Ищу единомышленников. Хочу «пробить» и вдохновить живописцев на создание Историко-художественной Галереи Республики Коми.
Вы можете вспомнить художественные полотна Национальной галереи на темы истории Коми края? Я с трудом припомнил «Усть-Куломский бунт» и «Подвиг Домны Каликовой». Наверное, я плохо знаю наши коллекции… Нет картин подвига Стефана Пермского, нет картин осмысляющих подвиг и миссию святых епископов Великопермских Герасима, Питирима и Ионы (а молитвы о них поет весь православный мир от Австралии до Шотландии и от Аргентины до Иерусалима). Не встречались картины ни о князьях Вымских, ни о добыче серебра и меди на Цильме и соли в Серегово, ни о торговых караванах в Чердынь и Вятку, ни о хане Маметкуле под Усть-Вымью, ни …
Даже 20 век – нет ни одной картины о ГУЛАГЕ, ни одной о стройках Усинска и Вуктыла (не считая картин о стройках вообще – с сомнительной ценностью –Г.С), ни одной о перестроечных временах… Литературу, драматургию, музыкальное, скульптуру, народное устное творчество в этом не упрекнешь – все это в этих видах искусства есть. ИСТОРИЮ ЖЕ В ЖИВОПИСИ не родили ни художники до революции, ни советский Союз художников, ни художники новой(?) России…какой там новой, если старую не осмыслили?
Смею утверждать, что возможно, наш регион вообще ПОСЛЕДНИЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ регион Европы, который не отразился в живописи. Наши соседи – от Вятки до Петрозаводска такие картины имеют, в т.ч. и довольно известных художников. Центральная и южная Россия выписана от Крамского до Васнецова и Кустодиева… У нас только этнофутуризм в чести. И долго?
В нынешнем году 90-летие республики, в прошлом было 230-летие Усть-Сысольска - Сыктывкара, а на эту тему не объявлен даже конкурс.
Могу продолжить…Но лучше продолжите в своих комментариях вы – те, кто готов сделать ряд шагов к появлению у нас на земле своей историко-художественной галереи.
Надо бы по районным и сельским музеям походить, авось, найти что-нибудь и можно. Ну, и поднять в СМИ вопрос можно. Идея-то хорошая.
Может не совсем Вас понял, но хотел бы Вас присмотреться к творчеству Р. Ермолина - многие картины написаны в Сыктывдинском районе. с. Ыб - природа и простые люди той, теперь уже, эпохи - 70-80-е годы 20 века.
ошибка. Следует читать "попросить присмотреться..." и далее по тексту.
Я все-таки подчеркиваю ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИИ.... а не картины вообще... Что-то о ГУЛАГЕ (вспомнил) у Асташева было, но сгорело в пожаре "под шпилем"...
Верно говорите. Печально, но время упущено. После принятия программы Федотова "модернизации сознания" и вовсе невозможно будет что-то сделать в этом направлении.
поддерживаю. Было бы очень интересно.
Согласна с Фетисовым, может, в сельских музеях что-то есть...
Если начать создавать сейчас - это будет, к сожалению, "фантазии на тему", не больше. И особой исторической ценности нести уже не будет. Я правильно понимаю, что ценность такой галереи должна быть не только художественная, но и историческая?
У нас, насколько я помню, нет даже музея ГУЛАГа.
Васнецов с "Тремя богатырями" - фантазии на тему? Или "Утро стрелецкой казни" Саврасова? Нет же - такие картины - это вопрос присутствия ЖАНРА, вопрос идеологического (в широком смысле) заказа.
конечно, фантазии на тему.
И отражают они художественный гений 19 и немного (Васнецов) 20 века.
Поэтому, то, что будет создано сейчас, будет отражать современное состояние изобразительного искусства. Ну и, согласна, идеологического заказа. Разве нет?
Ну и пусть...Строго говоря, музей - это ведь тоже "наше представление о прошлом", а не реальная историческая реставрация. Недавно по 5 каналу , кажется, историк-ученый как-то коротко формулу подал Есть 2 истории(дескать) - история представлений и история НАУЧНАЯ, где совсем другие законы.
Значит, тогда мы будет "строить музей настоящего". Это тоже правильно, хотя бы потому, что потомкам тоже ничего не оставляем, как в свое время, получается, не оставили нам.
А вот сейчас мы упремся в господдержку, госполитику и начнется традиционная "дискотека"....
вдогонку.
Помнится мне, в ДКБ в 70-х висела огромная картина с изображением деревни. Я её очень любила (мое раннее детство прошло в ДКБ))). Интересно, что с ней сейчас?
Вот одна из идей заключается в том, что пусть государство , грубо говоря, оплатит 7-9 картин ОБЯЗАТЕЛЬНОГО характера и 1-2 конкурса... а мы - ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА - пойдем по пути мобилизации инвестора , спонсора, мецената - пусть покупают и заказывают даже для себя, в частные коллекции или на украшение офисов, но С ПРАВОМ 2 раза в год брать эти картины на выставки.
