В мае в микрорайоне КЗТЗ Курска на заборе частного дома и гаражах появились плакаты с надписями «Нет дороге вместо леса! Соловьиный край должен оставаться Соловьиным», «Прочь, застройщик! Это наша земля! Это наш дом! Это наш лес!», «Ни пяди леса застройщику!». Так местные жители отреагировали на идею курских властей поменять генплан города. 25 мая состоялась презентация его нового проекта. По нему планируется построить дорогу и многоэтажки. По мнению жителей Курска, это может уничтожить лесной массив и более чем 1200 дачных участков в микрорайоне КЗТЗ. Петицию против нововведений подписало более 22 тыс. человек. Корреспондент «7х7» побывала в двух микрорайонах Курска и узнала, за что жители готовы «биться до последнего».
«Прочь, застройщик!»
КЗТЗ — один из микрорайонов Сеймского округа, расположенный на юго-западе Курска. С 1953 по 2010 год на этой территории находился Курский завод тракторных запчастей, из-за чего появилось такое название-аббревиатура. Сейчас здесь развитая инфраструктура: областная больница, торговые центры, цветочные магазины, школы, колледж культуры и большое количество гаражей. Домов тоже много — в основном, это малогабаритные пятиэтажки, в которых проживает около 40 тысяч курян.
А еще на КЗТЗ есть сосновый лес с высокими крепкими деревьями и ярко-изумрудными листьями. Его сразу же замечаешь невооруженным глазом, как и несколько плакатов, которые висят на местных гаражах около школы №46 на улице Конорева. На них можно прочитать: «Нет дороге вместо леса! Соловьиный край должен оставаться Соловьиным», «Руки прочь от наших домов! СНТ — наша земля», «Ни пяди леса застройщику!», «Прочь, застройщик! Это наша земля! Это наш дом! Это наш лес!». Эти плакаты придумала и повесила инициативная группа жителей СНТ (Садовое некоммерческое товарищество), которые выступили против принятия нового проекта генплана Курска.
«Лес трогать нельзя — тут целая экосистема»
Первым, кто в 34-градусную жару встретился на пути в сосновый лес, стал Алексей Сергеев. Это 54-летний машинист, который живет на КЗТЗ.
— Я открывал архивные карты 16 века. Там видна и «зеленка», и излучина реки. Это старый лес, который рос здесь и до нас. Ему лет 300–400, наверное. И войну он видел. Мы еще в детстве находили там разные воронки и пули, — вспоминает Сергеев.
По его словам, в сосновый лес на КЗТЗ приезжают люди со всего города, чтобы погулять. Дети делают кормушки и скворечники для белок и птиц.
— А еще в нашем лесу обитают ежики, мыши, косули, белки, зайцев много. В нем соловьи поют! Семьи часов в 11 приходят их послушать. Такой перезвон идет с утра, что все печали сразу исчезают. У людей проблемы накапливаются, они сюда приходят, с природой соприкасаются, и на душе легче становится, — говорит мужчина.
Он, как и другие жители микрорайона, опасается, что из-за внедрения нового генплана лес уничтожат.
— Люди уже на грани. У нас есть свободные поля, бывшие колхозы, где можно построить прекрасные районы. Лес трогать нельзя — тут целая экосистема, и если ее побеспокоить, то погибнет все. И, если сосна уйдет, будет просадка грунта колоссальная. Это станет для всех экологической катастрофой и глупостью для губернатора и правящей верхушки, — считает Сергеев.
Пока мы беседовали, из леса доносились голоса птиц, воздух был чистый и легкий, несмотря на знойную погоду. Неподалеку слышались голоса детей, в тени под широкой сосной пряталась молодая женщина с ребенком в коляске. Ее зовут Ольга Литвинова, ей 32 года, она врач-косметолог.
— Что вы чувствуете, когда заходите в этот лес?
— Блаженство и расслабление. Это единственное место, где можно отдохнуть. К тому же сейчас жара, и только здесь получается спастись. У нас, по сути, в городе нет парков, негде гулять с детьми, им негде дышать свежим воздухом, — говорит Ольга Литвинова. — Нам важна природа. Чтобы было, где провести время. Я вижу, насколько важен лес для пенсионеров, и отношусь к ним с состраданием. Эту территорию нужно сохранить как парковую зону. Тем более вдохновляет то, что многие сделали здесь спортивные площадки и беличью полянку. Не хочется, чтобы это разрушали.
