Арбитражный суд Карелии рассматривает иск Сегежского целлюлозно-бумажного комбината о защите деловой репутации к экологической активистке Наталье Пастушенко и администратору паблика «Отражение. Карелия» Татьяне Смирновой. 16 октября состоялось второе заседание, на котором суд выслушал позиции депутата республиканского парламента и сотрудника карельского Научного центра РАН. Об этом «7х7» рассказала юрист Елена Пальцева, представляющая интересы ответчиц.
Менеджмент ЦБК считает, что урон репутации предприятия был нанесен постом, размещенным в сообществе «Отражение. Карелия» 8 мая 2020 года. В тексте поста говорится о вредных выбросах Сегежского ЦБК, которые подрывают здоровье местных жителей. Автор, экологический активист Наталья Пастушенко, заявила, что жители Сегежи имеют ослабленный иммунитет из-за вредного воздействия комбината и поэтому легче поддаются заражению коронавирусом и чаще подвержены онкологическим заболеваниям.
Материал был опубликован спустя несколько месяцев после ЧП в Сегеже, тогда в карельском городе произошла массовая гибель птиц. «13 ноября 2019 года произошел страшный выброс, люди задыхались, птицы умирали в полете, падая на головы горожан», — говорится в материале Пастушенко, который вызвал судебную тяжбу.
Сегежский ЦБК требует удалить пост и опубликовать опровержение. Предметом спора являются пять фраз, речь в которых идет про ослабленный иммунитет горожан из-за выбросов ЦБК, «страшно-удушающий смог» в городе, желтый снег и мертвых птиц. Представители комбината также намерены добиться опровержения заявлений автора текста о том, что у местных жителей из-за воздействия плохой экологии и вызванного ею поражения дыхательных путей часто встречаются заражения COVID-19 и онкологические заболевания.
Ответчики Татьяна Смирнова и Наталья Пастушенко считают, что в исковых требованиях истцу должно быть в полном объеме отказано.
16 октября на заседании выступил старший научный сотрудник лаборатории геохимии и геоэкологии КарНЦ РАН Дмитрий Рыбаков, который заявил, что в 2019 году выбросы с Сегежского ЦБК превзошли суммарные выбросы с двух других целлюлозных заводов Карелии, расположенных в карельских городах Питкяранта и Кондопога. Он также сказал, что массовая гибель птиц — беспрецедентный факт, в причинах которого следует разбираться. Депутат республиканского Заксобрания по Сегежскому округу Андрей Рогалевич, к которому обращались с жалобами местные жители, выступил в суде качестве свидетеля.
Юрист Елена Пальцева, представляющая в суде интересы Смирновой и Пастушенко, сообщила «7х7», что комбинат на данный момент ходатайствовал о проведении лингвистической экспертизы спорных фраз в контексте всей публикации. Ее проведение планируется поручить эксперту из Москвы. Ходатайство еще не рассмотрено.
— Спор продолжается, мы тратим на него силы и время. При этом очевидно всем, включая самого истца, что деятельность ЦБК наносит вред окружающей среде, отражается на здоровье жителей Сегежи. И данный иск больше похож не на поиск правды и защиту деловой репутации, а на желание истца прекратить дискуссию по столь важной экологической проблеме, — заявила Елена Пальцева.
В ноябре 2019 года жители карельского города Сегежа сообщили о массовой гибели птиц, зловонном тумане и снеге, который приобрел желтый цвет. Снимки с доказательствами ЧП были опубликованы в соцсетях. Сегежский ЦБК заявил, что провел проверку анализов атмосферного воздуха в зоне влияния производства и превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе не обнаружил.