрый вид сегодняшнего почти столетнего пророка, мысли и чувства иногда стареют раньше тела. Не говоря уже о рефлексах.

Театральный Любимов, как бы, раздвоился. Для себя он хочет жизнь западного хозяина (а лучше восточного, японского, чтоб бамбуковой палкой по актёрской башке), а от подчинённых требует совкового блеска в глаза: «нам хлеба не надо – работу давай!».

Но мир за окнами «Таганки» совсем другой. Есть актёры, чей съёмочный день стоит 5 тысяч американских рублей. В то же время, ведущий актёр Архангельского областного драматического театра, недавно получивший звание заслуженного, с горьким смешком рассказывал мне, что после вычета алиментов в его руки попадает 5 тысяч российских рублей в месяц. Понятно, что другой уровень, но не в 900 же раз!

Но и тут всё непросто. Даже я, человек из того мира, не узнаю артистов, дающих интервью против Любимова. Ну, чуть знакомо лицо Феликса Антипова, видел когда-то в эпизодах. Ах, да, Марина Полицеймако, но она более известна, как вдова Семёна Фарады и как мама раскрученного шоумэна Миши. А кто из известных остался? Иван Бортник, но он, говорят, пьёт. Валерий Золотухин, но он постоянно кого-то рожает. С кем Юрий Петрович работает, кому чехи платили те 8 000 долларов гонорара, из-за которых разгорелся сыр-бор? Лично мне не понятно. Похоже, только за имя мэтра на афишах, за его присутствие на мастер-классах. Тогда по всем понятиям эти деньги его, а дальше уже добрая воля.

Кстати, в Москве есть театры, которые живут зашибись. У них аншлаги, дорогие билеты, их пестует Правительство Москвы, актеров рвут в кино и сериалы. Назову только трёх мэтров – Петр Фоменко, Иосиф Райхельгауз, Марк Захаров. Здесь место Любимову нет. Он весь в прошлом. Хотя его жизнь – подвиг. Человек на похоронах Ленина уши отморозил, только представьте себе…

Так почему недовольные актёры не уйдет к этим трём успешным? Потому что не зовут, не берут, не тянут. Вот и весь сказ. Но и Юрий Петрович по факту выдохся, годы. У меня впечатление, что он сознательно пошёл на конфликт, чтобы громко закрыть свой знаменитый проект «Таганка» и доживать в лучах солнца и славы где-нибудь на испанском побережье.

Обидно? Да, могли разойтись по-другому, от этой грязи «Таганка», увы, не отмоется. Жалко? Ничуть. Всё в прошлом. А жизнь-то продолжается…

Материалы по теме
Мнение
8 июля
Александр Кынев
Александр Кынев
Итоги выборов во Франции
Мнение
18 ноября
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Мы собираем народ мира
Комментарии (10)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Терентьев С.А.
5 июл 2011 13:41

Very good, то есть - зэв бур. Якши.

М.К. - терентьеву С.А.
6 июл 2011 01:16

Да Вы оказывается - полиглот! На трех языках ответили! Удивлен и восхищен! Бамбурбия! Киргуду! Ферштейн? Андастенд? Розумиешь?

Сарычев Юрий:Да,та же сама
5 июл 2011 13:56

...Наверное, продвинутый адепт карма-йоги именно так и воскликнул бы, наблюдая гримасы Мельпомены:

- Юрий Любимов повторяет свой "манёвр ухода" из театра (образца 1983 года)

- Труппа актёров возобновляет тему "Сукины дети" (возня детей-актёров и папы-режиссёра)...

...в повторяющейся гримасе таганских судеб и событий недостаёт одного лишь мазка - заступления Валерия Золотухина на должность Юрия Любимова (конечно же, по просьбе коллектива театра на Таганке)...

...Вот тогда бы таганский круг замкнулся в своей монотонной безысходности - если бы "народный" В.Золотухин "вломил бы в спину" своего наставника-режиссёра Ю.Любимова, как вломил он однажды своего друга Владимира Высоцкого, подменяя его в таганской постановке "Гамлета"...

"...Таганка, девочка, пижонка,дрянь!
Что ты наделала - ты только глянь... "

Терентьев С.А.
5 июл 2011 14:09

Большой подлянкой было присвоение Высоцкому посмертно звания заслуженного артиста РСФСР (1986). Это ж надо было так умудриться - плюнуть в могилу своему же любимцу. Действительно: избави, Господи, от друзей...

