Ненавидеть людей нельзя, нельзя ненавидеть Сталина, Гитлера, Чикатило, Путина, Бен-Ладана. Люди - это путь заблуждений, путь ошибок и смятения. Осознает ли человек свои поступки, сознает свои ошибки и то, как это отражается на других людях - это да...
Но это личное дело человека, это его этические проблемы. Его отношения с обществом. И карать его будет даже не общество, а процедура созданная обществом. И если пока не придумана и не запущена процедура наказания Сталина — значит такова этика общества. Этика взаимоотношения даже не с человеком, а с идей, которую нес в мир этот человек.
Можно ненавидеть идеи, можно ненавидеть принципы, концепции, которые толкают человека. Можно бороться с идеями, можно сражаться с идеями, можно пытаться победить идеи, можно уничтожать идеи. Можно бороться с фашизмом, с коммунизмом, с каннибализмом, с эгоизмом.
Но как только мы поднимаем руку на человека, как только мы пытаемся свершить свой суд над человеком, над человеком-конструктором идей, их носителем и распространителем, мы тут же мы превращаемся в человека, подчиненного идее сопротивления живому человеку с его глупостью, с его ошибками.
Основная проблема фашизма, коммунизма и т.п. - это проблема именно отношения к человеку. Они ненавидят человека, а не идею.
Знаешь, Игорь, ничего не могу с собой поделать: ненавижу Сталина, Гитлера, Чикатилло и Бен-Ладана. Правда, некоторые наряду с этими типчиками еще и свою тещу ненавидят. Вот это настоящие фашисты. Я же к теще отношусь с очень большим уважением. Список ненавистных мне людей вышеназванными нелюдями и ограничивается.
Чаще свекровь невестку ненавидит, поскольку видит в ней соперницу. Ненавидеть (или любить) можно то (или того), кто для тебя очень важен. При этом одновременно. Кстати, Ленин, Сталин, Чикатило - давно не люди, а духи. Бен_Ладан с Путиным - мифы, образы, ну, м.б. идеи...Чего их ненавидеть, если лично не знаком? Вот с Игорем я знаком и, зная его "мягкотелось", уверен, что он не людей ненавидит, а именно эти образы и идеи. Это я про Бобракова:) А вот другой Игорь в дискуссиях производит впечатление человека агрессивного (может и ложное). В выражениях иногда не стесняется. Впрочем, можно и от любви человека уродом назвать:) Один шаг.
это вечная тема. Уничтожте ненависть и вы уничтожите любовь. Любовь ненависти. Франция, Италия какие порывы любви и ненависти. Рождение великих злодеев и гениев искусства. Тихая Швейцария - часы.
В тихой Швейцарии, между прочим, месяц назад начинали собирать подписи за проведение референдума по поводу возвращения смертной казни (отменена в 1942 году). Но потом сами инициаторы, получив разрешение федеральной канцелярии на сбор подписей, отказались от этого поняв, что что у их инициативы практически нет шансов на финальное утверждение. Дело в том, что, даже если бы большинство граждан одобрили предложение на референдуме, его бы скорее всего отклонил в конечном итоге парламент, сославшись на его несоответствие международным хартиям, в частности «Всеобщей декларации прав человека» и «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».
Но возникновение такой инициативы в центре Европы уже само по себе показательно.
Игорь, а ты разве без ненависти швырял в портрет Сталина банку с томатной пастой? Если так, то я тебя не понимаю.
