Европейский суд по правам человека в Страсбурге коммуницировал жалобу журналиста интернет-журнала «7x7» Глеба Пайкачёва, которого не пустили в зал суда для освещения резонансного дела с участием майора полиции Евгения Младова под предлогом закрытого характера процесса. Если ЕСПЧ установит нарушение, у российских журналистов могут появиться правовые инструменты защиты своего права на доступ к информации, — сообщил корреспонденту «7x7» представитель истца Александр Передрук.
Российское законодательство не позволяет журналистам обжаловать решение суда о закрытом процессе, поэтому корреспондент «7x7» при поддержке юриста Московской Хельсинкской группы Александра Передрука обратился напрямую в ЕСПЧ. Заявители обратили внимание на нарушение как национальных законов — Конституции и Гражданского процессуального кодекса РФ, так и международных актов — Конвенции о защите прав человека. Международный суд согласился с доводами журналиста и его представителя.
— Нашу жалобу быстро коммуницировали — меньше чем за год. Теперь мы ждем ответа от российских властей и прокомментируем их доводы, а также потребуем выплату моральной компенсации и покрытие судебных расходов. Доводы Европейского суда, положенные в основу постановления, могут быть имплементированы в российское законодательство, и журналисты получат реальный правовой инструмент защиты своего права на получение информации — к примеру, смогут обжаловать определения суда о проведении слушаний в закрытом судебном заседании. Похожее произошло по результатам слушания дела «Бурдов против России»: не исполняя решения национальных судов, власти вызвали поток жалоб-клонов, в каждой из которых заявители требовали выплаты моральной компенсации, а российской стороне постоянно приходилось на это отвечать. В итоге ЕСПЧ принял пилотное постановление, и в России был принят Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», — пояснил Александр Передрук.
По мнению Глеба Пайкачёва, Ленинский районный суд безосновательно провел слушания по делу Младова в закрытом режиме, чем нарушил право журналиста на получение информации. Судья Андрей Ботвинников мотивировал решение тем, что во время заседания будут раскрыты персональные данные майора полиции Младова. Представитель ответчика по делу поясняла, что информация уже была опубликована в СМИ, а видео набрало несколько тысяч просмотров, что раскрытие персональных данных происходит при рассмотрении большей части гражданских и уголовных процессов, а процесс с участием майора полиции помимо прочего имел общественную значимость.
Майор полиции Евгений Младов подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации на Воронежский городской портал 16 июня 2016 года. Журналисты издания опубликовали видеозапись, на которой, по их утверждению, полицейский избивал гражданина Сергея Фирсова, накануне обогнавшего машину его отца.
Предварительное заседание по делу состоялось через несколько дней в присутствии журналистов. Однако по существу слушания не проводились: суд предупредил стороны о возможности проведения закрытого судебного заседания, представитель Евгения Младова написала соответствующее ходатайство. На следующее слушание, которое состоялось 25 августа, журналистов уже не пустили.