Сания Денисова из Пензы еще в третьем классе школы вдохновилась повестью Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и мечтала, как тимуровцы, помогать людям, которые в этом нуждаются. В 2015 году она возглавила Союз добровольцев России по Пензенской области. Уже 26 лет Сания помогает детям из интернатов и малоимущим семьям. На пути добровольчества ей пришлось столкнуться с обманом, выгоранием и стать многодетной мамой, не имея своих детей. О том, как женщина борется с трудностями и находит отклик в сердцах людей, — в материале «7х7».
«Добрые поступки люди будут помнить всегда»
Добровольчество для Сании Денисовой началось, когда она собрала отряд из одноклассников, вместе с ними прогуливалась по улицам и предлагала помощь людям. На это ее подтолкнули слова из повести Гайдара о том, что «добрые поступки люди будут помнить всегда».
— Но мне кажется, что желание помогать [появилось] во мне задолго до этого, ведь все в моей семье — и старший брат, и отец, и мама — были людьми, притягивающими к себе всех, кому нужна помощь. И они помогали людям и животным просто потому, что могли.
В 2020 году Сания стала победительницей конкурса «Доброволец года». О ней заговорили журналисты, которые привлекли внимание к ее деятельности. В этот период она познакомилась с Верой Ежатновой — председателем благотворительной организации «Звон». Добровольчество сплотило двух женщин. Вера Ежатнова помогает Сании находить спонсоров для помощи детям и участвует в социализации последних.
— Как-то раз нам написала из Москвы член общественной палаты Ковалёва Анастасия и спросила, почему мы не подаем проекты помощи детям на гранты, а потом буквально подарила нам уже существующую на тот момент организацию «Звон». Но мы с Верой так и не стали ничего никуда подавать. Я думаю, что гранты — по сути, такая же заработная плата, из которой вычитают налог и на которую нужно собирать очень много документов. А в нашей работе нет времени ни на налоги, ни на документы, — рассказала Денисова.
Многодетная «мама»
По словам собеседницы «7х7», за помощью к ней обращаются почти каждый час, но примерно 30% из тех, кто ей пишет, ищут в ее доброте выгоду. За 26 лет добровольчества женщина научилась отличать действительно нуждающихся от людей, которые хотят воспользоваться ее доверием.
— На моей странице много историй о том, как и кому я помогаю, и люди думают, что могут написать и получить что-то на халяву, — говорит Сания. — Если я вижу, что они скрывают, например, адрес прописки или что-то другое, то я отказываюсь помогать. Бывает и такое, что помогаешь людям, а они потом просят больше, а когда говоришь им, что не можешь больше предложить, они начинают писать жалобы, ходить к спонсорам и вести себя крайне неуважительно. Как бы грустно ни было это осознавать, но я уже привыкла к такому.
В период пандемии к Денисовой стали чаще обращаться люди, которых сократили на работе. Им не хватало денег на еду. Так, ей написала девушка Аня из Пензы, которая заботится о матери-инвалиде, возит ее на диализ и снимает квартиру за 12 тыс. руб. из пенсии. Аня обратилась к Сании с просьбой купить продукты.
— Я, долго не думая, попросила ее написать список необходимых продуктов. Она скромно написала: рис, гречка, масло — ничего лишнего. Я сразу же связалась со знакомым бизнесменом — он уже очень давно помогает людям, которые мне пишут. Он перевел денег, и мы с Аней пошли в магазин, купили даже больше, чем планировали. И так проходит почти каждый мой день. Но я не жалуюсь, ведь это делает меня счастливее.
Для многих воспитанников пензенских домов Сания Денисова стала «мамой».
— Она часто приходила к нам, помогала всем, чем могла, часто забирала к себе в гости, привозила подарки. Она была человеком, который вывел нас в социум и научил не только общаться с другими людьми, но и общаться друг с другом. Мы ходили с ней гулять по Пензе, в кафе, на аттракционы. Сания очень хороший человек, она всегда была и будет мне как мама, — рассказала «7х7» жительница Пензы Лидия Нефёдова, которая познакомилась с Санией в детском доме.
