Военный суд в Пензе отказался признать недопустимыми доказательства вины подсудимых по делу «Сети»* Ильи Шакурского и Михаила Кулькова. Судьи не нашли «грубых нарушений» и оставили все доказательства обвинения в силе, сообщил 11 ноября из зала суда корреспондент «7х7».
Исключить из материалов дела недопустимые доказательства обвинения вины Ильи Шакурского и Михаила Кулькова 6 ноября попросили их адвокаты ― Сергей Моргунов и Игорь Кабанов.
Моргунов говорил о диске с аудиозаписями телефонных и других переговоров Шакурского, которые на этапе следствия были получены, по его мнению, с нарушениями. Как именно у следствия появились эти записи, в суде ни разу не упоминалось. В обвинительном заключении сказано, что на них Шакурский якобы разговаривал с неонацистом Владом Добровольским. По версии защиты, Добровольский был провокатором и затем выступил в суде в качестве секретного свидетеля «Кабанова». Независимый эксперт Герман Зубов заявил о возможных признаках монтажа этих фонограмм.
Адвокат Моргунов обратил внимание суда на то, что на прослушивание телефонных разговоров у следствия должно было быть отдельное судебное решение, которого в материалах дела нет. Судьи сказали, что рассмотрят этот вопрос позже, когда прокурор представит или не представит решение суда о прослушивании.
Другие нарушения, по мнению адвокатов, касались процедуры опознания подследственных по фото в ходе следствия. Защитник Игорь Кабанов заявил суду, что Шакурский опознал Кулькова по фото, тогда как следователи не допрашивали его о Кулькове и о приметах, по которым Шакурский мог бы его опознать. Суд разъяснил, что после опознания Шакурский такие приметы называл и узнал Кулькова «по возрасту, коротким темным волосам и большому носу». В тот же день, сказали судьи со ссылкой на материалы дела, Шакурский упоминал и о знакомстве с Кульковым.
Отождествление личностей подсудимых по фото, заявил Моргунов, следователи проводили с нарушениями. В них участвовала свидетель обвинения Диана Рожина. Во время допроса в суде она говорила, что у следователя ей «было страшно» и она «могла подписать все что угодно». Суд не нашел «грубых нарушений, которые поставили бы под сомнение законность мероприятий», которые проводили следователи.
В итоге судьи признали доводы защитников несостоятельными, а собранные следствием доказательства вины Шакурского и Кулькова – допустимыми. Гособвинитель Сергей Семеренко также не счел нарушения существенными. Обжаловать отказ суда можно только вместе с окончательным приговором по делу.
Следующее заседание состоится 14 ноября, на нем защита продолжит представлять свои доказательства.
Дело «Сети»* ФСБ возбудила в октябре 2017 года, по нему задержали 11 молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга. Судебные процессы по делу «Сети»* идут параллельно в обоих городах: суды отказались объединить два дела в одно.
Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.
На заседании 7 ноября Илья Шакурский попросил суд приостановить процесс до нового расследования пыток. Трое подсудимых — Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин — 11 ноября объявили в суде голодовку. Они считают ее единственным выходом и намерены голодать до тех пор, пока не начнется новая проверка по пыткам.
*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.