По просьбам радиослушателей расширенный комментарий в продолжение темы об иммигриции.
Без претензий на научность частный взгляд изнутри проблемы.
ПРИЧИНЫ (с примерами):
1) Мало интересной работы и мало денег, которые можно заработать по профессии.
По этой причине половина студентов целевой Коми труппы Питерской академии театрального искусства после года «существования» в нашем драмтеатре бежала обратно в Питер. По этой причине в этом сезоне уехали из РК молодые солистки ГТОиБ Светлана Мерзлова и Лариса Поминова. По этой причине почти никто не возвращается сюда после учебы.
Владимир Юрковский сказал как-то на собрании СТД, что с переходом на автономку у творческих работников начнется новая жизнь. Все ринутся предлагать и реализовывать новые проекты. А что в итоге? Люди носятся по 10 работам, чтобы заработать себе на жизнь. Какое тут творчество? Несколько раз хотелось собрать хотя бы дуэт — скрипка/фортепиано. Некуда вклинить репетиции. Скрипачи все в три смены. Утро, вечер — в театре оперы и балета, днем в училище искусств. Нереально выматывает.
2) СООТНОШЕНИЕ ДЕНЬГИ-ТВОРЧЕСТВО. Когда много денег можно и потерпеть, а вот если денег мало — то только за большое удовольствие) Да и еще, за нервотрепку должна быть двойная оплата.
Почему уезжают? Частный случай, на примере дирижера С.Кисса. Пусть это не воспринимается некоторыми как вынос сора из избы, информация давно рассекречена.
С Сергеем Киссом я познакомилась только через год после того, как он начал работать в Сыктывкаре. Я случайно пришла в театр и вдруг услышала Музыку. Когда слышишь Музыку, то все равно сколько инструментов не хватает в оркестре, кто где лажает и т. п. В Музыке есть воздух, биение жизни, энергетика, движение, она вовлекает человека в иное существование... (Я испытываю нечто большее, чем оргазм, слушая арию Рудольфа из «Богемы» Пуччини http://www.youtube.com/watch?v=c1EMVWRb-a8 ). И вот случилось, я услышала Музыку в балете «Бесплодные усилия любви». Тогда я подумала, что такие метаморфозы с театром просто так за год произойти не могли и, расспросив, узнала, что в театре появился новый дирижер. Сергей был инициатором моего прихода в театр оперы и балета. Было интересно, даже забыла, что в провинции.
Сергей всегда говорил, что в Сыктывкар он приехал надолго. Работал он, как человек действительно приехавший надолго, терпеливо и дотошно. Что разумеется нравилось далеко не всем. Доступный пример -->
Большинство из вас работает в коллективе. Ставят в отдел молодого начальника, талантливого и инициативного. Он, разумеется, предъявляет свои требования к каждому работнику. А работник уже мало чего умеет, сидел сиднем 40 лет и никто его не трогал. А тут! Вот и начинается — менять что-либо ему уже лень, либо невозможно. Так же невозможно признать свои профессиональные недостатки. Новый начальник не уступает, достает, требует, качества хочет. Что остается «ветеранам производства»? Строить козни. Например, пойти директору и поныть какой плохой и непрофессиональный новый руководитель, какая ошибка была ставить его на этот пост. И так далее.
ВНИМАНИЕ! С этого места начинается исход дирижеров из Сыктывкара)). Выстоять в этой нервотрепке очень сложно. Статистику узнавайте у секретаря)))
Теперь говорят, что Сергей плохой человек и в этом вся причина. Смешно мне! Во-первых, я с плохими не дружу) А во-вторых, нет такой профессии плохой - хороший человек. Вас в хирурге или стоматологе характер интересует? Дирижер, который должен держать в кулаке всю труппу, хор и оркестр не обязан никому нравиться. Его дело дружить с Музыкой.
http://www.youtube.com/watch?v=QAgjGeML0cE
Там, кстати, о нем только хороший отзывы.
3) Отдельного внимания в иммиграционном процессе заслуживает наша дорогая публика.
