«Многая знания – многая печали». Воистину так! Потому что со знаниями приходится что-то делать…Делиться, и иногда они становятся сплетнями, иногда – советом, иногда – руководством к действию. Как бы потом не пришлось раскаяться…
Полученные знания о назначении новых министров стали для меня внутренним терзанием. Казалось бы, сама там была и быстро поняла, что министр на самом деле только вывеска. Спрашивают с министра не за то, какой он профессионал в отрасли, которой руководит, а за то, насколько его действия и слова угодны его вышестоящему начальству, т.е. Главе РК и курирующему заму Главы. Логика Главы-финансиста в новых-старых назначениях понятна, например, в случае с министром здравоохранения Я.Бордюгом. Нет вопросов и по рокировке заместителей Главы, ну, пройдутся по тому же кругу некоторое время, народ даже не заметит этих изменений. Отставка с поста министра И.Поздеева, по слухам, означает его скорое назначение градоначальником столицы Республики Коми. Если это подтвердится, то, думаю, Сыктывкар приобретёт настоящего хозяйственного и авторитетного в народе мэра. До Шпектора, правда, ещё далеко, но со временем И.Поздеев может стать таким. Свой до мозга костей, закваска усть-цилёма, опыт руководителя конкретной строительной компании, опыт государственника. Как бы только уберечь его, чтобы не втянули в политсоветы и другие далёкие от прямых забот о городе и горожанах дела? К сожалению, нам ( я имею в виду и свою ответственность как секретаря Общественного совета при главе администрации МО ГО «Сыктывкар», и председателя совета А.М.Окатова и членов совета, среди которых Е.Борисов, А.Виноградова, Г.Лапшина, В.Козлов, Л.Трапер и других ) не удалось стать полезными советчикам для Р.В.Зенищева.
Личное знакомство с министрами социального блока не позволяет быть объективной в оценке их отставок-назначений. Теперь уже бывший министр культуры В.Юрковский напомнил меня самоё, моё внутреннее состояние человека, получившего такой высокий пост, уверенного, что горы свернёт, поднимет культуру республики на достойную её высоту. Как и я, Юрковский был искренен в своих стремлениях: преобразовывая, меняя, улучшить ситуацию в совершенно провальной отрасли (я говорю «провальной» не про культуру самоё, а про отрасль в государственном секторе). Проект программы «Культура РК (2011-2014)», подготовленный под его руководством, был лучшим из всех, когда-то действовавших в республике: солидное финансовое наполнение, выверенные индикаторы исполнения, посчитанные социальная и экономическая эффективности. Однако прокатили… Хотя республика уже с 2005 года живёт вообще без республиканской программы по культуре, только на сметном финансировании и собственных скудных доходах учреждений культуры. С новым министром, думаю, без больших корректив, программа будет принята. Такие вот дела… Да, Юрковский сам виноват в том, что быстро приобрёл врагов среди влиятельных людей в отрасли, не хватило ему опыта руководителя какого-нибудь низового звена. Но, честно признаюсь здесь, мне жаль, что ему было мало отпущено, может быть, он сумел бы сделать врагов друзьями, а сумма его здоровых амбиций и амбиций лидеров, к примеру, В.Судаковой, М.Герцмана, С.Горчаковой, Б,Мая (список длинный) вытянула бы многострадальную отрасль культуры к развитию.
Теперь самые трудные две темы, связанные с новыми назначениями. Трудные потому, что одной отрасли – образование – я много лет принадлежала и принадлежу сейчас по своей профессиональной деятельности, другой – национальная политика – много лет служила и продолжаю служить бескорыстно на общественной ниве. По этой причине оценки давать – просто опасно. Но внутренние терзания, не находящие выхода, ещё опаснее, правда, лишь для здоровья, а не для дела, которому служишь. Ну да ладно, дела, может, пора уже и завершать. Пусть другие делают лучше. С Богом! И с новыми министрами!
Когда в Министерство образования РК пришла Н.Нестерова, я увидела в ней будущего министра: несмотря на молодость, Нина имеет за плечами большой опыт и руководителя педагогических коллективов, и государственного служащего, умница, кандидат наук, имеет яркие организаторские способности, внутреннюю культуру и, что, на мой взгляд, особенно важно для министра (см. выше историю В.Юрковского), талант коммуникатора… Почему это не случилось, для меня загадка. Зачем надо было звать обратно в республику В.Шаркова? Да, приятный человек, да, недалёком прошлом был хорошо известен в республике как директор физико-математического лицея-интерната и как ведущий нескольких республиканских конкурсов и форумов. Но физико-математический лицей-интернат с тем хорошим заделом, который достался Шаркову от Д.Полукшт, и не мог не развиваться! Уметь вести конкурсы – сомнительное качество для министра, хотя опыт российского министра-шоумена М.Швыдкого ( с которым мы были, можно сказать, даже дружны) говорит, что это и не лишнее качество для министра. Остаётся ждать по поговорке: «Поживём-увидим».
Два разных министерства в одно Министерство культуры и национальной политики были объединены при мне. Собственно, это и было одним из условий моего назначения на должность министра в 2003 году. Я до сих пор считаю этот шаг В.Торлопова правильным: в республике с населением менее миллиона иметь столько министерств непозволительно. Национальная политика – это не отрасль экономики, зачем нужно министерство? Национальная политика, безусловно, важная составляющая политики государства в отношении своих граждан, но для анализа ситуации в этой сфере и выработки стратегий и тактик есть наука, для координации деятельности общественных формирований национальной, этнической, этнокультурной направленности нужен соответствующий совет при Главе РК. Содержание же республиканских программ в этой сфере – чисто этнокультурное, т.е. с ними Министерство культуры справится. Однако лобби национально-культурных автономий, считающих, что в объединённом министерстве деньги на их поддержку будут выделяться меньше, оказалось сильным, и после моего ухода вскоре снова стало два министерства. (Это не повлияло на личные взаимоотношения с автономиями, я дружу со многими из них.)
Что произошло сейчас с назначениями в этих отраслях, простите, министерствах, отрасль «национальная политика» есть только в бухгалтерских документах, в жизни её нет и не может быть. Министра Коробова переводят с «нацполитики» на «культуру». Зачем? Для меня ответ очевиден, ибо подтвердился слух о том, что давно уже расчищали место для Г.Габушевой. На должность заместителя министра она была назначена А.Черновым из своего секретариата именно с этим прицелом. Приятной наружности, коми, вся такая своя в доску и для народа коми и для господина Чернова. Скажете, а те же слова я привела про И.Поздеева, но вроде там читался очевидный знак плюс за этими словами. Отвечаю: про Поздеева далее следуют слова о нём как об опытном руководителе успешной строительной компании. На мой взгляд, если человек никогда не руководил конкретным коллективом, пусть даже небольшой бюджетной организацией, нельзя оценить его деловые, организаторские, коммуникативные качества. Габушева не руководила. Оценить не могу.
Министерство нацполитики выгоднее сто крат по сравнению с Министерством культуры: в культуре – большая сеть подведомственных, нуждающихся государственных и совершенно нищих муниципальных учреждений, финансирование по которым ежегодно секвестируется, а министру надо делать вид, что государство заботится о культуре, при этом, я уже писала выше, нет ни одной действующей республиканской программы. У Миннаца почти нет подведомственной сети бюджетных учреждений, но зато есть две действующие программы республиканские, а еще чуть-чуть федеральные программы. Причём при секвестировании бюджета их стараются не трогать, всё-таки сфера очень чувствительная для власти.
Коробов –- опытный политик. Он удержится. Даже когда досталось рулить культурой. Хочется думать, что его перемещение связано именно с такой оценкой деловых качеств Валерия Ивановича, а не с чем-то иным…
Да, у Габушевой нет организаторских и управленческих качеств. И это может сильно нарушить ныне спокойный Коми му.
Возможно, ей дано одно задание - утрясти вопрос по статусу коми-ижемцев.
Какое серьезное аналитическое про министров оккупационного правительства...было бы смешно, если бы не было так грустно..
Интересная аналитика.
Спасибо. Я долго ждал от Вас подобного анализа. Надо подумать. Хочется ответить.Но! Подожду. Как бы не навредить.Я ведь не один.
Мог бы сегодня и не оставлять коммента. Но сделаю прощальный жест. Вся эта чехарда с министрами ни к чему хорошему не приводила и не приведёт. Пока процветают "в отраслях" доильщики Черновы, секретарши Габушевы и прочая ..., в Республике Коми не будет ничего путного. Печально это осознавать под конец жизни. Ладно и то, что прожил я жизнь довольно сносно. Тварью не стал. И за то спасибо тому, перед кем предстану через неделю-другую, а как врач определил себе примерно такой срок. Жаль не смогу вам сообщить, зовут ли его Ен, Саваоф Яхве или как-нибудь иначе. Поеду в деревню. Ящик хорошего коньяка уже купил. Проведу остаток дней в тишине и без интернета. Либерастов и торговцев Родиной достану и с того света.
Добрым людям - самые лучшие пожелания. Недобрым - по вере их.
Оставайтесь с миром.
Милый мой Натурфилософ.Вы потавили себе неправильный диагноз.Врач ошибается на свой счет вдвойне.Если у вас ящик коньяка,то это хороший симптом.
