В Пензе отметили 20-летие «Гражданского Союза»* — одного из старейших благотворительных фондов в России. Он создавался, когда власть хотела диалога с гражданским обществом, и придерживается этой миссии до сих пор. О том, как идея союза между обществом и властью трансформировалась за 20 лет, — в материале «7х7».
Когда закончились беженцы
О создании фонда, который будет собирать деньги на добрые дела, основатель пензенского фонда «Гражданский союз»* Олег Шарипков задумался в начале 2000-х годов. В тот момент он работал в ассоциации «Светоч», которая помогала беженцам и вынужденным переселенцам. Тогда Шарипкову казалось, что рано или поздно поток беженцев прекратится, и надо будет искать себя в чем-то другом. Образцом для новой организации стал благотворительный фонд из Тольятти: организация собирала деньги от благотворителей, а затем направляла их на поддержку городских проектов.
— В ознакомительную поездку со мной отправились еще два человека: от бизнеса и от мэрии, — вспоминает Олег Шарипков. — В первый день мы встречались с тольяттинскими банкирами, и предприниматель спрашивал их: «Вот вы деньги даете в фонд, а какая вам выгода?» Они ему отвечали: «Выгоды нам никакой, мы просто развиваем город». Он быстро понял, что денег там нет, и уехал на второй день.
Представитель пензенской мэрии, в свою очередь, заинтересовался успешным опытом и поддержал идею о создании такого же фонда в Пензе. Через некоторое время директор тольяттинского фонда Борис Цирульников приехал в Пензу с ответным визитом.
— Мы встречались с представителями НКО, власти и бизнеса, — рассказал Цирульников «7х7». — Пешком ходили по городу и всем рассказывали, что есть идея создать вот такой фонд. Олег Шарипков был очень настойчив и приглашал остальных поучаствовать.
Первые деньги «Гражданский Союз»* получил от Сергея Кириенко, который в те годы работал полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе. Его администрация выделила 300 тыс. руб. на создание юридического лица, приобретение оборудования, аренду помещения и зарплату для первых сотрудников. Фонд зарегистрировали в феврале 2002 года, а уже летом он разыграл первый грант и помог обновить детскую площадку в одном из школьных дворов.
— Первые гранты мы давали в основном муниципальным организациям типа школ и больниц, — говорит Шарипков. — Но потом мы стали понимать, что не только они развивают наш город и делают его лучше.
Оказалось, что есть много разных сообществ, которые нигде не зарегистрированы, но которые случайно собираются и делают что-то очень крутое. Мы стали помогать прежде всего им, и это определило нашу дальнейшую судьбу.
Власть и клумбы
В первые несколько лет цели работы «Гражданского Союза»* совпадали с целями региональной власти: поддерживать гражданские инициативы, развивать общественные организации и городские сообщества.
— Чиновники всех уровней заявляли, что люди должны быть инициативными, брать на себя ответственность и не бояться решать проблемы сообща, — вспоминает Шарипков. — Но потом стрелочка стала поворачиваться в обратную сторону. И выяснилось, что гражданская инициатива хороша только в том случае, если надо клумбу у подъезда посадить. А потом докатились до того, что даже для посадки клумбы потребовалось спрашивать разрешения.
На фоне того, как власть меняла векторы, «Гражданский Союз»* продолжал идти своим путем и придерживался миссии, которая прописана в уставе. В 2019 году Минюст признал его иностранным агентом за грант, полученный из Южной Африки.
За 20 лет фонд поддержал несколько сотен благотворительных проектов, и не только материально. «Гражданский Союз»* превратился из раздатчика денег в крупный консультационный центр, который помогает решать проблемы местным сообществам и НКО. Например, учит запуску новых проектов и как не утонуть в отчетной документации. В организации также можно получить технику для проведения мероприятий. В 2018 году фонд открыл коворкинг-центр «Клевер», в котором активисты могут встречаться бесплатно.
По мнению Бориса Цирульникова, главной ценностью фонда стали члены его попечительского совета и правления.
— Это люди из разных сфер общества, которые бесплатно помогают развивать организацию. Они действительно любят свой город и знают, куда ему нужно двигаться. Поэтому Пенза сегодня — это Мекка новых идей и прорывов, новых смыслов и событий, — считает Цирульников.
Дальний свет
В 2014 году «Гражданский Союз»* создал собственный целевой капитал, размер которого на сегодняшний день превышает 16 млн руб. Это помогло фонду получить подушку безопасности на случай финансовых рисков и превратиться в федеральный центр знаний по целевым капиталам. Каждые полгода организация проводит стажировки для представителей НКО из разных регионов России, которые хотят обеспечить себе финансовую устойчивость.
Одной из тех, кто проходил обучение в Пензе, стала сотрудник благотворительного фонда «Добрый город Петербург» Дарья Буянова.
— Пензенский фонд помогает другим организациям создать целевые капиталы, включить дальний свет и спланировать свое будущее, — считает она. — Это один из самых надежных и вдумчивых партнеров, который живет на одной волне с городом, его жителями и разными сообществами. Он держит в поле зрения самые разные темы, развивает новые формы и методы работы.
По словам Олега Шарипкова, главная задача его организации заключается по-прежнему в том, чтобы видеть микро-группы людей, нуждающихся помощи.
— В силу своих особенностей органы власти видят только большие группы людей, — поясняет Шарипков. — Например, всех пенсионеров, всех детей и так далее. А вот общественные организации занимаются теми, кто живет в конкретном подъезде или у кого дети болеют вот такими заболеваниями. Решение проблем в таких микро-группах и есть наша работа.