Житель Чебоксар Николай Овчинников отсудил у России 30 тыс. евро компенсации за отказ полицейских реагировать на домашнее насилие в семье его дочери. Девушка жаловалась на угрозы убийством со стороны своего мужа. Правоохранители отказались возбуждать уголовное дело. Через месяц девушку убили. Суды признали бездействие силовиков законным. Отец убитой пожаловался в Европейский суд по правам человека и добился компенсации. Об этом сообщила правозащитная организация «Зона права».
Николай Овчинников заключил мировое соглашение с правительством России, которое признало, что в ситуации с его дочерью были нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Государство должно выплатить мужчине 30 тыс. евро компенсации морального вреда. Интересы пострадавшего в ЕСПЧ представляла адвокат Валентина Фролова, сотрудничающая с правозащитной организацией «Зона права».
Дочь Николая Овчинникова Анну в сентябре 2018 года убил ее муж Александр Ануфриев. За месяц до этого девушка жаловалась в полицию на угрозы убийством и сообщила о четырех случаях насилия в семье. Полицейские отказались возбуждать уголовное дело по жалобам. После убийства суд приговорил Ануфриева к 14 годам и 10 месяцам колонии. При этом Верховный Суд Чувашии оправдал мужчину по статье об угрозе убийством (часть 1 статьи 119 УК РФ). Суд сослался на то, что «без личного присутствия женщины неизвестно, были ли угрозы реальными». Это решение поддержал Верховный Суд России.
Кроме того, суды признали законным бездействие полицейских, которые отказались возбуждать уголовное дело об угрозах убийством. Правоохранители продолжили службу в МВД, получив предупреждение о неполном служебном соответствии. Николай Овчинников пожаловался на решения судов в Европейский суд по правам человека в марте 2020 года. При рассмотрении жалобы суд впервые потребовал от России показать методику профилактики домашнего насилия.
Отец убитой также попросил в Конституционном Суде России (КС) признать не соответствующей основному закону формулировку статьи 119 УК об угрозе убийством и пересмотреть судебные решения по делу об убийстве его дочери. В феврале 2021 года КС указал, что угрозы убийством, кроме жертвы, могут подтвердить очевидцы, медработники, сотрудники органов власти, куда жертва обращалась за помощью. В суде добавили, что убийство также является доказательством реальности угроз при жизни.
В ноябре 2020 года смоленские активисты сделали стену памяти жертв домашнего насилия. Они на двух ватманах написали имена девяти женщин, которые погибли за год от рук своих мужей, отцов и сыновей. По словам организаторов акции, если бы они написали имена всех пострадавших за 2020 год, им бы пришлось исписать 299 листов ватмана.
Днем 16 января 2021 года стало известно о гибели 33-летней рязанской журналистки Жанны Шепляковой — накануне вечером ее убил муж, с которым женщина собиралась развестись. Он нанес ей 10 ножевых ранений, забрал двух сыновей и покинул квартиру. Его задержали в Твери. Мужчина сознался в преступлении: он убил жену из-за отказа отдать ему детей. Жанна предупреждала близких, что супруг может с ней расправиться подобным образом.