В Сыктывкаре на старом деревянном общежитии на улице Юхнина, 26 появился портрет этнического жителя Коми — нывки (что в переводе с коми языка означает «девушка»). Автор работы — уличный художник из Воронежа Ян Посадский. Он изобразил девушку при помощи символов древней пермской письменности.
Портрет был выполнен по технологии ASCII, позволяющей любое графическое изображение выполнить при помощи букв и символов (некоего рода кодирование). Так же как и этнические символы и орнаменты, это зашифрованные объекты, явления либо существа.
В качестве раскладки художник выбрал язык «Анбур» — это древнепермская письменность, на данный момент язык полностью утрачен. Ян Посадский нарисовал портрет углем и мелом. Выбор материалов — это концепция всей работы: она исчезнет под воздействием ветра и дождя, как исчезают цивилизации, ассимилируются малые народы, уходят языки.
Работа выполнена в рамках арт-резиденции «Этно Эко», которую проводит независимое культурное пространство «Револьт-центр» при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).
— При мировой культурно-языковой глобализации особо остро стоит вопрос сохранения локальной идентичности — этнических и промысловых традиций, обрядов, народного творчества, орнаментов. За время пребывания в Сыктывкаре всего несколько местных жителей были коренными и отнесли себя к этническим представителям Республики Коми. Все остальные оказались русской национальности. Индустриальное освоение русского Севера в ХХ веке и типовое панельное строительство практически полностью уничтожили исторический облик Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар). Подобные перемены уже переживали языческие коми жители еще в XIV веке, при освоении тех земель Русским княжеством и крещении при Стефане Пермском, — рассказал Ян Посадский.
В рамках арт-резиденции художники из регионов Северо-Западного федерального округа создадут в Сыктывкаре работы, которые раскроют следующие темы: «Традиционные знания коренных народов», «Экология», «Устойчивое развитие», «Комфортная среда».
"Индустриальное освоение РУССКОГО Севера в ХХ веке и типовое панельное строительство практически полностью уничтожили исторический облик Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар)."
На русском Севере его индустриальное освоение и типовое панельное строительство могло уничтожить только что-то русское. Похоже, что затея затеяна ради освоения грантов.
деревянное с печным отоплением и водой в колодце всяко наверное лучше, чем "коммунальный рай без забот и хлопот".
В Ухте в элитном районе, где обитает Дедок из Дежнева, отопление зимой "работает" исправно, ну, а с водой в кране иногда проблемы - ее может и не быть, и, понятное дело, без воды и от канализации нет пользы.
Дежнево - барвиха , там все включено и даже если нет воды то есть дыра в сортире прямого падения , гравитация на службе обитателей элитных апартаментов
я наследник элит апартаментов на Дежневе , от деда осталось
Уже только обозначение территории Коми Русским Севером обессмысливает весь пафос статьи (и акции тоже). Сделано это намеренно или по недомыслию?
Да, помню, на ул. Коммунистической, как идти от Дома быта к ЦУМу, вплоть до середины 80-х стояли двухэтажные деревяшки, мимо которых надо было шагать побыстрее, потому что от них воняло выгребной ямой. Индустриальное строительство полностью уничтожило эти замечательные дома вместе с выгребными ямами, которые были неотъемлемой частью исторического облика Усть-Сысольска и Сыктывкара.
Предлагаю создать в историческом музее отдел запахов старого Сыктывкара и Усть-Сысольска, где любители поностальгировать смогут погрузиться в "аромат" старины. А ещё можно воссоздать уборную с выгребной ямой и дыркой, на которую посетители смогут сходить по нужде — как по малой, так и по большой (за бóльшую плату, естественно). Подтиралки можно наделать из местных газет 20-70-х годов.
Сергей Алексеевич, те дома с "ароматными" ямами - наследие индустриализации 30-50 гг, но не глубокой старины. Многоквартирные коммунальные дома в Сыктывкаре появились только при коммунистах.
Статья о другом. Вы или не поняли или намеренно искажаете ее смысл.
До прихода красных бандитов в коми керках стояли финские унитазы, никто не знал "ароматных ям", а вместо газетной бумаги использовали нежнейшую берёзовую кору.
В моем родном ижемском крае и сейчас используют кору. А в голодные годы ее даже используют в пищу. Богата коми парма ресурсами.