В вопросе реализации нового проекта генплана Ольга Литвинова разделяет позицию предыдущего собеседника:
— Зачем сносить то, что уже есть? Мы лишимся прогулочной и спортивной зоны, наших зеленых легких. Есть множество разрушенных зданий и в центре, и возле Онкоцентра, и на КЗТЗ, которые можно привести в порядок и построить целый район. Как Дериглазова, например.
«У нас одна цель — отвоевать все это»
Если пойти вглубь соснового «лабиринта», минут через 40 можно увидеть очертания другого района, который вместе с КЗТЗ планируют модернизировать. Это Моква. Поселок расположен в западной части Курска и считается дачной территорией — здесь нет гипермаркетов и многоэтажных домов, а только частные сектора, в которых живут и работают люди.
На одном из домов висит зеленая табличка «Правление садоводческого товарищества „Моква“». Рядом с ним собираются жители районов для обсуждения генплана. По словам 66-летнего пенсионера Александра Баркина, на собрания приходят по 500–800 человек. Мужчина живет в одном из частных секторов Моквы. В разговоре с корреспондентом «7х7» он активно и бойко отстаивает мнение протестующих курян.
— Генплан предусматривает прокладку дороги от проспекта Плевицкой через наше СНТ. У нас четыре товарищества (1200 участков), и дорога от них идет через великолепный сосновый лес, который у нас в Курске один. Несмотря на это, разработчики плана хотят лес вырубить, все снести и построить высокоэтажные здания. Мы против этого, потому что такие уголки природы нужно беречь. К тому же здесь живет много пенсионеров, их подспорье — сады и огороды. Это не только мое мнение — у нас проходят собрания по 500–800 человек, и все люди высказываются против. Но власть плюет на наше мнение и «продавливает» этот генплан, — считает Баркин.
Мужчина добавляет, что в этих районах находится семь пионерских лагерей. Он предполагает, что их тоже снесут.
— Как дети смогут отдыхать, если там будет трасса, какой воздух будет? И нам непонятно, какой смысл соединять Волокно. Это что, производственный район? Лучше бы эти деньги потратили на открытие производства, чтобы люди там работали, а не ездили в центр. Вот как раз и дороги разгрузились бы.
Александр Баркин рассказал, что по новому генплану в микрорайонах КЗТЗ и Моква предлагается построить больницу, аквапарк, детские сады, школу, в которую смогут ездить дети из Северо-Западного микрорайона и проспекта Плевицкой.
— А не проще ли на Плевицкой это и построить? И не нужно будет людям сюда ездить. Я не понимаю, есть ли у них головы. Не я один так думаю — у нас проходят собрания, и все люди высказываются против. Мы собирали обращения — ими вся администрация завалена. Тысяча, две, три, пять, десять — все это имеется. Сейчас у нас одна цель — отвоевать все это, и мы будем биться до последнего.
«Многоэтажной застройки в лесу не будет»
Администрация Курска, в свою очередь, заверила жителей, что многоэтажной застройки в лесу на КЗТЗ и в районе Междуречья не будет. Власти приняли во внимание недовольство горожан, основанное на предложении разработчиков застроить территорию в районе КЗТЗ. Проектом была предусмотрена среднеэтажная жилая застройка на месте СНТ и многоэтажная — в зеленой зоне за улицей Конорева. Как написали в администрации Курска, «камнем преткновения стала дорога через лес».
«Так как предложение разработчика получило отрицательную оценку жителей, решение по застройке СНТ и лесного участка за улицей Конорева отменено», — сказала председатель городского комитета архитектуры и градостроительства Ирина Аникеева.
В результате разработчики предложили наиболее интенсивную застройку предусмотреть в микрорайоне Северный и в Сеймском округе в районе улицы Энгельса. Там предполагается строительство 84 новых детсадов и 36 образовательных учреждений, реконструкция пяти существующих школ.
В ответ на протесты горожан курские власти организовали общественные обсуждения. Они прошли 23 июня. По официальным данным, жители города передали в городской комитет архитектуры и градостроительства более пяти тысяч предложений в проект генплана Курска. Сбор предложений продлится до 30 июня, после чего их передадут разработчику.