Ненавидеьб надо и можно, естественно, тем более, что отношения наши с людьми складываются по большей мере интуитивно, бессознательно, не зависят от нашего сиюминутного умонастроения. Но, - что ненавидеть? Сталин - это несчастный одинокий инвалид, тиран, насильник в мировом масштабе, как и Гитлер и ежи с ими ещё многие. Ущербные, несчастные люди, понимая, что сами по себе они не вызывают симпатии, ни умом ни внешностью, ни личностными качествами, они становятся на путь ненависти, уничтожения, их стремление - посеять страх, а потом его использовать в своих целях. Что успешно и проделали эти тираны мирового уровня. А сколько таких тиранчиков бытового уровня? Даже термин есть такой - подавляющая личность. Подавляют страхом, хитростью, кстати, моё определение хитрости, (а может и не моё); - хитрость - это ум слабых. Опять же кстати, пнять, по моему вовсе не означает простить. Мы невольно, совершенно безотчётно, бессознательно переносим идеологию, мировоззрение на его носителя, на личность. Да, я тоже ненавижу Сталина, а ещё больше его приспешников и весь сталинизм, фа шизм, ещё многие - измы, но это ненависть именно к идеологии человеконенавистничества.
Игорь, не ужели же ты не понял, что я кидал не в Сталина, а в идеологию. А человек - это лишь символ идеологии. Поэтому в человека нельзя стрелять, а в образ - можно. Сталин, как идея мне ненавистны. А вот человека Сталина я лишь жалею, потому что он не смог совладать со своими чувствами и маленький мерзавец победил человека, а потом откормился в нем в большого мерзавца. Так что мне его жалко... Сталин слаб был...
хорошо было раньше...не нравится-убил и нет проблем.
скольких бы я убил с наслаждением, но низззя
)))
Убил и нет проблем? А как же Достоевский? А как же мучения Раскольникова? Любое вторжение в человека приводит только к одному - к развалу личности того, кто это вторжение совершил. Не зря два монаха богатыря были отпеты еще до Куликовской битвы. Потому что тот, кто несет смерть другому тут же умирает сам. Но самое страшное, что он умирает не только для тех кто ходит по земле, но и для Бога. А идея, что совершивший насилие ради Бога или ради Аллаха тут же попадает в рай - это заблуждение. В рай попадает только тот кто в себе убьет зло, а не тот кто совершит насилие над человеком.
всё понятно, но иногда так хочется убить...
Вот потому я и написал этот пост, что сам переживаю подобное и не понимаю, почему мне от этого очень плохо!!!
Игорь,я полностью с Вами согласна!Как это ни банально,но "человек слаб",и в этом не вина его ,а беда.А еще "все мы родом из детства".Все,что в нас заложено в детстве,потом накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь.Ма еще ничего не осознаем, а уже запрограммированы.Нельзя ненавидеть ЧЕЛОВЕКА,надо стараться понять!
Вам очень плохо, Игорь. Кажется, я догадываюсь о причине: Вы пытаетесь бороться с ветреными мельницами, как Дон Кихот. И поле борьбы - история. Один умный человек недавно высказал простую истину: история- это время, в которое никто не может вернуться и исправить то, что ему не нравится. Вы же, на мой взгляд, пытаетесь ворваться на просторы истории и что-то поправить. И не Вы один. Как учителю истории хочу напомнить Вам один эпизод из жизни Сталина. Вы знаете, что его сын Вася учился плохо и вёл себя плохо. Сталин попросил учителя (классного руководителя) сообщать ему (отцу) о сыне в любое время. Когда Василий позволил себе использовать в школе имя отца, учитель позвонил Сталину с просьбой побеседовать на эту тему с сыном. Разговор был тяжёлым. Отец гневно сказал Васе: "Ты думаешь, что ты -Сталин? Ты думаешь, что я- Сталин? Нет! Это он Сталин!" И он показал на портрет, видимо, похожий на тот, в который Вы бросали банку с пастой...
И ещё я рискну посоветовать Вам, учителю, прочесть некоторые книги Юрия Емельянова. Без гнева и ненависти. Например, "Сталин перед судом пигмеев". Ещё недавно видела её в книжном магазине на Чернова. Может быть, что-то поможет Вам пережить чувство неуютности. Всё встанет на свои места, как только мы перестанем тревожить музу истории Клио попытками исправлять её ход.
Да, именно так. Он - СТАЛИН, а мы пигмеи. Поэтому никогда больше нельзя допустить, чтобы эти чертовы портреты с усами и без вырастали до размеров СТАЛИНА. Только начал расти - тут же весь в томатной пасте!