Не хочешь учить родную балачку - учи китайский. И не будет тебя волновать, чем пользуются и что едят твои соседи по "элитному" жилью.
Уважаемый коллега, не знаю как сейчас, но в 18-19 веках кору действительно использовали в приготовлении пищи. К примеру...КАЧЪ- штука настоящая печорская, сушат, толкут и варят кору, как кашу. Для людей образованных, начитанных, такие исторические моменты не новость. Причина тут на поверхности и, к примеру, Засодимский, в книге" Лесное царство", чётко её обозначает. Земледелие в Усть-Сысольском уезде. Почти половину года зыряне закупают хлеб у вятских и пермских торговцев по очень высокой цене.
Землю под пашни устраивали с помощью подсек. Порой уничтожая огромные территории. Поэтому вышел закон наказывающий крестьян за подсеки. Но не каждый зырянин смел на столько, что бы в борьбе за существование рисковать головой, идти в острог. А таких терпеливых бедняков всё-таки большинство. Эти несчастливцы пол года питаются хлебом из осолодевшей муки, в лучшем случае с примесью мякины и отрубей, а в худшем случае с песком, с соломой, мхом и древесной корой. Вместо хлеба они так же едят молодые отростки ели.
В коре деревьев много витаминов, а в тухлой рыбе много аминокислот. Кора и рыба - вот рацион коми зырянина.
в деревянных домах стояли клозеты с финскими унитазами? лютый бред.
скорее при "красных бандитах" цивилизация пришла в эти дома.
30-50-е — это и есть старина глубокая для нас. А тогда разве были не коммунисты? Ах да, тогд были большевики, но в 1951, после XIX съезда КПСС они все стали коммунистами. Так кто тут злонамеренно искажает?
ну что вы врете, в 30-50-е строились шикарные по сравнению с тем, что в этой статье защищаются дома, с отличной планировкой, с высокими потолками, в ампире.
а эти вонючие дома именно, что воняли от старости.
Ампир строили для политруков и партийного начальства. Простой коми народ жил в керках с выгребными ямами. В моем родном ижемском крае до сих пор так живут. Деды так жили и мы будем. В этом и есть сила традиций коми-зырян.
Дедок, займись делом. Первым с хлебом-солью встретишь своих новых хозяев, как это делали ваши деды.
У изватаса нет хозяина. Наши предки заселили Ижемский край сотни лет назад и пасли оленей до Баренцева моря. Земли от Дежнева до Северного ледовитого океана это родовые угодья коми ижемцев.
Дедок из Дежнева, зато у вас - которых привезли - есть. Займись делом и первый встретишь новых хозяев.
как жили до революции, так и при советах, так и сейчас в этих деревяшках, а других попрекаете что жили лучше при советах?
ай некрасиво, дорогой
Дедок, коми ижемцы до революции жили зажиточней остальных коми зырян. Строили свои керки в красивых местах, ловили много рыбы и пасли много оленей. При советах на родовых угодьях стали бурить нефть, отобрали оленей в совхозы. Я верю, что изватасы станут независимыми как это было до советов.
Дедок из Дежнева, ты бы сначала научился писать слово "изватасы" без ошибки. А то пишешь из комента в комент с одной и той же ошибкой. Такую ошибку не сделает ни один ижемец - слово пишется так, как произносится.
Не вводите читателей в заблуждение. На Печоре жили зажиточно только ижемские зыряне - кулаки, которые обогатились за счёт самоедов. Остальные жители Печоры жили бедно, в курных избах, которые не блистали чистотой, эту неряшливость отмечали исследователи-путешественники. Многие пишут про гордых ижемцев, которые отказались строить дорогу, но думаю, эти писатели не осознают, что отказались они построить дорогу не потому что были гордые, смелые и независимые бунтари, а потому что сил у них не было строить самостоятельно и денег тоже не было, что бы нанять батраков. Хотя за пять лет этого противостояния ижемцы нанимали наёмных рабочих, но опять не хватило денег и они продолжили просить царя пожалеть их. Что царь в последствии и сделал. Вот так и жили, одни в достатке, сытости и убранстве, а другие прозябали в грязных керках, жуя кору вместо хлеба.
Дедок из Дежнева, поясни, что значит "Öлöлöш" в твоем нике к комментарии от 9 июн 15:19.
