Тверские урбанисты собрали больше 14 тыс. подписей под обращением против сноса железнодорожного вокзала в Твери. По мнению активистов, здание вокзала ценно как пример позднего советского модернизма и подчеркивает городскую идентичность. Вместо здания 1991 года постройки власти хотели возвести новый терминал с торговыми площадями и надземными переходами к нему. Как изменилась риторика чиновников после общественной кампании — в обзоре «7х7».
Кампания за сохранение вокзала
В тверских СМИ 1 февраля появились новости о возможном сносе здания железнодорожного вокзала, построенного в 1991 году. Сетевое издание «Твериград» написало, что на его месте появится новый транспортный комплекс с торговыми площадями и надземными переходами.
«В 2025 году планируется демонтаж существующего здания вокзала, если его ремонт будет признан нецелесообразным», — говорится в сообщении.
В публикации на сайте правительства использовался термин «модернизация» и ни о сносе, ни о демонтаже не упоминалось. Спустя пять дней тверское урбанистическое сообщество «Мы ТУТ» запустило петицию на Change.org за сохранение здания вокзала.
«Здание вокзала проектировалось специально для нашего города и было открыто в 1991 году. Оно представляет собой яркий пример позднесоветского модернизма. Выразительный свободный фасад выполнен из стекла, металла и натурального ракушечника. Просторный и светлый зал ожидания с живыми крупномерными растениями является уникальным для России примером оранжереи на вокзале», — говорится в обращении.
— Мы собрали рабочую группу по сохранению вокзала из участников сообщества и решили, что будем действовать в двух направлениях: рассказывать, чем ценен вокзал, и собирать подписи, чтобы показать, что людей, кто за сохранение, — много. Сбор подписей — инструмент, — рассказал один из координаторов проекта «Мы ТУТ» Илья Андреев.
Команда проекта «Мы ТУТ» впервые собирала подписи и хотела привлечь внимание общественности:
— Но темп сбора подписей нас удивил. К первому заявлению официальных лиц о сохранении вокзала у нас было 8,5 тысячи подписей. Мы опубликовали информацию об этом (и некоторые федеральные СМИ тоже), но подписи по инерции продолжили собираться, и спустя несколько дней под петицией было почти 15 тысяч подписей.
За две недели петиция собрала более 14,8 тыс. подписей, на нее обратили внимание федеральные СМИ и лидеры мнений в урбанистическом сообществе, в том числе Илья Варламов. Когда общественная кампания набрала обороты, в правительстве Тверской области заявили, что намерены сохранить здание вокзала и пристроить к нему надземные переходы, чтобы улучшить доступность для пешеходов.
В чем уникальность здания
Здание тверского железнодорожного вокзала в стиле позднесоветского модернизма заработало в 1991 году по проекту архитекторов Михаила Сатаева и Владимира Кузнецова. Проект нового терминала разрабатывали в Ленгипротрансе с 1976 года, а строили его в 1984–1990 годах. В центральной части вокзала со стороны городского фасада находится часовая башня.
— Само здание вокзала уникальное, оно нигде не повторяется в других городах. В нем есть мотивы Твери и ее архитектуры, элементы эпохи, отличные большепролетные пространства, учитывающие движение солнца для возможности роста растений внутри, — рассказал «7х7» архитектор из Твери Никита Маликов.
Внутри терминала находится оранжерея, а на одной из стен выложена мозаика художников Анатолия Голубцова и Александра Князева. Рядом с советским зданием вокзала расположено старое здание Николаевской железной дороги середины XIX века. Они соединяются подземным переходом.
О планах реконструировать или снести здание советского терминала говорят с 2011 года. В то время на его месте хотели сделать автомобильную парковку, а новый терминал возвести ближе к старому. В 2013 году стало известно о планах по строительству транспортно-пересадочного узла с гостиницей и деловым центром. В 2016 году проект получил названия «Тверь Сити» и «Тверь Экспо», а сделанный по проекту макет губернатор Тверской области Игорь Руденя показал президенту Владимиру Путину. В соответствии с этим макетом советское здание вокзала хотели снести и тогда. Проект стоимостью 9 млрд руб. хотели воплотить в жизнь до 2021 года. Но и эти планы не были реализованы.
Оговорка или неудачная формулировка
Газета «Вся Тверь» 14 февраля сообщила, что в правительстве Тверской области решили сохранить здание железнодорожного вокзала, а вместе с ним его интерьеры, архитектуру и мозаичное панно.
— Кампания показала, что советский модернизм вызывает жаркие споры — отношение к нему неоднозначно. Наша задача — раскрыть ценность модернизма за счет экскурсий, лекций и публикации интервью с людьми, причастными к созданию вокзала: художниками и архитекторами, — объяснил «7х7» ситуацию инициатор обращения Илья Андреев.
По версии Telegram-канала «Тверь. Вместо пресс-релиза», сносить здание изначально не собирались, а информация об этом появилась «из-за не совсем удачной формулировки губернатора Рудени о его сносе».
«Позитивный момент, впрочем, есть: тверской вокзал — действительно выдающийся образец поздней советской архитектуры, и если благодаря небольшому хайпу на оговорках об этом узнало больше людей — то и это результат. Вокзал на месте», — говорится в сообщении.
В новостном паблике «Все котята Твери» в соцсети «ВКонтакте» 13 февраля опубликовали другую версию: от уничтожения здания пришлось отказаться из-за громкой общественной кампании в защиту вокзала. Авторы обращения против сноса тоже думают, что петиция существенно повлияла на решение региональных чиновников.
— Откуда пошла информация, что он будет снесен? Многие СМИ после собрания правительства 1 февраля опубликовали эту новость со словом «снос». После петиции часть из них переобулась, например «Твериград». По большей части СМИ [работают] на контрактах у государства для публикаций новостей государства.
Мы воспринимаем СМИ как инструмент правительства, через который они общаются с народом. И эти публикации от СМИ были для того, чтобы проверить: а общественности вообще как, если мы снесем? Вот мы и решили собрать мнения людей, чтобы ответ был, — прокомментировал «7х7» Илья Андреев.
Архитектор Никита Маликов считает правильным решением отказ от сноса здания, но также отмечает важность реконструкции окружающего пространства.
— Во-первых, снос — это один из самых грязных технологических процессов. Угольные ТЭЦ портят экологию и оставляют углеродный след? Это ничто по сравнению со сносом. Во-вторых, практически любое здание можно адаптировать под новые функции 200–300 лет подряд. Здания, они как электротранспорт: устаревают, но при поддержании определенного состояния могут служить почти вечно. Ну и третье: зачем уничтожать историю города? — сказал «7х7» архитектор.
Однако он добавил, что вокзалом неудобно пользоваться:
— Здание устарело функционально. В нем не хватает комфортного доступа к платформам, питания, возможно, более комфортного места ожидания, различных залов в зависимости от класса билета. Выходит, здание нужно лишь слегка перенастроить. А это не требует сноса.