Однажды мне в руки попалась аудиозапись с оперной премьеры в Италии. Запись была нелегальная, состав — звездный (один из солистов, к примеру — Лучано Паваротти). Что меня поразило, несмотря на звездный состав публика реагировала очень живо, когда пели хорошо — кричали браво, когда плохо — публика шикала и топала ногами)). И это ЗВЕЗДАМ мировой оперы! У нас такое представить сложно — хлопают, кричат браво везде, всегда и всему. Ни разу не видела, чтобы какое-нибудь мероприятие имело неуспех. Поразительно...
Что может быть хуже для артиста? Смешно, но очень трудно найти после концерта знающего человека и выудить из него правду) Что же на самом деле он о тебе думает. А в Ухте как-то после концерта подошла пожилая дама и сказала, что за крайние части экспромта-фантазии Шопена спасибо, а средняя ей не понравилась, да еще и объяснила почему. Это было круто )))
Наша публика привыкла лицемерить. Зевают зевают, а потом каааак захлопают...
Я была на спектаклях, концертах, после которых хотелось подойти к артисту, упасть в ноги и благодарить его за то, что он такой есть на свете. Если я испытываю такое чувство — значит таинство состоялось и это впечатление на всю жизнь. Если заплакала, если мурашки, если осенило, если буду теперь жить иначе... Это, разумеется, весьма субъективно.
Все остальные мероприятия, где не осенило, а иной раз и покоробило до мышечного спазма, я расцениваю только как информационный повод написать какую-нибудь гадость в комментариях к оному событию. И то не по зову сердца, а просто потому, что у меня вызывают протест опусы некоторых критиков, бессовестно перевирающих события, то ли по заказу, то ли по незнанию.
Ведь в искусстве есть еще и объективные вещи. Например, есть искусство пения. Человек им владеет или нет. Тембр голоса — да, дело вкуса. Но ведь владение или невладение голосом слышно! Журналисту просто нужно иметь в голове достаточную для сравнения и оценки фонотеку. То же касается и всего остального: режиссуры, сценографии, актерской игры... Решение спектакля режиссером может нравиться или не нравиться, но наличие концепции или её отсутствие видно невооруженным взглядом. За отсутствие оной режиссера надо бить. Просто бить, потому как он шарлатан, деньги взял — работы не сделал. А в драм.театре это гуманно называется актерский спектакль. (( Мне кажется, что критики не в меньшей степени ответственны за такое положение вещей.
Критика — это, в том числе, воспитание вкуса у зрителей. Сходил человек в театр — понравилось, прочитал 2-3- рецензии — сравнил ощущения... В следующий раз он будет смотреть на событие другими глазами.. И судить тщательнее, тем самым не позволяя расхолаживаться артистам.
Критических отзывов, которые пусть даже и не совпадали с моим мнением, но все-таки были именно критикой, а не набором первобытных впечатлений с 2004 года я видела немного. На всю жизнь запомнилась публикация «В Сыктывкаре появился новый Лемешев». Это после, мягко сказать, неудачного выступления Михаила Макарова в партии Германа в «Пиковой даме» Чайковского. При чем тут Лемешев? Они никогда не пел эту партию (в душе разве только) потому как был лирическим тенором, а Германа поют драматические тенора. Герман и Лемешев, как говорится две вещи несовместные, но журналистка не увидела в этом особой трагедии. Вся остальная статья в том же духе, полный бред.
Вывод напрашивается сам собой — какая разница какие артисты, какие спектакли, когда хлопать будут все равно? Главное не качество, а названия.
4) Невостребованность «серьезных» жанров.
Не секрет, что все артисты хотят приобщиться к великому. Они готовы участвовать во всяких неинтересных коммерческих штуках, играть на свадьбах, прыгать тамадами, чтобы потом отвести душу на серьезном концерте, спектакле и т.п. Сначала о себе.