М.К. - Терентьеву С.А.
6 июл 2011 01:40

А Вас Господь еще от друзей не избавил? Избавляйтесь от них поскорее, пока Вы еще живы. А то могут ведь умудриться и Вам в могилу плюнуть!
Большой подлянкой было то, что это звание не было присвоено Высоцкому при жизни, но посмертное признание - судьба многих великих.
Что слава часто лишь посмертна,
В том парадокса вовсе нет.
Сияет радугою спектра,
Лишь разложившись, белый цвет.
...
Пускай от лет тускнеет позолота
И блекнет яркость красок полотна,
Но если это - Мастера работа,
С годами всё ценнее нам она.
...
Как от звезды, давно уже потухшей,
Через века до нас доходит свет,
Своим стихом приносит свет к нам в души
Поэт, которого давно на свете нет.
...
Гению при жизни одиноко.
Современникам его душа - потемки.
Нет в своем отечестве пророка.
Оценить способны лишь потомки.

Терентьев С.А.
6 июл 2011 03:13

Каганцов! Вы даже представить себе не можете, как Вы глупы и ограничены, не смотря на весь Ваш бесконечный словесный понос. Лучше бы Вы меньше говорили - раз в сто, но больше понимали.
К тому же Вы - беспросветный совок.

Зильберг
5 июл 2011 16:32

Редкий случай, когда я не согласен с уважаемым тезкой. Хожу на Таганку со своих школьных 70-х. Научился ловить "лишний билетик" (единственный способ для провинциала без блата проникнуть в святая святых) и посмотрел почти все. На "Гамлета" вот с Высоцким так и не попал. Ореола скандальной оппозиционности - то чего теперь действительно нет. Но блестящего мастерства лучшего в мире постановщика капустников мэтр не лишился.
Пришел в восторг от его прочтения Пушкина в "Евгении Онегине". Великолепны его поэты серебряного века и обэруиты. Гений Любимова в тысячи раз масштабнее любой конъюктуры.

М.К. - Терентьеву С.А.
6 июл 2011 11:14

У Вас и Игорь Миронович Губерман в дураках ходит.
Где уж нам до Вас!
...
Чем привлекают нас так
Противоположные качества?
Умничать любит дурак,
А умница любит дурачиться!
...
Не эпигонство графомана
В том, что мои кошмарики
Напоминают Губермана
Изысканные гарики.
Наверно, от похожих "радостей"
Похожи крик души и совести.
Но хочется не губрманистей,
А, все-таки, по-кагаганцовистей.
...
Пришла пониманья пора.
Писать стал короче и проще.
Но краткость - таланта сестра,
А гонорара - теща!
...
Кошмарик - крохотный стишок,
Пронять способный до кишок.
Пусть у кого-то подлинней.
Пронять коротеньким сумей!
...
Не думайте, что не умею
Стихи писать я подлиннее.
Пускай миниатюра не длинна,
В ней подлиннее суть отражена.
...
Показать вам мини-юбка может
То, что не покажет макси вам.
И порой миниатюра тоже
Больше вам откроет, чем роман.
...
Как плохо бы ни шли у нас дела,
Душе народа нужен вольный стих.
По-прежнему бодра и весела
Частушка - бабушка кошмариков моих!

Терентьев С.А.
6 июл 2011 12:30

Каганцов плохо знает жизненный путь Высоцкого, коль говорит о посмертном признании великого поэта. Уже при жизни Владимир Семёнович имел колоссальную всенародную любовь, какой позавидовал бы любой официально признанный артист. К тому же, эта любовь была подкреплена и материально - жалкого существования поэт не влачил. Что может быть круче такого успеха? Причём театр на Таганке к его успеху отношения не имел, скорее - наоборот.
Это большое счастье для Высоцкого и для всего народа, что он был неформалом, то есть НАСТОЯЩИМ народным поэтом и певцом всего русскоговорящего мира. Высоцкий не страдал от отсутствия званий и наград, как страдали тогда и страдают сейчас очень многие (а некоторые даже ходят по кабинетам и выпрашивают звания - имею в виду конкретные сыктывкарские случаи).
И вполне жалкими выглядят скучные, банальные рифмованные строчки воркутинского балабола (назвать его поэтом рука не поднимется) по фамилии Каганцов. Он пишет о том, что "слава лишь посмертна", что "современникам его душа - потёмки", что "нет в своём отечестве пророка", а "оценить - оказывается - способны лишь потомки".
Так и хочется воскликнуть: "Ты дурак, что ли, Каганцов?!"

Потомки НИКОГДА не признают и не поймут Высоцкого ТАК, как его понимали и любили современники, которые дышали с ним одним воздухом. Каганцов вроде бы жил в то время, но мало что понял.

Терентьев С.А.
6 июл 2011 12:35

Каганцов! Уже понятно, что ложь и передёргивание - это у Вас крови, это Ваш хлеб, Ваш воздух. На каждую Вашу поганку я оправдываться не собираюсь.
А в дураках у меня ходите только Вы один. Всё ходите и ходите...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме