Прошло почти два года с тех пор, как в России вступили в силу поправки к закону «Об ответственном обращении с животными». Однако беспризорные собаки продолжают нападать на людей, а единого мнения, как решать эту проблему, нет. Одни считают, что прохожие сами провоцируют животных, другие ссылаются на случаи, когда собаки нападали без причин, и говорят, что их нужно усыплять. На примере Ульяновской и Рязанской областей «7x7» рассказывает, как работают приюты в регионах, что думают их владельцы, почему у кинологов другое мнение и что помогло обезопасить жителей от агрессивных собак в зарубежных странах.
«Агрессия была мотивированной». Мнения зоозащитников
По данным ассоциации «Благополучие животных», Ульяновская и Рязанская области относятся к регионам, где не ведется учет численности бездомных собак.
По данным ульяновского сайта «Репортер 73», нападения бродячих собак на людей остаются серьезной проблемой. Так, в сентябре этого года стая напала на жителя Ульяновска в инвалидной коляске, который гулял со своим мопсом. В начале октября бродячие собаки покусали двух первоклассников недалеко от школы №5. Об этом сообщил на своей странице в соцсети «ВКонтакте» председатель ТОС «Володарец» Сергей Клопков. По его словам, чипирование и выпуск животных на прежнее место обитания не решили проблему с их нападениями на жителей: «Собаки продолжают пугать и кусать детишек!». По данным Агентства ветеринарии Ульяновской области, эти собаки не были вакцинированы от бешенства, а кроме бездомных в этой стае были и животные, имеющие хозяев.
Спустя три недели в том же микрорайоне собаки снова набросились на школьника. Жительница Ульяновска Елена Архипова написала, что разогнать их помогли прохожие, а администрация города проблему так и не решила.
В пресс-службе УМВД по Ульяновской области корреспонденту «7х7» сказали, что не ведут статистику нападений бродячих собак, а люди после таких случаев редко обращаются в полицию.
В Ульяновске на постоянной основе работают два приюта для содержания животных. В одном из них - частном приюте «Подарок судьбы» - живет 150 собак и 45 кошек. Их содержат за счет пожертвований. В 2020 году управление ЖКХ администрации Ульяновска заключило с приютом муниципальный контракт на отлов, стерилизацию и вакцинацию бродячих собак. Однако на реализацию программы ОСВВ выделяется недостаточно средств. В 2021 году 3 млн руб., предусмотренные контрактом, приют освоил за полгода. С июля вылавливать собак стало некому. В августе на заседании заксобрания представитель Общественной палаты Владимир Малинин сказал, что нужно закладывать больше финансирования. Для сравнения он привел Калининград, где на программу ОСВВ выделяют в четыре раза больше денег, чем в Ульяновске. По его словам, управление ЖКХ в Ульяновске, с которым тоже заключили годовой контракт на ОСВВ, освоило выделенные средства за три месяца и также перестало принимать заявки на отлов:
— По вопросу об агрессивных животных – мы бы их с удовольствием не выпускали. Видимо, надо создавать какие-то отдельные приюты. Если увеличить в три раза финансирование, то можно реально увидеть результат.
Волонтер приюта «Подарок судьбы» Юлия Милюкова считает, что для сокращения числа бездомных животных нужна массовая стерилизация. Нападения собак на людей, по ее мнению, связаны с недоброжелательным отношением к животным:
— В городе огромное количество бродячих животных, многих выкидывают люди. Когда собаки попадают в приют, мы следим за их поведением. У нас не было случаев, чтобы они кидались на нас.
Собаки набрасываются на людей, потому что часто прохожие на улицах их сами провоцируют. Чтобы животных на улицах стало меньше и проблема решалась, необходимо их стерилизовать — и бездомных, и домашних.
Второй приют, «Лапа помощи», был открыт в 2010 году при Ульяновском аграрном университете имени П. А. Столыпина. Он рассчитан на 20 животных, но сейчас там живет около 60 собак. Волонтеры обращаются в ветеринарную клинику, чтобы стерилизовать и вакцинировать животных, а после пытаются их пристроить. Тех, кого не удается отдать, оставляют в приюте. Из-за нехватки мест прием животных в «Лапе помощи» остановлен.
По мнению волонтера приюта Анны Полняковой, решить проблему нападений собак на людей помогли бы государственные приюты, где животные содержатся на постоянной основе:
— В Ульяновске нет ни одного государственного приюта. Люди обижаются, что мы больше не принимаем собак, но у нас катастрофически не хватает мест, мы существуем за счет пожертвований и работаем на энтузиазме. Нужно, чтобы государство открыло большой приют, содержало в нем максимум бездомных животных и могло их контролировать. Также необходимо работать с населением, чтобы люди не покупали дорогущих собак, а брали домой обычных щенят из тех же приютов.
В Рязани собаки тоже нападают на людей и животных. В августе бездомная собака вцепилась в лицо девочки в микрорайоне Долгинино. В группе «Новости Рязани ВКонтакте» житель города Иван Крестьянинов написал, что до этого она покусала другого ребенка, а на ухе у нее клипса: собака побывала в приюте. В сентябре бездомные собаки покусали мужчину в Московском районе. В октябре школьница попала в больницу после нападения собак в центре города. Спустя несколько дней стая собак погрызла козу рязанского орнитолога Елены Валовой.
В городе есть несколько частных приютов для бездомных кошек и собак. На двух площадках содержат животных, попавших в отлов муниципальной Городской службы по контролю за безнадзорными животными. Первая находится в районе завода «Центролит» — там около 500 собак. Их отловили до вступления в силу ФЗ «Об ответственном обращении с животными». Животные не адаптированы к улице, поэтому их обратно не выпускают.
Вторая площадка - в районе проезда Яблочкова, там содержат 100 собак, часть из них временно: по программе ОСВВ их прививают, стерилизуют, клипируют и через 21 день отпускают на волю. Такой срок содержания оплачивает муниципалитет. По закону выпускать обратно на улицу нельзя только тех собак, у кого проявляется «немотивированная агрессия». Но директор службы Марина Селезнева говорит, что за три недели невозможно определить, агрессивна собака или нет:
— Животное схватили в его естественной среде обитания, привезли к десяткам чужих особей, осмотрели, укололи, потом стерилизовали — оно находится все это время в сильнейшем стрессе. Как понять, собака агрессивна или просто напугана? Но спустя 21 день мы обязаны ее выпустить. В законе прописано, что пожизненно в приюте содержатся собаки с немотивированной агрессией. Но в тех случаях покусов, о которых мы знаем, агрессия была мотивированной. К примеру, зимой собака укусила малыша в лесопарке: она забралась в игровой домик и ела сосиску, он зашел к ней и решил поиграть, забрав еду. Замерзшая, голодная собака стала защищать сосиску.
По мнению Селезневой, исключить случаи нападения на людей собак, которые побывали в отлове, позволит больший срок содержания по программе ОСВВ - чтобы животное успевало отойти от стресса и можно было какое-то время понаблюдать за его поведением:
— Нужен хотя бы один муниципальный приют. Необходимы широкие просветительские мероприятия, на которых, в числе прочего, нужно рассказывать родителям, что они обязаны научить своих детей правилам общения с уличными собаками. К ним нельзя лезть целоваться, нельзя резко махать руками в непосредственной близости, нельзя отнимать пищу. В законе следовало бы прописать ответственность за клипированных собак: попросили бабушки стерилизовать дворовую собаку и выпустить обратно — у собаки должен быть конкретный куратор. В этом случае он берет на себя ответственность за дальнейшие ежегодные прививки, ее кормление и поведение. Сейчас не определено ведомство, которое несло бы ответственность за бездомных животных — как стерилизованных, так и нестерилизованных. Организация-отловщик будет отвечать по закону только в том случае, если сигнал о местонахождении агрессивной собаки поступил, а ловцы не выехали на вызов, после чего собака кого-то покусала.
Старейший в Рязани частный приют «Лучшие друзья» открылся в 2010 году. В нем за счет пожертвований содержится 80 собак. Руководитель приюта Вероника Жаворонкина говорит, что за годы работы бездомных животных на улицах города меньше не стало. Об итогах программы ОСВВ в Рязани, по ее мнению, говорить пока рано, так как на постоянной основе, за счет федерального финансирования, она реализуется только с 2020 года. Жаворонкина считает, что без ужесточения закона для владельцев животных ничего и не изменится, поскольку слишком много собак выбрасывают на улицу:
— Я работаю ветеринаром и постоянно слышу: «Мы не будем стерилизовать собачку, пусть родит. Щеняток раздадим, а кого не возьмут — в приют или на улицу, это же просто животные». В приют поступает много звонков с ультиматумами: «Приезжайте, забирайте, или сейчас выброшу».
По ее мнению, нужен жесткий контроль за размножением беспородных животных и серьезное наказание за избавление от надоевших питомцев. Среди других мер - обязать владельцев, чьи собаки не пойдут в племенное разведение, стерилизовать их и чипировать, а людей, которые передали животное в приют, — финансировать его содержание там.
«Агрессивных собак надо усыплять». Мнения кинологов
Несовершенство программы ОСВВ обсудили на круглом столе в Рязани в сентябре. Кинолог Мария Родионова отметила, что на тот момент с начала года в России от бродячих собак погибло 26 человек. Ее коллеги считают, что решить проблему позволит только усыпление животных, потому что случаи агрессии со стороны собак далеко не всегда вызваны поведением человека. При этом нападать могут как беспризорные собаки, так и домашние. Так, в 2018 году в Вологде собаки покусали 15-летнюю школьницу, которая шла домой из кино, а спустя год они напали на женщину, которая шла на работу. В ноябре в городе Лангепас (ХМАО) в результате нападения бродячих собак скончалась местная жительница.
Кинолог-инструктор младший научный сотрудник ИПЭЭ РАН Юлия Ганицкая говорит, что существующая в России система ОСВВ не помогает устранить агрессивность собак, так как их стерилизуют и выпускают, но никто не контролирует их поведение.
— Животные разные: если это милая собачка, которая всех любит, - это одно дело. Другое дело — стаи бездомных собак, которые живут на периферии и мало общаются с людьми. Эти собаки асоциальны и не приучены к близкому контакту с человеком. Любое появление на своей территории они воспринимают как покушение на пищевые ресурсы, поэтому и нападают. И это только начало: количество собак на улицах растет.
В других странах существуют нормальные программы: собаки, которые попадают в приюты, оцениваются с точки зрения поведения. Агрессивных собак усыпляют — гуманно и безболезненно, никто не отпускает их на улицу.
У нас все наоборот. Более того, добрые волонтеры, сами того не зная, отдают в семьи агрессивных собак, которые не могут жить с людьми. Решить проблему с нападениями собак можно через усыпление опасных и асоциальных животных. Сначала по всей стране необходимо провести глобальный учет, оценить их поведение. Все системы уже давно разработаны, выявить опасные стаи реально даже местным жителям — нужно лишь запустить систему. Отбор должен производиться, иначе случаев с нападениями будет больше по всей стране, ситуация будет лишь ухудшаться, - пояснила корреспонденту «7x7» Юлия Ганицкая.
Преподаватель образовательного центра Российской кинологической федерации, биолог, зоотехник-кинолог Евгений Цигельницкий тоже считает, что программа ОСВВ не спасает от нападений собак. Кроме того, она не решает проблему с заражениями бешенством: побывавшие в отлове биркованные собаки вакцинируются один раз, а прививать от бешенства гуляющих на улице животных нужно ежегодно.
