В конце августа 2010 года случилась у меня возможность в отпуск, наконец, сходить недели на две. Время такое, что «ни два, ни полтора» - начинается учебный год у детей (а у меня их трое). Кончаются каникулы регионального парламента (а я депутат). Ну, куда при таких рабочих раскладах? Хорошо, молдавская родня жены, принявшая на лето младшую дочь, пригласили провести время в Молдове – и недалеко, вроде, и познавательно (ведь за всю свою советскую биографическую историю побывать в Молдавии и в Кишиневе мне так и не случилось).
Правда, когда служил, были у нас в погранотряде парни-молдаване – хозяйственные, юморные. Позже, во студенчестве, я был здорово удивлен, что однокашники-молдаване могут довольно спокойно переводить с итальянского.
Вот, пожалуй, и все мои прежние познания молдавской темы, не считая памяти о том, что Леонид Ильич Брежнев некогда возглавлял цветущую Молдавскую республику в составе СССР. Тогда целью её развития было превращение в республику-сад…
…И вот…С таким-то советским багажом позитивных представлений двинулся я в современную Молдову, где получил ряд потрясающих впечатлений, которые заставили крепко призадуматься.
Первой приметой оказался молдавский пассажирский поезд, отошедший к Кишиневу от перрона Киевского вокзала Москвы. Вроде бы и проводники нормальные, и пледы-простыни – все привычно, но на всей, так сказать, «матчасти» лежал отпечаток такой изношенности, что рядом стоявшие поезда РЖД смотрелись по-бюргерски благополучными. А уж фирменный поезд «Россия», Москва-Владивосток, отходящий от Ярославского – ну, просто, космолет из будущего с изысканным сервисом на борту.
Встретили нас радушно и повезли несколько десятков километров на автомобиле. На дорожном полотне те же приметы бедности, желающей выглядеть достойно – почти тотальный ямочный ремонт. За десять дней своего пребывания на севере Молдовы и перемещений за 300 километров из райцентра Единцы в Бельцы и Кишинев примерно такая же картина.
Прекрасны пейзажи молдавской природы, живописны стерегущие её оазисы больших сел и поселков городского типа, но слабо загружены работой огромные комбинаты по переработке сельхозпродукции – овощей, молока, табачных листьев, зерна, фруктов. Одной из причин является дезинтеграция экономики СССР и современная слабая экономическая связь с Россией. Другая - приватизация молдавских советских сельхозугодий привела к превращению крупных хозяйств в хозяйства мелкотоварные и даже натуральные, к невозможности применять на их основе современные средства агротехники и животноводства.
Вытекающей из этих наблюдений мыслью стало заключение о том, что и в России падение уровня производства в сельскохозяйственной отрасли связано с фермерским (маломасштабным и мелкотоварным) типом приватизации, исключающим образование крупных агрофирм. И у нас не отдали колхозы конкретным лицам (олигархам, если хотите), а попилили на лоскуты наделов, не позволявших применять средства масштабной механизации, мелиорации, химизации, с/х авиации и т. п.
Для сравнения, тип приватизации в российской промышленности, например, привел к появлению индустриальных олигархатов и крупных корпораций, в конечном итоге обеспечивших нам пребывание в составе самой развитой двадцатки стран планеты.
Упоминание о последних (крупных корпорациях) здесь совсем не случайно, поскольку моё второе потрясение в северной и центральной Молдове было вызвано такими привычными для россиян бензоколонками ЛУКОЙЛа. Особенно ценой на них девяностопятого бензина: 14.16 – 14.60 лей (а в одном лее было 3.8 рубля, стало быть, за 50 российских рубликов зашкаливает). Наши 25 рублей за аналогичный лукойловский октан в северной Республике Коми выглядели из Молдовы вменяемо.
Знакомых молдаван я спрашивал, как же они живут при отсутствии внятной работы и таких европейских ценах. Ответом мне было: «Крутимся. Мужчины едут на скудные и безрадостные заработки в Россию, Европу. Женщины устраиваются сиделками, часто, чего греха таить, жрицами платной любви. Деревни стоят печальные, наполненные стариками-пенсионерами и детьми – родители сплошь на заработках. Очень многие молдаване сожалели об отсутствии устойчивых экономических отношений с Россией, выражали свое уважение к Путину («нам бы вашего Путина хоть на два месяца»), критиковали кишиневских политиков, и 5 сентября не пришли на референдум по вопросу изменения порядка избрания президента Молдовы.