Немедля бросайте плохие мысли...Жизнь многих так ничтожна,что и вспомнить нечего...Смысл жизни многих так подзаборен,что жалки они,как бессловесные...Живите,я вас прошу...))))????))))
Впервые в жизни читаю такие строки. Разволновался очень. Вы запомнились своими комментариями. Вы честный и смелый человек!
С уважением!
Мне бы хотелось знать Ваше имя, чтобы зажечь за Вас свечу...
Всегда ждал Ваши комментарии - честные и очень честные. И очень интересные.
Пишите еще !!!! Вы нужны !!! Нам и будущему Коми обществу !
Не верь врачам, брат. Мне самому 10 лет назад давали всего 2 года жизни. Не верь!
Откровенные и сильные слова. Так же откровенно, Ваши усилия и здесь, видите, не напрасны. Для улучшения жизни нужны нам духовная работа, молитва, соединение с Богом, принятие Его сил. Если принимаем высшие цели, Господь может нам дать новые силы, время. Для нынешней жизни, для будущей. Нам и за нас всем. Поэтому позвольте предложить самое важное должное: желаете ли, причащались ли? Со всем уважением, все что можем сделать.
Зачем стремишься, брат, уйти? Всё равно все там будем.
Отдыхай. Коньяк раньше был во многих исцеляющих рецептах.
Философ должен натуралить здесь.
Н-да... Года четыре назад у меня был случай, когда в инете в диалоге с девушкой появилась её сестра и сообщила, что дувушка погибла в автокатастрофе (не выдумка сестры- так и оказалось потом), а сегодня впервые вижу, как человек прощается...Кажется, без позы... Прости, Натурфилософ, если что...
оставила на моей ветке-но может не смотрите туда...
Моему другу Натурфилософу о милосердии или то о том, что утеряно безвозвратно.
Милосердие. Давно утраченное из нашего жизненного лексикона и наших поведенческих реакций слово. «Мило» и «сердие» - как по-разному звучат эти слова отдельно. Соединив их вместе, получаем целый мир православного духотворчества. Нашу отечественно-производную ценность.
Мой друг, к тебе я обращаюсь. Ты тоже православный христианин. Помнишь, раньше это слово было очень популярным в России. Первое, что приходит на ум, это сестры милосердия.…В белых передничках и косыночках. Это и жена и дочери Николая Второго в годы Первой империалистической войны и простые девушки из простонародья. Смотришь на эти лица на старинных фотографиях и…поражаешься их красоте и одухотворенности. «Милые сердца» бились под этими фартуками и рука не дрожала подать помощь страждущему во время любой беды: война ли то, или болезнь…
Ты молчишь и не отвечаешь. И я думаю. От чего все забывается? Новый мир все порушил? Новые ценности дали нам новое мироощущения? Твой цинизм, как яд: и болезнь моя и лекарство…Я лежу в больнице. Смотрю в окно. Вижу: идет пожилой и тучный мужчина, тащит на санках телевизор, и вдруг…падает в припадке. Кричу медсестрам. Реакции нет. Он лежит и бьется на холодной земле, в снегу.…А я боюсь. Вдруг помрет? И звоню в скорую. Сестра ненавидящим взглядом смотрит в мою сторону: - Всех не пережалеете! Нервов не хватит!
В конце концов, тебя мой друг, обидели. Жестоко. Но не все же звери, с чудовищным оскалом равнодушия? Нет, покаюсь, я и сама была такой….Жарким летним днем на теплоходе с компанией мы горланили песни, а по теплоходу шел плохо одетый мужчина. Мы ели курицу, помидоры, свежий хлеб.…И дружно смеялись всем шуткам подряд. Мужчина остановился возле нас и попросил:
- Хлеба не дадите? Есть очень хочется!
Грязный и жалкий он вызвал только молчание.
- Мужчина, идите отсюда!
Все поддержали это требование, добавив оскорблений. Моя тетя Аня, окинув нас взглядом, сказала:
- Мужчина! Вот вам хлебушек с курочкой. Ешьте!
Потом серьезно и без нравоучений пояснила: - Он же возвращается оттуда.…Из тюрьмы. Он голодный….
Мы стали говорить, что может быть он наказан справедливо.…Но тетя Аня опять сказала:
- Всегда надо помогать страждущему. Он человек!
Мужчина посмотрел на меня. Улыбнулся.
- Такая молодая…и чего ты такая злая?
Я промолчала из-за тети Ани. Но теперь … уже вспоминаю этот случай со стыдом и покаянием.