Далее - крайне важен иллюстративный материал - репродукции, в учебники, на плакаты, альбомы,...календари. Эту индустрию и право на эту индустрию мы могли бы оставить за собой - опять же для аккумуляции средств на проведение новых конкурсов.
... что касается картины, которую Вы вспомнили - деревня сама по себе - это ещё не исторческая живопись...Даже если картина середины 19 века...
да, не историческая. Пока)))
Жаль, что у нас нет (или мало) художников, пишущих современный город. Он ведь так быстро меняется.
Кстати, было бы интересно сделать выставку (хотя бы фото) мест в Сыктывкаре, где уже изменился облик. Что было, скажем, в 70-х или 80-х и что сейчас.
Я ещё помню Веждино - мы туда с девчонками бегали играть. А сейчас там больничный городок и 5а мкрн.
Интересно же посмотреть, сравнить, а кому-то и вспомнить. Город так быстро меняется......
Фото, к счастью есть...Я на фото и видео снял "Свечку" от котлована до полуфабрикатного высотного состояния. А вы знаете, что именно на месте "Свечки" (Первомайская 62) был тот сарай, в который свезли все бюсты и памятники Сталина после 20 съезда?. Точно вам говорю:))) И бюсты эти провалялись там аж до конца 60-х...(В строгом закрытом сарайчике).
не знала.... )))
А какой подвиг совершил Стефан Пермский ?
Подвигнулся он в просвещении язычников их спасения ради - нес Единобожие, фактически из племен создал народ - коми. Говорить о коми раньше Стефана не приходится, это была пермь вычегодская, не единые разрозненные племена, не объединенные ни культурой, ни языком, ни вектором развития...
Покушение на чужую веру , это вы называете подвигом ? "Просвещение" с огнем ?
Почему вы считаете ваше собственное представление о Единобожии абсолютно верным представлением "О Божественном" ?
Кто вообще может определить насколько язычники "правильно" или неправильно представляют и представляли себе "Божественное" ?
А может как раз представление язычников "О Божественном" и есть самое полноценное , верное ? Вы спросите Б-га .)
Судя по написанию Бога через "Б-га", ответ писал иудей:))) Вы хотите в богословские вопросы окунуться? Подвиг от слова "двигаться" вобще-то...Двигался Стефан, язычники не двигались. Они хоронили по 8 детей из 10, и тысячелетия до Стефана от животных отличались только умением развести огонь и сказать несколько слов...Докажите обратное. Они ведь не оставили артефактов, подтверждающих другое. А Стефан ОДИН (язычников было тысячи) оставил...
Стефан сжег артефакты.
они "и тысячелетия до Стефана от животных отличались только умением развести огонь и сказать несколько слов...Докажите обратное."
Извините, Вы уважаемый назвали коми - животными? Да по Вас топор плачет.
"Судя по написанию Бога через "Б-га", ответ писал иудей:)))"
-----------------------------
Так же писал и Иисус Христос. Он тоже был иудей )))))))))))))))))))))
объединенные ни культурой, ни языком, ни вектором развития...
Современные коми хорошо понимают современных удмуртов .
Ареал распостранения пермских языков был довольно обширным и древним.
Вы до сих пор ничего не знаете о близости культур , традиций, обрядов финноугорских народов ? Карел , коми , удмуртов ? Этих соседских народов.
Они с древних времен были объединены культурой, языком, и общими представлениями о мироздании и отношения с мирозданием . Тем более это общее было и у "племен" коми.
Стефан Пермский уничтожил коми культуру и государственность. Сжигал в огне коми еретиков-язычников так же, как до этого безжалостно убивал стригальников. Это был страшный человек, защищавший интересы цекрковных феодалов. В коми народе Степан Храп навсегда будет ассоциироваться с образом безжалостного убийцы и разрушителя.
Из Вашего комментария следует достаточно спорное утверждение, что Стефан Пермский для коми сделал то же самое, что и епископ Юкатана Диего де Ланда для майя. Напомню, именно благодаря этому епископу европейцы получили первую достоверную информацию о цивилизации майя. И тот же самый епископ Диего де Ланда на аутодафе сжёг практически все рукописи майя.
Морту коми.
Приведите источники говорящие о государственности зырян до крещения.У них был флаг,герб,гимн???
Так же назовите где можно прочитать о жертвах крещения Коми Края. "Огнем и мечом" - как вы утверждаете.И о Преподобном Стефане - что он детей ел.
А вот то что жертвоприношения закончились после крещения зырян - факт. Даже на Руси до крещения,в жертву приносили людей,детей. Это же делали и евреи - есть эпизоды в Ветхом Завете,когда этот народ забывал Бога и становились язычникам,служили бесам,идолам. Все тоже и у всех язычников...