Тоскливо сейчас народу в Молдове, безрадостно и не видно света «в конце туннеля». Налицо кричащие признаки отчуждения людей от работы в своей собственной стране (экономическое отчуждение). Отчуждение народа от собственных кишиневских властей - это политическое отчуждение, когда молдаван против их воли стараются агитировать-присоединять к Румынии (это после нескольких-то десятков лет их собственного динамичного, успешного опыта развития своей экономики, государственности и культуры в рамках советского проекта).
Эмоциональная угнетенность, безвыходность сложившегося положения, неуверенность в завтрашнем дне. Всё это признаки накрывшей Молдову социальной и психологической депрессии – социальной шизофрении (термин введен в научный оборот российским социологом Александром Клавдиевичем Витязевым). Пока она проявляется в форме вялотекущего недовольства широкими слоями населения кишиневскими разборками властей и бегством из своей страны в поисках работы...Однако, не надо быть Питиримом Сорокиным, чтобы выразить тревогу за возможное дальнейшее развитие событий у наших соседей...
После кишиневских вагонов обычный наш 42-й «Москва – Воркута», которым добирался я до Ухты, выглядел для меня надежным островом разумной организации жизни на ж/д колёсах. Мысли были всё о хрупкой ценности нынешней (путинской) организации социальной жизни в России, которая сменила собой эпоху Ельцина.
На дворе мировой экономический кризис, и в нашей Russia под сурдинку полосы очередных надвигающихся выборов слышны всё более настойчивые крики политических проституток и партийных зазывал, перемежающиеся увещеваниями отцов российского порядка...
А за окном обычные «осень-зима-весна-лето» с необходимостью обеспечения людей в городах, деревнях, поселках теплом, светом, вменяемой жизнью с понятными большинству из нас правилами.
Ей-богу, так НЕ ХОЧЕТСЯ, подобно молдаванам, «съехать» в ситуацию общественно-государственного «политического пата» и потом из глубины души своей взывать к проходящим мимо, более успешным «гражданам мира», словами одного из героев Достоевского: «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»
И был там два года назад. У меня несколько иные впечатления. Конечно, Молдавия всегда была одной из самых бедных республик. Распад СССР ударил по ней очень больно. Одна потеря Приднестровья, где сосредоточена большая часть промышленности, чего стоит. Но Кишинев ныне имеет вид вполне современного города. Мои знакомые молдаване почему-то стали себя называть румынами. Так что это не совсем уж насильно их "румынизируют". В конце концов, румыны и молдаване - один народ.
А вот российская относительная стабильность - отнюдь не заслуга Путина. Это результат болезненных реформ 90-х годов и высоких цен на нефть. А его пресловутая вертикаль - действительно хрупка и неустойчива. А разве вертикаль устойчивее горизонтали?
идет все-таки с насилием. Давление националистов в Молдове раз в 10 сильнее даже в СМИ. Представь, Игорь, например, что в России федеральные газеты типа "Коммерсанта" или "Комсомольской правды" проповедуют идеи Лимонова или раннего Жириновского...
Наверное, потому, что их там больше. До 1940 года очень многие называли себя румынами, но их насильственно переименовали в молдован. Теперь они захотели вернуть себе прежнее название своей этнической принадлежности.
Но я ни в коем случае не хотел бы представлять Молдавию как некий райский уголок. Даже в Кишиневе я увидел следы разрушения. Например, не стало большого спортивного плавательного комплекса, где я занимался в свой переходный возраст и закалял характер. Увы, не все там гладко. Только в какой бывшей республике гладко? В Украине? В Узбекистане? В Киргизии?...
"До 1940 года очень многие называли себя румынами, но их насильственно переименовали в молдован. Теперь они захотели вернуть себе прежнее название своей этнической принадлежности". До 194 года молдаван было во всей мМолдавии что-то 35-37 процентов. Подчеркну - это не только по документам СССР, не только по документам Российской империи, но и по записям итальянских купцов и документам... Румынского МИДа.