Да, мой милый остроум. Все мы люди-человеки и Иваны без родства и Родины-матери. Разбираюсь в том, что с нами происходит. Прихожу к ужасному выводу: понятие о милосердии насильственно изымалось из обращения. К примеру, оказывается, в Ленинграде была даже улица Милосердия. Потом она была переименована в Текстильную. Диктатура пролетариата не нуждалась в сохранении памяти о милосердии.
В 1937 году моего деда арестовали. Отец рассказывал, что его мать с семьей переехала в Сыктывкар на улицу Интернациональную. Он, что бы прокормиться пас коз. Козы, странно вредные сущности не хотели его слушать. Он был измотан. И захотел умереть. Как его отец отказавшийся принимать пищу из рук антихристовых слуг. В Воркуте. Умер в голоде и труде, о чем написал семье последний священник села. И он, мальчишка, весь заработанный хлеб отдавал матери. Есть перестал. Однажды … упал. В голодный обморок. Дядя матери отпаивал его…козьим молоком! Отец пришел в себя и сказал:
-Больше я не буду пасти коз!
После 4 классов школы им. Олега Кошевого (теперь) отец ушел учиться на шофера. Милосердие бабок имеющих коз спасло его и нашу семью от голодной смерти.
Ты сам спас себя. От жесткого прессинга. От преследований. От страха.
Страх уничтожает чувство жалости в человеке. Помнишь, в истории эпизод с маленьким Иоанном Грозным. Он говорит напуганный бунтом смердов:
«-И вошел страх в душу мою и трепет в кости мои!»
Дальше был дикий опричный террор и кровь. Кровь. Кровь. Потоки и вереницы страждущих спасались Церковью и Молитвой. Как и сам царь Иоанн.
Люблю твою умную головушку, как и поэзию А.С.Пушкина. За вашу общую интеллектуальную звонницу.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
С ним спорил куплетист (уже тогда!!!) Нет пророков для нас в родном Отечестве!
И Пушкин стал нам скучен,
И Пушкин надоел!
И стих его не звучен,
И гений охладел!
И опять…Нищие духом. Бродяжки, проститутки, юродивые, блаженные, сироты-для русского человека не существовало и не должно существовать отверженных!...
Ты сталинист и оправдываешь насилие. Конечно. В этом я соглашусь. Мы россияне мало знаем об ответственности свободы. «Насилие для нас и европейцев не является чем-то необычным…» Да. Мы не выиграли бы в этой жуткой войне со страшной махиной фашистского Вермахта. А ты помнишь первое обращение Сталина после затянувшейся, мучительной для Иосифа Виссарионовича паузы:
«- Братья и сестры!»?
Он обратился к православной церкви, как к спасительному механизму восстановления милосердия к Родине. Хотя каждый помнил и знал стучащих, доносящих, истязающих и немилосердно жестоких Его палачей.
Царь Борис. Царь Бориска. Не жалея казны щедро раздавал милостыню. Открыл царские житницы с хлебом. Его милость привлекала в Москву толпы народа. За два года умерло 127 тысяч человек. Без его милостыни умерло бы многократно больше… Кого сделали «крайним» в бедствиях народных? Да его же!
Как молотком стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
И гений Пушкина его не оправдал за милосердие.
А впрочем, все можно перевернуть или преиначить. Просто мы в нашей жизни запутались. И мое ощущение, что ходим мы по России и истории ее, кругами: период реакции-период либеральных реформ. Потом опять реакция и…закручивание гаек….
Знаю, милый и далекий мой друг - Эры Милосердия не будет никогда. Милосердие легко вырождается, заканчивается разочарованием, либо доходной должностью или профессией. Холодное сердце и подвешенный язык, вот что удобно теперь. Вот и ты, наверное, сделал такой выбор…Я не знаю. Но, по-христиански, сношу.
Конечно же, ты прав - христианство не всепрощение и строгость нужна…отеческая. Но насилие ли и жестокость?
«Кровь людская, не водица…»!
писала сегодня утром...другу...и вам дарю от себя!
Врачи врут. Закончится коньяк - возвращайтесь.
Врачи врут. Закончится коньяк - возвращайтесь.
в знак уважения ..... просто помолчу
Решение, выбор, который я могу только уважать. Если смогу - поступлю так же, в своё время, хотя это похоже чем - то на осознанный суицид. Но, как бы то ни было, это выбор. "тварью не стал", - это огромное завоевание, Вы можете этим гордиться!
Друзья, оказывается, мы и в самом деле солидарны в главном! Только как об этом узнает натурфилософ, если он в деревне и без интернета? Ведь очень важно просто узнать об этом!
Мария Вячеславовна, "Призма" все-таки искажает
действительность...и слава богу...