Приведите источники о жертвоприношениях у зырян.
И у русских.
Сколько эпизотов в Ветхом завете о эертвоприношениях людей ?
Вы тоже приведите факты жертв крещения зырян.
До крещения князь Владимир после похода на Византию,повелел принести в жертву двух воинов с женами. Автора не помню,он писал о Святых Православия по летописям.
Это о русских.
Приведите факты о жертвоприношениях у зырян.
Приведите факты жертв среди зырян при их крещении.
Не было жертвоприношений "людьми" у зырян .
Были. И детей жгли у идолов.
Так же как Стефан Пермский "сжигал зырян, отказавшихся креститься, а детей их ел"
Это же делали и евреи
О каких эпизодах говорите ?
...
Не приносили евреи в жертву детей .
Изучите Ветхий Завет. Евреев обличал пророк,за то что они не уничтожили язычников,а наоборот ассимилировали с ними,приняли их язычество,идолов и приносили в жертву своих детей.
Это вы должны знать Ветхий Завет.
Каково имя пророка,
призывавшего уничтожать язычников ?
Государственность? Культуру до Стефана? Может расскажете...очччч любопытно!
Уважаемый Григорий!
Может "коми морт" не совсем прав в смысле изложения, но по сути вопроса он обозначил темные точки в истории коми до Стефана.
Последние находки краеведов все больше убеждают, что письменность у коми могла быть и счет.
Был такой довольно известный советский художник Фёдор Модоров, в 1924 году он побывал на Печоре и в Колве. У него есть несколько работ, отразивших эпизоды истории нашего края. К примеру, картина "Первый съезд советов ненцев", который, если не ошибаюсь, состоялся в Колве... Что-то вроде этого. Отражены в его работах и некоторые другие эпизоды истории тех лет. Есть портреты жителей Колвы и некоторых активных участников событий того времени. Я об этом знаю, потому что историей Колвы, а по этой причине и творчеством Модорова интересовался (и даже переписывался с ним) мой отец, журналист Томас Семяшкин. Возможно, это не самый привлекательный период истории нашего края, но это тоже наша история. Есть интересные работы другого советского художника - Стожарова - по Удорскому району. В том числе, например, "Первое мая в Важгорте" (это ведь тоже уже история). Если говорить о временах ГУЛАГа. В Печоре живёт художник Борис Иванов, работает в городском краеведческом музее. У него есть интересные графические работы - по воспоминаниях его детства, проведённого на одном из островков ГУЛАГа - в Печоре. Часть работ, насколько помню, вошла в качестве иллюстраций в один из томов мартиролога "Покаяние". Надо подумать, наверняка есть и другие художники и другие работы. Я не обсуждаю сейчас художественные достоинства названных работ. Просто откликнулась на предложение Григория Спичака.
Валентина, безусловно все, что вы перечислили - это очень интересно, даже если не представляет большой художественной ценности. Я наткнулся на свой рисунок с натуры 7 класса, т.е.1974 год. Мосты через Култовку.И то - поразительные изменения -другие деревья, бараки... А чего уж говорить про материалы почти столетней давности.
Союз художников в советское время существовал, но почему-то, действительно, не удосужился увековечить исторические моменты в развитии республики: построены новые города Усинск, Вуктыл; гордость республики - ЛПК; инфраструктура новых городов. Много было сделано.
Уникальная природа местности.
Да, запечатлеть было что ради осмысления истории.
Но для этого нужны художники с совершенным воображением, чтобы картина была чуть-ли не живой. В музеях есть некоторые работы местных художников, но вызывают равнодушие, - безжизненны, без души.
Вспомните Микеланджело! Каким же гением он был, что сумел в 15-16 в.в. воссоздать (через натуру) личности библейской давности, Бога "Сотворение Адама", скульптуру "Пьета" (оплакивание Христа).
А "Тайная Вечеря" да Винчи - исторические моменты предсказания предательства Иуды, последнего ужина Христа...
Да, ещё один вопрос - стОит ли для создания галереи пригласить высоких мастеров Москвы и зарубежья? Или уповать на местных художников? Золотков , мне кажется, вполне с рядом тем справится.
Каждое Ваше предложение подлежит еще большему осмыслению.
Посоветовали мне вчера обратиться к Бутыревой Г.В. И министру национальностей - Габушевой..Вот пойду пехом-пехом по инстанциям собирать соратников... И поднимать тему. Поможете - молодцы, не поможете - спасибо, что не мешали:)))))
Г.И. не спешите.Сейчас мы делаем программу Культура уже в четвертый раз (после провала в декабре на заседании правительства Юрковским)
И Бутырева и Миннац вообще не владеют вопросом и финансами.
Подождите.
