Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Территориальное общественное самоуправление и местные сообщества

Территориальное общественное самоуправление и местные сообщества

Валентина Семяшкина
Валентина Семяшкина
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Территориальное общественное самоуправление и развитие местных сообществ

На недавнем республиканском сходе сельских женщин прозвучало предложение о создании в республике Фонда местных сообществ (кстати, поддержанное и включенное в итоговый документ форума). Замечательно, если получится реализовать это предложение. Я только «за». Но, думаю, для начала надо было бы сделать какие-то шаги в направлении осознания нашим обществом значимости этого понятия – «местное сообщество». Термин отсутствует даже в законодательстве о местном самоуправлении. Там есть «муниципальные образования» - понятие, в чем-то подменяющее термин «местное сообщество», но никак не заменяющее его.

К сожалению, у нас, в нашей стране, термин «местное сообщество» пока совсем мало используется и в практике, и даже в теоретических работах политологов, социологов и т.д. В то же время это понятие («местное сообщество») должно быть одним из ключевых в понимании проблем местного развития, в понимании направлений и особенностей социально-экономического развития любой территории. Потому что именно местное сообщество должно быть главным субъектом при выборе направления развития, и именно состояние местного сообщества, качество жизни местных сообществ должно быть решающим критерием оценки развития.

Но что такое местное сообщество? Существуют разные трактовки термина, но, так или иначе, это общность людей (группа людей), объединенных местом проживания (территорией, населённым пунктом), а также социальным  взаимодействием и «чувством сообщества» (чувством принадлежности, сопричастности к происходящему,  ответственности за происходящее в данном сообществе).

Мне кажется, далеко не во всех наших сёлах-деревнях сегодня есть это местное сообщество. Разумеется, есть жители, объединенные местом проживания и социальными контактами, общей жизненной средой, но развитое чувство сопричастности и ответственности каждого (или большинства) за судьбу своего родного села  есть далеко не везде. Поэтому нужно говорить о развитии местных сообществ, о роли их в изменении ситуации на селе. В чем должно быть это развитие? В движении – от состояния объекта воздействия к состоянию субъекта действия.

Это движение, наверное, должно быть как-то формализовано. И формой проявления собственного «мы»  для местного сообщества могли бы быть сельские ТОСы – территориальное общественное  самоуправление.

Но в нашей республике долгое время, уже после принятия на федеральном уровне закона о местном самоуправлении, не было даже поселенческого уровня самоуправления – только уровень муниципальных районов и городов. Потом пытались сделать повсеместно городские округа. И сегодня в правдами и неправдами сохраненных городских округах (в Усинске, например) сёла, расположенные в сотнях км от райцентра, входят в границы городского округа. То есть юридически, как субъекты управления,  они как бы не существуют. Более того. Некоторые главы муниципальных районов и сегодня тоже мечтают убрать поселенческий уровень самоуправления. Что уж говорить о ТОСах! Не нужно чиновникам, чтобы народ проявлял инициативу. Это для них – по меньшей мере хлопоты, а по большому счету – опасность.

Вот и получается, что нам, общественникам, надо помочь сдвинуть с мертвой точки территориальное общественное самоуправление в наших сёлах-деревнях (и в городах, кстати, тоже, но меня гораздо больше волнует деревня), заняться «взращиванием» дееспособных местных сообществ.

Поскольку реальное улучшение жизни в сельских поселениях невозможно без развитого  самоуправления, и прежде всего на самом низовом уровне. Отсутствие общественного самоуправления, инициативы и сотрудничества внутри местного сообщества – деревни или небольшого села – причина многих годами не решаемых проблем местного значения.

Кстати, опыт  ТОСов есть во многих регионах России. Например, в соседней Архангельской области.

На прошлой неделе в рамках проекта «Лесная деревня», реализуемого республиканским некоммерческим фондом «Серебряная тайга», двое из Коми (глава сельского поселения «Вольдино» Ирина Андриевская из Усть-Куломского района и Николай Ануфриев из Ижмы)  приняли участие в работе гражданского форума – конференции «ТОС как основа развития территории», состоявшегося в городе Коряжме Архангельской области.

