Одно из старейших новосибирских медиа «Тайга.инфо» лишилось учредителя. 12 июля Александр Баянов покинул издание и написал об этом в Facebook*. Он поблагодарил бывших и действующих сотрудников «Тайги», но объявил, что «проект разрушен и уничтожен». В интервью «7х7» Баянов рассказал о причинах ухода из издания, отъезде из России и возможном перезапуске «Тайги.инфо».
«Ничего хорошего впереди не ждет»
— В какой момент вы поняли, что хотите покинуть издание и страну?
— Что хочу покинуть страну, я понял еще 24 февраля, а в отношении издания — наверное, когда нас 1 марта заблокировали по требованию Генпрокуратуры. Мне стало ясно, что ничего хорошего впереди не ждет. Но психологически нужно было дать себе какое-то время, так как отъезд — это всегда очень болезненно. Режет по живому. Сознание начинает отрицать, что государство заблокировало твой актив, твое медиа.
Рекламодатели ушли от нас на следующий день, 2 марта, все контракты разорвали. Все, что у нас было, — накопления с предыдущего года. Они были неплохими с точки зрения доходов. И за их счет мы просуществовали еще четыре месяца. Но я понял, что мы занимаемся обычной общественной деятельностью за донаты. Мы больше не классическое медиа, которое живет на доходы с рекламы. И я понял, что мы не можем как СМИ писать о том, о чем должны. 4 марта мы себя ограничили тем, что не поднимали тему «спецоперации». Эта самоцензура подразумевает, что ты уже не СМИ, а какой-то блог.
— Кто остался в команде?
— Обязанности редактора исполняет Ярослав Власов. Раньше он был начальником отдела расследований.
— Как ваш уход восприняли коллеги?
— Очень болезненно. Тяжело принять то, что «мы» уже просто не существует. Особенно тем, кто находится в России. Им кажется, что несмотря на то, что государство нас заблокировало, мы продолжаем свою работу. Это очень похвально и здорово, и я писал об этом в своем посте. Но как раньше больше не будет. Донатов для работы недостаточно, а других доходов не предполагается. Наверное, нужно принимать организационные меры.
Я поддерживаю коллег, коллеги поддерживают меня, мы находимся на связи. Когда я объявил об уходе, все были очень нервными. Мне тоже непросто, а им тем более — тем, кто остался в России.
«Мы планировали через два года широко отметить 20-летие»
— Можете рассказать о том, как родился проект «Тайга.инфо»?
— Идея возникла у меня и у журналиста Дмитрия Виноградова. Последнее время он работал в РИА «Новости», сейчас — не знаю где. Мы сидели в кафе в центре города, и у нас родилась идея. Дима предложил название «Тайга». Тогда домен «Тайга.ру» был занят, и я сказал: пусть будет «Тайга.инфо». С одной стороны, [название] указывает на локализацию проекта, создает флер таинственности, а с другой — создается респектабельность за счет домена, который никто не использовал.
Мы предполагали, что наша аудитория — это элитная группа, прежде всего в Новосибирске и в Москве. Мы достаточно быстро с коллегами запустились. Через год-два у нас уже было ощутимое количество читателей. Наш формат звучал так: то, что вы хотели бы знать, но о чем вообще не говорят. В проект вкладывали довольно серьезные инвестиции. Через пять лет мы получили первые заслуженные деньги. Мы планировали через два года широко отметить 20-летие [издания] в Новосибирске [«Тайга.инфо» существует с 2004 года]. Но ситуация изменилась.
— Когда началась война, в вашем коллективе все придерживались одного мнения по поводу того, как о ней рассказывать?
— Да. Более того, после блокировки сайта мы с редакцией решили, что больше не освещаем «спецоперацию» в том формате, в котором писали. И главной нашей новостью станут «Хроники текущих событий» — как отсылка к журналу Московской Хельсинкской группы, который выпускался в советское время. Мы сильно потеряли аудиторию, понимали все риски, но тем не менее ядро аудитории осталось. Это самые преданные читатели — примерно 7–10 тыс. человек в Новосибирске.
— Журналисты «Тайги.инфо» и ранее писали материалы, к которым у Роскомнадзора были претензии. На что больше всего реагировало государство?
— Мы всегда старались брать острые темы гуманитарного и правозащитного плана. Писали о людях, которые находятся в местах ограничения свободы, не чурались феминистских тем, жизни мигрантов. И, конечно, это вызывало большое напряжение. Потому что государству всегда казалось, что этих тем просто не существует. Государство же прикладывает столько усилий к решению таких проблем, например, реформирует ФСИН. Поэтому такие проблемы [по мнению власти] не достойны освещения в СМИ.
Но если мы говорили о человеке, его трагедии, драме, которую он проживает, то всегда касались личных историй. Старались разбираться, проводить расследования. Личная история — это всегда доверие и конкретная помощь человеку в тяжелой ситуации. И да, мы получали предупреждение Роскомнадзора и до сих пор судимся с Кемеровским ФСИН [из-за публикации про издевательства и антисанитарные условия в СИЗО]. Сейчас [ведомство] апелляцию подает.
— Какими достижениями «Тайги.инфо» вы гордитесь?
— Я горжусь тем, что мы стали, по мнению многих коллег, всеевропейским проектом и в чем-то даже международным, так как нас хорошо знают в Западной Европе.
— А чем разочарованы?
— Это очень сложный вопрос. Вся история независимых медиа в России занимает 30 лет. Первые десять лет — это более менее свободная история. И потом следующие 20 — бесконечная ежедневные переговоры с властью. Создавался паритет, власть старалась не нападать, потому что ей нужны были региональная повестка и понимание ситуации на местах. Она нас терпела, в чем-то была заинтересована, а мы понимали, что не стоит затрагивать какие-то глобальные темы. Личность первого лица, слишком громкая его критика не приветствовалась. Критиковали, но осторожно. Этим я и не горжусь. Но это было у всех коллег. Но что было, то было. Это в том числе касалось безопасности издания и журналистов.
Сейчас, когда государство нарушило все неформальные правила и договоренности, стало понятно, что надо было повысить голос и говорить правду.
Законодательство о СМИ ужесточается с каждым месяцем, и встает вопрос о безопасности людей, которые остались в России.
О будущем «Тайги.инфо»
— Какой свою деятельность вы видите дальше, с чем она связана?
— Есть планы перезапустить «Тайгу», как это сделали коллеги из «Новой газеты» и «Дождя» [оба медиа временно приостановили работу. Но позже «Новая газета» за рубежом запустила издание «Новая Газета. Европа» и журнал-приложение «НО», «Дождь» восстановил вещание из Латвии]. Использовать территорию вне России, перезапустить проект, потому что наша аудитория остается, ее не стоит терять. Моя идея заключается в том, что это будет не в Европе, но где — я пока не готов сказать.
— Вы видите будущее «Тайги.инфо» только как перезапуск проекта?
— Если в стране изменится ситуация, мы вернемся в том виде, в котором были [до спецоперации]. Я на это надеюсь. Если мы запустим проект, то нас опять заблокируют, как это произошло с «Новой Газетой» в Европе. И надо сделать так, чтобы те журналисты, которые захотят покинуть Россию, могли бы присоединиться к новому проекту.
Редакция «7х7» собрала путеводитель по независимым российским медиа: появившимся после 24 февраля, переформатировавшим свою работу и продолжающим заниматься честной журналистикой. Скачайте себе и поделитесь ссылкой со своими друзьями и знакомыми — поддержите тех, кто продолжает говорить правду.