Там найдется и этой идеи место. Конечно должны быть наши художники.А кто же еще?Миннац вообще ни при делах
Мы - это кто? Там есть механизмы "без правительства", с поиском частного инвестора и с пиаром худ.продукции об истории региона?
Нет конечно. Речь идет только о государственном финансировании.Ведь дальнейшая судьба картин тоже вопрос Будет ли частный инвестор финансировать музейный уровень картин? А без дальнейшей жизни картины превращаются в предметы.Это все очень легко может превратиться в самодеятельность. Работа художников в масле дорогая.
Я понимаю. Но можно найти (повторяюсь) механизм, когда картина в частной коллекции, но с правом ОргГруппы 2-жды в год , например, выставляться. Плюс репродукции использовать в образовательных программах.
Можно и нужно.И механизм создания конкурсной среды:тема,техника исполнения,материал,размер.Цена вопроса наконец.Отбор произведений.Передача их в государственную коллекцию,страховка,передача условий на авторские права.Охрана.
А экспонирование коллекции по региону это давно отрепетированная процедура.
На все ,про все необходимо примерно 15-20 миллионов.Это я покуда писал прикинул. А частные коллекции я примерно знаю и картин достойного уровня по этой теме там нет.
Я насчитал минимум - 6,5 - 9 млн.
Григорий Иванович!
Ваше предложение о создании такой галлереи и декларируемая Вами же широта взглядов на национальную культуру никак не вяжется с Вашими радикально-ортодоксальными суждениями о коми народе и его самобытном дохристианском и доколониальном прошлом.
Программный сбой?
Или что-то личное, что видеть и думать шире мешает?..
Какой Вы недоверчивый. Минимум 9 не пойму.Ну прикиньте.20 районов.Хотя бы по миллиону на каждый район. В масле работа стоит примерно от 300 до 500 тысяч. В графике дешевле: до 100тысяч. Вот и получается,что по каждому району будут представлены по четыре-пять работ.
Вот тут "принцип равенстав", расчет по районам не работает мне кажется... я из другого исходил: Вы правы, работы от 140 до 500 тыс. Минимальная галерея - 20-25 работ.... итого - 6,5-9 млн.
Да никакого равенства в моих прикидках и в помине нет . Это среднеарифметическая температура по больнице. Ну смета что ли. Конечно о Сыктывкаре может быть больше,о Воркуте,Усть-Куломе.. Потом есть разнообразие техники.Это и акварели,рисунки,офорты и т.д.
А галерея это не меньше 80 работ.
У нас разница в понимании масштабов галереи. Я скромнее (для себя) задачу ставил:)))))
321-му...пока я вижу программный сбой у тех, кто утверждает о государственности "до Стефана", о культуре именно КОМИ до Стефана... прошу рассказать мне об этом - НОЛЬ! Ответа дождусь когда-нибудь?
А кто уничтожил "артефакты" древних коми ?
Вы требуете доказательств .? А разве их не сжигал Стефан ? Разве не были изгнаны Стефаном "учителя" народа ?
У древних евреев была религия, традиции и до Аврама.
Также были традиции , "вера" и у древних коми.
А разве строительство и архитектура коми - это не культура ?
Прочные , добротно и интеллигентно построенные дома . ......... Орнамент , хранящий информацию., ....... есть еще много много интересного ,
А что, есть сомнения в существовании коми языка и фино-угорской прародины Перми Великой?
и, возможно, Биармии?
Или Вас только мордой по распятию (или обратное)
устраивает? - в смысле артефакты-раритеты нужны?
Как-то приземленно, не от Бога мыслите,
а Он "не от мира сего".
А представте себе полную утрату материальных носителей хр-ва после.... не 70-ти, а хотя бы 500лет
глобального Интернационала и Советской власти.
И святых писаний нет, и Кумранских рукописей, только Кодекс Стр-ля Ком-ма - Вы бы и креститься забыли как, не то что "Отче наш"...
Ответы? - а они Вам нужны?.. Ведь для вас лучше чтобы их не было вовсе. Последние 2000лет так все и уничтожалось.
Но они есть! - "Меч во мне. Род со мной!", сказано.
А на сегодняшний день нет никаких сомнений, что Биармия существовала. И письменные источники ("Орозий Короля Альфреда", собрание саг "Земной круг", "Сага о Боси", "Сага о Хаконе" и др.) подтверждают не только её существование, но и то, что Биармия находилась на территории проживания коми.
Многие российские историки (Н.И.Костомаров, Н.М.Карамзин и др.) отождествляли "Биармию" скандинавских саг с "Пермью" русских летописей. Великий российский учёный М.В.Ломоносов, владевший, кстати, коми ("пермским") языком, писал в своём труде "Древняя Российская история": "Пермия, кою Биармией называют, далече простиралась от Белого моря вверх около Двины реки, и был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и с другими нормандцами".
