Вдруг поймал себя на мысли, что я ведь тоже работаю в Жёлтом доме. Ну в самом деле: взгляните на наше здание (Дом печати - Ред.). Густотой цвета оно, конечно, уступает резиденции Главы Коми. Зато уж возрастом по крайней мере не менее чем на четверть века старше.
Дому печати исполнилось 75 лет. Если подходить со всей политологической и лингвистической строгостью к слову «государственность», то Дом печати даже старше республики: настоящая (хотя и сугубо формальная) государственность Коми началась с 5 декабря 1936 года, когда была принята новая Конституция СССР, предусматривавшая институт автономных республик*.
Дом печати открылся, как и следовало в то время, 5 мая, в День советской печати, и почти через год приютил в своих стенах первый Совет Народных Комиссаров Коми АССР. Согласитесь, символично. Уже несколько лет посетителей Дома печати встречает мемориальная доска Зосимы Васильевича Панева, который проработал в этих стенах 22 года. И автор этих строк пишет их в почтительном благоговении перед аурой, исходящей от этих стен.
Символичность символичностью, но, между прочим, такие газеты, как «За новый Север» (нынешнее «Красное знамя») и «Вöрлэдзысь» (затем «Югыд туй» – «Коми му»), в политическом смысле могли чувствовать себя чуть ли не наравне с правительством. До 1958 года только они были периодическими печатными изданиями республиканского уровня. В состав их учредителей, помимо Коми обкома КПСС, конечно, входили и Верховный Совет, и Совмин республики, но главным и по сути единственным распорядителем их редакционной политики был, безусловно, обком. Редактор газеты «За новый Север» – «Красное знамя» по должности входил в бюро Коми обкома КПСС, то есть в политическом смысле был фигурой, равной председателю Совета Министров. Ну а про то, что слово журналиста тогда весило больше слова члена правительства, говорить не приходится...
В начале 60-х годов был построен нынешний Жёлтый дом. В 1972 году – нынешний Госсовет. Чиновники освободили Дом печати. Он стал наконец соответствовать своему исконному предназначению. И соответствовал никак не меньше 30 лет. Он принял в свои стены много новых изданий, увидевших свет в начале 90-х. Он был свидетелем благополучного успения многих из них. И – в последнее десятилетие – появления в своих стенах фирм и фирмочек, не имеющих ни к печати, ни к СМИ вообще никакого отношения.
Наконец, в позапрошлом году исполнительная власть решила взять реванш. Вначале в Дом печати победоносно, с захватом целого крыла, въехала общественная приёмная Главы Республики Коми. В прошлом году Агентство по управлению имуществом РК без какого бы то ни было объяснения причин потребовало от «Красного знамени» освободить оставшиеся в его распоряжении немногие кабинеты. То есть очистить здание, неразрывно связанное со старейшим СМИ республики – которое старше и самого этого здания, и, вообще говоря, самой республики.
Правительство желает вернуться?
Оригинальный пост - http://komikz.ru/news/columnists/?id=2974
Дом печати - жёлтого цвета?
На что намекаете, Валерий?
А Вы не могли бы назвать редакторов, которые входили в состав бюро Коми ОК КПСС? Я что-то не помню такой практики. Практикой было безоговорочное подчинение редакторов всех газет отделу пропаганды и агитации Обкома, а руководитель этого отдела тоже не всегда присутствовал в своём кресле одновременно с членством в бюро обкома...