Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. «Мемориал» в Петрозаводске презентовал новую версию базы данных «Жертвы политического террора в СССР»

«Мемориал» в Петрозаводске презентовал новую версию базы данных «Жертвы политического террора в СССР»

Анна Яровая, фото автора
Александр Даниэль
Фото Анны Яровой
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Презентация обновленной, пятой, версии базы с именами политических заключенных, переселенцев, расстрелянных в годы СССР состоялась в Петрозаводске 5 декабря. Рассказать жителям карельской столицы о новинках электронной версии базы приехали члены правления Международного «Мемориала», руководители «Мемориала» в Санкт-Петербурге Ирина Флиге и Александр Даниэль.

— Тридцать лет назад люди вышли на улицы с требованиями назвать все имена, озвучить списки репрессированных в СССР. С 1998 года в России стали выходить книги памяти силами энтузиастов, энтузиастов-одиночек. Кто-то собрал имена двадцати человек, кто-то — тысячи, кто-то — десяти тысяч. Эти имена сложились все вместе в базу. Это заслуга общества, не государства, это результат объединенных усилий, — этими словами начала презентацию Ирина Флиге.

 

Ирина Флиге

 

Александр Даниэль отметил, что одновременно с презентацией в Петрозаводске такие же мероприятия проходят в других городах России: Томске, Сыктывкаре, Перми, Москве, Санкт-Петербурге.

— Почему «Мемориал» выбрал для презентации Петрозаводск? Это один из считанных регионов, где созданы полные списки пострадавших. Таких регионов почти нет. Как это получилось? Благодаря двум замечательным людям — покойному Ивану Чухину, а также Юрию Дмитриеву. Где находится Юрий, думаю, вы знаете, — сказал Александр Даниэль. — Петрозаводск — это город, где работал Чухин, где работал и будет работать Юрий Дмитриев.

 

Александр Даниэль

 

После вступительных слов речь зашла непосредственно о базе данных «Жертвы политического террора в СССР». Ее первая версия была выпущена на CD в 2001 году. В этом издании было около 130 тысяч имен из 26 регионов бывшего Советского Союза. В 2007 году «Мемориал» выпустил четвертую версию, содержавшую уже более 2,6 миллионов имен. Эта версия была тогда же размещена в интернете. В новую, пятую, базу вошли данные из еще 120 томов региональных «Книг памяти», вышедших за последние десять лет, а также ряд неопубликованных источников. Теперь в ней содержится более 3,1 миллионов записей о конкретных репрессивных актах против конкретных людей, из них около полумиллиона — новых.

— До весны 2018 года база будет работать в тестовом режиме. Но уже сейчас решили открыть доступ, потому что основную функцию она уже выполняет. База направлена не на исследователей, не на статистиков, а на индивидуальный поиск по имени: для тех, кто ищет человека, чтобы узнать о его судьбе. В новой версии возможен поисковый запрос не только по фамилии и имени, но и по многим другим критериям — год ареста, реабилитации, по национальности, образованию. Но главная задача базы — поиск людей, — рассказал Александр Даниэль.

 

 

Он также отметил еще несколько особенностей базы, отличающих новую версию от предыдущей. Например, раньше было трудно добавлять в базу новую информацию или что-то исправлять. Теперь дополнения можно вносить непрерывно.

— Раньше мне звонили и говорили: «Добавьте моего деда!». Но это было невозможно. Всегда были тяжелые объяснения. Открытость этой базы — это принципиальное изменение, — добавила Ирина Флиге.

Члены «Мемориала» отметили, что работы по обновлению базы и в целом по поиску списков жертв политрепрессий еще много. Если ориентироваться на временной отрезок, указанный в законе о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 года (от 25 октября 1917 года), то жертвами можно считать около 12 миллионов человек. Сейчас в базе 3 миллиона имен.

— Эту работу можно было бы сделать за несколько лет, если бы была госпрограмма, если бы был приказ собрать по всем ведомственным архивам эти списки. Но архивы за последние 12 лет, наоборот, стали более закрытыми. Рассчитывать на государство не приходится, — сказал Александр Даниэль.

 

 

После презентации зашла речь о том, что такое сохранение имени в целом. Участники высказали свои мнения, для чего и как нужно создавать подобные базы, списки и как донести эту информацию до народа.

Материалы по теме
Мнение
1 августа
Виталий Аверин
Виталий Аверин
Большую роль в этой операции по обмену заключенными сыграла Германия
Мнение
17 октября
Александр Кынев
Александр Кынев
Идея крепостного права в российской политике удивительно живуча
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ГУЛАГКарелияОбществоПетрозаводскРепрессии