Да нет у меня дискофорта перед убийцей моих дедов. Мне его просто жалко. Пигмей он!!! Человек не справившийся со своим животным. Мог бы не пить кровь, но животное звало...
Он пигмей?! Когда вы, любезный, сможете повторить его деяния хотя бы поделенные на миллион, тогда ваша "жалость" будет хоть чего-нибудь стоить. А пока она - лишь фрагмент вашей биографии. Ваших дедов убили? Так ведь не Сталин убил. Убили деды кого-то других нынешних. Т.е. кто-то за Сталиным не просто шел, а валом валил. Когда же вы, интеллигенция ( "говно нации" по Ленину ) научитесь хоть немного если не отвечать, то хоть немного просчитывать свои поступки?
Вам иностранцу, не понять русских, ходивших под Сталиным и любивших его. А теперь прозревшие пытаются хоть как-то исправить слепцов, которые замучены своей любовью к обыкновенному человеку, слабому и убогому.
Дорогой Игорь!
Что-то просыпается в Вас человеческое! Или Божие? Наконец-то слышно слова не мальчика, но мужа! Когда тяжело на душе - это признак приближающегося выздоравливания. Дай Вам Бог, осознать, что крайний совдеповский "либерализм", который Вы исповедуете, практически всегда приближается к ненавистному Вам большевизму.
Вот интересно, Вы же чувствуете состояние собственной души, Вы же умный человек, неужели не понимаете в чем причина? Задумайтесь, полезна ли такая деятельность, которая ставит верующего человека (то, что Вы верующий человек, я не сомневаюсь, это видно) на грань жизни и смерти. Не дай Бог, не хотел бы оказаться на Вашем месте - с таким незавидным духовным состоянием. Может пора одуматься и смириться? Господь принял Апостола Павла, гонителя христиан, конечно, и Вас примет.
Знаете, не хотел здесь ничего писать, но ради Вас все же поступился принципами.
Помощи Божией Вам и Вашим близким!
По-моему, хорошо было бы пообщаться лично. Пишите.
Спасибо за веру, но мой путь долог. Короткий путь для слабых, длинный для сильных. Хочу быть сильным, но может не хватить сил, может не хватить. Но за себя и за людей будут идти до конца.
У меня противоположнлое мнение. Есть право граждан на любую идеологию, любые мысли. Но не все идеи можно пропагандировать и насаждать обществу, а также пытаться претворять их в жизнь. Поэтому всегда конкретную ответственность должны нести конкретные люди, то есть субъекты. Поэтому и ненавидеть можно только конкретно кого-то и за что-то. Идеологию ненавидеть бессмысленно. Ей от этого не жарко и не холодно. Пока мы живем на земле в обществе, в социуме всегда будет суд над себе подобными, суд, за деяния, осуждаемые с точки зрения соблюдения морали и закона. То есть всегда мы будем поднимать руку на человека, нарушившего общепринятые нормы, ущемившего права других людей.
Сложная тема. Мой любимый авва Дорофей такое сравнение приводил: Бог - это центр круга, а люди - как радиусы с окружности к центру, чем ближе к Богу, тем ближе друг другу. Нельзя Бога любить, а человека ненавидеть. И наоборот. Святые вслед за Господом всех любили. А мы, грешные, не таковы. Но про Пересвета с Ослябей, что заживо отпели, Гриша сочинил, по-моему. Или пусть ссылку даст, ни в Житии прп. Сергия, ни в Куликовском этого нет!
