В конце августа в Тюмени силовики задержали двух местных жителей Кирилла Брика и Дениза Айдына: их обвинили в изготовлении взрывчатки. В девяти часах езды от Тюмени — в Сургуте — сразу же задержали еще двух парней, Никиту Олейника и Романа Паклина. А на следующий день, 31 августа, в Екатеринбурге задержали еще двоих, Юрия Незнамова и Данилу Чертыкова. Всего задержали шестерых — трое из них позже заявили, что их пытали силовики.
Молодых людей объединяют твердая антифашистская позиция и антиавторитарные взгляды. И все они находятся в тюменском СИЗО. Сейчас их обвиняют в создании и участии в «террористическом сообществе». Что произошло и почему дело напоминает дело «Сети»* — в материале «7х7».
«Увезли люди в масках»
В последний день лета в 23:00 в съемную екатеринбургскую квартиру к антифашисту Юрию Незнамову пришли силовики — спецназ, правоохранители и оперативники в штатском. В его квартире якобы нашли предмет, внешне похожий на самодельное взрывное устройство. Молодого человека 27 лет сотрудники увезли в неизвестном направлении.
— 1 сентября позвонила его [Юрия] девушка и говорит, что хозяйка съемной квартиры, где жил Юрий, рассказала, что Юрия ночью увезли люди в масках, — анонимно рассказал знакомый Юрия Незнамова. — Затем [мы] начали обзванивать других знакомых в надежде что-то узнать о местонахождении Юрия и предупредить. Но некоторые были недоступны.
Знакомые Юрия стали волноваться и сообщили об исчезновении Юрия его отцу Евгению. Тот подал заявление о пропаже человека. Через пару дней полицейские рассказали Евгению, что Юрия, предположительно, увезли сотрудники «службы безопасности». Товарищи Юрия подняли тревогу и сообщили всем, кто был знаком с задержанными, что произошло.
Это было лишь одно из шести задержаний. В тот день сотрудники Центра «Э» в масках провели обыски у еще одного парня в Екатеринбурге — доктора ветеринарной клиники Данилы Чертыкова. Через время знакомые Юрия узнали, что оба находятся в Тюмени, а вместе с ними — еще четыре человека. Всех их обвиняют в создании и участии в «террористическом сообществе».
Примерно в тот же временной промежуток задержали людей из Сургута — друзей детства Никиту Олейника и Романа Паклина. Сначала увезли в одно из ведомств, а потом перевезли в тюменское СИЗО.
Самыми первыми задержанными стали Кирилл Брик и Дениз Айдын из Тюмени. К ним с обысками сотрудники полиции пришли 30 августа 2022 года. При аресте полиция якобы обнаружила у парней взрывчатое вещество массой 312,13 г. По версии следствия, парни изготовили самодельную взрывчатку дома и вечером направились в район ТЭЦ-2 в поисках «подходящего для производства взрыва участка местности в лесных насаждениях». Не указано, из какого материала это вещество состояло и хватило ли бы его, чтобы взорвать большую ТЭЦ в Тюмени.
Анонимный источник среди знакомых Юрия рассказал, что все шестеро не состоят в одной группировке и единственное, что их объединяет, — это антифашистские взгляды. Источник предполагает, что парней из Сургута и Екатеринбурга могли под пытками «сдать» Кирилл Брик и Дениз Айдын из Тюмени. Поэтому все аресты — рандомны. Активисты утверждают, что аресты напоминают дело «Сети»*: действия силовиков схожи.
Пытки током
4 сентября Юрий Незнамов через своего адвоката рассказал, что его якобы пытали водой и током. Требовали, чтобы он подписал пустые бумаги. Юрий также рассказал, что адвокат, которого ему сначала назначали, никак ему не помогал и даже не давал позвонить родным.