321-му...где начинаются "аргументы" типа "мордой по распятию" - там не считаю нужным с хамлом беседовать...
Авраму. Вы имеете представление о том, какие объединения людей становились цивилизационными, а какие "тонули" и рассыпались в доцивилизационный период в период построения цивилизации. Весь вопрос - почему? Почему десятки известных ойкумен цивилизации до появления аврамических религий так и и сдохли не развившись в цивилизацию глобальную?
Насчет архитектуры не смешите, пожалуйста... избы появляются в 70-80 годах девятнадцатого века. До этого на бОльшей части территории были домишки лабазного типа. И первое и второе приходит с Мезени и с Двины. Калька.
Это избы появляются .
А керки были здесь до изб. Также , как были и у удмуртов. До изб.
"Сдохли" не все . Не все перешли в "абрахамизм".
Кстати, существует новая, новейшая теория о приходе новой глобальной цивилизации. Ее сторонники утверждают , что только их религия является самой верной и актуальной , что только ее сторонники попадут в рай. И искренне верят, что должны спасти человечество от неверия и неверных.
Тоже хотят спасти . И вас наверно тоже) "Их спасения ради"
Может на данный "период построения их цивилизации" они правы ?
Бур туй!
в хр-ий рай!
Никаких евреев до Авраама не было. Он был первым.
Относительно язычества. Существует довольно диковинное представление, что вот сидела обезьяна на дереве, потом, воспылав любовью к труду, стала человеком. И так как она не могла объяснить, почему молния сверкает, а вода мокрая, придумала себе богов. Нынешние язычники уточняют, что боги на самом деле были. И очень хорошие. Наверное. В чем хорошесть не поясняют. Раз прапредки верили, значит хорошие. Предки, деды, отцы - для них мимо. Их насильно заставили. Кто заставил? Ну вот коми например Степан Храп. Пришел из Устюга и заствил несколько десятков тысяч охотников-язычников креститься. Бегал по лесам, отлавливал, и заставлял. То есть это были такие трусы, страшно нерасторопные, при этом, которые нигде от Стефана спрятаться не могли, и просто панически его боялись?
Нет - отвечают язычники. Он с отрядом пришел. Конкистадоров. Что за отряд не объясняют. Мол сам доказывай, что отряда не было. Ну хорошо, признаем сущестование этого невидимого отряда. Какой он должен был быть по размеру, чтобы переловить хотя бы несколько тысяч коми по лесам? Да в общем-то небольшим. Три-четыре дивизии егерей. Полк-другой Ми-8 и одна эскадрилья Су-24МР. Самое сложное было удержать от миграции за Урал. Для этого пришлось оборудовать цепь пограничных застав. Далее Стефан приступил к уничтожению коми-культуры. Начал с того, что создал на основе охотничьх пасов коми-азбуку и перевел на нее Евангелие и ряд богослужебных текстов. Ну еще сжег идола и еретиков. Оказывается, не успев креститься, охотники тут же придумали ересь. К сожалению о ней ничего не известно, но наверняка это было нечто изумительное по глубине, ведь люди только что крестились, просвещение еще не омертвило их
мозг. Вот такая грустная история. Понятно, что даже дитя малое в нее поверить не может. Но коми-морт верит. Ну и пусть верит.
не обязательно только охотничьих пасов. Пасы уже были сами по себе "письменностью".
Ну и где стефановская азбука ?
Просуществовав несколько десятков лет была запрещена соратниками Стефана - РПЦ ?
Нет, никто ее не запрещал. И просуществоала она довольно долго.
Если не запрещал , то где же она ? Почему церковь не использовала ее ? Не использовала богослужебные тексты на анбуре ?
До Анбура существовала
древнепермская
руническая письменность.
На смену одной религии приходят другие
Без Ми-8 без эскадрильий.
Есть такая молодая религия , которая однозначно запрещает употребление алкоголя. Может она лучше подойдет для населения страны , которая катастрофически страдает от алкоголизма ? Чем не выход для народов сохраниться ? Не деградировать , не вымереть ?
Ислам - спасение от вымирания ? от алкоголизации страны ?
1. По поводу крещения Стефаном Пермским "нескольких десятков тысяч охотников-язычников". В жалованной грамоте Ивана III 1485 года отмечено, что в земле Пермь Вычегодская насчитывалось 1716 "луков", то есть взрослых мужчин. А всего численность податного населения (тем самых крещённых "нескольких десятков тысяч охотников-язычников") составляло 6,5 - 7 тысяч человек. Безусловно, если численность неподатного населения (тех самых коми - язычников) и была больше численности крещённых, то ненамного.
То есть никаких "нескольких десятков тысяч охотников - язычников", обращённых в православие Стефаном Пермским, не было.
2. По поводу отряда охраны и охранной грамоты, выданными Стефану Пермскому великим князем Дмитрием. Зачем доказывать наличие этого отряда, если это давным-давно доказали учёные-историки Института языка, литературы и истории Коми научного центра РАН?
