Чиновники отдела “единого фронта” компартии Китая исключили всякую возможность переговоров с новым калон-трипой Центральной тибетской администрации (ЦТА), поскольку для встреч в прежнем формате не осталось предмета для дискуссии.
Как заявил в специальном интервью малоизвестному пекинскому журналу China's Tibet заместитель заведующего отделом “единого фронта” Чжу Вэйцюнь, любые переговоры должны быть ограничены обсуждением политического статуса Далай-ламы и проводиться между “единофронтовцами” и посланниками Далай-ламы как частного лица. Он предостерег также, что Пекин готов применить военную силу в случае новых волнений внутри Тибета.
Хотя интервью выйдет в печати только 15 мая, его полный перевод на английский размещен на пропагандистском сайте Tibet.cn еще 7 мая. Как следует из вопросов, интервью специально приурочено к 60-й годовщине подписания "Соглашения о мерах по мирному освобождению Тибета", известному как “Соглашение из 17 пунктов”, которую Пекин решил отметить 23 мая.
"В отношении переговоров у нас имеются два базовых момента, - отметил Чжу Вэйцюнь. – Первый состоит в том, что противоположную сторону могут олицетворять только частные представители Далай-ламы… Второй в том, что [обсуждаемые] вопросы сводятся к личному будущему Далай-ламы или, самое большее, может также включать [будущее] нескольких его личных помощников".
Поскольку в феврале 2010 года Чжу Вэйцюнь подчеркивал, что частные посланники Далай-ламы не обладают “никаким правовым статусом для проведения переговоров с центральным правительством по делам Тибетского автономного района”, в данном интервью он всего лишь отражает прежнюю позицию Пекина, направленную на отказ от обсуждения предложений Далай-ламы о будущем тибетского народа.
Между тем новоизбранный глава кабинета министров ЦТА Лобсанг Сангай заявил в Нью-Дели, что готов начать переговоры с Пекином "в любое время и в любом месте". "Со своей стороны мы желаем вступить в переговоры с китайским правительством в любое время и в любом месте", - сказал он 12 мая. Лобсанг Сангай отметил также, что в качестве калон-трипы намерен следовать политике “срединного пути”, добиваясь подлинной автономии для Тибета в составе Китая.
Хотя 13 мая на сайте рупора компартии Жэньминь жибао появился фрагмент интервью представителя “единого фронта”, участвовавшего с 2002 года в переговорах со специальными посланниками Далай-ламы, эта публикация не выглядит реакцией на высказывания нового главы тибетского правительства в изгнании. Чжу Вэйцюнь оправдывает оккупацию Тибета войсками народно-освободительной армии Китая (НОАК) идеологической борьбой против влияния сил Запада и необходимостью установления господства компартии Китая (КПК). По его словам, “без помощи НОАК тибетские крепостные никогда бы не узнали о политике КПК и не воспользовались бы плодами реформ”. Осуществление маоистских реформ, признает он, стало возможным только “благодаря огромному числу кадровых сотрудников и мощному военному устрашению”.
Фрагмент завершается заверением, что “клика Далая и враждебные западные силы, которым неприятно видеть процветание всех китайских этнических групп, включая тибетцев”, если не оставят свои попытки оспаривать линию компартии, “закончат также, как те, кто пытался саботировать мирное освобождение, и те, кто поднимал вооруженные мятежи”. По существу эти угрожающие комментарии противоречат самому определению “мирного освобождения”, но от пропаганды, следующей традициям времен культа председателя Мао, ничего иного ожидать не приходится.
Впрочем, в полном тексте интервью на сайте Tibet.cn содержится еще и прямая ссылка на нынешнюю “нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке” (очевидно, именно в этой связи прозвучала угроза применения армии против гражданского населения). Есть и идеологическая цитата из председателя Мао, приведенная “единофронтовцем” в ответ на вопрос о взаимоотношении традиционной тибетской культуры и “новой социалистической”. Для “развития новой национальной культуры”, ссылается на “великого кормчего” Чжу Вэйцюнь, “необходимо удалить феодальный шлак и отобрать демократическую основу”, но при этом нельзя ничего брать из традиционной культуры “некритически”, то есть “решительно отделять демократическое и революционное содержимое, имевшееся у народа в старые времена, от всяких гнилых отбросов, которые предпочитал старый феодальный правящий класс”.
Неудивительно, что в этом контексте Чжу Вэйцюнь подчеркивает, что Далай-лама является "главой политической клики, которая отстаивает тибетскую независимость и сепаратизм, ведущим инструментом международных антикитайских сил, главным источником общественных беспорядков внутри Тибета, а также наибольшим препятствием на пути установления нормального религиозного порядка в буддизме". И совершенно определенно, что иного продолжения переговоров с посланниками Далай-ламы, кроме навязывания курса “политического перевоспитания”, “единофронтовцы” не предполагают.
На наш взгляд, в ходе состоявшихся девяти раундов не наблюдалось существенного прогресса как раз потому, что представители “единого фронта” ограничивались заявлениями о необходимости отказаться от “раскольнических идей” и перейти на позиции “патриотизма”. Такими, собственно, и должны быть требования к Далай-ламе со стороны партийного органа, отвечающего за приобретение союзников “самой передовой” идеологии в среде “отсталых” верующих. Стоит лишь заметить, что Далай-лама в своих предложениях по подлинной автономии Тибета опирался на действующие в материковом Китае конституционные нормы, отнюдь не претендуя на “раскол” в рядах членов компартии. Но других вопросов, кроме сплоченности вокруг партийной линии, в формате переговоров с “единофронтовцами” обсуждать было нельзя. Хотя на переговорах в январе 2010 года присутствовал заместитель председателя постоянного комитета собрания народных представителей Тибетского автономного района Нима Цэрин, его роль осталась незаметной.
В том, что Лобсанг Сангай, 43-летний юрист из Гарварда, полемизировать с “единофронтовцами” насчет маоистских взглядов на традиционную культуру не намерен, сомневаться не приходится. Теперь пекинское руководство должно дать ясный ответ, существует ли в однопартийном режиме хоть какая-то структура, с которой новый калон-трипа сможет контактировать по реальным политическим вопросам после того, как приступит к исполнению своих обязанностей в августе.
Лобсанг Сангай на встрече с лидерами Конгресса тибетской молодежи, ведущими с 25 апреля в тибетском квартале Джантар Мантар бессрочную голодовку против репрессивной кампании китайских властей в монастыре Кирти и уезде Нгаба провинции Сычуань. Нью-Дели, 12 мая 2011
Юрист Гарвардской школы права Лобсанг Сангай объявлен победителем на выборах калон-трипы ЦТА
Власти провинции Цинхай намерены продолжать массовое переселение тибетских скотоводов
Определен порядок подготовки и работы второго общенационального генерального совещания тибетцев
Китайские власти расходуют огромные средства на продвижение в Тибете “красной культуры”
Из-за подготовки к юбилею "мирного освобождения" власти закрыли Тибет для иностранных туристов
Переговоры между посланниками Далай-ламы и «единофронтовцами» снова зашли в тупик