Компания «Технопарк», ведущая рекультивацию строительной площадки для мусорного полигона на станции Шиес, предложила активистам переместить палатки за пределы участка. Застройщик на своем сайте заявил, что 19–20 декабря планирует начать работы по очистке территории в 15 га от навалов грунта, а палаточный лагерь мешает этому.
«Без перемещения палаток и иных строений с территории участка дальнейшие работы по рекультивации невозможны, поскольку нахождение на территории проведения работ посторонних лиц запрещено действующим законодательством в связи с рисками причинения вреда здоровью», - говорится в заявлении компании.
В «Технопарке» также сослались на некую договоренность, которой достигли представители компании, правительства Архангельской области и администрации поселка Урдома на совещании 12 октября, - о том, что в декабре «в соответствии с ходом работ по рекультивации» активисты переместят свои палатки в другое место.
Активистка Анна Шекалова, дежурящая в лагере на Шиесе, заявила «7х7», что не в курсе этой договоренности. По ее словам, губернатор Александр Цыбульский, приезжавший на Шиес, лично пообещал, что лагерь останется на месте до завершения рекультивации.
- К сожалению, мнения защитников Шиеса разошлись, - констатирует Анна. - Одни считают, что лагерь мешает и поэтому его надо убирать. А мы, кто дежурит здесь каждый день, уверены, что лагерь не мешает рекультивации. Там, где он стоит, плодородный слой не снимался. К тому же в прошлом году люди, которые приезжали на Шиес, посадили рядом с лагерем тысячи саженцев деревьев - кедры, дубки, - и они отлично прижились. Их не нужно ни пересаживать, ни рекультивировать. Это достояние Шиеса.
К проводимой рекультивации у активистов много вопросов. Они называют ее варварской и не понимают, почему подрядчик вместо того, чтобы вывозить завезенные ранее тонны песка, просто растаскивает его по всей площадке. Причем делает это целенаправленно в сторону лагеря, оставляя нетронутыми целые «футбольные поля» вокруг него.
- Рекультивация подразумевает возвращение участка в первоначальное состояние. Если вы привезли песок - вывезите его. Если сняли плодородный слой - верните. Вывозите вашу общагу, ангар. Плиты должны были вывезти еще в ноябре. С забора на половине периметра сняли только листы, а столбы остались. А они просто засыпают дорнит [геотекстильное полотно, используемое для защиты основания полигонов ТБО] песком и размазывают его по всей территории. Но песок - это не плодородная почва, - настаивает Анна Шекалова. - Мое мнение - они просто отмывают на этом деньги, поэтому им невыгодно, чтобы в лагере находились люди и следили за качеством этой их рекультивации.
По словам Шекаловой, активисты уберут лагерь, только когда убедятся, что все имущество «Технопарка» вывезено с Шиеса и рекультивация проведена в полном соответствии с планом. Сейчас же она советует застройщику не трогать лагерь, иначе это вызовет негативную реакцию общества.
- Люди уже начали съезжаться, вместо шести человек, как обычно, в лагере сейчас дежурят 25 активистов. И они все прибывают. Люди разозлены, - заключает она.
Полигон для московского мусора на станции Шиес на границе Архангельской области и Республики Коми начали строить летом 2018 года без разрешительных документов. Жители региона и соседней Республики Коми регулярно проводили протестные акции, активисты разбили палаточный лагерь рядом со стройплощадкой полигона и организовали в нем круглосуточное дежурство. В декабре 2019 года стало известно, что Москва не включила Шиес в свою территориальную схему обращения с отходами на ближайшие 10 лет.
В январе 2020 года архангельский арбитраж постановил снести незаконные постройки на станции. Это решение инвестор проекта, компания «Технопарк», пытался оспорить, но безрезультатно. В октябре 2020 года «Технопарк» заявил о прекращении строительства мусорного полигона на Шиесе и пообещал рекультивировать территорию к лету 2021 года. В конце октября в суде по поводу незаконных построек представитель администрации Урдомы заявила, что «Технопарк» лишь делает вид, что проводит рекультивацию, и нарушает все установленные сроки.