В распоряжении редакции есть расшифровка опроса адвоката Фёдора Акчермышева, где Юрий рассказал о пытках:
Адвокат: «В отношении вас применялись пытки? Если да, то опишите их психологический и физический характер. Подписывали ли вы в такой период какие-либо бумаги (пустые листы, документы от оперативных сотрудников или от следователя)?»
Юрий: «Были различные пытки. Первое, что было, — душили пакетом. После этих пыток повалили на пол. Приоткрыв пакет, положили тряпку и начали лить воду на нос и рот. После этого меня связали в ногах и крепче в руках. В один кроссовок положили что-то мокрое. Также прикрепили что-то к спине, после пустили ток.
Сколько времени это продолжалось, сказать не могу, так как показалось вечностью. Я также рассказал всю правду и дополнял их словами, которые мне внушали. Такую боль я не испытывал никогда в жизни.
Также угрожали расправой, если я не подпишу слова следователя, который пришел потом. Также угрожали родным, давали мне что-то в руку, чтобы я оставил отпечатки пальцев. Постоянное моральное давление, угрожали подкинуть родным взрывчатое вещество с моими отпечатками пальцев».
На одной из копий допроса Юрий вместо подписи поставил SOS. Молодой человек также рассказал, что его пытали сотрудники правоохранительных органов, — следователь знал об этом, но не препятствовал. После этого у Незнамова остались ссадина, опухоль коленного сустава и две точки на локте, характерные при пытках током. В травмпункт его доставили сотрудники СИЗО.
Знакомые Юрия Незнамова утверждают, что таким же образом пытали антифашистов Романа Паклина и Никиту Олейника, — у Романа от пыток отнялась рука. Однако его адвокат не сообщал об этом официально. По четвертому подозреваемому — Даниле Чертыкову — активистам известно о психологическом давлении.
Также знакомые Юрия предполагают, что пустые бумаги его заставили подписать, чтобы в дальнейшем «написать то, что им нужно».
У каждого своя роль
Екатеринбургский портал 66.RU сообщает со ссылкой на свой источник, что следствие считает лидером «террористической группы» Никиту Олейника, жителя Сургута. Якобы он ее создал из-за «своей ненависти к нынешнему государственному режиму». Никита в течение года якобы вовлек в группу своих друзей, где каждому отводилась своя роль.
Никита Олейник — следствие считает его предводителем группы. В материалах следствия, на которые ссылается 66.RU, указано, что Олейник «организовывал тайные встречи, во время которых они обсуждали, “как будут свергать власть”», а обвиняемые якобы целый год занимались «деструктивной деятельностью» в Тюменской, Свердловской областях и ХМАО.
Кирилл Брик и Дениз Айдын — следствие считает их «подрывателями»: в материалах дела в рамках группы они проходят как «производители» взрывчатки.
Данила Чертыков — согласно данным силовиков, Олейник хотел использовать его как врача, чтобы он оснащал «террористическую группу» препаратами. Портал 66.RU пишет, что в деле не указывается, какими именно препаратами должен был снабжать Данила Чертыков, так как он работал ветеринаром в клинике «Ветпульс» и лечил животных, а не людей.
Юрий Незнамов и Роман Паклин — об их «особой роли» ничего не известно.
— Силовикам это удобно, им надо, чтобы был состав в виде группы лиц, — рассказывают знакомые Юрия. — Если двоих задерживать с взрывчаткой, это мелкое дело, дадут срок по семь лет. А тут шесть человек, и уже можно огромное дело составить, чтобы помочь сотрудникам с карьерой. Ребята не участвовали в акциях, направленных против чего-то. У них была антифашистская позиция. Это их право, это их взгляд на политику. Это не доходило до какого-то радикализма.
Корреспонденту «7х7» удалось связаться только с Фёдором Акчермышевым, бывшим адвокатом Юрия Незнамова, — тот подал жалобу на действия силовиков в тюменский Следственный комитет. Он считает, что сотрудники превысили свои должностные обязанности, и требует вычислить личности сотрудников, которые пытали Юрия, а также возбудить в отношении них уголовное дело.