Гриша, что ты этим хочешь сказать? Ну евреев там было много, греков, немцы были, цыган было больше. Не стало их.
Только не стало их по вине Сталина в третью очередь... в первую - по причине погромов в начале 20 века, во вторую - по причине Первой мировой и гражданских войн... и ты ж , Леонид, это знаешь...
Я выезжал в Модавию целых 5 лет. Подозреваю, что в Молдавии провели политический эксперимент - посмотрели, что будет, если к власти в России ненароком в результате выборов придёт господин Зюганов. В Молдавии этой фигурой был Воронин. Но ненадолго. Я был как раз в то время, когда с улицы по его окну квартиры были произведены выстрелы. Это было первое предупреждение. В стране победили вроде "коммунисты", а экскурсоводам строго настрого было дано указание не рассказывать про памятник Котовскому, который просто трудно не заметить в центре Кишенёва. Эксперимент продолжается - главная задача не Румыния, а сделать из Молдавии очередную Грузию, настроить народ против России.
В Стамбуле встречался с гастарбайтерами из бывшего СССР. Молдаване - самые несчастные. Все остальные говорят с оптимизмом: "Когда вернусь домой" ну или типа того. Молдаване: "А в Москве трудно устроиться?"
..."слышны всё более настойчивые крики политических проституток"...
-Кто такие?
Экзистенциальный вопрос
Очень остро переживают распад СССР, отсюда и Воронин и румынизация. Одни хотят обратно в Советский Союз, другие в Румынию, никто не хочет в Молдавию. И это, возможно, более важный фактор бедности этой страны, чем любой другой. У России привычка - историческая быть самостоятельной, ни на кого не надеяться. Мы ее слабо ощущаем, она не лезет в глаза, но работает на всех уровнях.
А в советское время молевым сплавом 200 000 кубометров древесины по реке Ижма занимались именно молдавские бригады, так что отхожий промысел был характерен для молдавской экономики и тогда...
...помнится, как-то генералиссимус Суворов высказался в том духе, как при дворе комментируют его полководческую ухватку побеждать. Дескать, "повезло, да повезло - пора и честь знать". Я это к тому, что Владимир Путин с его "удачной ценовой конъюнктурой нефти", все же, может быть сравнён с Михаилом Горбачевым, у которого под рукой рычагов управления было несравненно больше...Весовая категория ответственности того и другого перед обществом равная, не так ли...По поводу же настроений в Молдове - они сильно меняются...я, например, был на торжественном митинге в райцентре Единцы по поводу открытия памятника Римской Волчице возле примарии - присутствовали, в основном сотрудники примарии и румынские товарищи. Молдавская продавщица (из конфетного магазина) Таня в тот же день сильно материлась, выражая позицию народа в сторону румын...Юг Молдовы с его гагаузской автономией благосклонно посматривает в сторону Турции. Север - в сторону Украины и России (хотя нет у нас общих границ). И нет пока на политическом горизонте нового Штефана чел Маре, утвердившего (на территории современой Молдовы) молдавскую государственность в XV веке - на сто лет раньше "румынской"...
мне в детстве каждое лето доводилось отдыхать в молдавии в советское время было хорошо, жили дружно, если ктото женился, всей деревней строили молодым дом. У молдованина который имел тонну вина считался бедняком))) потом начало 90-ых ужос, кошмар, почки и т.п. В конце 90-х моловане поближе познакомились с европой, большинство уезжает на заработки в европу и счастливы, а молдова для них как цыганский табор. Доход государства Молдовы меньше чем сами молдоване привозят из европы. Моя троюродная сестра живет и работает в Греции и счастлива! Приезжает в Молдову редко, а в Россию даже не тянет. Хочется сказать, что мы Россияне сильно отстали от европы, хотим создать демократию, но нам еще далеко до подлинной демократии, болела Россиюшка(((, на лечение потребуются годы.
В Молдавии весело и непредсказуемо, не то, что у нас. Хоть и бедно, но цыганам не привыкать
Молдавия всегда в моем сердце
А знаком ли господин Сарычев с Романом Вартиком, который раскрыл россиянам глаза на молдавские беззакония?