Три года работы в Коми республиканской филармонии практически сровняли с землей мою любовь к классической музыке. А я то думала... Каждый божий день слышать о том, что никто вас (солистов) не покупает, пипл вас не хавает, вы обуза и т. п. Ситуация двоякая: такая позиция администрации убивает в зачатке творческие позывы артистов, они начинают деградировать и в итоге «их не хавают».
Да что там о классике. Для меня странно то, что происходит, например, с коллективом "Зарни Ель". Они ведь совершенно потрясающие музыканты,да и музыка народная! Но филармония их почему-то так не позиционирует. В итоге, не без давления администрации, руководитель ансамбля Сергей Гусев постепенно переходит на «легкий» жанр. Все больше минусовок a la группа “Белый день». Концертов все меньше и меньше, потому что, как говорят, «вас не покупают». Когда Спиридонов создавал этот коллектив все было иначе...И пипл был и по гастролям ребята ездили с большим успехом.
Вопрос из той же оперы - а будет ли вообще опера, когда ГТОиБ выйдет на автономку? Оперы и сейчас то уже почти нет. Разовые акции и фестиваль, качество которого год от года все хужЕее и хужЕе. Опера искусство безумно дорогое. Все запчасти должны быть суперкачества, только тогда она будет иметь шанс стать «хитом». Укомплектованный хотя бы на ¾ оркестр, дирижер, режиссер( в наше время должен быть суперпрофи, не меньше), солисты... Получается какой-то парадокс: республика не хочет давать денег, потому что ни Глава, ни его окружение не любят этот вид искусства и не хотят в эту прорву вкладываться, с другой же стороны ничего особо достойного без инвестиций не родишь... А ведь есть регионы, где театрами гордятся.
Иначе как процессом вырождения такое «развитие» культурной отрасли не назовешь.
Последнее время я все мечтаю об одном. Вот бы появился у нас в РК варяг — культюр-менеджер-миссионер, который бы «увидел» нашу культуру. (Варяг — это для того, чтоб видел ситуевину со стороны, как доктор). Придумал бы образ и программу развития всем АУ и ГУ на ближайшие лет 10. А мы бы каааак начали работать. За идею ) Дело ведь не в деньгах. Когда есть четкое понимание сколько куда и, главное, ЗАЧЕМ вкладывать — деньги найдутся. На абстрактные «вилами на воде» программы никто ничего не дает. (и правильно).
А пока... Уважаемые коллеги и зрители! Спасибо нам, что мы здесь живем и работаем) Прорвемся. Не пропадет наш скорбный труд! Простите, если я кого-то обидела. Хотела как лучше, а получилось...
"Наша публика привыкла лицемерить. Зевают зевают, а потом каааак захлопают"
Реббека, а было бы лучше, если забрасывали гнилыми помидорами? Публика является намного интеллигентнее, если после откровенной лажи аплодирует артисту.
Конечно же Ребекка.
Мне когда не нравится я не хлопаю. Помидоры это, наверное, перебор. Но вот аплодисменты... Только искренние.
Ребекке.
Если мы вступили в рынок, нам необходимо действовать в соответствии с экономическими реалиями. По закону "О защите прав потребителей", если зрителю не понравился товар(спектакль,опера), он должен иметь право получить назад затраченные деньги. Без всяких обвинений зрителя: "Мол , он не готов(не образован, не дорос и т.д). При таких взаимотношениях, может зритель и потянется в театр? Терять-то нечего! Не понравилось-теряю только свое время!
Правда, тогда аплодисменты на спектакле становятся совсем не актуальны. Да и артисты, при такой постановке вопроса убегут не только из республики, а совсем из профессии.
Раньше была отмазка-нет условий для артистов. Построили новый театр. Доказывайте свою состоятельность. Зритель с удовольствием пошел в новое здание театра. А артисы побежали! С чего бы это?
для Добавлю: Так причины же вышеизложены))
Троллю: нет уж. Деньги не вернем )))))))))))))) Лучше не хлопайте.
не умеет.
Спецы остаются
Какая однако новость)))))))))))))))))))))
Ква!
или хряк ?