Если есть вопросы, то обращаться нужно именно туда - в Институт языка, истории и литературы Коми научного центра РАН.
3. По поводу миграции за Урал. Интересно, а по какой причине русские не мигрируют в "российскую Швейцарию" - на Кавказ? Наверно, по той причине, что живут там вовсе не швейцарцы. Вот и Урал вовсе не пустовал - по обе стороны Урала жили вогулы, с которыми коми с давних времён враждовали.
4. По поводу преследований еретиков. Кому-то всегда хочется верить, что у нас и мечети в Поволжье сами собой горели, и старообрядцы, кроме того, что по доброй воле переселялись на окраины государства, так ещё сами себе языки вырывали и руки отрубали, и еврейских погромов у нас не было. Как говорится, это было давно и неправда. Ну пусть он и дальше верит, но он будет не прав.
Дискуссия, однако, Григорий Иванович разгорелась. Но вы сами-то верите в то, что власти это надо? Что она выдаст на это денег?
Вариант ответа - очпростой: порешайте, скажем, с Золотковым вопрос о создании одного произведения такого рода и попробуйте убедить ЖД купить его для галереи, для музея, для представительства в Москве. Тут и вино будет.
А спонсоров вы, уважаемый, в Коми вряд ли сыщете.
Я смотрю, на «семёрке» много любителей буквы «Ё» появилось. Ну так я не в претензии — пользуйтесь. Ещё, клоун бездарный, можешь внизу «Ёшка» приписать. Или очко играет? А я могу и без ника обойтись.
Григоряну.
Весь сложный комплекс представлений о Боге, сложившийся в хр-ве только к 18-19в.в., с вашей точки зрения у аврамической обезьяны возник СРАЗУ
2тыс.лет назад? - Думаю, что пастухи коз, голодранцы и "люди смерти" из пустыни представления о кресте (и колесе) не имели. Турпоход по Синаю им чуть-чуть мозги вправил, но за чужой счет.
И за чужой счет и чужим умом они обрели Тору и Библию. Но остались богообрезанными.
Вот такая грустная из-Тория... Понятно, что даже дитя малое в нее поверить не может. Но хр-не верят! Ну и пусть верят.
Григорий Иванович а Вы когда последний раз на выставках или в мастерских художников были. Все, что Вы предлагаете создать уже есть, зайдите в гости к Дмитриеву, Бендерскому, Торлопову, Капотину у других сам не был, но наверняка найдется многое. И относительно цен даже не сомневайтесь для знатного дела мастерюги и подарить смогут. Вопрос в другом власти это сто лет не нужно. Откатов художники так и не научились давать, хотя уже просят.
что бы не быть голословным приведу несколько названий работ:
последняя зона Воркуты
пресс родины, утро Родины, Осень трех поэтов, это только то, что вспонилось сразу и связано с историей Коми края в 20 веке.
Да, я эти картины даже помню. Но все ж имею ввиду истоию 14-19 веков...
Гриша, нет механизма, то есть не к кому обратиться, чтобы выделили средства или отказали - на картины. Необходимо создание структуры фонда с представителями власти и общества и определенным бюджетом, пусть небольшим и абсолтно прозрачной схемой распределения средств. Куда можно было бы обратиться с твоим предложением.
Счас вот Б.Б.Май занимается со товарищи, а я пойду путем"консультаций" и бесед с влиятельными лидерами общественного мнения (в т.ч. и с многими из вас). Если тема всерьез начинает звучать, значит тема воплотится в конкретные картины.
Г.И. Я бы никогда не стал бы Вам давать советы,которые вызвали такое раздражение у Вас,если бы не просьба об этом.
Было бы нечестным промолчать,когда за спиной 30-летний опыт работы с художниками и выставками-подумал я и глупо подставился.
Посему не настаиваю,не даю советы.
Бывает,что одержимость права.
Раздражение? Борис Борисович, не понял в чем и где вы его увидели? Я всего лишь сказал, что буду заниматься параллельно.
Гриша, отличная идея! Поддерживаю двумя руками и готова помогать. Удачи! Звони, если нужна помощь.
Лена, спасибо.Сто проц.-позвоню!!!!
Язычники коми не могли убить человека, религия запрещала.Христиане воспользовались этим, и истребили элиту коми. Памятники достефановской Коми были окончательно уничтожены после Октябрьского переворота. Все, что могло быть использовано как письменный источник, подлежало уничтожению. Активно участвовали в этом и сотрудники пеницитарной системы. Кстати, уничтожалась любая письменная литература не только коми, но и других малых народностей. Все делалось централизовано и целенаправленно, на основании нормативных документов.
морту ягу.
А кто уничтожал? Если и было такое после октябрьского переворота. Все местные. Превратились в членов ВКП(б) и уничтожили свою историю.