Дедок, не надо себя выдавать за местного, тем более комиязычного. Твой фокус с постоянной публикой этого сайта не пройдет. А другие твои опусы и не смотрят. Для кого стараешься?
уважаемый) не в бровь в глаз!
но как это отменяет наличие дырки в полу? и как оправдывает отсутствие других коммунальных благ?
пущай Пурген-на-Дежневе погуглит как на территории его исторической родины были голодоморы аж три ( в 19- 20 веках) на территории Коми голодоморов не было
что вы имеете ввиду под "голодомором"?
На территории Коми края в голодные годы коми зыряне питались корой деревьев. Тем и спасались.
Дедок, может тебе дать ссылку о голодоморе на твоей исторической родине?
где был голодомор были эпизоды каннибализма
сами убедитесь ,шта, сколько было голодоморов на территориях , где выращивали рожь и пшеницу
сталинский голодомор 1946-47г
"эти вонючие дома именно, что воняли от старости"
Если выгребная яма не старая, то она, значит, не воняет?
В коми керке, как правило, была жилая часть и хозяйственная. В хозяйственной находился и хлев со скотом. Керка со скотом не может благоухать, вы же должны это понимать.
На севере так устроены и дома северных русских, в частности у устьцилемов. Так что не наговаривай на своих соплеменников.
Такие дома есть и в Усть-Цильме и в Ижме и в Сыктывкаре. Это обусловлено практичностью и удобством такого крестьянского жилища в суровых условиях Русского Севера. В 21 веке жить в одном доме со скотом и выгребной ямой не приемлемо. Это понимали еще большевики в 30-х годах 20 века, переселяя коми зырян в благоустроенные квартиры.
Дедок, большевики устроили в коми крае сталинский ГУЛАГ, уничтожили здесь миллионы политических заключенных, загадили наши родовые угодья. Нет им прощения.
Дедок, кого хочешь ввести в заблуждение/обмануть/?
Как говорят в народе, вожжа попала под хвост. Посыл о встрече с хлебом-солью новых хозяев ему не понравился.
Судя по всему, посыл он понял правильно.
Дедок, у изватаса не может быть хозяина. Он рождён свободным, чтобы пасти оленя на землях предков. Пора бы тебе понять это у себя на Дежневе.
Дедок, ты так и продолжаешь копипастить "изватас" с ошибкой. Исправь у себя на компе.
Большевики устроили в Коми крае сталинский ГУЛАГ, благодаря коми патриоту, эссеру автономисту, переметнувшегося к большевикам, Батиеву. Это Батиев проявил находчивость и смекалку, решил, что с помощью рабского труда военнопленных и зеков, согнанных в концентрационный лагерь под Ухтой, развивать Коми край, укреплять и расширять его границы. И ему пошли навстречу, правда потом, по иронии судьбы, Батиева пустили в расход в том самом ГУЛАГе, который он выпестовал. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
Пример таких благоустроенных квартир - Воркута и, в частности, Хальмер-Ю.
Как Дедок, родной язык которого - балачка, может быть соплеменником устьцилёмам?
"Все остальные оказались русской национальности"
Разве автор русский?)))
"Индустриальное освоение русского Севера в ХХ веке"
Или все же это были ГУЛАГИ?
"Подобные перемены уже переживали языческие коми жители еще в XIV веке, при освоении тех земель Русским княжеством и крещении при Стефане Пермском, — рассказал Ян Посадский."
Разве это было крещение русской религией?
"В качестве раскладки художник выбрал язык «Анбур» — это древнепермская письменность, на данный момент язык полностью утрачен."
О как! Оказывается язык коми-зырян уже записан в исчезнувшие.
Откуда только такОе отковыривают...)))
А что есть современный язык коми? Ведь язык тех, древних и диких зырян, которых просвещал Стефан Пермский и создавал им азбуку утрачен. Что собой представляет коми кыв, суржик, обрывки древне зырянского трансформированного под влиянием русской культуры?
коми кыв - умирающий язык. Какая теперь печаль, как он произошёл. Всё меняется, всё исчезает.
А какой был латинский язык! Уйдет империя - уйдет и имперский язык.