Мы уехали. Результат: жена работала на полторы ставки в культур мультуре в райцентре РК,получала со всеми надбавками за полторы ставки = 10т.р. Сейчас за одну ставку худручины в Д.К за МКАДом = 20т.р.
А я как был альфонсом так и остался...спекулирую по-прежнему в Сыктывкаре.Специфика спекуляции позволяет жить под Москвой.
А публика в Сыктывкаре - толерантна.Когда приезжал театр из Кудымкара и показали жлоб,гоп-спектакль с матюгами и феней,а из действий бытовуха и бухло,народ не пошел на 2е действие. Никто не свистел и ногами не топал. Но когда на БАНКЕ стали обсуждать этот шедевр соврм.прозы,то кто-то из труппы стал писать,что в Сыктывкаре зритель глуп и инертен,не оценил быдло-творчества,которое в каждой малосимейке,в поселке - каждый день и драматургом быть не надо...
Обсуждение "Уйди, уйди" из Кудымкара здесь: http://komidrama.ru/forum/index.php?topic=15.0. Почитайте, что про этот спектакль написали Питерские критики, может это вас убедит. Не отвлекайтесь от темы товарищи!))
Ну почему же от темы ? Вы написали,что публика в Сыктывкаре - не очень...Я привел пример.
Ну а питерским не ведома жизнь провинции - было интересно посмотреть на зверушек.
Наша публика, действительно, очень доброжелательная.
Уважаемый В.И.! Попробуйте, для начала, вернуть в Коми Вячеслава Кушнира.Его пьесы с аншлагом идут до сих пор у нас,их ставят в театрах страны,он знает труппу,республику,московскую и питерскую театральную среду.Уверен,что приедет и с радостью поработает.Злопыхов не слушайте.
Иммиграция - это когда приезжают, а не уезжают.
Когда уезжают - это эмиграция.
Да, пардон) Я к стыду своему только сейчас окончательно выяснила различия. Думала, что просто два варианта написания одного и того же иностанного слова))))))
Замечательный текст. Талантливая женщина Реббека. И всё это в Сыктывкаре. Жить можно.
ни Глава, ни его окружение не любят этот вид искусства и не хотят... вкладываться
--------------------------------------
Это всеобщее заблуждение, что власть должна любить оперу. Странная логика. А если Глава, например, вегитарианец, то он, согласно этой логике, должен запретить мясо и мясные продукты продавать в магазинах, да?
Глава и его окружение вовсе не обязаны любить и посещать оперу и балет. Не любят и слава богу - их личное дело. Но они, как люди государственные обязаны поддерживать театр оперы и балета, коли уж он государственный. В республике должен быть полноценный государственный театр, и чтобы в него вмещался и хорошо там звучал полноценный симфонический оркестр из сотни сытых музыкантов. Это - вынь да положь, а иначе нет в РК никакой государственности и нечего понты гнуть и праздновать 90-летие этой псевдогосударственности.
Гайзер - картонный, тряпичный Глава, марионетка в чьих-то руках. Как, впрочем, были и Торлопов, и Спиридонов и вся эта шушера, называемая властью.
В нормальном варианте да, но в России процесс запускается только тогда, когда кто-то из власть имущих любит или занимается каким-нибудь творчеством.
Высшая власть - деньги
и куда ты с баблом в пустыне или, скажем, в тюрьме?
а когда все схвачено и деньги не нужны бывают! СОВСЕМ!
Влада Эмет: "Артисты ...они граждане очень эрудированные..."
----------------------------------
Вот уж не сказал бы.
Есть, конечно, разные по степени эрудированности артисты, как и разные по эрудированности представители других социальных групп - не артистов.
Лично я знаю хороших музыкантов с консерваторским образованием, которых никак не назовёшь эрудированными, даже в области музыки. Некоторые из них, например, никогда не слышали фамилию "Штокхаузен", как выяснилось, или не знают выдающихся современных исполнителей-коллег (то есть играющих на их инструменте). Есть и многие другие подобные примеры. Эти люди являются просто хорошими музыкальными ремесленниками, не более того. А классные ремесленники в музыке тоже нужны.