Поездка была организована в развитие рекомендаций  тематического Лесного диалога, который состоялся в Сыктывкаре в октябре 2009 года и был посвящен  проблемам местного самоуправления. Участники диалога отметили тогда, что в Республике Коми  совсем не используется такая перспективная и нужная форма самоуправления, как ТОС.

Как рассказала Ирина Александровна Андриевская, на конференции в Коряжме былиобсуждены такие вопросы, как  «Роль ТОС в решении социальных проблем территории», «Особенности создания и продвижения ТОС в сельских поселениях», «ТОС как механизм участия населения в управлении территорией», особенно актуальные для сельских поселений проекта «Лесная деревня». Актуальны эти темы, по признанию главы, и для поселения «Вольдино», в составе которого – три населённых пункта. Кстати, в одном из них, в Пузле, уже есть неформальное общественное самоуправление – комитет деревни, который организует жителей на совместное решение самых животрепещущих проблем сельчан. Однако, поскольку в республике никак не поддерживается и не стимулируется развитие ТОСов, общественный комитет в Пузле существует как бы неофициально и не имеет статуса ТОСа. Между тем такая форма самоуправления официально прописана в федеральном законе №131, и через ТОСы, финансирование деятельности которых также предусмотрено законодательством, можно было бы решить многие местные проблемы благоустройства, создания новых рабочих мест, организации детского отдыха и т.д.

Именно так и происходит в Архангельской области, где разработан механизм оказания государственной поддержки ТОС в сельской местности, где ежегодно реализуются мероприятия по развитию ТОС, продумана система стимулирования и поощрения ТОСов, организуются ежегодные конкурсы социальных проектов. Если в 2006 году в таком конкурсе участвовало 56 ТОСов и была профинансирована деятельность 35 из них, то в этом году участников оказалось уже 182, и 123 ТОСа получили финансовую возможность реализации своей инициативы. Наиболее приоритетные направления деятельности ТОСов – благоустройство населенного пункта, сохранение и использование местного историко-культурного наследия и развитие внутреннего и въездного туризма, создание в селах физкультурных и спортивных площадок и сооружений. Кстати, и в самом городе Коряжме в большинстве дворов игровые и спортивные площадки построены и оборудованы самими жителями, объединенными в ТОСы (у нас же спортплощадки строит почему-то известная политическая партия!)

На предстоящие 2011 – 2013 годы в бюджете Архангельской области запланировано 42 млн рублей на поддержку территориального общественного самоуправления в сельских поселениях и столько же – на ТОСы в городских округах. Это только на реализацию собственных инициатив граждан. Кроме того, в бюджете области предусмотрены деньги на проведение конференций ТОСов по обмену опытом, на обучение представителей территориального общественного самоуправления, на мероприятия по стимулированию и поощрению работы ТОСов. Как видим, есть чему поучиться у соседей. Надо знакомить с   этой практикой сельских депутатов и актив наших сёл и деревень, чтобы адаптировать  опыт соседней области в нашей республике.

Как говорят знающие люди (занимающиеся этой проблематикой профессионально),  «экономический эффект (при выделении суммы в полтора миллиона рублей) измеряется десятками миллионов рублей. Оказывается, можно силами деревни при выделении суммы в несколько десятков тысяч рублей восстановить уникальную колокольню ХVIII века, построить мост или водонапорную башню, реконструировать систему отопления поселка, открыть переправу и многое другое. И человеческий, социальный эффект также очень значителен: это появление активности людей, веры в будущее и в свои силы, и в конечном итоге — это сохранение наших деревень».

Материалы по теме
Мнение
7 ноября
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Мне выписали 7,5 лет лишения свободы
Мнение
19 сентября
Андрей Нечаев
Андрей Нечаев
А проклятые и бандитские, конечно, 90-е
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме