Не думал, что вокруг лозунга столкнутся сразу столько мнений, большая часть которых далека от смысла самого лозунга. Не удивительно, ибо неправильно его понимает, судя по всему, и сам епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Исходно, стартово неправильно созданный посыл породил (хотел написать "искры") дымовую завесу, в которой одним смешно, другим обидно, третьим - "дивно"...
Сергий Радонежский, великий учитель Православия благословлял людей на... убийство!
Более того, он на убийство благословил монахов(!!!) Пересвета и Ослябю, ушедших с черной сотней таких же черноризцев на сражение с Мамаем. А ещё совсем "крышесносная новость" в том, что Пересвета и Ослябю заживо отпели, хотя они были ещё вполне живыми и вполне в здравии.
В чем тут дело? Какая война "праведная", а какая в самом деле праведная, без кавычек? Почему герои войны с Наполеоном, вернувшись домой и вполне собрав лавры за боевые заслуги в миру, зарабатывали от сельского священника по 20 лет епитимьи с отлучением от причастия? Да потому, что герой ты перед народом, а пред Богом убийца! И душу спасай молитвою, покаянием и постом, ибо там, в Царстивии Небесном, другие эполеты и другие ордена, другою ценою меряемые.
Православие признает только один тип вооруженного сопротивления - когда создана непроходимая и очевидная угроза самому Учению о Спасении. "Спасение Спасения" - единственное и больше никакое условие. В случае с Сергием Радонежским становится понятно его благословение - была угроза от нашествия самому Православию, которое могло исчезнуть, как Школа.
Понятны епитимьи, раздаваемые священниками, после войн всяким героям... Потому что "грех меньше не стал", а нынешние игры ветеранов в тщеславном бряцании медалями и орденами за убийство это вообще умножение греха, "возвращение пса на свою блевотину". Но понятно, и почему Великая Отечественная война была названа Священной...
Повторюсь: надо очень точно и конкретно отделить одно от другого: убийство в любом случае (В ЛЮБОМ!) грех. Потому заранее и были отпеты монахи, ушедшие в ад. На войну-то это полбеды, но Лавра их провожала не просто на войну, она провожала их в АД! Это вам не "Триста спартанцев" с патетикой Голливуда, это Жертва за Учение, за Церковь и други своя, цена которой больше, чем жизнь.
Итак, есть ли угроза Школе (учению о Спасении) в сегодняшней России? Есть. От духовно близоруких людей в среде самих православных. Нет страшнее врага, чем свой...
Так какже спегодня надо защищать Православие - с "калашниковым", со светскими законами или все-таки с духовной работой, служением Словом и с поиском истины?
Есть ли угроза Православию? Есть. Слишком много золота и блеска, крутых машин и "нравоучений", и слишком мало... примера. (Но, слава Богу, есть и пример, есть чему учиться, а значит, Школа Православия жива).
И еще.
"Мы бы погибли, если бы не погибали"... Не помню, чьи слова.
"Хорошо жил, посмотрим как умирать будет..." - из замечаний святогорских монахов.
"Православие или смерть!" - лозунг, который нам напоминает о Крайнем Крае. Это, как атомная бомба, как Великий Час Икс, и пользоваться таким "оружием" надо очень деликатно и в тех исторически крайних случаях, которые, наверно, нас ждут. САМ ПО СЕБЕ ЛОЗУНГ "ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ" - ЭТО ДУХОВНАЯ ФОРМУЛА, А НЕ ФОРМУЛА РАЗДЕЛЕНИЯ ("КРЕСТИСЬ ИЛИ УМРИ"), ФОРМУЛА "ЛИБО ЖИЗНЬ РАДИ ХРИСТОВОЙ ЛЮБВИ, ЛИБО НА ФИГ ЭТА ЖИЗНЬ", которую человек принимает сам для себя..
Играет с огнем каждый, кто девальвирует этот крайний (но не экстремистский) лозунг. Я не уверен, что это морально дозволено музыкантам, пишущим такие надписи на футболках, как, впрочем, и епископу Питириму... Потому что не "веселый Роджер" на черных знаменах, а Череп Адама, как символ человеческой миссии на Земле. (Юридической же составляющей , с точки зрения соответствия светским законам, в лозунге я вообще не вижу).
Простите меня грешного, по скудоумию и гордости все это написавшему.
Раб Божий Григорий (Спичак).
Слава Богу! Наконец-то хоть одно вполне компетентное мнение из среды интеллигентов. А то даже оторопь берет насколько далека наша так называемая "интеллигенция" от Бога, от Православия, от Русской Церкви. Демонстрируют полное невежество в вопросах веры. Не знают Священное Писание. И все изобретают, по своей гордыне, новые религии, причем каждый - свою. А та, что от Бога, им не нравиться и подчиниться учению Церкви не хотят. Так и не поумнели за 100 лет, потому что хотят руководствоваться своим падшим разумом.
Но вот, слава Богу, есть еще единичные примеры высказываний достойных мужей и из этой среды! Спаси Господи, раб Божий Григорий, утешили. Может действительно еще не так все плохо.
Я так понимаю, что "неравнодушный" один у нас истинное учение от Бога знает??? Ну-ну!
Спасение православия в том и была, что они ни себе, ни другим грехи не спускали!!! И может в том и ужас современного православия, что слишком многое прощают и себе и другим, ссылаясь на обстоятельства, на желание сохранить паству, сохранить ресурсы. Ведь это какую силу духа надо иметь, что бы отправить своих монахов на подвиг и проклясть их за грех. Ведь это надо не человеческую силу духа надо иметь. Пусть светские, по своей недалекости почитают их как героев, а церковь со слезами на глазах будет их поносить. Преклоняюсь перед такой духовностью Русской православной церкви. А в современном РПЦ все давно стало светским, все попилили на чужих и своих, и уже грех не эталон...
Дьякон А.Кураев как-то пример привел: "Католичество находится, образно говоря в болезни 4 сте5пени, а мы - во второй....Чему радоваться ?" И чем гордиться? - от себя добавлю.... Надежда только на одно - у Бога все возможно, и выздоровление тоже. И ещё - по аналогии с театром - в нем всегда кризис, но не было бы кризиса, не было бы и театра...
Раб Божий Григорий.
А ты в Приднестровье убивал?
Покаялся?
А ты кто, чтоб я перед тобой исповедывался? Может, ты от Снегура?
Он типа над схваткой: своих мыслей нет (да и быть не могло), но читает и высказывается - тот прав, этот неправ... Очень уж ему хочется, чтоб его заметили. Да заметили тебя, о Учитель!))
Неравнодушный хочет что-то написать? Или изучает, как пишут другие?
Относительно Неравнодушного. Высказывать свое мнение о проблеме – ради Бога. А раздавать оценки спорящим (этот умный, а тот дурак) лучше у себя на на кухне в беседах с женой, чтобы больше уважала.
Сказано в Священном Писании: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1Кор.2:14-16).
К сожалению, безбожные люди духовно слепы, полностью ориентированны только на этот тленный земной мир и к тому же своей слепоты не видят. Но надо все же им об этом говорить, может кто и обратиться к Богу и спасет свою душу для Вечности.
По-моему, писатель Спичак на основании краткого, но важного экскурса сформулировал высказывание, имеющее некоторое онтологическое звучание. Само по себе это задает известное духовное и моральное поле дальнейшего обмена мнениями. Понять границы этого поля и попытаться остаться в них, либо перевести дискуссию в иную плоскость - зависит от уровня рефлексии, на которую готовы авторы состоявшихся и потенциальных высказываний.
С огромным удовлетворением прочёл Ваши заметки, Григорий, понимаю, что вера Ваша крепка, слава Богу,- мысль тоже. Вы знаете, чтоя неверующий,(что ж поделаешь?), но я убеждён, что и духовность и смирение, больба с собственной гордыней, слабостями, вполне с=возможна и необходима всем людям, верующим и нет, любому здравомыслящему человеку. Духовность - как сопричастность всей вселенной, всем людям, всему миру. И это вне каких либо религиозных рамок, воевать с собой надо.