Целиком и полностью поддерживаю. Худрук должен быть всесторонне образованным, писать без ошибок))А тромбонист должен просто играть красиво без киксов. Это уже будем путевкой в музыкальный рай))
Из Коми уезжают не только артисты - население республики в целом сокращается.
Очень хорошая статья, Ребекка, честная. Положение в культуре республики действительно грустное, и никакие "тулысы" ее не спасут. Три "взрослых" премьеры за сезон в театре драмы - просто позор. Самое печальное, и я уже писала об этом - ни в театре, ни в культуре республики вообще - лидеры не нужны априори. А ты пишешь: "пришел бы менеджер"... Да его потенциально боятся как огня: талантливого, умного, пробивного. Он ж руками начнет размахивать, требовать, выбивать, а это... боже ж упаси. И с лицемерной публикой я полностью согласна, и с журналистами (посыпаю голову - пеплом). Но чтобы писать о том же театре, надо им жить, иметь почву, фактуру. Надо О ЧЕМ_ТО писать.
Поэтому в СМИ каждый пук и превращается в "сенсацию"....
Помнится, читал немало репортажей Марины Щербининой о культурных, о музыкальных событиях, и ничто в этих писаниях не говорило о компетентности журналистки.
Хорошо пишите, Ребекка! Большинство Ваших материалов приятно читать.
А Вадим Гранитов пишИт с ошибками - глаз режИт.
А Вадим Гранитов любит только когда ему:
1. приятно
2. очень приятно
3. приятно как только возможно
Спасибо, друзья за добрые слова, но все эти вопли, к сожалению, ни к чему не ведут...
Краем уха я слышала, что министерство культуры сейчас разрабатывает систему грантов. Это уже что-то ) А вдруг?
Еще бы убрать систему стимулирующих, из-за которой столько проблема возникает в коллективах... Творчество сложно измерить деньгами. Тем более, когда оценки твоему труду ставит какой-то там комитет)) Раньше не было такой возни вокруг зарплат были ставки и премии, а сейчас это просто стихийное бедствие. Казнить автора этой ереси))) Нельзя помиловать.
можно себе представить, как будут распределяться эти гранты - тогда вообще ВСЕ в культуре перессорятся
Это точно. Примерно как сейчас обстоит дело с тендерами))) Выигрывают всегда одни и те же компании. В сфере музыкального оборудования это уже не просто заметно, а Оооочень заметно))Не будем показывать пальцем, мы итак знают. И ничего. - Туда, сюда обратно и всем приятно. - Обыдно, что даже те гроши, которые перепадают гос.учреждениям нещадно распиливаются.
Узнала о том, что Кисса больше нет в театре, узнала на последнем фестивале тулыс. Нынешний фестиваль откровенно провели на очень низком уровне. Только глухой или очень преданный искусству не заметил, как отвратительно играл оркестр и как НЕ страплялся новый дирижер. Ждать от новичка Музыки вряд ли можно - перед ним красочный пример его предшественника. Потому вряд ли рискнет напрягаться. Сергея откровенно использовали, а потом указали на дверь
В театре оперы давно уже пора менять ВСЕ! Наконец вывели из состава руководства Бобракову. Заслуженный должен отдыхать дома.
Но где новые молодые и энергичные?!
на телеэкране....на фото Вы симпатичнее...
Я на самом деле тоже так думаю))
Ребекка, не слушай глупостей. Ты хороша! И на теле, и в теле, и на фото!:))))
тело не трожь - не твоё
А когда был Кисс, то музыканты на него жаловались, что грубый он... кричит...
)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Список пожалуйста)))
Увольнять будете?
А кто играть останется? Музыкантов и так не хватает.
Это еще одна тема - шантаж на работе). Типа, я тут один единственный такой - уволюсь и писец всему. Поскольку писец уже наступил можно таких смело увольнять.
и этого никто не заметит )