Куликовском цикле
Возможно Гриша схиму с отпеванием перепутал. Конечно, монах, постриженный в схиму, т.е. последнюю степень монашескую, всё равно что живой мертвец( равно как и все монахи, для страстей и всего мирского умершие). По традиции перед смертью в схиму и князи постригались. Но всё- таки заживо отпевать - ересь, Вы чин отпевания представляете себе? Основная мысль там - горестное, противное первоначальному Божию замыслу о человеке разлучение души и тела (до Страшного суда), какое отпевание, если не разлучились они ещё? "И тако по повелению преподобнаго игумена Сергiя возложи на себя святую схиму, матерчатый шелом ангельского образа с нашитыми на нем оружием спасения с голгофами, и знаменася святымъ крестомъ, и окропися священною водою, и простися у духовнаго отца, таже у великаго князя, и у всех князей, и у всего христианскаго воинства, и у брата своего Осляби. И возплака князь великий, и все князи, и все воинство великим плачем, со многими слезами глаголюще: “Помози ему, Боже, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых, якоже древле Давиду на Голиафа”. И поиде инок Пересветъ противу татарскаго богатыря Темирь-мурзы, и ударишася крепко, толико громко и сильно, яко земле потрястися, и спадоша оба на землю мертви, и ту конец прияша оба; сице же и кони их в том часе мертви быша..."
А вот я благодаря Сталину на свет появилась, моя мама - пятый ребёнок в семье, не запрети Сталин перед войной аборты... Много сейчас пятых детей на свет появляется?
" – Именно так, Филипп, – усмехнулся отец Модест. – Не могучи справиться с завоевателями, князья Московские почти столетие играли с ними в хитроумные игры, с честью рыцарственной несовместимые. Но вот минуло сто лет, и Москва явила подвиг веры, собрав вокруг себя русские народы, тогда различные. Святой Сергий Радонежский благословил князя Московского Димитрия на битву с татарами, получившую прозвание Куликовской. Два монаха-схимника, отпетые заживо, шли в рядах войска. Воистину, с этой победы пошла единая Русь! Тверские князья были слишком прямы и просты, чтобы повести страну за собою в те жестокие, коварные времена. И все же я жалею об них."
что слова об этом она ещё и вложила в уста священника.
Ну, Гриша, ты даёшь! Чудинова - источник! Та самая, что "Мечеть Парижской Богоматери" написала... Лучше б ПЛДР посмотрел!
Художественная литература, конечно, не источник (Правда, непонятно почему тогда ссылаются на фразы героев Достоевского, с которыми совсем не совпадали взгляды самого Достоевского). Но это только то, что я нашел так - с руки, что называется... Выражение "отпетые" появилось именно с этого обряда...Отпеть заживо. Постараюсь найти источники ещё.
Что же касается Чудиновой, то все-таки "православную тему" в "Эксперт.Северо-Запад" ведет она. Впрочем, кажется, не только "северо-запад"...
Памятники литературы Древней Руси, двуязычный многотомник лихачёвский, где на левой странице древнерусский текст, а на правой - перевод. Может у Чудиновой образ такой, дескать, раз схимники - всё равно что отпетые заживо. Вам, писателям, виднее, но по существу - неверно.
Игорь, я полностью согласен с основной вашемыслью,
Но тут есть всякие закавыки. Как этим идеологиям, конструкциям противостоять, не задевая человека.
Ну вот как мне на Кротова реагировать? Как человека мне его жалко, и очень надеюсь, что у него все будет хорошо, в том числе на Страшном суде. Что он раскаяется, поймет что-то. Но когда я начинаю говорить, что мне его дела не нравятся и почему, кто-то поверит, что я не в человека метил? Ну или с Чикатило что делать? Сажать в тюрьму его самого или его преступления? Как их разделить.
Повторюсь, с высказанной вами мыслью, я совершенно согласен. Просто мне кажется, она нуждается в некоем развитиит, чтобы не повиснуть в воздухе.