Еще один бывший воспитанник пензенского интерната Евгений Гросу, вдохновившись примером Сании, сам захотел стать волонтером:
— Глядя на ее усилия, я очень хочу дарить радость нуждающимся в этом.
Денисова часто приезжала в детский дом, где жил Гросу, и устраивала для воспитанников мероприятия:
— Несколько раз приезжали диджеи, и мне стало очень интересно это занятие. Сейчас я учусь работать на пульте.
«Не все люди, просящие помощи, действительно в ней нуждаются»
По словам Денисовой, мечта многих ее подопечных из детских домов — чтобы она забрала их к себе. В доме Сании всегда было много детей, хотя своих она не имеет. Она привозила в гости воспитанников интернатов. Муж поддерживал ее. Однако первое время свекровь и соседи не разделяли интерес Денисовой к добровольчеству.
— Я всем сразу дала понять, что либо мы будем жить так, либо нам не по пути. Со временем все смирились с моей деятельностью и понемногу начали втягиваться в добровольчество сами. Теперь мы со свекровью готовим закрутки для ребят из детских домов на каждую зиму, — рассказала Денисова.
— Дочери моего мужа от первого брака с радостью проводят со мной время и шутят над тем, что в сказках мачехи злые, а им очень повезло со мной.
Однако работа с трудными подростками нередко приводила к выгоранию. По ее словам, не все воспитанники детских домов хотят меняться в лучшую сторону и не все люди, просящие помощи, действительно в ней нуждаются.
— Порой люди просто мной пользуются, когда говорят, что нуждаются в моей помощи. Именно это разбивает мне сердце и приводит к выгоранию.
Сижу грущу, а потом вижу сообщения с благодарностями или новые сообщения с просьбами помочь, зализываю раны и иду дальше помогать людям, — говорит доброволец.
Неприятие со стороны взрослых
За годы добровольчества Сания обзавелась спонсорами, которые регулярно помогают ее подопечным деньгами. В числе тех, кто поддерживает деятельности женщины, — пользователи соцсетей. Они, по словам Сании, вдохновляются ее постами в соцсети «ВКонтакте» и переводят по 100 руб. Часто женщина помогает другим из своего кошелька.
— Естественно, я часто вкладываю и свои средства, но никогда не жалею, потому что знаю, что мое добро ко мне вернется. Иногда бывает и такое, что мне приходится занимать деньги у знакомых, и все относятся к этому с пониманием.
Но на пути Сании есть и другие трудности. Так на посту руководителя Союза добровольцев России по Пензенской области женщина столкнулась с непониманием и недоверием родителей к занятию их детей добровольчеством. Даже обычная уборка территории или посадка деревьев вызывает критику в ее адрес. По словам Денисовой, родители часто не понимают, «почему их дети должны что-то сажать или убирать, если взрослые платят налоги, чтобы за них это делали другие люди».
— Я же пытаюсь объяснить им, что если через пару лет они будут гулять по тому же парку и смотреть на деревья, которые когда-то посадили их дети, то будут гордиться не налогами, которые они платили, а детьми, которых правильно воспитали.
Наладить контакт с родителями Сании помогают туристические слеты, когда взрослые и дети собираются вместе и едут в лес:
— Дети находятся в совершенно другой обстановке, они начинают меняться в лучшую сторону, помогать друг другу в совершенно обыденных вещах. Родители будут рады такому занятию своих детей, только когда сами заметят в них эти перемены.
«Я доброволец — от слова „добро“»
В интервью Сания просила называть себя добровольцем, а не волонтером.
— Я доброволец — от слова «добро». Ко мне обращаются люди, которым нужна помощь, а я ищу других людей, которые эту помощь могут оказать. Так я и передаю добро от одних людей другим, поэтому и называю себя «проводником добра». Чем больше будет людей, готовых помогать, тем меньшим людям нужна будет помощь, — считает она.
Женщина мечтает построить в России «министерство счастья», которое будет безвозмездно помогать нуждающимся: искать спонсоров, работу, школу, помогать выпускникам детских домов социализироваться.
— Думаю, через 10 лет я обязательно исполню свою мечту.
Я верю в то, что ни политика, ни личностная неприязнь людей друг к другу не помешает совершать добрые поступки и в трудную минуту помогать тем, кто в этом нуждается.