Цигельницкий говорит, что некоторые биркованные собаки все равно будут кусать людей, потому что они родились в лесопарках и на свалках, вдали от человека:
— А сами приюты — вы там бывали? Это грязные, больные животные, часто голодные, разве это гуманное обращение с животными? А когда собака с биркой в ухе щенится? Получается, ее не стерилизовали, а средства освоили. Единственный выход — безвозвратный отлов и эвтаназия через какое-то время, если собака оказалась невостребованной, ее не забрали в семью. Частные приюты с пожизненным содержанием имеют право на существование, если они содержатся на личные средства организаторов или же пожертвования, но не на бюджетные средства. Обычно в таких приютах ограниченное количество мест, животные содержатся в приемлемых условиях до пристройства.
Руководитель калужского приюта «Верные друзья» Елена Прохорова, комментируя реализацию программы ОСВВ изданию "Коммерсантъ", сказала, что ее разработали чиновники, которые не имеют отношения к приютам, а нужно консультироваться с теми, кто имеет опыт работы в этой сфере: «Убивать животных запретили, но никто не контролирует, что происходит с ними после отлова, — в итоге мы видим собак с бирками, а они нестерилизованные, оказывается».
На платформе «Российская общественная инициатива» Евгений Цигельницкий разместил петицию, в которой предложил поправки к программе ОСВВ. В частности, он считает, что выпускать собак обратно на улицу после отлова можно только под личную ответственность человека, который согласится стать опекуном животного. Если же за три недели для собаки не нашелся хозяин или опекун, ее следует усыпить.
По словам Цигельницкого, именно так работают с безнадзорными животными в большинстве стран Евросоюза, США, Канаде, Южной Корее, Австралии, Японии. Животных, для которых за определенный период времени не нашли хозяев, там можно усыплять. Аналогичная российской модель ОСВВ реализуется в отдельных городах Великобритании, Канады, Австралии, Франции, Испании, Польши - но только как дополнительная к обычному муниципальному отлову, и применяется чаще всего по отношению к группам бездомных кошек, не опасных для людей.
Налоги, штрафы, эвтаназия: опыт зарубежных стран
В странах, где бездомных собак нет или почти нет, этого добились благодаря комплексу мер. С одной стороны, это законодательные нормы, которые заставляют людей ответственнее относиться к питомцам, с другой — развитая система государственных приютов, из которых собак не выпускают обратно на волю. Если для них не нашелся хозяин, животных оставляют в приюте пожизненно или усыпляют.
В странах Евросоюза эвтаназия здоровых животных, которых никто не приютил, запрещена в Германии, Греции, Италии, Чехии. Вместе с тем там действуют жесткие правила для владельцев животных. Например, в Германии желающие завести собаку должны оплатить налог от 100 до 150 евро (за вторую собаку налог в два раза больше). Если собака бойцовская, налог составляет 650 евро. Необходимо оплачивать обязательную страховку на случай нападения, а животные должны быть чипированы. Налоги платят владельцы собак и в некоторых других странах, в частности во Франции, Австрии, Норвегии, Чехии, Швеции. Кроме этого, собак нужно обязательно регистрировать.
Людей, выбросивших животное на улицу, во многих европейских странах штрафуют, а в Италии за это могут посадить в тюрьму. Есть штрафы за отсутствие чипа, регистрации и вакцинации собак - например, в Чехии. Бездомных животных в приютах там мало, поэтому их быстро разбирают.
Европейская конвенция по защите домашних животных разрешает усыпление. Участники Международной коалиции по обращению с животными-компаньонами, в которую входит в том числе Всемирное общество защиты животных, считают, что усыпление — гуманный способ решения судьбы животного в тех случаях, когда остальные варианты не обеспечат ему комфортной жизни. Это относится в том числе к ситуациям, когда животное проявляет агрессию или когда приют переполнен, а новых хозяев найти не удалось.
В США действует «Закон о стерилизации животных», согласно которому хозяева должны стерилизовать всех своих питомцев старше четырех месяцев. Исключение - собаки-чемпионы, полицейские собаки и собаки-поводыри, а также животные, которые живут у заводчиков. Бездомных собак отлавливают и, если через определенный период времени их никто не приютил, усыпляют. Выпускать на улицу после вакцинации и стерилизации в некоторых городах могут лишь бездомных кошек.