Да не так уж и сложно разделить носителя и идеологию. Идеология, со всякими - измами, это частный случай идеологии человеконенавистничества, это идеология насилия, неважно какого - телесного, физического, нравственного, психического, духовного. Как только это определено, сразу и понятно - вот этот ничтожный, слабый духом или ещё чем, он, цепляясь за эту идеологию, берёт её на вооружение, компенсируя эту самую ущербность, размахивая этим "флагом" взбирается на верх пирамиды таких же ущербных и несчастных. А если он пообещает ещё и светлое будущее или жизненное пространство, или ничем не ограниченное насилие, возможность безнаказанно грабить и при этом ещё и чувствовать себя "победителем", т.е. сильным? Без всяких - измов, идеология насилия легко узнаваема. А её приспешники, носители - они лишь используют, этот инструмент, играют на людских слабостях, чаще - обманывают. Бороться надо с идеологией, и этими - измами, а не конкретно с личностью. Победа над этой идеологией автоматически становится победой и над её носителями, но - автоматически, никоим образом это не может быть целью.
С Чикатило, Сталиным, Гитлером, другими тиранами так ведь и вышло. Людские законы победили не Чикатило, они против Насилия, в его многих обличьях, но автоматически вступил в силу закон и повергнут и носитель.
А отец, убивший диспетчера? Преступил этот закон, он, будучи всеми понят, многими был бы оправдан, да и сейчас, на Родине он - герой, но ведь понёс же наказание! Потому что боролся с носителем, а не с идеологией, в данном случае, наверное, идеологией беспечности,( хотя в этом я не уверен, но не это важно). Борьба с носителем не влияет практически на саму идеологию, появятся ещё масса других почитателей, как, например, даже сирийные убийцы пытаются превзойти друг друга, в изощрённости что -ли?
С уважением отношусь к твоей, Игорь, работе. Ты многим помог (и помогаешь). Наверное,прав ты, когда, по-сути, ставишь вопрос о том, как важно в таком компоте самому защитнику не стать мизантропом. С уважением.
Да, я согласен.
Нет монополии на истину. Нет монополии на правильную идею. Но есть правила общепризнанные морали. Бороться нужно с теми, кто их нарушает, и наказывать этих людей. Если отказаться от этого, то тем самым , фактически, содействовать преступникам в их неблаговидных поступках. Создать условия безнаказанности. Это по сути непротивление злу насилием. Потенциальные преступники в этих условиях смелеют и совершают преступления.
Безнаказанность юридическая и безнаказанность реальная - это о разном. Юридически Чикатилу нужно карать, потому что есть преступления которые социализации не поддаются. Там есть грань, сложная грань. Но судя Чикатилу, мы разделяем ответственность за его преступения. Карая, мы снимаем с него ответственность и взваливаем ответственность на себя. Прощая, мы спасаем прежде всего себя, карая, мы берем на себя преступление. Это так. Это важный вопрос. Юридически мы долджны карать, а человечески прощать. Юридически мы должны карать Сталина, а человечески прощать. Как бы нам это больно не было.
Как правильно вы написали. В этом весь антагонизм законодательства с человеческой жизнью. Стоим правовое государство, а любой юридический закон противоречит Закону Высшего разума, который безлик, равновелик и справедлив для всех, независимо от вероисповедания, цвета кожи, независимо от того, считаем ли мы кого-то "хорошим", а кого-то "плохим".
В Торе (Ветхом Завете) сказано: "Око за око, зуб за зуб",в Новом завете провозглашается: "ударили по одной щеке,подставь другую", только я что-то не слышал, чтоб христиане эту заповедь исполняли, есть еще и другие сторонники "непротивления злу насилием." Нельзя, чтоб зло оставалось безнаказанным. Нельзя не ненавидеть главных злодеев (Гитлера, Сталина и др.) т.к. они являются примером для подражания, путеводными звездами для злодеев новых (неофашистов, неокоммунистов и др.)!
...
Не только добрыми делами
Оставить можно в жизни след,
Ведь о злодеях память нами
Хранится тоже сотни лет!
...
Тот коммунизм не станет славить,
Кому не изменила память!
...
Людоед уже немолодой
Молодых обучает науке:
Мойте руки перед едой!
Есть опасно немытые руки!
...
Люблю детей...
на завтрак и обед! -
Признался людоеду людоед.
Позиция автора опасна для общества. По мысли автора можно присвоить себе монополию на истину и осуждать человека за инакомыслие. Этого нельзя допускать . Можно только осуждать людей, совершающих аморальные и противозаконные действия. Т.е. нужно ненавидить носителей идеологии.
