В преддверии выборов нового премьер-министра тибетского правительства в изгнании, который будет наделен реальной политической властью, вице-президент Конгресса тибетской молодежи (TYC) Дхондуп Лхадар (Dhondup Lhadar) дал интервью Адриенн Вольтерсдорф (Adrienne Woltersdorf) из Deutsche Welle. Учитывая, что TYC насчитывает 35 тысяч членов, позиция этой тибетской неправительственной организации представляет существенный интерес для оценки результатов выборов.
Deutsche Welle: Предстоящие 20 марта выборы станут самыми важными выборами за всю историю тибетского сообщества в изгнании. Но что они изменят?
Дхондуп Ладар: Эти выборы очень важны для нас как тибетцев. Его Святейшество стареет и ситуация в Тибете ухудшается. Мы будем голосовать за будущее Тибета.
Вы возглавляете крупнейшую тибетскую неправительственную организацию. Конгресс тибетской молодежи насчитывает в мире приблизительно 35 тысяч членов, большинство из которых – молодые тибетцы, впервые участвующие в выборах. Рассчитывали ли вы на такой уровень интереса?
- Мы готовились к этим выборам с 2007 года. К настоящему моменту я возглавляю Конгресс тибетской молодежи уже пять лет и посетил более 40 общин тибетской диаспоры в Индии. Я уже несколько лет говорю о значении парламентских выборов 2011 года.
Что вы думаете о решении Далай-ламы уйти в отставку в качестве политического лидера?
- Мы имеем четко определенную позицию по этому вопросу, которую давно передали Далай-ламе. Мы убеждены, что с 2001 года, когда тибетцы демократическим путем избрали нашего премьер-министра, объем политической деятельности Далай-ламы стал сравнительно меньше. Однако отставка Далай-ламы отнюдь не означает, что он уйдет от борьбы за освобождение Тибета. Его Святейшество может уйти в отставку от политики, но не от нашего дела.
На что вы рассчитываете в будущем?
- Мы рассчитываем, что с этих пор будем представлены никем иным, как демократически избранными лидерами. Далай-лама никогда не избирался.
Вы наверняка осведомлены, что западные лидеры будут испытывать затруднения, встречаясь с тибетским премьер-министром в изгнании – из опасения обидеть Китай?
- Для нас неважно, кого признает международное сообщество, и кого нет. Для нас важно, кого мы признаем в качестве своего лидера. Взгляните, египетский народ вышел на демонстрации против своего лидера Мубарака. И хотя правительство США пыталось оставить его на посту, египтяне в конце концов заставили его уйти. В итоге правительству США пришлось принять решение египетского народа. И следует заметить, что египтяне смогли добиться своей цели за сравнительно короткое время.
Действующее тибетское правительство в изгнании убеждено, что лишь небольшое число тибетцев на самом деле желает независимости от Китая, а большинство поддерживает требования Далай-ламы по поводу автономии. Придерживаетесь ли вы той же точки зрения?
- Нет. 90 процентов тибетцев хотят независимости. Они даже готовы отдать за это свою жизнь, как мы видели во вpeмя протестов 2008 года. Все демонстранты требовали независимости. Но справедливо также, что около 90 процентов тибетцев в изгнании поддерживает подход ‘Срединного пути’, стремящийся сохранить Тибет в качестве автономного региона внутри Китая. Но они поддерживают вовсе не политику какого бы то ни было подхода, а Далай-ламу, который избрал ‘Срединный путь’.
Вы уверены, что подход ‘Срединного пути’, избранный Далай-ламой, потерпел провал?
- Да, я в этом уверен. Мы придерживались этого пути в течение 30 лет, но мы не видим, чтобы это принесло какой-то успех. Его Святейшество неоднократно и сам указывал, что переговоры с Пекином оказались бесплодными.
Так вы предпочли бы прекратить диалог?
- Если взглянуть на ту ситуацию, которую мы – тибетцы - имеем внутри Тибета, и на упертое поведение правительства в Пекине, и на наш подход, то, по-моему, всякие дальнейшие попытки создать существенный диалог будут бесцельны.
Что есть у вас, если не диалог с Пекином?
- Я уважаю диалог. В период кризиса это всегда наилучший подход. Но он должен базироваться на прочном историческом фундаменте. В прошлом Тибет был независимым. Следовательно, будущий диалог должен быть нацелен на независимость.
Можете ли вы вообразить, чтобы в будущем Далай-лама призвал к войне против Китая? Есть ли в действительности альтернатива Срединному пути?
- Мы искренне надеемся, что Далай-лама сможет вернуться в Тибет до своей смерти. Если ему придется умереть в изгнании, то и его подход ‘Срединного пути’ умрет вместе с ним.
Deutsche Welle, 17 марта 2011
24-летняя Чодон, участница мирного марша возвращения в Тибет, выступает за освобождение своей страны
52 участника тибетского протеста задержаны у посольства КНР в Нью-Дели
Тибетский парламент в изгнании просит вернуть конфискованные полицией Катманду урны для голосования
Посол КНР потребовал от московской милиции пресечь протестные акции друзей Тибета и “Фалуньгун"
Конгресс тибетской молодежи провел в Дхарамсале большую манифестацию против китайского режима
Полиция применила дубинки против участниц акции протеста у китайского посольства в Нью-Дели