Скажите им спасибо.Коми мортам.
Примеры можно? Или опять исчезнете навсегда?
Для майя и инков конкискатодоры навсегда останутся убийцами и палачами. Несмотря на то, что христианская церковь всячески "приглаживает" их зверства. Так и Степан Храп навсегда останется кровавым палачом в памяти коми. Память народная передает из поколения в поколение предания о кровавом убийце. Никакие официальные публикации о якобы " добром дедушке" ничего не смогут изменить. В памяти многих россияен он остается жестоким преследователем "стригальников". Благодаря своей жестокости он и продвинулся в иерархии.
Чушь изволите нестис-ссс.
Свалили в кучу католиков с их крестовыми походами на новый свет.Они и на Русь Православную ходили и огребали. Укажите источники инф. о жертвах крещения зырян.
Язычники до крещения приносили жертвы своим богам,идолам,бесам. В жертву - людей и детей.
Вы опять язычества захотели. А кто мешает устроить капище,взять бубен,откушать мухоморов и пляши себе : "Ита-Ита-Ита-та-та" что вижу - то пою.
Зыряне-язычники не приносили в жертву людей .
О мухоморах. А чем отличается грамм мухомора от бокала сильного алкоголя ? Или милимилиграмм мухомора от 100 грамм кагора ?
Я ж и говорю.
Кто Вам мешает камлать ? Не ужели РПЦ ?
Или, заложенный генетический страх перед святителем Сефаном Пермским??? К стати мухоморы в лесу продолжают выходить,как и прежде. Дела за Вами... было бы желание...
Зыряне приносили в жертву людей - из той же оперы,что и со Стефаном Пермским прибыли регулярные воска и зачистили территорию. БРЕД!
Вы не можете доказать этого и я ... Вам просто так захотелось...и мне...
"Ниочем"...приведите источники...Память народная? Часто на поверку это память дяди васи 60-х годов... Трепотня - она и в африке трепотня...
О культуре КОМИ именно до Стефана -
Коми пывсяны - ритуал, говорящий о достаточно высоком уровне культуры гигиены коми и вообще здорового образа бытия ,
традиции в питании ,
в лечении,
календари и т.д.
Есть такое понятие "финноугорская древнейшая цивилизация"
Есть такое понятие " Коми древнейшая цивилизация ".
Понятиями в данном случае называются догадки, теории, точнее гипотезы... Финно-угорская древнейшая цивилизация - да, это принять можно. Коми, как народ, появляется так же, как и русские - в 14 веке...
Тесты о жизни Исуса Христа появляются достаточно поздно. Их тоже можно назвать теории, догадки , гипотезы ......
в 14 веке...
Это не значит, что русские вот так , взяли и появились , как инопланетяне...
И на каком языке говорила мама Стефана Пермского ? В 13 то веке ? Разве не на коми ?
А мы не знаем. и никто не знает... Что об этом осталось в истории?
Но ведь писал Епифаний премудрый , что знал Стефан 3 языка и 3 грамоты знал пермскую , греческую,русскую.
В 14 веке.
Пермскую...где КОМИ?
К пермскому языку относится и коми.
Точно так же, как к славянскому - русский, но славяне из которых "слепились русские - это сложнейший процесс, в котором Православие сыграло роль первейшую... И руссские в конце 14 века, после поля Куликова отличаются от славян начала 14 века, как современные греки от греков времен Ахиллеса...
А вот коми язычники 13 века мало чем отличались от язычников пермян 14 века.
Пермяне чего - Кайгородка или Выми (Йымынгвоша - где манси было едва ли не половина), пермян, которых по оценкам официальной науки на территории современного Коми края во времена Стефана было всего около 5 тыс. И это от Устюга до предгорий Урала, от Лузы до верховий Печоры...Вперемешку с манси, вотяками,, русскими...Сегодня-то диалеты отличаются до крайности, а тогда это фактически разные семьи и роды...
Территория проживания коми, действительно, была шире, чем сейчас. Кроме территории современной Республики Коми, это были восточные и юго-восточные районы современной Архангельской области, восточные районы современной Вологодской области и северные районы Кировской области. И, кстати, именно после христианизации Коми края, резко усилилась земледельческая колонизация Северо-Востока русскими крестьянами. Это не было следствием какой-либо экспансионистской политики Русского государства. Просто-напросто в связи с ростом крупного землевладения, сопровождающегося закрепощением крестьян, в центральных районах Русского государства становилось жить всё тяжелей, и простые люди предпочитали бежать на новые окраины государства. Коми, проживавшие вне пределов современной Республики Коми, были частично оттеснены, а по большей части ассимилированы. Район, где Стефан Пермский крестил первых коми и построил первую церковь, находится сейчас в районе современного г. Котласа.