А нужно ли вообще НЕНАВИДЕТЬ? Ненавидя другого мы автоматически становимся ему подобным, чем же мы тогда лучше его?
Но многие хотят дать оценку человеку за его действия и поступки. Правильно ли это? На мой взгляд, правильным будет оценивать поступок человека, его деяние. А любой человек - посланник Божий. И жалость - это также унижение другого человека и возвышение над ним, через принижение.
Поэтому, Игорь Сажин, сочувствую вам, принижая Сталина, вы над ним возвысились автоматически. Вот и вам можно повесить ярлык Сажин > Сталин. Вы готовы взять ответственность за его деяния на себя? Скажете, что за бред я несу? Какая ответственность только за то, что пожалел? На Руси принято жалеть. Ведь это так "хорошо" - жалеть! Пожалел, значит принял. Мы часто путаем жалость с сочувствием и с состраданием. Вот эти качества всегда были сильны на Руси, в этом и широта русской души, особенность. Но в последнее время, мы утрачиваем эти способности.
Все больше жалеем, принижаем другого и возвышаемся в своем величии... А на самом деле сами в своих убеждениях становимся все мельче мельче.
А сострадание и сочувствие - это оказание мральной помощи, поддержки, мы сами встаем на колено перед человеком, даем ему опереться на свое плечо и поднимаем его, и поднимаемся вместе с ним сами. Образно... надеюсь, понятно. В этом сила духа, нашего русского духа. В этом любовь. Здесь нет жалости, и сожаления нет.
Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя...
Ницше
http://apologetik.ru/dmrr/byli-li-monaxami-peresvet-i-osablya-otvet-neoyazychnikam/
С XIV века начался формироваться Патерик Троице-Сергиевой обители, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: преподобный Сергий, игумен Радонежский… преподобный Митрофан-игумен, старец (+до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий (+до 1392; память 1/14 января).. преподобный воин схимонах Александр Пересвет (+8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (14 в.; память 7/20 сентября) и др.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были прославлены рано. Их имена мы встречаем уже в рукописи конца XVI – начала XVII века: Книга, глаголемая описание о Российских святых (М. 1887; репр. М. 1995).
6. «Захоронены оба героя в Старо-Симоновском монастыре на территории Москвы – вещь также совершенно невероятная, если бы они были монахами другой обители».
Симонов монастырь был детищем преподобного Сергия. Он был основан по благословению прп. Сергия его племянником и учеником св. Феодором, будущим первым архиепископом Ростовским. Преподобный Сергий во время своего посещения Москвы останавливался в этой обители и принимал участие в трудах братии. Надо принять во внимание и то, что настоятель Симонова монастыря прп. Феодор был духовником великого князя Димитрия Донского. Что касается погребения, то нет такого закона, который требовал бы погребать усопшего инока в том же монастыре, где тот подвизался.
---Есть ли в Священном Писании упоминание о любви к Родине? Иеромонах Иов (Гумеров):
В Священном Писании ясно выражена мысль, что земное наше Отечество дает нам Бог: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3: 14–15). Поэтому мы должны любить свою Родину как данный нам дар. Человек часто не ценит даже жизненно важное для него, но, лишившись этого, болезненно переживает потерю. Так и с Родиной. Какой мучительной скорбью проникнут псалом 136, написанный на чужбине: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс. 136: 1–5).
Слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8) легко можно расширить до пределов Отечества. В святой Библии часто применительно к целому народу употребляется слово «дом» – дом Израилев (см.: Исх. 16: 31; Нав. 21: 45; 1 Цар. 7: 3; Пс. 113: 20; Ис. 14 :2; Иер. 5: 15; Евр. 8: 10).
Возгревая в себе любовь к Родине, христианин должен помнить, что земное Отечество – лишь предградие Града Небесного, в который он стремится. «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3: 20). 15 / 09 / 2010 http://www.pravoslavie.ru/answers/39151.htm