Сыктывкарский городской суд 26 июля отправил под стражу на два месяца, до 24 сентября, московского социолога Бориса Кагарлицкого, днем ранее арестованного ФСБ по обвинению в оправдании терроризма через интернет. Поводом для уголовного дела по части 2 статьи 205.2 УК РФ стал, предположительно, пост в телеграм-канале Кагарлицкого от 8 октября 2022 года. В нем автор рассуждал об экономических и политических последствиях взрыва на Крымском мосту.
«7х7» рассказывает все подробности об уголовном деле социолога.
Кто такой Борис Кагарлицкий
Борис Кагарлицкий — автор публикаций и исследований о проблемах левого движения в России и мире. В СССР Кагарлицкий отбывал срок по обвинению в «антисоветской пропаганде». С 1994 по 2002 год работал старшим научным сотрудником Института сравнительной политологии и проблем рабочего движения РАН. Позже стал директором Института проблем глобализации, после его разделения в 2006 году возглавил Институт глобализации и социальных движений, который впоследствии был признан иноагентом. В последнее время социолог преподавал в Московской высшей школе социальных и экономических наук — Шанинке, был главным редактором общественно-политического журнала «Рабкор».
Борис Кагарлицкий публично не поддержал войну в Украине. В мае 2022 года Минюст внес его в реестр иностранных агентов.
О деле Кагарлицкого
О возбуждении уголовного дела стало известно во время обыска 25 июля у проходящего по делу свидетелем психолога Александра Ачагова. Родственники и коллеги Бориса Кагарлицкого не могли дозвониться до социолога. Утром 26 июля выяснилось, что его задержали и отправили в Сыктывкар, так как дело было возбуждено УФСБ по Республике Коми.
Обыск по делу Кагарлицкого прошел у Анны Очкиной — первой кандидатки в губернаторы Пензенской области и экс-руководительницы пензенского отделения партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду», заведующей кафедрой социологии в пензенском университете. После изъятия техники ее допросили в ФСБ как свидетельницу по уголовному делу.
По данным «Вечерних ведомостей», силовики обыскали и жилье администратора проекта «Рабкор» по имени Артём. Как в случае Очкиной, у екатеринбуржца изъяли технику, затем его увезли на допрос в ФСБ.
Адвокат Сергей Ерохин рассказал изданию «Агентство», что Кагарлицкий никогда не поддерживал и не оправдывал терроризм. Постом после взрыва Крымского моста он хотел показать реальные проблемы в российском государстве.
Вечером 25 июля в Перми прошел одиночный пикет в поддержку Бориса Кагарлицкого. Молодой человек с плакатом «Хватит преследовать инакомыслие, Кагарлицкий невиновен!» встал неподалеку от приемной регионального управления ФСБ.
Как прошел суд по избранию меры пресечения
Заседание по выбору меры пресечения Борису Кагарлицкому прошло в Сыктывкарском городском суде. Оно началось 26 июля в 16:00. Следователь настаивал на закрытом режиме, хотя Кагарлицкий и его адвокаты возражали. В итоге суд прислушался к доводам силовика, и слушателям позволили прийти только на вынесение решения.
До начала суда социолог успел ответить на вопросы журналистов. Он сказал, что категорически не согласен с обвинениями и считает дело политическим.
— Несколько месяцев назад я был в Сыктывкаре зимой и тогда сказал, что интересно было бы посмотреть этот город летом. Получается, что я тогда накаркал, — пошутил он в ответе «7х7», добавив, что увидел город только из-за решетки.
Кагарлицкий назвал абсурдным решение возбудить и расследовать уголовное дело в Республике Коми. Задержание стало для него неожиданностью.
— Когда критикуешь российскую власть, понимаешь, что ходишь по краю. Но я благополучно делал это на протяжении полутора лет с начала СВО. Тщательно соблюдал все ограничения, связанные со статусом иноагента. Аккуратно формулировал свои высказывания — естественно, они были абсолютно критическими по отношению к власти, но в рамках законов.
Социолог удивился тому, что уголовное дело возбуждено за пост, написанный несколько месяцев назад. Именно в этом он увидел политическую подоплеку дела.
На суде по мере пресечения поручителем за Бориса Кагарлицкого выступил депутат Госсовета Коми Виктор Воробьёв. Несмотря на доводы защиты, социолога отправили в СИЗО в поселке Верхний Чов.
Борису Кагарлицкому может грозить штраф от 300 тыс. до 1 млн руб. или лишение свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.