По поводу численности населения. На многих территориях, занимаемых раньше государствами майя, сейчас проживает меньше (или гораздо меньше) населения, чем это было в дохристианский период во времена расцвета городов-государств майя. Так что недостаточно большая численность населения вовсе не означает, что в прошлые времена здесь жило столько же людей или ещё меньше. Да и цифры в пять тысяч человек очень и очень относительны.
"В древнерусских источниках предков коми (зырян) называют пермью или пермянами. "http://www.syktyvkar.eparchia.ru/michail_rogachev.html
Коми язык - это и есть пермский .
Вообще-то, даже официальная историческая наука считает, что коми как народ сформировался в XI веке. Это в любом учебнике истории Республики Коми написано. А о народе, имевшем свой язык и свою письменность и проживавшем на территории современной Республики Коми, упоминали многие мусульманские проповедники и путешественники. Для примера можно назвать Ахмеда Ибн-Фадлана, мусульманского проповедника и секретаря Багдадского халифа, побывавшего в Волжской Булгарии в 921-922 года, мусульманского проповедника Абу-Халида Ал-Гарнати, побывавшего в Волжской Булгарии в 1133-1134 и 1135-1136 годах.
Неправда. Ахмед аль Фадлан упоминает всего лишь о стране Вису, но совсем не о коми или даже пермянах...
(к слову - аль Фадлан - это и есть тот 13 воин, которого играет в знаменитом голивудском фильме Антонио Бандерас. В самом фильме это сказано).
И Абу-Халид Ал-Гарнати писал о той же самой стране Вису, но уже гораздо более подробно, чем Ахмед Ибн-Фадлан (как-никак со времени путешествия последнего более двух веков прошло). И описание географии страны Вису, и описание народов, соседствующих со страной Вису, совершенно определённо дают понять, что речь идет именно о территории, населённой как сейчас, так и тогда народом коми.
В чем там "определенность"? И даже если бы она была - государственность-то где? Или хоть какие-нибудь черты самоуправления? Где хоть какие-нибудь факты отношений , договоров с соседними государствами и образованиями?
Коми до принятия христианства "от животных отличались только умением развести огонь и сказать несколько слов". Как Вы понимаете, это не мои слова. Эти слова были бы уместны для средневекового церковного историка, но уж никак не для Вас, человека, живущего в 21 веке.
Все, что связано с дохристианской периодом истории Коми края ("определённость", государственность, самоуправление, археологические находки и многое др,), было неинтересно в прошлые времена в силу того, что история Коми края рассматривалась через призму истории православной церкви.
А вообще изучение дохристианского периода истории Коми края по-настоящему началось только после революции 1917 года. Именно в 20-е годы прошлого века начались первые археологические исследования на территории нашей земли, начала проводится серьёзная этнографическая работа. До этого интерес к истории коми народа проявляли лишь креведы-любители, а археологические изыскания практически не проводились. И во многом благодаря археологическим археологическим исследованиям (первопроходцами были А.С.Сидоров и А.П.Смирнов) мы на сегодняшний день знаем, что коми занимались не только охотой и рыболовством, но и хлебопашеством, животноводством и различными ремёслами. За многие века до прихода Стефана Пермского, ещё в поселениях "ванвиздинской" культуры были развиты металлургия и металлообработка. А плавить металлы на территории Коми края начали ещё в III тысячелетии до н.э. Как понимаете, всё это мало соотносится с образом коми как неких полуварваров-полукочевников, которые "от животных отличались только умением развести огонь и сказать несколько слов".
Я уверен, что коми являются одним из древнейших народов Европы и что на территории проживании коми в древности существовало государство (Биармия из скандинавских саг и страна Вису из мусульманских источников).
Металлургия вандвиздинской культуры - кто вам сказал, что она была коми? тигли я сам откапывал - 8 век(Лозым), бусы и иглы находил - 12 век(Койтыбож), ритон, найденный экспедицией Савельевой под Онежьем (почему-то приписанный Кичилькосскому могильнику)... Но кто вам сказал, что это были коми и уж тем более, что у них было государство?
Именно "ванвиздинская" культура, а точнее, а точнее местные жители, принадлежащие к "ванвиздинской" археологической культуре позднего железного века, стали базой для формирования древних коми. Впервые эта теория была предложена Вячеславом Канивцом, а впоследствии развита упомянутой Вами Элеонорой Савельевой. Даже эта официальная теория противоречит Вашим представлениям о низком уровне развития коми-язычников в дохристианский период.
Конечно, фраза построена слишком категорично. Правильнее её надо бы написать так: " многие из язычников тогда от животных отличались только умением развести огонь и сказать несколько слов".
Ной тоже был язычником и уже умел "сказать несколько слов" аж с самим Богом .
И Авраам тоже был язычником .
Мы с вами счас спецкурс по этногенезу обсуждать будем? И критерии формирования наций?
спичак - редкостное чмо.