За время пребывания в Сыктывкаре всего несколько местных жителей были коренными и отнесли себя к этническим представителям Республики Коми. Все остальные оказались русской национальности. (с)
Как в произведении Смирнова И.Н. так и у Яна Посадского, морт хочет быть русским...
Типичный рыжий Пермяк с характерным пермяцким выговором — ямщик , везший меня отсюда в Усть-Зулу - на вопрос, не Пермяк - ли он, ответил: "Нет, я Руськой".
Дедок, в русском языке около 70% слов - заимствованные из других языков. И современный русский язык мало похож на язык, на котором говорили в столице во времена даже Ломоносова, не говоря уж о временах Стефана Пермского. Не вижу страданий с твоей стороны по этому поводу. Так что перестань страдать по языку коми.
Стефан Пермский проповедуя зырянам Евангелию особые им буквы сложил и на их языке нужнейшие книги писал и тем, в краткое время, без принуждения, в веру обратил. Но оные буквы от лености духовной к обучению уже в забвение пришли и книг оных отыскать уже невозможно. Посему и о Зырянах можно заключить, что они суть от смешенных Скифов и Сарматов народов и язык их также из смешенных в которых есть татарские и русские слова с некоторою в произношении переменою.
Дедок, ну что тебе не дает покоя коми язык? Займись изучением, к примеру, китайского языка серьезно, по взрослому, и спать будешь спокойно, и аппетит нормализуется.
Когда Алекперов продаст Ухтинский НПЗ, будешь встречать новых владельцев с хлебом-солью.
Хорошо бы это были цивилизованные и демократичные финно-угры. Типа финнов или эстонцев. На худой конец - румыны. Заживет тогда коми народ, всех заставим учить наш коми-кыв.
И всх заставим кушать Стёмминг и нахваливать коми посол.
Дедок, еще не выучил китайский, а ведешь себя на сайте так, словно уже встретил новых хозяев с хлебом-солью. Дед-то как и за что переселился с благодатного юга на севера?
На той неделе смотрел " Орёл и решка", там ведущая девушка пыталась поесть шведский деликатес " Стрёмминг". Посмотрите концовку передачи с 43:30 по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ZNoGf_H5ZCU
Со слов ведущей ничего отвратительнее этой вонючей рыбы она не пробовала в своей жизни.
К коменту от 8 июн 17:02
Румынский язык типологически относится к балкано-романской подгруппе восточно-романской группы и никаким боком не имеет отношения к угро-финнским языкам.
"Коми-кыв" с дефисом пишут, как правило, русские националисты, но никогда - владеющие коми языком.
Дедок из Дежнева, у которого два внука и элитное жильё в элитном районе Ухты, взялся за изучение китайского языка, чтобы первым с хлебом-солью встретить новых владельцев завода и города?
Юра, не тужься, он тебя не слышит.
Владимир Путин осудил украинский законопроект о «коренных народах».
По его словам, деление людей на коренных, некоренных и другие категории похоже на политику нацистской Германии. При этом Путин напомнил, что сам президент Украины — еврей по национальности.
Думается мне, что скоро и в России отменят понятие коренных народов. Не будет в Коми крае коренного коми народа, а будут одни россияне. Да, и республик скоро не будет, не даром Жирик, уже второй раз, с трибуны Госдумы высказывается за возвращение губерний, как административной единицы России. Прощайте коренные браты, прощайте носители коми кыва...Прощайте.
Собака лает караван идёт. Да,ваш пересидент нам не указ, его пусть челядь слушает.
Дедок, изватасы никогда не были челядью. Так что, твой караван идет только до Дежнева, а дальше ижемские родовые угодья и сплошной поголовный коми кыв.
Сначала у себя на компе исправь ошибку в слове "изватасы", прежде чем копипастить старые коменты.
Правильно - Изь-Ва-Тас. От КОМИ зырянского: Ва - вода. Изь - Израэль (евр.) Изя. Дословно - сыны израэлевы, пришедшие по воде. Не даром, народ Изьватас называют коми-евреи. И по характеру и по внешности эти два этноса очень схожи.
после февраля 2014 с высоких трибун РФ заговорили о нацпредателях , о «русском мире» , о проекте «Новороссия». Так что Украина со своим законопроектом о коренном народе - отдыхает . Да и надо самому почитать законопроект - о чем там говорится . Мало ли кто как понял его.